разработка урока "В городе богини Афины"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Гребенкина Оксана Сергеевна

Разработка урока для учащихся 5 класса, требующая от учащихся не только знание содержание параграфов, но и умения работать с картой, рассуждать и предлагать творческие решения при решении учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_afiny.rar2.67 МБ

Предварительный просмотр:

В городе богини Афины

Урок-экскурсия

         

Город, увенчанный фиалками

Который должен был воспет в песне...

Твердыня эллинов - Афины.

                       Пиндар V в. до. н.. э.

Задачи урока.

1. Познакомить учащихся с греческим классическим искусством - важнейшим этапом в истории мировой культуры.

2.Показать, что древние эллины строили большое количество разнообразных общественных сооружений, которые возводились для всех граждан. Художественное назначение этих построек состояло в том, чтобы украсить Афины и прославить их.

3. Развивать у учащихся чувство вкуса и восхищения прекрасным.

4. Продолжить работу над новой терминологией.

Ход урока:

 

Орг. момент

Проверка домашнего задания:

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Греции, в город Афины. Но прежде чем начнется наша экскурсия, давайте вспомним то, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Перед вами карта, план Пирея в 5 веке до н.э.. Первоначально афиняне использовали в качестве гавани Фалерскую бухту – она ближе к Афинам. Но когда значение моря в жизни афинян возросло, порт перенесли в Пиреи. Пользуясь картой, объясните этот факт.

- Вы сказали о том, что порт Пирей имел одну торговую гавань, которая считалась одной из самых больших. Греки ее называли «ртом Афин». Расскажите, что происходило в этой гавани, для чего она предназначалась?

- Какова была роль Пирея в развитии торговли государства? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что и откуда привозили в гавань.

- А какие товары вывозили из Греции?

- Мы сейчас говорили о значении порта Пирея для развития страны, но ничто не развивается без участия людей. Давайте вспомним, какие категории населения проживали в Афинах, какие у них были права и обязанности.

Изучение новой темы:

Итак, мы с вами выяснили, что Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли, но не только этим гордились афиняне.

Жители Афин говорили: «Ты, чурбан, если не видел Афин. Если же видел и не восторгался, осел. А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!». Нам предстоит сегодня узнать  был  ли повод у афинян так говорить.

Каждый город имеет свою историю. У одного она короткая и яркая, у другого длинная и ничем не замечательная, третий знает периоды взлёта и падения. Именно таким городом с очень длинной и противоречивой судьбой являются Афины.

Жизнь здесь возникла 5 тыс. лет тому назад, когда на европейском континенте не существовало ни одного из современных городов. С тех пор он пережил много событий. Под натиском персидского войска Афины были стёрты с лица земли, а жителям пришлось бежать на близлежащие острова. Затем город снова возрождался в ещё более прекрасном обличии. Из всей многовековой истории Афин мы выделим только один период - вторую половину V в. до н.э., который принято называть золотым веком греческой истории.

Почему город получил название Афины?  Мы уже знаем, что в Греции у каждого полиса был свой бог – покровитель. Покровительницей Афин была богиня Афина. Кто же она такая?  Существует  миф о рождении этой богини.

Миф о рождении богини Афины.

Самим Зевсом рождена была богиня Афина. Зевс-громовержец знал, что у его первой жены, богини мудрости Метиды, родится ребенок, необычайного ума и силы, превосходящий по мудрости своего отца. Мойры, богини судьбы открыли ему эту тайну. Испугался Зевс, что может свергнуть его родившееся дитя. Чтобы избежать грозной судьбы, он, усыпив Метиду, проглотил ее, уже носившую во чреве ребенка. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Гефест мощным ударом топора расколол череп Зевсу, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина Паллада.

В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она перед изумленными очами богов-олимпийцев. Голубые глаза Афины горели мудростью, вся она сияла дивной мощной красотой. Славили боги рожденную из головы Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину Палладу. А проглоченная мать ее, Метида, будучи бессмертной, так и осталась жить в голове Зевса, давая советы и помогая править миром.

