Статья.«Средние века. Время рыцарей и замков».
статья по истории (5 класс) по теме

Сусло Варвара Владимировна

Цель: познакомить учащихся с новым историческим периодом «Средневековье».

Задачи:

1. Образовательные

1) Формировать у детей представления о новом историческом периоде «Средневековье».

2) Формировать у детей понятия «рыцарь», «замок» и т.д. с целью через более известные детям понятия расширять представление об эпохе средневековья.

2. Воспитательные

1) Воспитывать чувство гордости за свою страну, изучая её историю в данный период времени.

2) Воспитывать  интерес к исторической дисциплине, как к учебному предмету.

3. Развивающие

1) Развитие временных представлений детей об эпохе средних веков.

2) Развитие психических процессов у детей, таких как внимание, мышление, память (произвольное запоминание, слуховая, зрительная память) с помощью различных методических приёмов на уроке.

Литература:

1) Энциклопедия «Аванта+» «История России и её ближайших соседей» Т. 5. Ч. 1. Москва,1995. – 670 с.

2)Плешаков А.А. «Мир вокруг нас».4кл.-М.,2003.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednie_veka._vremya_rytsarey_i_zamkov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проверен

учителем:

методистом:

Конспект урока по предмету «История города»,

Борменковой  Варвары Владимировны.

Тема: «Средние века. Время рыцарей и замков».

Цель: познакомить учащихся с новым историческим периодом «Средневековье».

Задачи:

1. Образовательные

1) Формировать у детей представления о новом историческом периоде «Средневековье».

2) Формировать у детей понятия «рыцарь», «замок» и т.д. с целью через более известные детям понятия расширять представление об эпохе средневековья.

2. Воспитательные

1) Воспитывать чувство гордости за свою страну, изучая её историю в данный период времени.

2) Воспитывать  интерес к исторической дисциплине, как к учебному предмету.

3. Развивающие

1) Развитие временных представлений детей об эпохе средних веков.

2) Развитие психических процессов у детей, таких как внимание, мышление, память (произвольное запоминание, слуховая, зрительная память) с помощью различных методических приёмов на уроке.

Литература:

1) Энциклопедия «Аванта+» «История России и её ближайших соседей» Т. 5. Ч. 1. Москва,1995. – 670 с.

2)Плешаков А.А. «Мир вокруг нас».4кл.-М.,2003.

Материалы и оборудование:

1) Карточки с вопросами для детей и краткими сведениями о происхождении 3-х основных мировых религий, средних веках, как эпохе и т.д.

2) Открытки с изображением памятников архитектуры города Санкт – Петербурга.

3) Наглядные материалы: изображения рыцарей, замков, храмов, мечетей, церквей и т.д.

План урока:

1. Организационный момент.         1 мин.

2. Проверка домашнего задания.   5- 7 мин.

3. Изучение нового материала.       15 мин.

3.1 Вводная беседа.                            5 мин

3.2 Работа по учебнику.                    10 мин

4. Закрепление изученного.             10 мин.

5. Подведение итогов.                       3 мин.

6. Домашнее задание.                        1 мин.

                                                 Итого: 35 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Варвара Владимировна, и сегодня я проведу у  вас урок ознакомления.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на партах должны быть:

тетради, учебники, дневники и пеналы. (Проверяю). Начнем урок.

2. Проверка домашнего задания.

Кто подскажет мне, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

(Римская империя, Египетское государство). Сегодня, для того, чтобы

проверить, на сколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока,

давайте отгадаем кроссворд.

На доске висит кроссворд в виде флага. Детям задаются вопросы

относительно содержания кроссворда, учитель вписывает ответы детей

маркером в кроссворд.

Слова кроссворда: форум, пирамида, сфинкс, саркофаг, Нил, Тот, Хеопс,

гладиатор, Акрополь.

Молодцы!

3. Изучение нового материала.

3.1.Вводная беседа.

Вы абсолютно верно решили кроссворд. Но, как вы наверное уже заметили,

кроссворд начерчен на флаге. Но ведь флаг кто-то должен держать. (Учитель

вывешивает на доску изображение рыцаря. Получается, что рыцарь держит

флаг).

 Кто держит флаг с кроссвордом? (Рыцарь). А к какой эпохе можно отнести

нашего рыцаря? (К средним векам, Средневековью).

 Итак, тема нашего урока: Средние века. Может быть, кто-то знает что-нибудь о Средневековье? Что характеризует средние века, как эпоху? Что вы можете сказать о рыцарях? (Ответы детей).

Рассказ учителя.

Средними веками принято считать время с конца V века до конца XV века.

Это очень большой период времени, который длился более 1 тысячи лет.

Именно в средние века возникли 3 основные  мировые религии, которые

существует и по сей день. Это христианство,  буддизм и ислам.

Самая древняя вера из этих трех - это буддизм. Буддизм возник в 6 веке до

нашей эры в Индии. Святым в этой религии считается Будда, человек,

который достиг просветления. Настоящее имя Будды – Сиддхартха Гаутама.

Места для моления Будде называются Буддистские храмы. Буддизм, как

верование распространено в Индии, Тибете, Китае, Японии.

