Урок истории "В городе богини Афины"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Знакомство обучающихся с главным городом греческого государства, с достопримечательностями города Афины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Нижнежуравская ООШ

Открытый урок в 5 классе

«В городе

богини Афины»

Учитель: Ю.В. Мельникова

Тема: «В городе богини Афины».

Цель урока: формирование представления учащихся об архитектурных памятниках древних Афин.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с главным городом греческого государства, с достопримечательностями города Афины.
  2. Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, анализировать и делать выводы, правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия.
  3. Воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культурному наследию жителей Древней Греции.

Тип урока: урок – экскурсия.

Методы проведения урока:

  1. Объяснительно-иллюстративный.
  2. Проблемный.
  3. Частично-поисковый.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесный (рассказ, беседа, сообщение).
  2. Наглядный (иллюстрация, демонстрация презентации, карта).
  3. Контроль.

Основные понятия и термины:

        Парфенон, Ника, кариатиды, Фидий, портик, Акрополь, Пропилеи, Керамик, Агора, фронтоны, чернофигурные и краснофигурные вазы.

Оборудование:

  1. Учебное пособие под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Карточка для подготовки у доски устного ответа.
  4. Карточки с названиями греческих полисов.
  5. План-схема экскурсии.
  6. Карточки с новыми понятиями и терминами.
  7. Презентация «Архитектурные памятники древних Афин в наши дни».

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.
  3. Изучение нового материала.
  4. Завершение экскурсии.
  5. Закрепление изученного материала.

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Эпиграф: «Ты – чурбан, если не видел Афин,

если же видел и не восторгался – осёл,

а если добровольно покинул Афины,

то ты – верблюд».

Ход урока.

I. Организационный момент.

        - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке, и надеюсь, что наша совместная работа доставит взаимное удовольствие. Сегодня мы с вами совершим экскурсию в древнегреческий город Афины и познакомимся с достопримечательностями этого города. (Слайд 1).

             Посмотрите, всё ли у вас готово к путешествию.

            В добрый путь друзья! Счастливого пути!

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «В гаванях афинского порта Пирей».

1. Подготовка у доски устного ответа с опорой на карту.

Карточка № 34

Подготовь рассказ о знаменитом афинском порте Пирей.

        Для этого вспомни:

- Какой город был соединён с портом Пирей специально укреплённой дорогой?

- Какие гавани были в порту?

- Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

- На какие группы делилось население порта?

- Какая из групп была самой бесправной?

- Где использовался труд людей этой группы?

Сделай вывод.

        Примерный ответ ученика:

        Город Афины был соединён с портом Пирей 5-6 километровой дорогой, которая была тщательно укреплена с обеих сторон стенами. В порту были две военные гавани и одна торговая. В военных гаванях стоял мощный военный афинский флот, около четырёхсот (400) триер. В торговой гавани бойко шла торговля. Купцы со всех частей света привозили сюда свой товар. За право торговать они платили в казну специальный налог. Среди купцов были переселенцы, которые жили в Афинах, и за право жить там тоже платили налог. Всеми правами пользовались только граждане государства (коренные жители). А вот рабы были полностью бесправны. Труд рабов использовался и в доме господина, и в ремесленной мастерской.

        Население Афин было разным, город Афины являлся торговым центром в Греции.

2. Работа с классом. Установите соответствие.

        - В Греции было много полисов, а какие из них были наиболее крупными?

(Афины и Спарта.)

        - Поднимите карточку с названием того государства, к которому имеют отношение названные понятия, термины, события и явления:

* Законы Солона

* Архонты

* Совет старейшин обладал огромной и бесконтрольной властью

* Илоты

* Лакония

* Аттика

* Рабы - чужеземцы

* Не была развита торговля

* Ареопаг

* Ручной труд презирался

* Граждане

* За право проживания платили налог в государственную казну

* Войском командовали два царя

* Голосовали криком

* «Воруй, но не попадайся».

* Голосовали с помощью белых и чёрных камешков

* Лаконичная речь

3. Устный ответ ученика у доски. Работа с картой.

        - Какие моря омывают Балканский полуостров?

(Эгейское и Ионическое.)

         - Самый крупный город Аттики.

(Афины.)

        - Город, где проходили Олимпийские игры.

(Олимпия.)

        - Где жили боги Древней Греции?

(На горе Олимп.)