Родившись из головы Зевса, Афина была мудрее всех других богов и богинь. Зная это, Зевс сажал Афину рядом и советовался с ней, прежде чем что-либо предпринять.

И люди, желая улучшить свою жизнь, обращались к Афине за помощью и советом. Она научила дев вытягивать из шерсти нити, сплетать их в плотную ткань и украшать ее узорами. Одним юношам она показала, как очищать шкуры, как смягчать грубую кожу в котлах и изготавливать из нее мягкую и удобную обувь, другим дала в руки острые топоры, обучив их плотничать и вырезать мебель, третьим вручила узду для усмирения диких коней, которые стали служить людям. Она водила руками ваятелей и художников, украсивших жизнь и сохранивших все достойное памяти. И все они, ткачихи, скорняки, сапожники, плотники, художники и многие другие, кто стал создавать все нужное для людей и кормиться от рук своих, славили Афину, называя ее Работницей.

Особым покровительством Афины пользовался главный город Аттики, получивший ее имя.

Посмотрите на карту города, определите главные районы города Афины: Керамик, Агора, Акрополь.

Начнем наше путешествие с сердца Афин, с того места, без которого не обходился  ни один житель.  Это Агора - главная площадь города, которую ежедневно посещали все афиняне.  Здесь располагался афинский рынок, а на другой стороне площади находились правительственный здания. В разгар торговли, здесь собирались и нищие, и воришки, и знатные люди. Торговцы зазывали покупателей криками: "Купите уксуса!", "Купите рыбы!», "Вы забыли зелень!". В одном месте рынка продавали сыр, в другом - зелень, в третьем - можно было нанять повара для званого обеда. Развлекали покупателей и зевак петушиными боями, выступлениями животных, фокусников, глотателей кинжалов и пакли. Богатые афинянки на рынок не ходили, покупки делали их мужья. Часто рабам приходилось расчищать для своего господина путь в толпе. За порядком следили смотрители рынка. На эту должность граждан избирали по жребию. Им подчинялась рыночная стража, состоявшая из купленных Афинским государством рабов – скифов.

Теперь перейдем на другую сторону Агоры. Здесь, окончив дела и отослав слуг с покупками домой, афиняне проводили время с друзьями. Местами встреч были спасавшие от палящих солнечных лучей портики (полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колонны) и лавки.

Кроме этого в Агоре находились и правительственные здания, такие как Совет пятисот.

Члены совета избирались по жребию из афинских граждан. Совет пятисот следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Для дежурных членов Совета предназначалось круглое здание, когда над городом нависала военная угроза, дежурные не покидали свой пост даже ночью. Чуть выше находился храм бога- кузнеца Гефеста.

А теперь отправимся в другую часть Афин, ту, которая вряд ли могла вызвать чей-нибудь восторг. Керамик - район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, немощеные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

Глиняные вазы изготавливались в разных греческих городах, но только из рук афинских гончаров они выходили совершенные по форме и рисунку.

Известны эти вазы не только совершенством формы, но и великолепным черным лаком, которым покрывали их гончары.  Древнегреческие мастера хранили секрет приготовления подобного лака, настолько стойкого, что пролежавшие в земле не одно столетие вазы сохранили свой блеск, как будто бы они только что покинули мастерскую.

Долгое время, ещё до побед над персами, вазы украшали чернофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже стали поступать наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными.

Наряду с дорогими расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешевую посуду. В Древней Греции существовало большое количество форм ваз, каждой форме соответствовало определённое назначение. Это-амфора, гидрия, канфар,  килик, кратер. Например, гидрия- сосуд в котором носили и хранили воду, амфора-сосуд для вина, кратер- предназначался для смеси вина с водой, килик использовался на пирах, из него пили вино, смешанное с водой.

Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал грубую работу: вымешивать глину, подносить топливо к печи, ворошить пылающие угли. Однако работу творческую, требующую выдумки – роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы.

- Как вы думаете почему? (Свободные мастера, получавшие деньги за свой труд, работали намного лучше рабов.)

