Гражданская война
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Сергазинова Рахима Павлихановна

создать условия для систематизации материала по теме Гражданская война в России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ug.docx54.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:         «Гражданская война в России и ее итоги»

Тип урока:            урок формирования новых знаний

Вид урока:            урок анализа и синтеза, практическое занятие.

Оборудование:     Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века; 

  мультимедийный проектор, раздаточный материал,  доска, карта «Гражданская война»,

Цель урока: создать условия для систематизации материала по теме Гражданская война в России.

Планируемые результаты:

-предметные: умеют систематизировать материал по теме « Гражданская война в России и ее итоги»; Смогут понять , что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни, и объяснить аргументировано, доказательно этот факт;

- метапредметные : владеют умениями самостоятельной работы, умеют формулировать задачи, искать пути их решения, корректировать собственную деятельность;

- личностные: самоопределение- осознают необходимость самосовершенствования; способны адекватно судить о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, с наличием интереса к новому, к способу решения учебной задачи;

смыслообразование – следует ценностным ориентирам и смыслам учебной деятельности на основе сформированности познавательных и социальных мотивов.

                                              Ход урока

№ п/п

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

Вре-

мя

1

Орг.момент

Приветствие. Здравствуйте ребята. Очень рада с вами познакомиться. Давайте друг другу пожмем руки пожелаем доброго дня.

Пожимают дуг другу руки с улыбкой.

РУУД-эмоциальная мотивация

1мин.

2

Постановка учебной задачи.

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир перековать.

И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас, тот против нас.
Нет безразличных, правда с нами”.

Как вы понимаете  эти строки? (слайд 1)

К какому историческому событию автор написал эти строки?

Что хотел выразить автор этим стихотворением?

Да, вы правы. Это стихотворение посвящено событиям 1917 года.

Могли бы вы назвать тему нашего урока? (слайд 2)

Высказывают свое мнение.

Революция 1917г.

Гражданская война

КУУД- Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Л- Сформированность: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

2-3

3

Постановка проблемы.

мотивация

 На доску прикрепляю 3 карточки: причина, ход, почему?

Вопрос детям: как мы можем ассоциировать данные слова с темой урока?

  1. Найти причины войны
  2. Выяснить ход военных действий и событий в стране.
  3. Почему: началась война, почему победили красные, проиграли белые..

П-Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Р- Сформированность умения самостоятельно формулировать познавательную цель и задачи.

1

4

Освоение новых знаний

закрепление

итоги

Рефлексия

Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество.

Давайте вспомним значение этого понятия.

Затем показать слайд 3 с определением.

На основе определения выясним причины.

Ребята по работаем в парах.

Каждая пара выясняет причины, 1 выступает.

Проверка слайд 4, 5-оценивание

Задание: Работа с учебником определить временные рамки Г.в.

Проверка слайд 6

Молодцы ребята, а теперь поиграем в красные и белые. Раздать флажки, конверты с каточками.

Как точно отметила Цветаева в одном из своих стихотворений «…пропасть пролегла от правого до левого крыла…».

 

Слайд 7.

Личности: Колчак(6), Деникин(2), Врангель (1), Фрунзе(5),  Чапаев(4). Махно (3)найдите своих командиров.

Махно он ни красным и ни к белым не относится значит была еще 3 армия какая? (зеленые). 2 парты соединить и поставить флажок зеленый.

Вот теперь у нас 3 армии давайте выясним вооруж. Силы армий и их политическую основу и заполним таблицу.

Проверка слайд 8

У вас на столах контурные карты куда вы должны нанести карту – схему расстановки сил «белых» и «красных»  и интервенции по этапам .  

Слайд-9-13,ход войны по этапам.

15-18-интервенция

Ребята посмотрите на доску, обратимся к 3 карточкам: причины, ход, почему?

Сегодня на уроке мы ответили на эти вопросы?

Проверка слайд 19, 20-этапы, причины

21-23- если будет время.

Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро и фактически Генсек или его окружение.

(слайд 24,25-итоги)

Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию чеченской войны и военные действия на Украине. Необходимо накапливать опыт мирного разрешения конфликтов, быть толерантными. Оставаться в любой ситуации людьми .

Цель: Умение давать самооценку.

Ребята  поднимите карточки кто освоил материал полностью, частично, есть вопросы.

!-материал полностью усвоен;

,- частично;

?- есть вопросы.

Выяснить почему возникли вопросы. Подвести итоги урока.

 ( ответы  учеников) 1.  Период острых классовых столкновений.

2. Способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил.

3.  Противостояние классов и общественных групп.

4.  Это вооруженная борьба  между гражданами одной страны за власть.

5.  Внутригосударственный вооруженный конфликт между силами с различными интересами, не способными решить свои противоречия мирным путем.

