Система подготовки к ГИА по обществознанию и истории
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (9 класс) на тему

На сегодняшний день экзамен по обществознанию ( ЕГЭ и ГИА)  среди учащихся самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах, принимающих результаты ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей. Естественно, что это подвигло к выработке собственной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_podgotovke_k_gia_vystuplenie.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Актуальность выбора

На сегодняшний день экзамен по обществознанию (и ЕГЭ и ГИА)  среди учащихся самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах, принимающих результаты ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей. Естественно, что это подвигло к выработке собственной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации.

  Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. Успешно освоить предмет обществознание и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс, для этого необходима целенаправленная систематическая работа. Как известно, система – это целое состоящее из взаимосвязанных частей. В школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся.

2. Структура формирования у учащихся обществоведческой культуры

С 6 по 11 класс в нашей школе осуществляется преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. Достоинства этого конкурса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются автором именно в формате ЕГЭ.

В связи с вышесказанным выстраиваю структуру формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:- первый уровень (6-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), индивидуальные занятия. На этом этапе  учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов.

- второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), факультативные занятия, консультационные часы, индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам. На этом этапе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения.

- третий уровень (10-11 классы): уроки в рамках школьной программы, факультативы, индивидуальные занятия,  консультационные часы, подготовка к олимпиадам.

  Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеучебной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах. В разные годы процент желающих выбрать в дальнейшей взрослой жизни специальность, при поступлении на которую в вуз необходим был результат ЕГЭ по обществознанию, варьировался среди старшеклассниц от 45 до 71 %, среди юношей – от 11 до 30 %. В опросе принимали учащиеся 9-11 классов. 

3. Методика подготовки девятиклассников к сдаче ГИА по обществознанию

   В 6-7 классах учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. На своих уроках я использую тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа. Для выполнения заданий тестового характера необходимо не только знание обществоведческих понятий и терминов, но и умение оперативно применять их. Такая работа требует внимания и  сосредоточенности.

  Наряду с традиционными тестовыми заданиями предлагаю учащимся на уроке двухвариантные тесты

Выполнение двухвариантных тестов позволяет подготовить учащихся к заданиям на анализ двух суждений, которые требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения обществоведческих наук и определять, является ли каждое из них верным.

   На своих уроках я так же предлагаю  учащимся задания, которые позволяют формировать умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

  С целью формирования умения анализировать и классифицировать социальную информацию представленную в различных знаковых системах предлагаю учащимся работу со схемами.

В ходе подготовки я использую разнообразные формы организации учебного процесса: лекции, практикумы, семинары.

  Во время лекций происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекциях осуществляется работа над содержанием учебного материала.

   На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний  на практике. Как правило практикум проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания  частей В и С.

    На практикуме так же осуществляется постоянная работа с текстами с целью формирования умений учащихся  интерпретировать текст, устанавливать связь материала текста с обществоведческими  знаниями, формировать оценочные суждения, осуществлять поиск социальной информации по определённой теме из фрагментов предложенного текста. Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. В 10-11 классе учащиеся знакомятся с требованиями к  написанию эссе, продолжают отрабатывать  навыки его написания.

    На моих уроках важнейшем ресурсом, повышающим эффективность этого вида работы, выступает коллективный анализ подготовленных учениками эссе, который проводится по следующим критериям:

  • Чёткое  определение собственной позиции по рассмотренной проблеме.
  • Дискуссионность
  • Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы.
  • Количество и качество аргументов в защиту определённой точки зрения.
  • Внутреннее смысловое единство, логичность, завершённость.
  • Оригинальность стиля, языка и формы.

  Таким образом, работа не практикумах способствует развитию навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.

Вернемся к 9 классам, с  первых дней обучения в 9-м классе ребята, определившиеся с выбором экзамена обществознание, знакомятся с основными документами по ГИА, особенно с Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Прошу детей скачать кодификатор и на каждом занятии отмечать, какие темы нами уже пройдены. Наглядное «продвижение по Кодификатору» позволяет девятиклассникам укрепляться в мысли, что мы движемся в правильном направлении, поверить в свои силы и не пропускать занятия. Так как, увидев больше отмеченных тем у своего соседа, каждый старается «догнать» материал. В сентябре проходит и первое решение демоверсии. Как правило, вызывающее много затруднений и позволяющее выставить невысокие баллы за его выполнение. Однако коллективный разбор показывает, что многое было не сделано из за неумения решать подобный тип заданий, распределить время, невнимательности, незнания материала, что дает толчок к еще большему желанию систематически заниматься в течение всего года. Последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными. В первые два месяца учебного года идет полное ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. С сентября по февраль проводится основное повторение и изучение новых тем по кодификатору. С марта уделяется более пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам и составляющим курса, вызывающим наибольшие затруднения у обучающихся.        Прежде всего, это политико-правовая система Российской Федерации, способы формирования высших государственных органов страны, полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ,  экономика. В этот период подготовки к ГИА прорешивается большое количество КИМов. Май-июнь – этап предэкзаменационного повторения. Как правило, на это отводится от 6 до 10 учебных и внеучебных часов. В этот период важно:- актуализировать знания учащихся; помочь девятиклассникам обобщить и систематизировать полученные знания; рассмотреть наиболее сложные вопросы и задания, в которых  на экзаменах прошлых лет, ученики наиболее часто допускали ошибки; - напомнить критерии оценивания различных типов заданий. Несколько дней июня до экзамена должны пройти под девизом: «Мы многое узнали, многому научились, стремимся применить свои знания!». Учитель выступает в этот период как старший товарищ, внушающий уверенность и оптимизм. 