Христианство возникло в 1 веке нашей эры в восточной провинции Римской

Империи, Палестине. Священная книга у христиан, а мы с вами тоже

являемся христианами, называется Библия. Христианство - самая

распространенная вера на сегодняшний день, и практически все европейские

государства приняли христианство. Здания для молитв называются храмы,

соборы, церкви.

Слово «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Ислам

возник в 7 веке нашей эры в Аравии. Священная книга у мусульман, то есть

людей, которые приняли веру Ислам, называется Коран. Бог, которому

поклоняются мусульмане, – Аллах. Здания для молитв называются мечети.

(Рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций).

Кроме того, в средние века людьми были изобретены вещи, без которых

немыслимо наше существование сегодня: это ложки, вилки, пуговицы, часы.

А также, именно в средние века, люди совершили первое кругосветное

путешествие, были образованы государства, которые существуют и сегодня.

это: Англия, Франция, Германия, и столица нашего государства – Москва –

тоже была образована в средние века.

Беседа по рассказу учителя.

3.2. Работа по учебнику.

А теперь откройте учебники, и прочитайте текст на стр. 15 – 17.

Вопросы для закрепления:

Какие государства образовались в средние века?

Какие религии возникли в средние века?

Как назывались здания для молитв?

Молодцы!

А теперь вернемся к рыцарям. Прочитайте стр. 18 – 20.

Кто такие рыцари средневековья?

Как становились рыцарями средневековья?

Опишите рыцаря средневековья.

4. Закрепление.

Вопросы для закрепления +  дополнение ответов учеников рассказом учителя.

Как ученые узнают о жизни людей в средневековье?

(в средние века было изобретено книгопечатание)

Как изменился облик Европы за время Средневековья? (замки, церкви,

соборы, храмы)

Учитель показывает детям иллюстрации с замками, соборами, церквями.

Какие религии возникли в Средние века? (Христианство, Ислам,  Буддизм)

Как назывались здания для молитв? (соборы, церкви, мечети, буддистские

храмы)

Кто такие рыцари? (защитник знатного человека(короля, герцога),

благородного происхождения, на коне, в латах, с мечом и щитом)

Для чего строили замки? (для защиты)

Как выглядел замок? (показ иллюстрации) (вокруг замка обычно был ров с

водой, навесной мост с решеткой, дубовые ворота)

Есть ли в нашем городе замки? (Михайловский замок, показ иллюстраций

учителем)

Удобно ли это жилище? (было холодно и сыро, стекол не было, так как

стекла еще не знали, окна закрывались ставнями, освещался замок  факелами)

Кто изобрел книгопечатание?

Как назывались металлические буквы?

На доске написаны слова: литеры, замок, рыцарь, турнир, факел, латы, щит,

доспехи.

Запишите эти слова в тетради.

5. Подведение итогов.

Что нового узнали?

 Хотели бы Вы жить во времена Средневековья?

Хотели бы обладать качествами рыцаря в наше время? (назвать качества и

доказать свою позицию)

6. Домашнее задание.

Составить кроссворд со словами, которые записаны в тетрадь, можно

использовать свои слова по теме средних веков. Нарисовать, как вы

представляете средневекового рыцаря. Стр. 15 – 21 чтение, пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд "Рыцари и замки"

для обучающихся 6 класса по истории Средних веков по учебнику М.Донского Лучше использовать на уроках истории в слабых классах. Кроссворд выполнен в программе Excel....

История 6 Кроссворд "Рыцари и замки"

1.Краткое изречение, объясняющее смысл герба.2.Конный воин.3.Отличительный знак рода.4.Военное состязание рыцарей в силе и ловкости.5.Мальчик в услужении знатного феодала.6.Рубаха, сплетенная из желез...

История 6 Время рыцарей и замков

Соотнесите понятия и их значения:1) феодальная лестница2) сеньор3) вассала) крупный собственник земли, в подчинении которого находились не только крестьяне, но и более мелкие землевладельцы.б) военный...

История 6 Время рыцарей и замков (КРОССВОРД)

1.Так называли всех, кто в Средние века владел землями с крестьянами.2.Помощник рыцаря.3.Обряд посвящения в рыцари.4.Свод законов у рыцарей.5.Тяжеловооруженный конный воин.6.Вытканная картина.7.Воинск...

История 6 Время рыцарей и замков (КРОССВОРД)

1.Так называли всех, кто в Средние века владел землями с крестьянами.2.Помощник рыцаря.3.Обряд посвящения в рыцари.4.Свод  законов у рыцарей.5.Тяжеловооруженный конный воин.6.Вытканная картина.7....

История 6 Время рыцарей и замков вопрос 12102

В исторических исследованиях Средневековья указывается, что 6 млн. человек умерли от голода, 8 млн. стали жертвами войн, а ещё 9 млн. стали жертвами эпидемий чумы и оспы. А чьими жертвами стали ещё 12...

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»

Технологическая карта урока в технологии интерактивного подхода к обучению. Урок английского языка в 4 классе по теме: «Рыцари и замки»...