План-конспект урока истории в 5 классе "Междуречье"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

Методическая  разработка урока истории в 5 классе по теме "Междуречье".  На уроке  применяются различные формы и методы урока, разнообразные задания познавательного характера, физминутка, необычная форма урока- путешествие,  делает его увлекательным и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_mezhdureche.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок « Междуречье»

Дата проведения- 23 ноября 2015 года.

Класс- 5

Учитель: Коннова Н.Б.

МАОУ СОШ с. Новополеводино

Урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья,  культурой,  религией общественным  устройством древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из источников и обобщать ее;
  • развивать коммуникативные  навыки, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы,  ясно и точно выражать свои мысли.

Оборудование:

  • компьютер,  презентация, карточки с заданием,  атлас, карта «Египет и Передняя Азия в древности», атлас по истории, тексты, буквы, меловые записи на доске, рабочие тетради по истории  древнего мира.

                                                          Ход урока:

  1. Мотивация. Под музыку дети рассматривают картину "Поселок шумеров" и отвечают на вопросы. А хотите совершить путешествие на воздушном лайнере в  один из древних поселков или в город и узнать о нем гораздо больше?  Тогда отвечайте на вопросы, ваш ответ и будет служить билетом на самолет.
  2. Учитель:   С каким государством мы с вами знакомились на предыдущих уроках? Где оно находится? Какая река там протекает? Чем занимаются  его жители?

          Беседа по вопросам

Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

Учитель в костюме стюардессы. А сейчас приготовьтесь и мы отправляемся с вами в  удивительный мир путешествий. Командир корабля и экипаж от имени Аэрофлота желают вам приятного полета ( запись  взлета  и посадки самолета) Итак, мы приземлились на сказочной  земле шумеров. Давайте узнаем, какая же это страна. Она раскинулась на территории Западной Азии, недалеко от Египта, а в помощники возьмем  атлас, итак,  откройте карту .

  1. Давайте посмотрим на карту и найдём Реки Тигр и Евфрат, они относятся к какому-либо государству?  А как бы Вы назвали страну, которая расположена между реками. Междуречье или если две реки Двуречье. Как вы думаете, почему, она получила такое название?
  2. Какие же  две крупные реки находятся в этой стране? ( Тигр и Евфрат)

Итак,  страна Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.        

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну  отец истории Геродот.

Работа с историческим источником:  текст Геродота.

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Вопросы к  источнику:

  1. Какая земля существовала в  Междуречье  или Древнем Двуречье? (Плодородная).
  2.  Что выращивали жители этой страны? ( Ячмень, пшеницу, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).
  3. Чем занимались жители Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, кирпичи из глины,  циновки, пекли хлеб).

        Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укреплённые поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города - центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож, ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.

Вопрос: Посмотрите на карту и скажите, как назывались эти города? (Ур и Урук). 

Работа с иллюстрацией: стр. 63. Составление вопросов к иллюстрации. Работа в группах. класс поделен на 4 группы по 3 человека.

  1. Опишите то, что вы видите на иллюстрации?
  2. Как вы думаете, кто, по мнению древних шумеров, мог помогать им ? (Боги).  
  3.  А сейчас приготовьтесь- ка,  друзья, физминутка для тебя.

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Посмотрите на  картину  на доске, как вы думаете, что это за сооружение? (Храм).   Беседа по вопросам: 1. Что такое храм?

2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями?

  1. Во что верили древние египтяне
  2. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они  верили в богов).

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы: Работа учащихся  в рабочей тетради:

ШАМАШ – бог Солнца.  СИН – бог Луны. ЭА – бог воды. ИШТАР – богиня плодородия и любви.

Вопросы: 1. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (Жрецам). 2. Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные). Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников. При изучении, какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта).Как называлась письменность в Египте? (Иероглифы). В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось –  клинопись. Клинопись – письменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине. 

Работа с  учебником. Чтение одного из пунктов и ответы на вопросы

  1. На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).
  2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).
  3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот). Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).

IV. Закрепление знаний, полученных на уроке. Самостоятельная работа.

Задание 1:  Игра «Да» или «Нет». У вас на карточках стоят цифры, я задаю вопрос, а вы отвечаете только  "да" или "нет" напротив   той цифры, вопроса, который я называю, ясно? Вопросы есть? Нет, всем понятно, хорошо. Ну, что ж, попробуем. Я утверждаю, что…

Вопросы: 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 3. Ур и Урук это название рек. (Нет). 4. Бога солнца звали Шамаш. (Да). 5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да). 6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет). 8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да). 9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Нет).  

Задание 2: . Эта страна расположена на берегу Нила, она славилась пирамидой Хеопса, одной из семи чудес света.  Ответ: Египет.  

Задание 3. Работа с таблицей.  Заполнение таблицы. Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?  Ответ занесите в таблицу.

Черты сходства

Черты отличия

Египет

Двуречье

Ответ: Общее происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы. В одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.  Различие: Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая всё на своём пути. Строили всё из глины, писали клинописью, не на папирусе, а на глиняных табличках. 

Задание 4: Решите задачу. В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья.

Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании погребений? Обоснуйте ответ.

Задание 5:. У меня сегодня по дороге рассыпались и перепутались все буквы. Помогите  прочитать исторические термины, расставив буквы в нужном порядке.

  Клинопись. Спинокиль,   мрах,   транас,   ланак,  чирпик, никовац. Ответ: клинопись, храм, страна, канал, кирпич, циновка. Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Домашнее задание: пересказ § 13 и ответить на вопросы к тексту.  Оценки:  Сергей-4,  Катя-5, Марат-5, Виталий-5,  Данила- 4, Влад-3, Эльдар-3, Вера-4, Карина-3.

Рефлексия. Ребята, что вы узнали нового сегодня на уроке? Вам понравился урок? Если да, то положите в конвертик красную звездочку, если не очень,  -зеленую. ну, а если совсем не понравился, то - синюю. Благодарю всех за урок! До свидания! Всего доброго!