Принципы подготовки к ГИА и ЕГЭ

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА и ЕГЭ

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

            Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

4. Мониторинг качества образования.

На мой взгляд, мониторинг качества должен быть системным и комплексным. В начале учебного года я составляю план, который включает мероприятия работы с родителями и учащимися, выступаю на родительских собраниях, даю рекомендации по подготовке к итоговой аттестации .Систематически провожу индивидуальные занятия с учащимися, по плану подготовки осуществляю тематический контроль знаний с последующим анализом результатов работ, на основание анализа осуществляю коррекцию знаний по конкретной теме, которая позволяет выстраивать дальнейшую работу индивидуально с каждым учащимся. В плане работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации выделяю три вида контроля: входной, промежуточный, итоговый.

Они  включают в себя следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ГИА.

5. Точки риска в подготовке  школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления

Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от трудностей, связанных с различными аспектами: организационными, личностными, особенностями восприятия учащимися учебного материала. В 2011 году ГИА по курсу обществознание сдавало 4 человека из 9 классов. Анализ результатов показал, что наиболее успешно сдали те учащиеся, которые:- определились с выбором экзамена в сентябре месяце, и их подготовка была системной и основательной. Они показывали блестящие результаты на уроках, занявшие 1-2 место на районной олимпиаде; не считались со временем и природными условиями: посещали все занятия вне зависимости от каникулярных периодов и сильнейших морозов, которыми изобиловали январь-февраль 2011 г. В апреле к группе присоединились учащиеся, имеющий «4» и «5» по предмету обществознание, обладающий высоким интеллектом, пытавшийся форсировано пройти материал самостоятельно, но на экзамене не добравший 2 балла до «5». Что дало основание сделать вывод: пятерка за курс обществознания в девятом классе не дает основания надеяться, что учащийся получит высшие баллы на ГИА; хотя они добросовестно выполняли все требования учителя и работавшие в рамках предоставляемых им инструкций и памяток.

6. Рекомендации учителям обществознания.

Данная систематическая работа позволила мне выработать некоторые советы, которые можно посоветовать всем учителям обществознания:

1. Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в конце 8-го – начале 9-го класса. Для этого проводить большую разъяснительную работу как среди учащихся так и среди родителей учащихся.

2. Включать в урочную деятельность КИМы. Систему оценивания письменных работ по обществознанию приблизить к системе оценивания ГИА. По завершению изучения тем проводить проверочные работы в формате ГИА. Осторожно подходить к оцениванию изучения курса обществознания за 9-й класс учащихся, предполагающих сдачу ГИА, так как расхождение оценки за год и ГИА рассматривается как недоработку учителя, хотя проверяемый объем знаний в ходе ГИА намного превосходит курс 9-го класса.

3. Проводить систематическую работу по формированию и отработке умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений задания.

4. Продолжить работу по формированию информационной компетентности учащихся, использованию возможностей интернета для самоподготовки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию

В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме ЕГЭ. В V-VII кл. учащиеся обучаются техно­логии работы с тестами, пробл...

Презентация к выступлению на педсовете "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию"

Презентация "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию" позволяет наглядно представить особенности, трудности и важные аспекты подготовки учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Материал к презентации "Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию" , сведения, содержащиеся  в данном материале помогут  педагогу разработать план по подготовкеучащихся к сдаче ЕГЭ, укажут на труднос...

Доклад на тему : Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию в старших классах...

Индивидуально – образовательный маршрут при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и истории

Индивидуально – образовательный маршрут при  подготовке к ЕГЭ по обществознанию и историиИНСТРУКТИВНАЯ       КАРТОЧКА    1.1.1, 1.1.2...

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Система помогает структурировать и упорядочить любую работу, особенно работу учителя. Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию не начинается в 9 классе, она подходит к своему завершению, результату...