«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»
рабочая программа по истории (11 класс)

Волков Дмитрий Александрович

Рабочая программа элективного курса

«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»

предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Программа рассчитан на 35 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnye_problemy_istorii_rossii_20_v.doc_3.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

 на заседании МО

протокол №

от «30» августа 2019

Согласовано

 на НМС

протокол №

от «30» августа 2019

Утверждено

директором

приказ №

от «30» августа 2019

Рабочая программа элективного курса

«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»

11        класс

Срок реализации программы: один год

Составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений

                                                 (наименование программы)

Программу составил: Волков Дмитрий Александрович

2019 г.

Рабочая программа элективного курса

«Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века»

предназначена для обучающихся 11 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Программа рассчитан на 35 часов в год.

I. Планируемые результаты освоения элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»

Предметные результаты изучения истории:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
  • усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
  • расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
  • приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
  • освоение приемов установления причинно-следственных связей.

Личностные результаты изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной

  • общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
  • развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
  • формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.
  •  владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
  • освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
  • умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
  • результате изучения истории России в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной истории; · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие  явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  1. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1

Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века.

2

Международные отношения Российской империи в начале 20

века.

2

Россия и ведущие страны мира в Первой мировой войне

2

3

Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? Влияние Первой

4

мировой войны на российское общество

4

Гражданская война: новые подходы

3

5

Индустриализация и командно-административная система

2

6

Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

2

7

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг.

2

8

Триумфальное поражение? (Размышления о советско-

2

финской войне)

9

СССР и ведущие страны мира накануне Второй мировой

3

войны Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР

против

Германии

10

СССР и ведущие страны мира во Второй мировой войне.

5

11

Страх или свобода? (О причинах победы под Сталинградом)

1

12

От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый

3

надвое

13

Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

2

14

Итоговое повторение.

2

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

Проблемы модернизации в развитии России начала

ХХ века (2 ч.)

1

Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ

1

века

2

Международные отношения Российской империи в

1

начале 20 века.

Россия и ведущие страны мира в Первой мировой

войне (2 ч.)

3

Причины Первой мировой войны, ее характер.

1

Основные цели ее участников.

4

Военные кампании 1914—1918 гг.

1

Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? Влияние

Первой мировой войны на российское общество (4 ч.)

5

Политическая обстановка в России в 1914—1915 гг.

1

6

Общественно-политический и духовный кризис

1

накануне 1917 г.

7

Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в

1

СССР.

8

Причины краха послефевральской демократии и победы

1

большевиков.

Гражданская война: новые подходы.(3 ч.)

9

Гражданская война – трагедия русского народа…

1

Проблема периодизации Гражданской войны.

10

Причины победы «красных» и поражения «белых». Две

1

армии одного народа.

11

Причины победы «красных» и поражения «белых». Две

1

армии одного народа.

Индустриализация и командно-административная

система. (2 ч.)

12

Необходимость, цели, средства и источники накопления.

1

Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй

пятилеток.

13

Главные итоги социалистической индустриализации.

1

Коллективизация – трагедия крестьянина -

труженика? (2 ч.)

14

Начало коллективизации. Этапы проведения

1

коллективизации.

15

Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1932–

1

1933 гг.

СССР в системе международных отношений в 1930-х

гг. (2 ч.)

16

Характер международных отношений в 1930-х гг.

1

17

Попытки СССР создать систему коллективной

1

безопасности.

Триумфальное поражение? (О советско-финской

войне 1939– 1940 гг.). (2 ч.)

18

Причины, повод, начало и ход советско-финской войны.

1

Соотношение сил.

19

Итоги и значение войны.

1

СССР и ведущие страны мира накануне Второй

мировой войны. Споры вокруг версии о

превентивном ударе СССР во время войны. (3 ч.)

20

Причины и характер Второй мировой войны. Цели и

1

планы сторон. Политическая, военная, экономическая

подготовка к войне.

21

Официальная историография о внезапности нападения

1

германии на Советский Союз.

22

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный

1

удар по Германии.

СССР и ведущие страны мира во Второй мировой

войне. (5 ч.)

23

Начало Великой Отечественной войны советского

1

народа . Стратегическое поражение Красной Армии на

начальном этапе войны

24

Битва за Москву. Военные действия на советско-

1

германском фронте весной-летом 1942 г.

25

Коренной перелом во Второй мировой войне

1

26

Военные кампании и дипломатия в 1944—1945 гг.

1

27

Итоги Второй мировой войны и проблемы

1

послевоенного регулирования

Страх или Свобода? (О причинах победы под

Сталинградом). (1 ч.)

28

Разные оценки приказа №227. Психологическая

1

готовность советских людей к борьбе с врагом.

От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый

надвое. (3 ч.)

29

Истоки «холодной войны. Анализ ситуации в мире

1

после войны. Кто развязал «холодную войну»?

30

Горячие точки «холодной войны».

1

31

Разрядка и окончание «холодной войны».

1

Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года.

(2 ч.)

32

Хроника августовских событий. Горбачев о причинах и

1

начале путча.

33

Что произошло в августе 1991 года на самом деле:

1

взгляд через годы…

34

Итоговое занятие.

2

Учебно-методическое обеспечение:

Для учащихся

  1. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.

  1. Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. Сталина: В 2 кн. М., 1990.

  1. Герои и антигерои Отечества/Сост. В.М. Забродин. М., «Информэкспресс» - «Российская газета» - «Практика», 1992.

  1. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1-2. М., 1995.
  2. Исторические силуэты. М., «Наука», 1991
  3. История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1996.
  4. Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Полная биография Ю.В. Андропова. М., 1993.
  5. Медведев Р.А. Загадка Путина. М., 2000.
  1. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2 кн. М.,

1991.

  1. Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990.

  1. Мошанский В.Н. Штрихи к портретам физиков: Пособие для учителей по гуманизации образования. Псков, 1997.

  1. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989.
  2. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия,

1971.

  1. Рубцов Ю. Жезлы на эполетах и гербы на погонах. М.: Изд. Дом «Звонница-МГ», 2002.
  2. Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л., 1989.
  3. Тихомиров Ю.В. История предпринимательства в России. СПб., Икар, 1999.

Для учителя

  1. Александров-Агентов А.М. От Коллонтай до Горбачева. М., 1994.
  2. Аджубей А. Те самые десять лет. М., 1991.
  3. Антонов-Овсеенко А. Лаврентий Берия. Краснодар. 1993.
  4. Антонов-Овсеенко А. Портрет тирана. М., 1994.
  5. Антонов-Овсеенко А. Театр Иосифа Сталина. М., 1995.

  1. Артемов В.А., Колмаков В.Б. Три века истории в лицах. Книга 1. Воронеж. Издательство «Инфа», 1996.

  1. Берия: конец карьеры / Сост. В.Ф. Некрасов. М., 1991.
  2. Берия С. Мой отец Лаврентий Берия. М., 1994.
  3. Брежнев Л.И. Материалы к биографии / Сост. Ю.В. Аксютин. М., 1989.
  4. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.
  5. Василевский А.М. Дело всей жизни. Кн. 1-2. М., 1988.
  6. Волкогонов Д. Триумф и трагедия: Политический портрет И. Сталина: В 2 кн. М.,

1990.

  1. Герои и антигерои Отечества / Сост. В.М. Забродин. М., «Информэкспресс» - «Российская газета» - «Практика», 1992.

  1. Горбачев М.С. Августовский путч (причины и следствия). М., 1991.
  2. Горбачев М.С. Декабрь -91. Моя позиция. М. 1992.
  3. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Т. 1-2. М., 1995.
  4. Режим личной власти Сталина: к истории формирования. М., 1989.
  5. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.
  6. Ельцин Б.Н. «Иного не дано»: перестройка, гласность, демократия, социализм. М.,

1990.

  1. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. Рига, 1990.
  2. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1995.
  3. История России в портретах. В 2-х тт. Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1996.
  4. Исторические силуэты. М., «Наука», 1991.
  5. Медведев Р.А.В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М., 1990.
  6. Медведев Р.А. Генсек с Лубянки: Полная биография Ю.В. Андропова. М., 1993.
  7. Медведев Р.А. Загадка Путина. М., 2000.
  8. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. В 2 кн. М.,

1991.

  1. Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: политическая биогафия. М., 1990.
  2. Медведев Р.А. Они окружали Сталина. М., 1990.
  3. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. М., 1990. Кн. 1.

  1. Мошанский В.Н. Штрихи к портретам физиков: Пособие для учителей по гуманизации образования. Псков, 1997.

  1. Некрасов В. Тринадцать железных наркомов. М., «Версты», 1995.
  2. Некрасов В. Николай Ежов. // Советская милиция. № 2, 1990.
  1. Никита Сергеевич Хрущев. Материалы к биографии. М., 1989.

  1. Н.С. Хрущев (1894-1971): Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.С. Хрущева, 18 апреля 1994 г. М., 1994.

  1. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М., 1991.
  2. От оттепели до застоя / Сост. Г.В. Иванова. М., Советская Россия, 1990.

  1. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны. М., Молодая гвардия, 1971.

  1. Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., Воениздат, 1988.
  2. Россия на рубеже веков. М., Издательство политической литературы, 1991.
  3. Рубцов Ю. Жезлы на эполетах и гербы на погонах. М.: Изд. Дом «Звонница-МГ»,

2002.

  1. Сахаров А.Д. Воспоминания. М., 1993.
  2. Свет и тени «великого десятилетия» (Хрущев и его время). Л., 1989.

  1. Сивохина Т.А., Зезина М.Р. Апогей режима личной власти. «Оттепель». Поворот к неосталинизму: (Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 40-х – 60-е

годы). М., 1993.

  1. Симонов К. Глазами человека моего поколения: Размышления о Сталине. М., 1988.
  2. 100  лет  со  дня  рождения  Маршала  Советского  Союза  Говорова  Леонида

Александровича (материалы военно-исторической, научно-технической конференции). СПб., 1997.

  1. Тихомиров Ю.В. История предпринимательства в России. СПб., Икар, 1999.
  2. Третьяков В. Горбачев, Лигачев, Ельцин… М., 1991.
  3. Троцкий Л.Д. Сталин. Т. 1-2. М., 1990.
  4. Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 1989.
  5. Хрущев С. Пенсионер союзного значения. М., 1991.
  6. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты: В 2-х тт. М., 1994.
  7. Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.
  8. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.
  9. Якупов Н.М. Трагедия полководцев. М., 1992.

Оценка «5» выставляется, если ученик

  • безошибочно излагает материал устно или письменно;
  • обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
  • сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
  • точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
  • свободно применяет полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если ученик

  • обнаружил знание программного материала;
  • осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
  • обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
  • в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если ученик

  • обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;
  • предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
  • испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
  • в устных и письменных ответах допускает ошибки.

Оценка «2» выставляется, если ученик

  • имеет отдельные представления о материале;
  • в устных и письменных ответах допускает грубые ошибка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века (11 класс)

Программа курса дополнительного образования «Дискуссионные вопросы в изучении истории XX века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными ...

Дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа элективного курса "Дискуссионные вопрсы изучения истории"...

дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа для элективного курса по истории...

дискуссионные вопросы изучения истории

Рабочая программа для элективного курса по истории...

Вопросы по истории России XIX века

Вопросы по внутренней и внешней политике России XIX - начала XX века...

Вопросы по истории России XX века

Некоторые вопросы по истории России 20 века...

Работа ученика по изучению истории России 10 века

Презентация ученика посвящена одному из значимых периодов правления регента - княгини Ольги на русском престоле. Она смогла не только удержать доставшееся в управление государство, но и укрепила ...