УРОК ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ В ГОРОДЕ БОГИНИ АФИНЫ
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Боев Сергей Викторович

Урок истории в 5 классе по теме: «В городе богини Афины»

Цель: обуч-ся должны познакомиться с главным городом афинского государства, с достопримечательностями Древних Афин, бытом его жителей, окунуться в мир гармонии и красоты древнегреческой архитектуры.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

 - Способствовать более яркому восприятию учащимися материальной культуры, условий жизни, быта и труда древних греков через самостоятельную работу с учебником и проведение фронтального опроса в игровой форме. - Акцентировать внимание обучающихся на прекрасные творения древнегреческих мастеров через разгадывание кроссвордов в форме парной работы.  

- Содействовать раскрытию у учащихся знаний о важнейшей в истории человечества древнегреческой культуре. 

- Активизировать изучение исторических понятий, терминов, событий, фактов через индивидуальное решение мини-задач.  

Развивающие задачи: Содействовать развитию формирования образных представлений, понятий причинно-следственных связей через индивидуальную и групповую формы работы.  

Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, с дополнительной литературой. Уметь выделять главное, составлять рассказ. Учиться сопоставлять факты, делать выводы. 

Создать условия для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в классной аудитории через взаимоанализ устных ответов.

Воспитательные задачи:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, уважения к чужой самобытной культуре. 

Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Оборудование урока:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М.: «Просвещение» 2012г.

Тетрадь.

Меловые записи на доске.

проектор, компьютер, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon v_gorode_afiny.zip1.64 МБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД Учитель: Далёкий край далёких истин,

И древность пред тобой - дитя!

Горами дивными ты выстлан,

Дорогой памяти идя....

На каждом уроке мы с вами переносимся в прекрасный и удивительный Древний мир истории человечества. Вы открываете для себя много нового и интересного. Знакомство с новым параграфом является для вас маленьким открытием. И, прежде чем сегодня мы с вами перейдём к постижению новых высот нашего захватывающего путешествия по страницам Древнего мира, я предлагаю вам не просто урок, а небольшую экскурсию в один из прекраснейших уголков Древней Греции. Предлагаю  Вам роли экскурсантов и, одновременно, моих помощников.

 Для путешествия нам понадобятся дневники путешественника - тетради, в которых мы будем делать заметки, ручки, фломастеры, карандаши, справочник туриста – учебник. Проверьте, пожалуйста, всё ли необходимое к уроку есть у вас на партах

 Прежде чем листать страницы справочника – учебника, давайте полистаем страницы нашей памяти.

Давайте вспомним, что мы знаем о Греции

Работа с картой

Покажи Грецию

На каком полуострове находилась Греция, На юге Балканского п-ова

Из каких частей состоит? Южная, Средняя, Северная

Какими  морями  омывается Эгейское, Ионическое

Какой климат был в Греции Теплый, мягкий, влажный

3. Актуализация знаний и планирование деятельности учащихся.

Как вы думаете, какое название носила столица Афинского государства?

 (Дети отвечают, что название города – Афины.) 

Исходя из вышесказанного, как вы думаете, куда же мы сегодня на уроке отправимся на экскурсию?

 (Звучит ответ ребят, что мы будем путешествовать по городу Афины).

 Да, конечно, ребята, мы познакомимся с достопримечательностями этого великолепного города. Какое бы название темы урока вы предложили?

(Учащиеся предлагают различные варианты, например «Путешествие в город Афины» и др).

Наши мнения почти совпали, т.к. СЛАЙД тема нашего урока «В городе богини Афины». (Учитель открывает доску. Вверху написана тема урока «В городе богини Афины», ниже – план урока, а внизу плана новые слова).

 Откройте, ребята, дневники путешественника. На полях запишем дату 18.02.16 и сделаем первую запись - «В городе богини Афины».

Для того,  чтобы наша экскурсия была совсем как настоящая, я предлагаю вам пользоваться, как делают все экскурсанты, планом экскурсии, который написан для вас на доске, и, конечно же, картой города (слайд №3), которую вы видите на экране и точно такая же карта города есть у вас в учебниках на стр. 173. На  доске я вывесил для вас новые слова, со значением которых мы познакомимся в ходе урока. (Учитель зачитывает план урока - экскурсии и новые слова).

План экскурсии:

1. Район гончарных мастерских – Керамик.

2. Агора – главная площадь Афин.

3. На вершине Акрополя.

Такой план экскурсии выбран для вас не случайно, т.к. Керамик, Агора и Акрополь – это самые интересные районы города.

Новые слова: Керамик, Фидий, агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики, фронтон

СЛАЙД Ребята, вы, наверное, обратили внимание на название нашего урока-экскурсии, что на доске написано непросто город Афины, а город богини Афины. Статую Афины вы сейчас видите на экране. 

Чему покровительствует богиня Афина и как она появилась на свет?

