подготовка к ЕГЭ. Спец.курс по истории "Актуальные вопросы изучения истории"
элективный курс по истории (11 класс) по теме

Астанина Юлия Николаевна

рабочая программа по спец.курсу "Актуальные вопросы изучения истории" 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnye_voprosy_istorii.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Спецкурс по истории

«Актуальные вопросы изучения истории»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Разработчик: Астанина Ю.Н.

учителя первой квалификационной категории

2016 – 2017

                      Спецкурс по истории «Актуальные вопросы изучения истории»

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)

Самоопределение – это процесс определения человеком себя, своего места в жизни и среди   людей. Для этого учащиеся должны быть способны к самостоятельному построению своей жизни, к осмыслению и регулированию жизнедеятельности в соответствии с  ценностными ориентирами.

Внедрение профильного обучения в старших классах актуализирует проблему профессионального самоопределения подростков. Многие из них испытывают серьёзные трудности при выборе конкретного профиля обучения в 10-11 классах.  Следует также отметить, что профессиональные предпочтения к моменту окончания учёбы могут измениться. В такой ситуации старшеклассники испытывают потребность в профессиональной помощи и психологической поддержке. Определённую помощь в данной ситуации могут оказать специализированные курсы.  Курс поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по истории, повторить темы, вызывающие наибольшие трудности, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания.    Посещение  занятий по программе элективного курса позволит выпускникам преодолеть психологические барьеры при подготовке к экзамену.

Цель задачи:

Систематизировать знания учащихся по истории, научить описывать событие, анализировать, работать с историческим источником, умение работать с хронологией. Формирование готовности старшеклассников к социальному и  профессиональному самоопределению средствами  предметной

области «История».

Задачи

- показать знание основных исторических фактов, событий, явлений, процессов, дат, имён, выдающихся памятников культуры.
- владеть элементами исторического анализа, и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями; сравнение, определение сущности событий).
- давать оценку историческим явлениям и событиям, обосновывать своё отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры
- называть и высказывать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.
Следует заметить, что при сокращении часов по истории на 1 час не хватает времени изучить необходимый материал в полном объёме и в этом вопросе поможет  спец курс по истории. Данная программа рассчитана на учащихся 11-х классов.
Программа ориентирована на занятия в виде лекций и решение тренировочных тестов по истории. В программу заложено использование следующих видов контроля: тесты, доклады, тестирование.

 Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться защитой проектных работ по одной или нескольким темам, проект может быть как индивидуальным, так и групповым.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
  • создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
  • большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся, сообщение новых знаний (в т.ч. в лекционной форме) не должно стать самоцелью, превращать занятия в сухой лекционный курс;
  • в ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал.

Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, содержание которого предполагает сформированность данных знаний.

Общими принципами отбора содержания материала являются:

  • доступность для учащихся средней школы;
  • реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы;
  • инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков
  • содержание обеспечивает более полное знакомство с историческими персоналиями, т.к. курс школьной базовой программы этому отводит недостаточно времени;
  • систематичность программы обеспечивается логикой развёртывания содержания знаний;
  • реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена в отведенное количество часов.

В результате обучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и  всемирной истории;
  • периодизацию отечественной и всемирной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

      уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов;
  • учувствовать в дискуссиях  по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой  извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  •  осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Учебно-тематический план


1. Древняя Русь – 6 часа

2. Феодальная раздробленность на Руси- 4 часа

3. Образование и укрепление Российского единого государства -6 часа

4. Смутное время -10 часа

5. Россия в 17 веке. -6 часа

6. 18 век.- 9часа

7.19 век- 10 часа

8. 20 век - 14 часа

9. 21 век- 4 часов


Рекомендуемая литература:

  • В.И.Буганов, А.И. Сахаров.История России.М.,Просвещение, 2000 г.
  • О.Г.Верясникина История. Подготовка к ЕГЭ. М.,  Легион, 2015г.
  • А.Г.Гущин История. Подготовка к ЕГЭ. М., Легион,2015г.
  • История России в лицах.М., 1997 г.
  • Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов. История России.VIII-XV вв.Мирос, 1995.
  • Л.А.Кацва, А.Л.Юрганов. История России.VIII-XV вв.Мирос, 1995.
  • Б.Г. Пашков. Русь Россия.Российская империя. (Хроника правлений и событий.862-1917 г.г.).М., 1997.
  • Энциклопедия по истории России.  Ариада, 1998-1999 г.Энциклопедия по истории России.
  • «Русика», 2003 г.Энциклопедический справочник школьника. «История России». М., 1997.
  • История России в лицах и датах. М., 1995.
  • Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862–1917 гг. М., 1997.
  • Энциклопедия по истории России.  Ариада, 1998–1999 г.
  • Энциклопедия по истории России. Русика, 2003 г.
  • Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 1997.

                                       Календарно-тематический планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Проведения

Примечание

план.

факт.

Древняя Русь

7

1

Образование Древнерусского государства- 882 год

1

2

Крещение Руси- 988 год

1

3

Княжение Ярослава Мудрого 1019-1054 гг

1

4

Свод законов Древнеруского государства: «Русская правда», «Русская правда Ярославичей»-11 век

1

5

Русские земли  и княжества в XIIв. Причины распада Древнерусского государства. Съезд русских князей в Любиче-1097 год

1

6

Основные центры политической раздробленности Руси.

1

7

Древнерусская культура IX –XII вв.

1

Феодальная раздробленность

5

8

Завоевания монголов. Взаимоотношения  Руси и Орды а XIIIв.

1

9

Экспансия с Запада в XIII в.

1

10

Предпосылки объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Политика московских князей.

1

11

Куликовская битва. Восстановление экономики русских земель.

1

12

Культура Руси в XII-XV вв.

1

Образование и укрепление Российского единого государства

6

11

Образование Российского централизованного государства.

1

12

Категории населения XV-XVI вв.

1

13

Правление Ивана Грозного. Реформы середины XVI в.

1

14

Опричнина 1565-1572 гг

1

15

Внешняя политика Ивана IV.

1

16

Культура России в XVIв.

1

Смутное время

6

17

Смутное время конца XVI – начала  XVII вв.

1

18

Этапы Смутного времени.

1

19

Социальные движения в начале XVII в.

1

20

Последствия Смуты

1

21

Ликвидация последствий Смуты

1

22

Избрание Романовых. 1613 год

1

Россия в 17 веке

11

23

Правление Михаила Федоровича Романова

1

24

Внешняя политика  М.Ф.Романова

1

25

Правление Алексея Михайловича Тишайшего

1

26

Социальные движения второй половины XVII в.

2

27

Соборное уложение 1649г. Юридическое оформление крепостного права.

1

28

Церковный раскол и его последствия

1

29

Внешняя политика России второй половины XVII в.

2

30

Новые явления в экономике России XVIIв.

1

31

Культура России в XVII в.

1

18 век

9

32

Правление Петра I. Время реформ и преобразований.

1

33

Складывание абсолютизма. Значение образования абсолютной монархии в России.

1

34

Северная война

1

35

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг

1

36

Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II

1

37

Формирование сословной системы в XVIIIв.

1

38

Экономика России в XVIII в.

1

39

Культура России XVIII в.

1

40

Культура России XVIII в.

1

41

Решение тестовых задач в формате ЕГЭ

1

19 век

10

42

Русско-  иранская война 1804-1813 гг

1

43

Русско- турецкая война 1806-1812 гг

1

44

Русско- шведская война 1808-1809 гг

1

45

Отечественная война 1812 года

1

46

Кавказская война 1817-1864 гг

1

47

Восстание декабристов 1825 года

1

48

Русско- турецкая война 1828-1829 гг

1

49

Крымская война 1853-1856 гг

1

50

Отмена крепостного права 1861 год

1

51

Завоевание Средней Азии Россией 1864-1885 гг

1

20 век

14

52

Первая Российская революция 1905-1907 гг

1

53

Русско- японская война 1904-1905 гг

1

54

Первая мировая война 1914-1918 гг

1

55

Революции 1917 года

1

56

Гражданская война 1918-1922

1

57

Образование СССР 1922 год

1

58-61

Великая Отечественная война 1941-1945 гг

4

62-64

1945-1991 годы

3

65

1992-2000 годы

1

21 век

4

66

Избрание Президентом РФ В.В.Путина в 2000, 2004, 2012 годах Избрание Д.А.Медведева на пост  Президента РФ в 2008 год

1

67

Российско-грузинская война 2008 год

1

68

Геополитическая обстановка 2014-2016 гг. Международное положение России 2013-2016гг

1

69-70

Решение тестовых задач в формате ЕГЭ

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)

Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными ...

Дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа элективного курса "Дискуссионные вопрсы изучения истории"...

дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа для элективного курса по истории...

дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа для элективного курса по истории...

«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»

Рабочая программа элективного курса«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС О...

Рабочая программа ОДОД "Актуальные вопросы изучения истории"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актуальные вопросы изучения истории" предназначена для обучающихся 9-х классов. Цель дополнительной общеобразовательной про...

Диганостические материалы к программе "Актуальные вопросы изучения истории"

Разработка включает в себя диагностические материалы и таблицы фиксации полученных результатов....