 А теперь отправимся на Акрополь, который является величайшим памятником архитектуры, символом Афин. Из любой точки города был виден Акрополь.

Слово «акрополь» означает «верхний город» — возвышенная и укрепленная часть древнегреческого поселения. На протяжении тысячелетий Акрополь является символом Афин, священной скалой, представляющей собой связующее звено между величественной цивилизацией древней Греции и современностью, Акрополь с его памятниками, историей и мифологией, по праву является предметом гордости афинян.

Афинский Акрополь сооружен на величественном скалистом холме, расположенном в долине, в центре Аттики, на высоте 156 м над уровнем моря. Площадь пологой вершины этого естественного укрепления равна 270x170 м. Единственный путь на гору проходит по западному склону, с остальных сторон она неприступна.

Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений. 

Подъём на Акрополь начинался широкой лестницей, которая вела к Пропилеям - парадному входу на Акрополь. Ряд колонн разделяет большую арку, и образуются пять проходов, при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Сразу же за Пропилеями открывается вид на центральную площадь, в центре которой некогда стояла статуя богини Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий. Афина была изображена со щитом в левой руке и копьем в правой, на голове у нее был воинский шлем. Высота статуи была 7 метров, а копье и того больше — метров 9. Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин.

 А вокруг, словно небольшой ансамбль, расположены величественные греческие храмы: легкий и хрупкий – Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон отличался удивительной гармонией. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Парфенон представлял собой прямоугольное здание размером 70 на 31 метр, со всех сторон окруженный колонами — по 17 с продольных сторон и по 8 колон на торцевых частях храма.

Парфенон богато украшен различными скульптурными элементами, созданными видными мастерами древнего мира (Фидий, Алкамен, Агоракрит, Каллимах)

Внутреннее помещение Парфенона делилось на две части. Первая часть — целла, где располагалась 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием.  Эта статуя была выполнена  из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры.

Второе помещение предназначалось для девушек-жриц, которые работали над изготовлением священных облачений богини.

Если Парфенон – архитектурный центр Акрополя, то  его сердце — Эрехтейон, древнейшее место поклонения афинян, храм Афины и Посейдона. Именно тут, по преданию, разрешился спор о праве покровительствовать городу и его жителям. Олимпийские боги предложили Афине и Посейдону сделать подарок народу. Посейдон ударил в скалу своим трезубцем, и из нее забила морская вода — символ морского могущества города. На том месте, где ударила копьем Афина, выросло оливковое дерево. Боги сочли дар богини важнее и отдали народ под ее покровительство, а город назвали ее именем. Афиняне же, чтобы не ссориться ни с кем из божеств, возвели два храма под одной крышей — в честь Афины и Посейдона. На полу той части святилища, что посвящена Посейдону, в скале видны три отверстия — следы его трезубца. В соответствующем месте на крыше храма есть пролом, проделанный рукояткой трезубца, когда бог морей поднял его для удара.

 В святилище хранили священный ксоан — деревянную статую Афины, по преданию, упавшую «от Зевса», то есть с неба. 

Эрехтейон имеет уникальный для греческой архитектуры асимметричный план: три его портика расположены на разных уровнях. У южной стены строения находится знаменитый портик дочерей — шесть фигур девушек поддерживают его крышу вместо колонн. В более поздние времена их стали называть кариатидами, то есть жительницами Кария, поскольку женщины этого городка славились исключительной красотой.

 Золотой век Афин завершился в V веке до н.э.. Он длился всего четыре десятилетия - миг в истории человечества. В конце века на греческой земле началась новая война. Но в наши дни тысячи людей стремятся побывать на афинском акрополе, чтобы полюбоваться его замечательными памятниками. Современные художники и архитекторы используют в своём творчестве опыт, накопленный мастерами древней Греции.

На этом наше маленькое путешествие по Афинам подошло к концу.

Закрепление материала:

Как вы думаете, какие сооружения Акрополя запомнятся приезжим? Почему?

Домашнее задание:

Написать небольшое сочинение от лица путешественника, впервые попавшего в Афины.

Примечание: изложение нового материала сопровождается показом презентации, видео.