«КУЛЬТУРА РОССИИ ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ в.»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с основными достижениями русской
культуры первой половины Х1Х века, воспитать у учащихся
чувство гордости за отечественную культуру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «КУЛЬТУРА РОССИИ
ВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х в.»
(урок - воображаемая экскурсия, с элементами игры)
Цель урока: познакомить учащихся с основными достижениями русской
культуры первой половины Х1Х века, воспитать у учащихся
чувство гордости за отечественную культуру
Опережающее задание: прочитать материалы учебника и дополни-
тельную литературу, подготовить сообщения о каком-либо
произведении культуры первой половины Х1Х века
ПЛАН:
- Подготовительный этап экскурсии.
- Ход экскурсии.
- Подведение итогов экскурсии.
1.Подготовительный этап экскурсии.
Класс заранее разбивается на группы, каждая из которых готовит «экскурсию» по определенной тематике:
- великие художники;
- архитектура России первой половины Х1Х века;
- выдающиеся скульпторы России;
Один человек от группы проводит экскурсию о деятелях культуры, избирается экскурсовод, который и связывает воедино выступления участников.
2. Ход занятия.
Перед классом выходит экскурсовод:
«Уважаемые господа! Мы приглашаем Вас на экскурсию по картинной галерее. Здесь вы познакомитесь с лучшими образцами изобразительного искусства первой половины Х1Х в., узнаете о жизни выдающихся художников этого периода, проходим в первый зал. (далее учащиеся по очереди рассказывают о своих произведениях, на доске демонстрируется наглядный материал). Одно из выступлений Клименко Виктории, ученицы 10 «Б» класса. Демонстрируется репродукция картины Тропинина «Кружевница».
Выступление Клименко Виктории: «Нам представлена репродукция Тропинина «Кружевница». Художник Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в семье крепостных графа И.И.Моркова. Хозяин позволил Тропинину посещать классы Академии художеств в Петербурге. Первые известные работы Тропинин написал на Украине, в имении Моркова. В это время он был уже зрелым мастером, написавшым работы «Старик нищий» и «Кружевница». В 20-40 годы он пишет множество портретов, в том числе портрет Пушкина А.С. Всего художник создал более семисот работ»
Экскурсовод представляет выступление Горбуной Екатерины, с демонстрацией картины К.П.Брюллова «Последний день Помпеи».
Выступление Горбуновой Екатерины: «Нам представлена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Он написал ее в 1830-1833 гг., после того как посетил раскопки римского города Помпеи, погребенного под лавой и пеплом вулкана Везувия в 79 г. нашей эры. В картине нет главного героя, но в каждой из фигур – волнение и ужас. Себя Брюллов изобразил в виде художника, несущего ящик с красками.
Карл Павлович Брюллов (1799-1852гг.) был потомственным художником. В 1809-1821 гг. он учился в Петербургской академии художеств. В 1822 г. общество поощрения художников направило Брюллова за границу. В Италии он написал множество картин, таких , как «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи». Известной картиной является его автопортрет.»
Экскурсовод представляет выступление Чеботаревой Маргариты с демонстрацией картины «Явление Христа народу» А.А.Иванова.
Выступление Чиботаревой Маргариты: «Картина называется «Явление Христа народу». Ее написал художник Александр Андреевич Иванов. Он родился в 1806 году в семье профессора Академии художеств. Уже первые работы привлекли внимание Общества поощрения художников, которое направляет его за границу. В 30-е годы Х1Х века художник обращается к библейской теме. За картину «Явление Христа Марии Магдалине», написанную в 1834-1836 гг., Иванов получает звание академика. Над картиной «Явление Христа нороду» Иванов работал 20 лет, с 1837 по 1857 гг. Он создал множество набросков и этюдов, в деталях выписывая каждый образ. Размер картины -5,5 на 7,5 метра. Особенностью композиции является то, что Христа – смысловой центр картины, он расположил в отдалении. В 1858 году Иванов привез свою картину в Петербург. В этом же году художник скончался»
Экскурсовод представляет выступление Чернецовой Виктории с демонстрацией картины «Сватовство майора».