Мы узнали, как появилась на свет богиня Афина.

Почему, же именно в её честь греки назвали свой город?

 Теперь, ребята, мы знаем, в чей город совершим нашу экскурсию. Но мы также должны знать, что прежде чем начать какое-то дело, необходимо понять, для чего мы это будем делать, с какой целью?

 (Учащиеся предлагают свои цели урока, например, узнать много нового об Афинах; узнать, как жили люди много веков назад; познакомиться со знаменитыми памятниками архитектуры, узнать новые слова и т.д.).

Молодцы, вы знаете, а наши цели совпадают. Обратите внимание на экран СЛАЙД, это почти те же самые цели, только они выражены другими словами.

В конце нашей экскурсии попытайтесь объяснить, почему афиняне так любили свой город и гордились им.

4. Изучение нового материала.

а) Экскурсия по району Керамик.

Начинаем нашу экскурсию по городу. Первым пунктом которой будет район гончарных мастерских – Керамик (учитель показывает на доске новое слово) Кто желает показать на карте эту часть города? СЛАЙД  (Один ученик указкой показывает на экране-слайде район Керамик).

(В дневнике путешественника делаем вторую запись) 

Район гончарных мастерских – Керамик.

В этот район города я предлагаю вам отправиться самостоятельно, используя только учебник – справочник туриста. Откройте, пожалуйста, учебники на стр.176 – 177 читаем до слов … Долгое время, а затем мы с вами проведём интересную игру по тому материалу, с которым вы познакомитесь. 

(Класс в течение 3-х минут читает  и смотрит фрагмент видеоурока, а потом учитель достаёт ранее скрытый от глаз учащихся «чёрный ящик» и дети по желанию вытаскивают оттуда пронумерованные листочки с вопросами. Когда «чёрный ящик» опустеет, учащиеся в соответствии с порядковым номером на листочке отвечают на доставшиеся им вопросы). 

Заканчиваем чтение и давайте начнём игру. Перед вами не обыкновенная коробка, а настоящий «чёрный ящик». Он поможет нам определить, насколько вы внимательно путешествовали по району Керамик города Афины. Чтобы ваши ответы имели между собой связный характер, на листочках с заданиями написаны порядковые номера. Начнём мы с вами, конечно же, с номера один. Слушаем первого отвечающего.

Вопросы из «чёрного ящика»:

1. Как назывался район гончарных мастерских? Как выглядел это район? ( Керамик) 

2. Ремесленники, какой специальности жили в районе Керамик? (гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды).

3. Перед вами на экране (7-й слайд) образцы прекрасных ваз и сосудов, изготовлявшихся в районе Керамик. Какими рисунками украшали вазы? (Ответ: вазы украшали чёрнофигурными и краснофигурными рисунками).

4. Что такое чернофигурные и краснофигурные вазы? (Ответ: по красноватой глине рисовали фигуры чёрным лаком, поэтому назывались чёрнофигурными, а потом стали делать наоборот: фигуры оставались красного цвета, а фон закрашивался чёрным).

5. Кто выполнял самую тяжёлую работу в мастерской? (Эту работу выполняли рабы). Кто занимался оформлением посуды? (Это были граждане, переселенцы или вольноотпущенники).

У нас с вами остался последний 6 вопрос. Мы завершаем путешествие по району Керамик.

6. Какой же вывод мы с вами можем сделать из этой части нашей экскурсии? Какие особенности этого района вы заметили?

(Дети отвечают, что в самом грязном и непривлекательном районе Керамик руками искусных мастеров создавались прекрасные произведения искусства, славившиеся далеко за пределами Эллады. Ещё узнали, кто и какую выполнял в мастерских работу). 

Недавно наш знакомый получил большой заказ из Олимпии. Давайте ему поможем и представим себя в роли художников, расписывающих вазы.

Практическая работа.

Задание: закрашиваем шаблон вазы краснофигурным рисунком.

Молодцы, вы, действительно, помогли ремесленнику, а если что-то не получилось, не огорчайтесь, эта работа очень сложная, требующая особого мастерства. Мы, покидая район Керамик, сейчас немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ВИДЕО Отдохнув немного, мы продолжим наше путешествие.

б) Экскурсия по району Агора.

Конечно, ребята, вы правы, район Керамик имел далеко не привлекательный вид. Наш путь лежит на главную рыночную площадь. Ребята, посмотрите на карту-схему. Как называется эта площадь? (Агора).

(В дневнике путешественника делаем запись.)

Агора- главная площадь Афин. Видеоурок

Сердцем Афин была Агора (указкой сначала показать на слово на доске) – главная площадь города. (Учитель указкой показывает на экране район Агора, слайд №8).

В справочнике туриста на странице 177 найдите определение портика. Прочитайте вслух.

Портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Давайте и мы отдохнём в тени портика. Это помещение, крышу которого поддерживали колонны.

1. Что такое Агора? 2. В какое время на рынке было особенно многолюдно? 3. Что продавали на рынке? Какие были развлечения? 4. Кто обычно совершал покупки? 5. Кто смотрел за порядком на рынке? 6. Как избирались смотрители рынка? 7. Из кого состояла рыночная стража? 8. Что такое портики и для чего они служили? 9. Что кроме рынка находилось на Агоре? + 10. Чем занимался Совет пятисот? +  

Молодцы, ребята. Вы оказались очень наблюдательны. У нас с вами остался последний вопрос  Какой вывод можно сделать из получившегося рассказа? ++ (Один учащийся делает вывод по получившемуся рассказу.)(афиняне не представляли себе жизни без посещения Агоры)

в) Экскурсия по району Акрополь.

Наша экскурсия по Древним Афинам продолжается. Давайте вновь обратимся к карте города (тот же слайд №11). Чуть юго-восточнее Агоры расположился ещё один район города – это всемирно известный Акрополь (слайд №12). Это холм с крутыми и обрывистыми склонами. 

(В дневнике путешественника делаем запись.)

Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами.

Используя материал, разгадайте небольшие кроссворды. Перед вами на каждой парте лежат кроссворды, в которых вам необходимо заполнить пустые клетки:

По горизонтали: 1. Столица области Аттика. 2. Богиня победы. 3. Храм богини Афины. 4. Треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом. 5. Бог моря. 6. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. 7. Головной убор богини Афины. 8. Оружие в руках богини Афины.

По вертикали: 1. Знаменитый афинский холм.

Заканчиваем работу. Сравните ваши ответы с ответами на слайде (слайд №13). Если у вас 5 и более правильных ответов, тогда поставьте себе «+» в оценочные листы. Пожалуйста, поднимите руку те ребята, которые сумели правильно заполнить все клетки кроссворда. Молодцы, я вас поздравляю с успешным результатом. Подошло время сделать вывод после очередной экскурсии. С какими достопримечательностями города богини Афины мы познакомились, побывав в Акрополе? ( бронзовая статуя Афины, храм богини Ники, храм богини Афины Парфенон)

5. Первичное закрепление изученного материала.

А сейчас обратите вновь своё внимание на доску. Внизу плана написаны новые слова, которые мы с вами использовали сегодня путешествуя по городу. Я предлагаю вспомнить их значение:(звучат ответы ребят: Керамик – район гончарных мастерских; Фидий – известный греческий скульптор, Агора – главная площадь Афин, Ника – богиня победы, Акрополь – холм, где построены прекрасные храмы в честь богов; Парфенон – храм богини Афины; портики – полуоткрытые помещения, крышу которых поддерживают колонны).

Вы хорошо справились и с этим заданием. Наша экскурсия подходит к концу. Понравилось ли вам наше путешествие? Давайте мы с вами вместе подведём итог всего того, что мы услышали и увидели, путешествуя по этому прекрасному древнему городу. Итак, в каком городе мы сегодня побывали? Какие районы Афин мы посетили

Итак, давайте мы с вами вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока объясните, почему афиняне так любили свой город и гордились им.(стр.172)

Я прошу вас подумать несколько секунд и оценить самим итоги своей работы с помощью магнита, лежащего у вас на парте. На доске написано:

Я понял все и хочу узнать еще больше.

Я понял все и могу объяснить другому.

Я многое не понял.

Встаньте и прикрепите магнит к одному из указанных пунктов.

По результатам я вижу, что мы потрудились. Вы хорошо усвоили материал, заинтересовались данной темой, у вас появилось желание расширить свои знания. Молодцы! Большое спасибо за работу.

6. Информация о домашнем задании.

К следующему уроку я предлагаю вам такое задание: обратите внимание на экран (слайд №14): всему классу выучить §37. Для тех, кто желает получить оценку «5», необходимо письменно ответить на 3-й вопрос в конце параграфа в виде небольшого рассказа. Это задание творческое, поэтому так высоко оценивается. На «4» нужен подробный ответ на 1-й вопрос. На оценку «3» достаточно ответить на 2-й вопрос к данному параграфу. расписать вазу в краснофигурном или в чернофигурном стиле.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Я хочу, чтобы, уходя с урока, вы показали с каким настроением вы покидаете класс. Около меня лежат «солнышки» и «тучки». Если вам понравился урок и у вас хорошее настроение, возьмите «солнышко», если не понравился и настроение упало, возьмите «тучку».

Урок окончен. Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории древнего мира "В городе богини Афины"

Презентация к уроку истории древнего мира "В городе богини Афины....

открытый урок в 5 классе "В городе богини Афины"

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства....

Презентация к уроку истории в 5 классе "В городе богине Афины"

Презентация к уроку истории в 5 классе "В городе богине Афины"...