III. Изучение нового материала.

        (Звучит музыка «Сиртаки», на фоне которой говорит учитель.)

        - «Ты – чурбан, если не видел Афин, если же видел и не восторгался – осёл, а если добровольно покинул Афины, то ты верблюд», - так в шутку говорили древние греки. (Слайд 2).

- А как вы думаете, ребята, ПОЧЕМУ?

           - На автобусе мы доехали до Ростова-на-Дону, совершили перелет на побережье Черного моря. (Слайд 3).

- Ребята, как вы думаете, каким видом транспорта мы будем добираться дальше до Афин?

(На торговом  корабле, так как Аттика омывается морями.)

        - Мы приближаемся к городу со стороны моря.  (Слайд 4). (Иллюстрация порта Пирей.)

        - Мы прибыли в порт. Как он называется? (Слайд 5). 

(Порт Пирей.)

        - Мы выходим на берег и идём по Пирею, любуясь городом. За мелкую монету нанимаем извозчика и отправляемся в Афины. (Иллюстрация плана города Афины в V в. до н.э.)

        - Путь наш проходит по дороге между двух стен, как они называются? (Длинные стены.) Они соединяют Афины с портом Пирей. (Слайд 6).

        - Вот мы и в Афинах! (Иллюстрация района Керамик.) (Слайд 7).

1 уч-ся: Какие узкие и кривые улицы! Нет мостовых! Как здесь душно и пыльно! Дома низкие и повёрнуты спиной к улице. Помои и нечистоты сливают прямо в канавы. Улицы грязные! Как называется этот район?

        

        - Керамик  - это район гончарных мастерских. Керамик был известен за пределами Греции, так как  искусстные гончары и художники создавали великолепные вазы (Иллюстрация ваз.).

        - Продолжаем наше путешествие по Афинам и выходим на главную торговую площадь города – агору. (Иллюстрация агоры.) Здесь очень шумно. Жители окрестных селений везут сюда свои товары. (Слайд 8).

2 уч-ся: Ещё рано, а на площади уже много людей! Каких товаров здесь только нет! Смотрите, какие удивительные вазы! Их так много и все они различные по форме и окраске. (Иллюстрация различных ваз.) Как называются эти вазы и чем они отличаются друг от друга?

        - Среди большого ассортимента сосудов можно было встретить амфоры, используемые для масла и вина; кратеры – кувшины для смешивания вина с водой; гидрии, в них держали только воду, пифосы и многие другие. Со временем греки научились посуду красиво украшать. Вазопись стала являться одной из самых высокоразвитых областей искусства.

            Долгое время вазы украшали чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры чёрным лаком. Позже стали поступать, наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому, такие вазы назывались краснофигурными. Чёрный лак блестел на солнце и не тускнел от времени. (Рассказ сопровождается иллюстрациями.)

        - Продолжаем нашу  экскурсию. Обратите внимание на полуоткрытые помещения. Как они называются? (Иллюстрация здания с изображением портиков.) 

(Портики.)(Слайд 8).

        - А почему в Афинах много портиков?

(Климат в Афинах жаркий, поэтому портики служили местом для отдыха людей.)

        - Посмотрите на другую часть агоры. Здесь находятся правительственные здания. Вот круглое здание, где находятся дежурные члены Совета пятисот. (Иллюстрация.)

        - Дальше прямоугольной формы постройка – это зал для заседаний Совета пятисот. (Иллюстрация.)

        - Правее – государственный архив, где хранятся тексты афинских законов, решений Народного собрания, договоров с другими государствами. (Иллюстрация.)

        - А теперь мы приближаемся к высокому холму в центре города – это Акрополь. (Иллюстрация Акрополя.) Размеры его невелики – 300 м в длину и 130 м в ширину. И здесь греческие архитекторы воздвигли свои прекрасные здания.

(Выходят «афиняне».) (Слайд 9).

1 уч-ся: Почему так много нарядных людей идут на Акрополь?

1 афинянин: О! Сразу видно, что вы чужеземцы! Иначе вы бы знали, что сегодня праздник в честь богини Афины.

2 афинянин: Вам повезло: такое зрелище можно увидеть раз в четыре года. Идёмте, будете нашими гостями.

        - А какой миф рассказывает нам о том, почему город назван в честь богини Афины?