Запись в карту: Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия.

социальные, национальные и политические

социальные

Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности

- Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках

национальные (государственные)-- Экономическая политика большевиков

 политические.

Борьба красного и белого движения.

- Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией  

Оценивают себя +- все верно, полуплюс- 1-2 ошибки, 3,4 ошибки.

(используя текст учебника определяют  даты начала и окончания гражданской войны .

  1.  Начальный этап - Окт. 1917- весна 1918г. « Мягкая Г.в.»
  2. I этап- Весна – осень  1918г.
  3. II этап - Осень1918- весна 1919 г.
  4.  III этап- Весна 1919 – конец 1920 г.
  5. Завершающий этап - конец 1920- 1922г. «Малая Гражданская в-на»

Оценивают себя +- все верно, полуплюс- 1-2 ошибки, 3,4 ошибки.

самостоятельно определяют  социальный состав  своих лагерей, высказывают свою точку зрения, почему они так определили.

                                                                                          белые                                                 

 красные

                                                                                    дворяне                                                рабочие

                                                                                 интеллигенция                                    часть

интеллигенции

                                                                                 духовенство                                        бедняки

                                                                                     казачество                                               середняки?            

                                                                              буржуазия

                                                                                     кулаки

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ (слайд)

вопросы

«БЕЛЫЕ»

«КРАСНЫЕ»

«ЗЕЛЕНЫЕ»

Дата создания

Конец 1917года

Январь 1918

Личности

Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич, Врангель

Фрунзе,

Тухачевский,

Вацетис, Егоров

Махно

Вооруженные силы

Добровольческая армия

Красная армия

«Революционная повстанческая армия Украины»

Политическая основа

Кадеты, правые эсеры,

Монархисты, меньшевики

большевики

Националисты, анархисты

Маркерами наносят  на свою карту-схему названия городов, которые связаны с военными действиями, направлениями движений воюющих сторон, имена командующих армий по этапам (Красным- все, что связано с Красной армией; синим –с Белой гвардией; черным – с интервенцией. После выполнения каждая группа делает сообщение о ходе войны по этапам).

 отвечают на вопросы : Каковы причины поражения «белых»-белые

Каковы причины победы «красных»-красные

Какие уроки должно извлечь общество из гражданской войны, чтобы не повторить ошибок прошлого?- интервенты-Стремление восстановить прежнюю политическую систему, утвердить в России рыночную экономику. Отказ России от возврата внешних долгов . Возврат национализированной собственности иностранных предпринимателей.

Утвердить свое влияние в различных регионах России с целью использовать её как рынок сбыта и источник сырья

Уничтожить влияние России в стратегически важных для России регионах мира (Балканы, АТР, Кавказ, Средняя Азия).

Называют причины :социальные

Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности

- Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках

 – национальные (государственные)-- Экономическая политика большевиков

- политические.

Борьба красного и белого движения.

- Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией. Называют ход военных действий и итоги  .

Почему: мы ответили на все вопросы Почему: началась война, почему победили красные, проиграли белые..

В информационной карте  заполните схему, определив свою оценку на сегодняшнем уроке в 10-ти бальной системе.

Ответьте на вопросы.

Вопросы    

а) Как Я работал:

хорошо освоил знания – 9-10 баллов;

 частично усвоил материал – 7-8 баллов;

 мало что понял – 4-5 баллов?

б) Как МЫ работали в парах:

 четко, согласовано – 9-10 балов;

 частично согласованно – 7-8 баллов;

 неорганизованно – 4-5 балл?

в) Как МЫ работали в группе :

 четко, согласовано – 9-10 балов;

 частично согласованно – 7-8 баллов;

 неорганизованно – 4-5 балл?

П– Сформированность умения самостоятельно давать опре-деление понятиям;

К-Сформированность умения совместно с партнером вырабатывать цели и функции участников совместной дея-тельности под руководством учителя;

Л-Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,

– Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

П-Сформированность умения самостоятельно осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии, уста-навливать причинно-следственные связи;

К-Сформированность умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы

К-Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

П Сформированность умения усваивающего и поискового чтения -

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2

3

2

2

5

5

2

1

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гражданская война в России"

Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...

Гражданская война в России

Методическая разработка урока...

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Разработка урока истории в 7 классе. Тема: "Гражданская война в Англии"

Материал составлен для проведения урока по новой истории для учащихся 7 класса. Главная цель урока: познакомить с важным историческим моментом эпохи Английской буржуазной революции – гражданской войн...

Гражданская война

Презентация к урокам по истории России в 9, 11 классах, содержит причины, ход, этапы Гражданской войны....

Гражданская война в США

Тема: США вXIXв.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...