Выступление Чернецовой Виктории: «Представленная картина называется «Сватовство майора». Ее написал художник Павел Андреевич Федотов. На картине изображена сцена появления жениха-офицера в купеческом доме. Купец, видимо, рад породниться с дворянством, смущенная же невеста пытается убежать. Майор находится в соседней комнате и виден только зрителям. Он стоит в бравой позе, подкручивая усы. Можно предположить, что женитьбой на дочери богатого купца майор хочет поправить пошатнувшееся из-за карточных проигрышей материальное положение.
Павел Андреевич Федотов родился в семье отставного офицера в 1815 году. Окончил кадетский корпус. Во время учебы посещал рисовальные классы Академии художеств. Рисовал портреты однополчан и сцены из армейской жизни. В 1844 году Федотов выходит в отставку и полностью отдается рисованию. Он стал основоположником нового жанра – бытовой сатирической картины. Из-под его пера вышли картины «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», Анкор, еще анкор!», «Игроки». Последняя картина была написана художником незадолго до смерти в 1952г»
Далее экскурсовод приглашает Кочурова Илью с демонстрацией фотографии здания Адмиралтейства в Петербурге.
Выступление Кочурова Ильи: « На фотографии изображено здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В 1806-1823 гг. здание Адмиралтейства было перестроено по проекту Аверьяна Захарова (1761-1811гг.). Захаров родился в семье мелкого чиновника. В 1782 году закончил Академию художеств с большой золотой медалью. Затем стал преподавать архитектуру в Академии художеств, а в 1794 году получил звание академика. Построенное по его проекту здание Адмиралтейства состоит из двух корпусов, разделенных водным каналом, по которому в верфь заходили корабли. Главный фасад Адмиралтейства имеет протяженность более четырехсот метров. В центре здания находится башня, над которой возвышается купол и золотая «адмиралтейская игла». Здание украшено скульптурами и рельефами».
Экскурсовод приглашает Олейникову Татьяну с демонстрацией фотографии Казанского собора.
Выступление Олейниковой Татьяны: «На фотографии изображен Казанский собор. В 1799г., по указу Павла 1, был проведен конкурс на проект храма на Невском проспекте. Конкурс выиграл Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814 гг.). Воронихин был крепостным графа А.С.Строганова – президента Академии художеств. Он рано проявил художественные способности, и его отправили в Москву, а затем в Петербург. Воронихин получил типичное для дворянских детей образование. В 1786 году ему дали вольную. Во время путешествия по Европе Воронихин изучал архитектуру. Строительство Казанского собора началось в 1801 году. Собор вытянут вдоль Невского проспекта, но удален от него. Площадь перед собором окружена колоннами. Вход в собор выполнен в виде шестиколонного портика с треугольным фронтоном. Над портиком возвышается купол, в перекрытии которого Воронихин впервые в России использовал чугун и железо. Собор был закончен и освящен в 1811 году. Позже в композицию площади были включены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли работы скульптора Б.И.Орловского»
Экскурсовод приглашает Коржанову Татьяну с изображением Большого театра.
Выступление Коржановой Татьяны: «На фотографии изображен Большой театр. Он был построен в 1821-1824 гг. архитектором Осипом Бове. (1734-1884 гг). Он спроектировал прямоугольную площадь, вглубь которой поставил театр. Здание выполнено в стиле ампир. Фасад с колоннадой портика обращен к площади. Над треугольным фронтоном установлена квадрига Аполлона. Изветными творениями Бове являются Александровский сад и триумфальные ворота в Москве в честь победы над Наполеоном».
Экскурсовод приглашает Жигунову Татьяну с фотографией храма Христа Спасителя.
Выступление Жигуновой Татьяны: «На фотографии изображен храм Христа Спасителя. Храм был построен в 1837-1889 гг. архитектором Константином Тоном в честь победы над Наполеоном. Тон использовал мотивы русского средневекового зодчества. Архитектор выбрал эффектное место – излучину Москвы-реки недалеко от кремлевского ансамбля. Огромный храм с пятью главами, аркатурно-колончатым поясом дополняет собой исторический центр города. Храм был взорван большевиками в начале ХХ века, и восстановлен на народные средства в конце ХХ века».
Экскурсовод приглашает Морозова Игоря с фотографией памятника Минину и Пожарскому.
Выступление Морозова Игоря: «На фотографии изображен памятник Минину и Пожарскому. Памятник выполнен скульптором Иваном Мартосом (1754-1835гг.) в 1804-1818гг. Он изначально стоял напротив Кремля. Минин стоит, указывая Пожарскому на Кремль и вручая ему меч. Постамент памятника украшен рельефами, один из которых изображает сбор пожертвований по призыву Минина, а другой – победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского. В конце Х1Х века памятник был перенесен к Покровскому собору, где и стоит по сей день».
3.Подведение итогов.
В конце урока учитель оценивает выступления каждого докладчика, целесообразно поставить положительные оценки («хорошо», «отлично»).
Затем учитель, подводя итоги, предлагает сыграть в игру по культуре первой половины Х1Х века , каждый правильный ответ оценивается в 3 балла, набравшие более 10 баллов также получают положительные оценки.
- Кто был автором «Философских писем»:а) П.Я.Чаадаев; б)В.Г.Белинский; в)Н.Г.Чернышевский; г) А.С.Грибоедов.
- Высший церковный сан в православии: а) патриарх; б)митрополит; в)архимандрит; г) инок.
- Кого готовили в лицеях: а) штабных офицеров; б) придворных; в) высших государственных чиновников; г)разведчиков.
- Кто является архитектором Казанского собора в Петербурге: а)А.Н.Воронихин; б) О.Монферран; в) Дж.Кваренги; г)К.И.Росси.
- Крупнейший русский математик первой половины Х1Х века: а)П.Л.Чебышев; б) Н.И.Лобачевский; в) Ф.К.Магницкий; г) В.С.Якоби.
- Кто из этих путешественников участвовал в первом в истории России кругосветном путешествии: а) Ф.Ф.Беллинсгаузен; б)М.П.Лазарев; в) В.М.Головнин; г)Ю.Ф.Лисянский.
- Кто из известных русских литераторов одновременно был выдающимся дипломатом и талантливым композитором: а) А.И.Герцен; б) М.Ю.Лермонтов; в) А.С.Грибоедов; г)А.С.Пушкин.
- Где был открыт в России первый ботанический сад: а) в Москве; б) в Крыму; в) в Одессе; г) в Петербурге.
- Кто был крупнейшим в России историком и еще был писателем: а) В.Н.Татищев; б) М.М.Щербатов; в) Н.М.Карамзин; г) Т.Н.Грановский.
- Русский художник, автор картины «Явление Христа народу»: а) А.А.Иванов; б) О.А.Кипренский; в) К.П.Брюллов; г)П.А.Федотов.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Мое любимое произведение русской культуры первой половины Х1Х века».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/16/picture-48417.jpg)
Культура России в первой половине XIX века
Данный урок проведён в форме игры-викторины, как вариант - можно разделить класс на мини-группы или провести игру между классами одной параллели....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-48678-1474913820.jpg)
Тесты по теме "Культура России в первой половине XIX века"
Тесты позволят быстро и эффективно проверить и закрепить знания по данной теме. Вопросы составлены с учетом требований подготовки к ГИА....
Культура России в первой половине XIX века
Культура России в первой половине XIX века...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/20/picture-1190875-1574275075.jpg)
Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»
Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/05/picture-1203682-1578231390.jpg)
Презентация к уроку истории в 9 классе по теме "Российская культура России в первой половине XIX в. Русский ампир"
Данная презентация рекомендуется к использованию на уроках истории в 9 классе при изучении темы "Российская культура России в первой половине XIX в",по учебнику "История России. 9...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/13/picture-358342-1555124353.jpg)
Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века"
Технологическая карта карта урока истории по теме " Культура России в первой половине XIX века". Тип урока - изучение нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/29/picture-1397486-1648579606.jpg)
Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс
Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...