(Миф «Спор Посейдона и Афины.)

1 афинянин: Посмотрите направо. Это изящный храм богини Ники - Бескрылой. (Иллюстрация храма богини Ники.) Мы победили персов, а Ника – Бескрылая означает, что победа навсегда осталась с нами. (Слайд 10).

2 уч-ся: А где мы находимся сейчас?

2 афинянин: Сейчас мы проходим через пропилеи – колоннаду в центре Акрополя. (Иллюстрация Акрополя.)

1 афинянин: А вот и Афина – Воительница с копьём. (Иллюстрация богини Афины.) Она была создана скульптором Фидием в честь Марафонской победы. Она сделана из бронзы. Шлем и остриё копья – из золота. Как ярко они сверкают на солнце!

(Слайд 11).

2 афинянин: А это главный храм нашего города – Парфенон. (Иллюстрация Парфенона.) Он тоже построен в честь богини Афины: прямоугольной формы, со всех сторон окружён портиками, крыша с карнизом образует фронтоны. (Слайд 12).

2 уч-ся: А что изображено на фронтоне?

1 уч-ся: Да это же спор Афины и Посейдона.

               Физминутка.

        - Но на фронтоне появились какие-то надписи. Чтобы эти надписи исчезли, мы немного поиграем. Перед вами 4 страны: Китай, Индия, Греция, Египет.

Китай

(хлопок в ладоши)

Египет

(руки вверх)

Греция

(руки вперёд)

Индия

(приседание)

Шёлк

Фараон

Гомер

Джунгли

Хуанхэ

Дельта

Олимпия

Ганг

Конфуций

Мемфис

Пирей

Каста

Фарфор

Пирамида

Марафон

Гималаи

        - Вам необходимо выполнять соответствующее действие при упоминании понятия об одной из этих стран.

        - А теперь продолжим путешествие. Нас приглашают зайти внутрь храма. (Слайд 13.)

3 уч-ся: О! Здесь тоже статуя Афины! (Иллюстрация Афины.)

1 афинянин: Да, этой статуей гордятся все греки. Её высота 12 м, сделана она из дерева и покрыта пластинками из золота.

2 афинянин: Лицо, руки и шея покрыты пластинками из слоновой кости, глаза – из драгоценных камней. Поэтому и кажется, что перед нами живая женщина.

1 афинянин: В этом храме есть ещё комната, где хранится казна афинского государства и Морского союза.

IV. Завершение экскурсии.

        - Ребята, давайте поблагодарим «афинян» за интересную экскурсию. Уставшие, но под большим впечатлением от увиденного, мы возвращаемся тем, же путем в порт (какой?). В гавани также шумно и многолюдно. В честь праздника общее веселье царит во всех уголках.

Мы восходим на корабль, и он медленно выплывает из гавани в открытое море (какое?).  (Слайды 14-18).

Повторяем обратный путь по карте, называя моря, проливы.

-Ну вот, мы снова дома. Я рада нашему счастливому возвращению.

V. Закрепление изученного.

     1. О чём вы будете рассказывать своим родным после этого путешествия?

     2. О каких достопримечательностях города Афины вы узнали?

    3. Что нового вы узнали?

VI. Итог урока.

         - Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы теперь с ним?

  1. Сообщить оценки за урок.
  2. Поблагодарить уч-ся за урок.
  3. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

- Напишите письменный рассказ от имени путешественника, посетившего древние Афины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался, осёл! А если добровольно покинул Афины то ты, верблюд!»

Слайд 3

х. Нижнежуравский Ростов-на-Дону

Слайд 9

портик Здание для дежурных членов Совета Совет пятисот Гос. архив


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Пропилеи

Слайд 9

х. Нижнежуравский Ростов-на-Дону


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)

Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....

Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"

Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....

разработка урока "В городе богини Афины"

Разработка урока для учащихся 5 класса, требующая от учащихся не только знание содержание параграфов, но и умения работать с картой, рассуждать и предлагать творческие решения при решении учебных зада...

Урок-путешествие "Город богини Афины"

Урок-путешествие для обучающихся 5-го класса (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира») с использованием интерактивных методов преподавания. Класс делится на несколько групп ...

Конспект урока "В городе богини Афины"

Урок 5 класс "В городе богини Афины"...

Конспект урока истории в 5 классе. Тема урока: В городе богини Афины.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение...