Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории на тему
Здоровье - один из важнейших компонентов благополучия человека, одно из неотъемлемых прав человека, от которого зависит успешное социальное и экономическое развитие страны. Поэтому проблема поддержания и укрепления здоровья стоит на первом месте. Одним из главных напрвлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках, воспитание у учеников личностных качеств, способствующих укреплению и сохранению здоровья, создание мотивации на ведение здорового образа жизни.На уроках и во внеурочное время учитель формирует психическое, социальное, физическое здоровье школьников. Использование физкультминуток, методик офтальмотренинга, создание игровых, проблемных ситуаций на уроках и во внеурочное время, профилактика здорового образа жизни, привлечение родителей, и многое другое лежит в основе моей педагогической деятельности по формированию у учащихся стремления к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovosbereg_tehnologii_na_ur_istorii.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области "Училище (техникум) олимпийского резерва №5"
Использование
Здоровьесберегающих технологий
на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания
Фролова Н.В.
Егорьевск
2016-2017 уч. год
Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается количество детей имеющих хронические заболевания. Поэтому проблема поддержания и укрепления здоровья нации занимает одно из первых мест.
Что такое здоровье? Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов человека. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Немаловажное значение успешного обучения является состояние здоровья, с которым ребенок поступил в школу. А вот дальнейшее сохранение и укрепление здоровья школьников зависит от организации учебного процесса. Это не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактика различных заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.
Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости учеников преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем. Поэтому одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках, воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих укреплению и сохранению здоровья, создание мотивации на ведение здорового образа жизни. Реализацией этой задачи на уроках и во внеурочное время я занимаюсь в течение последних лет.
В учебной деятельности учитель формирует психическое (духовное), социальное, физическое здоровье школьников.
Формирование психического здоровья на уроках истории очень важно. Здесь развивается мышление, память, нравственность, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром. Это достигается путём смены деятельности на уроке, эмоциональности, заинтересованности обучающихся, внутреннем спокойствии и стремлении учащихся к познанию. Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями.
Социальное здоровье - это умение жить в обществе, удовлетворение социальным статусом. