открытый урок в 5 классе "В городе богини Афины"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Колчанова Ирина Васильевна

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5_klasse.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Предмет, класс: история, 5 кл.

Тема урока: «В городе богини Афины».

Тип урока:                                                                                                                        усвоение нового материала.

       Программа:

 А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира.

М. «Просвещение», 2010г.

Учебник:

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «История Древнего мира».

 М. «Просвещение». 2010г.

                                                                                         Провела: учитель истории

МБОУ Вахтанской СОШ

Городского округа г. Шахунья

Нижегородской области

Колчанова Ирина Васильева 

Вахтан 2013

Тема урока: «В городе богини Афины».

Цель урока:

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства; продолжить формирование умений составлять рассказ, описывать памятники культуры, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

- Способствовать более яркому восприятию учащимися материальной культуры, условий жизни, быта и труда древних греков через самостоятельную работу с учебником и проведение фронтального опроса в игровой форме.           - Акцентировать внимание обучающихся на прекрасные творения древнегреческих мастеров через разгадывание кроссвордов в форме парной работы.  

- Содействовать раскрытию у учащихся знаний  о важнейшей в истории человечества древнегреческой культуре.

 - Активизировать изучение исторических понятий, терминов, событий, фактов через индивидуальное решение мини-задач.

Развивающие задачи:

Содействовать развитию формирования образных представлений, понятий причинно-следственных связей через индивидуальную и групповую формы работы.

Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, с дополнительной литературой. Уметь выделять главное, составлять рассказ. Учиться сопоставлять факты, делать выводы.

Создать условия для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в классной аудитории через взаимоанализ устных ответов.  

Воспитательные задачи:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, уважения к чужой самобытной культуре. 

Воспитывать культуру общения, способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Психолого-педагогическая характеристика

 учащихся 5Б класса.

      В 5Б классе обучаются 22 человека, из них 12 мальчиков и 10 девочек.  В этом классе я работаю первый год. Успеваемость класса по гуманитарным предметам средняя. 11 человек учатся на «4» и «5», остальные в основном на «3». Процент качества составляет 58 %, процент обученности  95%.

По результатам психодиагностики и непосредственном общении при работе с классом я сделала для себя следующие выводы: этот класс имеет явно выраженный разноуровневый характер. Организующим звеном класса является группа учащихся, состоящая из пяти человек. Эти ребята очень активны, стараются всегда быть в гуще событий, являются постоянными участниками всех школьных мероприятий. На уроках отличаются высоким уровнем познавательной активности.                                                                                                                                           У 2-х обучающихся данного класса наоборот низкая ПА. Этим ребятам необходим постоянный внешний контроль. Остальные ученики обладают средней познавательной активностью.

     В целом коллектив 5А класса работоспособный, доброжелательный. Дети легко и с удовольствием идут на контакт с учителем.

            Анализ анкет и мои личные наблюдения показали, что учащиеся данного класса обладают следующим уровнем сформированности навыков:

        Большинство учащихся 5Б  класса относятся к получению знаний сознательно, но у ребят ещё слабо сформированы умение устанавливать аналогии, умение классифицировать и логически обобщать.

       Я полагаю, что на данном этапе развития обучающимся необходима такая организация урока, которая бы позволила им с интересом выполнять поставленные задачи. Для учащихся урок-игра – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, что позволяет развивать познавательные интересы учащихся.

       С помощью школьного психолога были проведены тестирование, практические работы по выявлению уровня познавательного интереса.

Исходный уровень знаний.

            Данный урок – 14-й в разделе Древняя Греция и второй в главе 9-й «Возвышение Афин в 5-м веке до н.э.». На первых уроках учащиеся познакомились с географическим положением, природой и климатическими условиями государства. Готовили доклады по легендам и мифам. Изучая колониальное расселение греков на берегах Средиземного и Чёрного морей и их борьбу с персидским нашествием, овладели навыками работы с атласами и контурными картами. Учащиеся узнали о бессмертных творениях Гомера через знакомство с параграфами «Илиада» и «Одиссея». Получили представление о зарождении демократии. Познакомились, как, где и когда зародились первые Олимпийские игры.

          На этом уроке мы познакомимся с культурой, условиями жизни, быта и труда древних греков. Узнаем о прекрасных творениях древнегреческих мастеров. Продолжим изучение исторических понятий терминов, событий и фактов периода древней истории человечества.

Средства обучения:

Наглядные:

 историческая карта, мультимедийная  презентация;

печатно-словесные:

 учебник, карточки, отрывки из художественной литературы.

Оборудование урока:

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М.: «Просвещение» 2010г.

Настенная карта «Древняя Греция до середины V в. до н.э.».

Тетрадь.

Меловые записи на доске.

Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала:                                                                     а) интеллектуальная игра «Жили ли они?»;                                                        б) рассказы путешественников.

  1. Актуализация знаний и планирование деятельности учащихся:                                                                                 а) организация целеполагания по теме и планирование деятельности учащихся;                                                                                                                    б) заслушивание мини-докладов для введения в тему урока.    

                                       

  1. Изучение нового материала:                                                                                       а) самостоятельная работа с учебником с последующей игрой в «чёрный ящик» с целью ознакомления с жизнью, бытом и ремеслом древних греков района Керамик;                                                                                                                            б) организация решения индивидуальных мини-задач для составления общего рассказа о районе Агора;                                                                                                                                в) организация парной работы для закрепления опережающего задания через решение кроссвордов.  

  1. Первичное закрепление изученного материала:                                                                            а) повторение новых слов и объяснение их значения;                                                 б) подведение выводов по изученной теме.

  1. Домашнее задание.

      7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

            -Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Дежурные, сообщите, кто отсутствует. Проверьте, пожалуйста, всё ли необходимое к уроку есть у вас на партах: учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш? Спасибо.                                                                 У вас у каждого на парте лежат «Оценочные листы». После каждого этапа работы вы сделаете самооценку или взаимооценку деятельности, поставив в определённой графе знак «+». Если же вы посчитаете, что в выполнении какого-то задания не участвовали, то эта графа в вашем «Оценочном листе» должна остаться просто без пометок.                                                    

          На каждом уроке мы с вами переносимся в прекрасный и удивительный Древний мир истории человечества. Вы открываете для себя много нового и интересного. Знакомство с новым параграфом является для вас маленьким открытием. И, прежде чем сегодня мы с вами перейдём к постижению новых высот нашего захватывающего путешествия по страницам Древнего мира, я предлагаю вам не просто урок, а небольшую экскурсию в один из прекраснейших уголков Древней Греции. Я буду вашим экскурсоводом, а вам предлагаю роли экскурсантов и, одновременно, моих помощников.

2. Повторение изученного материала.

             Прежде чем листать страницы путеводителя – учебника, давайте полистаем страницы нашей памяти. Для этого предлагаю сыграть в интеллектуальную игру «Жили ли они?».                                                                                                                                                Для проведения игры мыс вами разделимся на четыре группы. У каждой группы на столе лежат карточки №1 с одинаковыми заданиями.                                                                                      Из предложенного списка имён, известных из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал). В правую имена тех, кто известен вам из мифов – сказаний о богах и вымышленных героях. Приступаем к работе (учащиеся работают в группах).

Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Мильтиад.

Ответ: Жили: Хеопс, Солон, Тутмос, Геродот, Хаммурапи, Гомер, Фемистокл, Дарий Первый, Мильтиад, остальные – герои мифов.

        Заканчиваем работу. Прошу вас обратить внимание на экран (1-й слайд) и сравнить правильность ответов. Если в ваших карточках в какой-либо из колонок  есть слово из другой колонки – зачеркните его (идёт проверка работы). Пожалуйста, поднимите руки те группы, которые выполнили работу без ошибок. Молодцы! Спасибо. Поставьте в своих «Оценочных листах» в графе «карточка №1» знак «+» те ребята, которые принимали участие в работе. Теперь, кто пересаживался на игру, может вернуться на свои места.

       Друзья мои, среди нас есть путешественники, совсем недавно вернувшиеся из дальних странствий. Давайте, послушаем их рассказы о том, что они видели и слышали. А потом вы выскажете свои отзывы на правильность этих повествований. План отзыва для напоминания я разместила на слайде (2-й слайд). 

План-памятка для оценки устного ответа:

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.                                        2. Обрати внимание, по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.                                                                                                              3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, имена, названия географических объектов.                                                                                          4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость. 5. Есть ли вывод в конце выступления.                                                                    6. Попробуй оценить ответ.

Критерии оценок:

           Оценка «5» - ответ не требует дополнений. Материал изложен в полном объёме. Речь хорошая.    

        Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.    

        Оценка «3» - в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.    

        Ответ не оценивается – основное содержание материала по вопросу не раскрыто.  

   Карточки №2 с интересующими нас вопросами к путешественникам лежат перед вами на партах. Чтобы рассказ был связный и последовательный, вопросы на карточках расположены под буквами А, Б и В. Итак, кто первый желает поделиться своими впечатлениями? (К доске выходит первый отвечающий и рассказывает о военных гаванях). Спасибо, уважаемый путешественник. В соответствии с планом-памяткой - ваши предложения по оценке данного ответа. (Учитель и ученики вместе оценивают этот и последующие ответы путешественников). 

Вопросы для  путешественников:

А) Какой главный порт Афинского государства? Покажи на большой настенной карте, где располагался этот порт. Каковы его особенности? Что ты знаешь о военных гаванях? Какой твой вывод?

Б) Каковы особенности торговой гавани? Чем там торговали?  Все ли купцы имели одинаковые права? Если нет, то в чём они заключались и почему?

В) Что ты можешь рассказать о торговле живым товаром? Все ли торговцы находились в одинаковых условиях?  Мог ли раб получить свободу? Твой вывод о работорговле.  

       Мы только что выслушали рассказы путешественников, побывавших в гаванях порта Пирей. Спасибо им за интересные рассказы, а классу за добросовестные отзывы.

3. Актуализация знаний и планирование деятельности учащихся.

        Порт Пирей был главным в Афинском государстве. Как вы думаете, какое название носила столица Афинского государства? (Дети отвечают, что название города – Афины.)  Исходя из вышесказанного, как вы думаете, куда же мы сегодня на уроке отправимся на экскурсию? (Звучит ответ ребят, что мы будем путешествовать по городу Афины). Да, конечно, ребята, мы познакомимся с достопримечательностями этого великолепного города. Какое бы название темы урока вы предложили? (Учащиеся предлагают различные варианты, например «Путешествие в город Афины» и др). Наши мнения почти совпали, т.к. тема нашего урока «В городе богини Афины». (Учитель открывает доску. Вверху написана тема урока «В городе богини Афины», ниже – план урока, а внизу плана новые слова).    

           Для того, чтобы наша экскурсия была совсем как настоящая, я предлагаю вам пользоваться , как делают все экскурсанты,   планом экскурсии, который написан для вас на доске, и, конечно же,  картой города  (слайд №3),  которую   вы видите на экране и точно такая же карта города есть у вас в учебниках на      стр. 166.  Ещё на доске я написала для вас новые слова, со значением которых мы познакомимся в ходе урока. (Учитель зачитывает план урока - экскурсии и новые слова).    

План экскурсии:

  1. Район гончарных мастерских – Керамик.                                                            2. Агора – сердце Афин.                                                                                             3. На вершине Акрополя.

                                                                                                                                                 Такой план экскурсии выбран для вас не случайно, т.к. Керамик, Агора и    Акрополь – это самые интересные районы города.

Новые слова: Керамик, Фидий, агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики.

          Ребята, вы, наверное, обратили внимание на название нашего урока-экскурсии, что на доске написано непросто город Афины, а город богини Афины. Статую Афины вы сейчас видите на нашем экране (слайд №4). Кто такая богиня Афина и как она появилась на свет, расскажет нам один из моих помощников, который подготовил на эту тему небольшой рассказ. (Учащийся рассказывает миф о рождении богини Афины). Мы узнали, как появилась на свет богиня Афина. Но почему же именно в её честь греки назвали свой город?   Об этом нам сейчас расскажет (фамилия, имя ребёнка, который рассказывает миф о споре Афины с Посейдоном).    

          Теперь, ребята, мы знаем, в чей город совершим нашу экскурсию. Но мы также должны знать, что прежде чем начать какое-то дело, необходимо понять, для чего мы это будем делать, с какой целью? (Учащиеся предлагают свои цели урока, например, узнать много нового об Афинах; узнать, как жили люди много веков назад; познакомиться со знаменитыми памятниками архитектуры, узнать новые слова и т.д.).  Молодцы, ребятки, вы знаете, а наши цели совпадают. Обратите внимание на экран (слайд №5), это почти те же самые цели, только они выражены другими словами.  (На слайде №5 написаны цели урока).

4.  Изучение нового материала.

а) Экскурсия по району Керамик.

            Начинаем нашу экскурсию по городу. Первым пунктом которой будет район гончарных мастерских – Керамик (учитель показывает на доске новое слово) Кто желает показать на карте эту часть города? ( слайд №6) (Один ученик указкой показывает на экране-слайде район Керамик).  В этот район города я предлагаю вам отправиться самостоятельно, используя только учебник – путеводитель. Откройте, пожалуйста,  учебники на стр.167 и  прочитайте самостоятельно п.1 §37, а затем  мы с вами проведём интересную игру по тому материалу, с которым вы познакомитесь по путеводителю - учебнику. (Класс в течение 3-х минут читает п.1 §37, а потом учитель достаёт ранее скрытый от глаз учащихся «чёрный ящик» и дети по желанию вытаскивают оттуда пронумерованные листочки с вопросами. Когда «чёрный ящик» опустеет, учащиеся в соответствии с порядковым номером на листочке  отвечают на доставшиеся им вопросы).   

          Заканчиваем чтение и давайте начнём игру. Перед вами не обыкновенная коробка, а настоящий «чёрный ящик». Он поможет нам определить, насколько вы внимательно путешествовали по району Керамик города Афины. За каждый правильный ответ или дополнения к ответу, которые могут сделать те ребята, которым не досталось заданий из «чёрного ящика», отвечающие поставят себе знак «+» в «Оценочный лист» в графу «чёрный ящик». Чтобы ваши ответы имели между собой связный характер, на листочках с заданиями написаны порядковые номера. Начнём мы с вами, конечно же, с номера один. Слушаем первого отвечающего.

Вопросы из «чёрного ящика»:

      1. Как назывался район гончарных мастерских?  Как выглядел это район?

2.  Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик? (Ответ детей: гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды).

3.  Перед вами на экране (7-й слайд) образцы прекрасных ваз и сосудов, изготовлявшихся в районе Керамик. Какими рисунками украшали вазы? (Ответ: вазы украшали чёрнофигурными и краснофигурными рисунками).

 4.  Что такое чернофигурные и краснофигурные вазы? (Ответ: по красноватой глине рисовали фигуры чёрным лаком, поэтому назывались чёрнофигурными, а потом стали делать наоборот: фигуры оставались красного цвета, а фон закрашивался чёрным).

5.  Кто выполнял самую тяжёлую работу в мастерской? (Эту работу выполняли рабы).

6.  Кто занимался оформлением посуды? (Это были граждане, переселенцы или вольноотпущенники).

7.  Кто такие свободные мастера? (Это граждане, переселенцы, вольноотпущенники. Они получали деньги за свой труд и работали намного лучше рабов). 

У нас с вами остался последний 8-й вопрос. Мы завершаем путешествие по району Керамик.

8. Какой же вывод мы с вами можем сделать из этой части нашей экскурсии? Какие особенности этого района вы заметили?

(Дети отвечают, что в самом грязном и непривлекательном районе Керамик руками искусных мастеров создавались прекрасные произведения искусства, славившиеся далеко за пределами Эллады. Ещё узнали, кто и какую выполнял в мастерских работу).

б) Экскурсия по району Агора.

        Конечно, дети, вы правы, район Керамик имел далеко не привлекательный вид. Сердцем Афин была Агора (указкой сначала показать на слово на доске) – главная площадь города. (Учитель указкой показывает на экране район Агора, слайд №8). Здесь всегда было шумно и многолюдно (слайд №9 с изображением площади Агора), так как здесь бойко шла торговля. Были и развлечения: петушиные бои выступления заклинателей змей, фокусников, глотателей кинжалов. Богатые афиняне ходили на рынок с рабами, жён с собой не брали. Когда все покупки были сделаны, рабов с ними отправляли домой, а сами проводили время с друзьями в специально отведённых местах – портиках (слайд№10). Это помещение, крышу которого поддерживали колонны.

       В другой части Агоры находилось здание, в котором почти ежедневно собирался Совет пятисот – орган управления Афинами. Он следил за тем, как пополняется казна, как строятся корабли, храмы, дороги, водопроводы. Дежурные члены Совета в случае военной угрозы находились здесь круглосуточно. Что ещё интересного было, на этой вечно многолюдной площади, я предлагаю вам узнать самим. С помощью путеводителя-учебника погуляйте по площади самостоятельно, понаблюдайте за горожанами, затем проверьте свою внимательность решением мини-задачи.

          У каждой группы на парте есть карточки № 3, с написанными на них мини-задачами. Выберите себе ту задачку, которую вы бы хотели решить. Но имейте в ввиду, что задачки, помеченные знаком «+», более сложные.  Чем больше на карточке плюсов, тем сложнее задача.   Прошу всех отправиться в самостоятельную экскурсию. (Дети разбирают предложенные им карточки и готовятся к ответу в течение   2-х минут).

      Заканчиваем решение мини-задач. Прежде чем вы начнёте отвечать, послушайте, пожалуйста, меня внимательно. Чтобы у нас получился связный и последовательный рассказ, обратите внимание на порядковый номер вашего вопроса и следуйте этой нумерации. Приступаем к решению  этого задания и все вместе слушаем ответы.

                                                                                                                                       1. Что такое Агора?                                                                                                      2. В какое время на рынке было особенно многолюдно?                                        3. Что продавали на рынке?                                                                                            4. Какие были развлечения?                                                                                         5. Кто обычно совершал покупки?                                                                                 6. Кто смотрел за порядком на рынке?                                                                          7. Как избирались смотрители рынка?                                                                      8. Из кого состояла рыночная стража?                                                                         9.  Что такое портики и для чего они служили?                                                       10. Что кроме рынка находилось на Агоре?  +                                                         11. Чем занимался Совет пятисот?    +                                                                                 12. Что делали дежурные члены Совета пятисот? +                                              13. Где они размешались?    +                                                                                   14. Как часто афиняне посещали Агору?                                                                       15. Похожи ли два района города Керамик и Агора по своему внешнему виду? Докажи.   ++                                                                                                               16. Что может связывать между собой две эти части города?  ++                        17. С какими новыми словами из этой части параграфа ты познакомился? +                                                                                           18. Покажи на карте города район Агора (слайд №11).  

Молодцы, ребята. Вы оказались очень наблюдательны. У нас с вами остался последний вопрос №19.                                                                                            19. Какой вывод можно сделать из получившегося рассказа?   +++   (Один учащийся делает вывод по получившемуся рассказу.) Пожалуйста, поставьте в своих оценочных листах «+» те учащиеся, которые справились с решением своих мини-задач.

в)  Экскурсия по району Акрополь.

          Наша экскурсия по Древним Афинам продолжается. Давайте вновь обратимся к карте города (тот же слайд №11). Чуть юго-восточнее Агоры расположился ещё один район города – это всемирно известный Акрополь (слайд №12). Это холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшает бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. На прошлом уроке вы получили опережающее задание познакомиться с содержанием 3-го пункта §37, так как он более сложный по содержанию, и сейчас, я предлагаю поработать вам в парах.  Используя прочитанный материал, разгадайте небольшие кроссворды. Перед вами на каждой парте лежат карточки №4, в которых вам необходимо заполнить пустые клетки кроссворда (карточка №4):

                                    По горизонтали:                                                                                 1. Столица области Аттика.                                                                                              2. Богиня победы.                                                                                                        3. Храм богини Афины.                                                                                                     4. Треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом.              5. Бог моря.                                                                                                                       6. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.                7. Головной убор богини Афины.                                                                                    8. Оружие в руках богини Афины.

                                   По вертикали:                                                                                 1. Знаменитый афинский холм.

        Заканчиваем работу. Сравните ваши ответы с ответами на слайде      (слайд №13).  Если у вас 5 и более правильных ответов, тогда  поставьте себе  «+» в оценочные листы. Пожалуйста, поднимите руку те ребята, которые сумели правильно заполнить все клетки кроссворда. Молодцы, я вас поздравляю с успешным результатом.                                                                                              Подошло время сделать вывод после очередной экскурсии.  С какими достопримечательностями города богини Афины мы познакомились, побывав в Акрополе?  

       5.  Первичное закрепление изученного материала.  

      А сейчас обратите вновь своё внимание на доску. Внизу плана написаны новые слова, которые мы с вами использовали сегодня путешествуя по городу. Я предлагаю вспомнить их значение: (звучат ответы ребят: Керамик – район гончарных мастерских; Фидий – известный греческий скульптор, Агора – главная площадь Афин, Ника – богиня победы, Акрополь – холм, где построены прекрасные храмы в честь богов; Парфенон – храм богини Афины; портики – полуоткрытые помещения, крышу которых поддерживают колонны).

       Вы хорошо справились и с этим заданием.                                                                                                    Наша экскурсия подходит к концу. Понравилось ли вам наше путешествие? Давайте мы с вами вместе подведём итог всего того, что мы услышали и увидели, путешествуя по этому прекрасному древнему городу. Итак, в каком городе мы сегодня побывали? Какие районы Афин мы посетили? Какие впечатления у вас остались от посещения Керамик? Агора? Акрополя? Что особенно вам понравилось? Действительно ли он так прекрасен, как о нём говорили афиняне?

 6. Информация о домашнем задании.

        К следующему уроку я предлагаю вам такое задание: обратите внимание на экран (слайд №14): всему классу выучить §37.                                                   Для тех, кто желает получить оценку «5», необходимо письменно ответить на 3-й вопрос в конце параграфа в виде небольшого рассказа. Это задание творческое, поэтому так высоко оценивается.                                                           На «4» нужен подробный ответ на 1-й вопрос.                                                      На оценку «3» достаточно ответить на 2-й вопрос к данному параграфу.  

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

       Командиры групп, сдайте, пожалуйста, оценочные листы. С учётом поставленных вами «+», я выставлю всем оценки за работу на уроке (выставление и озвучивание оценок). Урок окончен. Всем спасибо.

                                          Оценочный лист

Фамилия имя учащегося

Карточка №1 «Жили ли они»

Карточка №2

«Чёрный ящик»

Каточка №3

Карточка №4

Итог

                   

                                                           Карточка №1

              Из предложенного списка имён, известных из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом (жил и действовал). В правую - имена тех, кто известен вам из мифов – сказаний о богах и вымышленных героях.

Хеопс, Дионис, Аполлон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Фемистокл, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Мильтиад.

Жили:                                                                         Герои мифов:

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

Карточка №2

Вопросы для 1-го путешественника:

А) Какой главный порт Афинского государства? Покажи на большой настенной карте, где располагался этот порт. Каковы его особенности? Что ты знаешь о военных гаванях? Какой твой вывод?

Вопросы для 2-го путешественника:

Б) Каковы особенности торговой гавани? Чем там торговали?  Все ли купцы имели одинаковые права? Если нет, то в чём они заключались и почему?

Вопросы для 3-го путешественника:

В) Что ты можешь рассказать о торговле живым товаром? Все ли торговцы находились в одинаковых условиях?  Мог ли раб получить свободу? Твой вывод о работорговле.  

Вопросы из «чёрного ящика»:

      1. Как назывался район гончарных мастерских?  Как выглядел это район?

2.  Ремесленники какой специальности жили в районе Керамик?

3.Перед вами на экране образцы прекрасных ваз и сосудов, изготовлявшихся в районе Керамик. Какими рисунками украшали вазы?

  1. Что такое чернофигурные и краснофигурные вазы?

5.  Кто выполнял самую тяжёлую работу в мастерской?

6.  Кто занимался оформлением посуды? 

7.  Кто такие свободные мастера?

8. Какой  вывод  можно сделать из экскурсии по району Керамик? Какие особенности этого района вы заметили?

Карточка №3    1.Что такое Агора?    

Карточка №3                                                                                                              2. В какое время на рынке было особенно многолюдно?    

Карточка №3       3. Что продавали на рынке?

Карточка №3        4. Какие были развлечения?

Карточка №3         5. Кто обычно совершал покупки?  

Карточка №3       6. Кто смотрел за порядком на рынке?

Карточка №3       7. Как избирались смотрители рынка?  

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             8. Из кого состояла рыночная стража?  

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         9.  Что такое портики и для чего они служили?  

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    10. Что кроме рынка находилось на Агоре?  +

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              11. Чем занимался Совет пятисот?    +  

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        12. Что делали дежурные члены Совета пятисот? +  

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  13. Где они размешались?    +  

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              14. Как часто афиняне посещали Агору?  

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  15. Похожи ли два района города Керамик и Агора                                                   по своему внешнему виду? Докажи.   + +    

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             16. Что может связывать между собой две эти части города?  ++  

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    17. С какими новыми словами из этой части параграфа ты познакомился? +

Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         18. Покажи на карте города район Агора.    

  Карточка №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

19. Какой вывод можно сделать из получившегося рассказа?   +++  

Карточка №4

А

Ф

И

Н

Ы

Н

И

К

А

П

А

Р

Ф

Е

Н

О

Н

Ф

Р

О

Н

Т

О

Н

П

О

С

Е

Й

Д

О

Н

П

О

Р

Т

И

К

Ш

Л

Е

М

К

О

П

Ь

Ё


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)

Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

Конспект урока истории в 5 классе. Тема урока: В городе богини Афины.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение...

Открытый урок в 5 классе по истории "В городе богини Афины"

Разработка открытого урока в 5 классе по истории "В городе богини Афины" и презентация...

Урок истории "В городе богини Афины"

Знакомство обучающихся с главным городом греческого государства, с достопримечательностями города Афины....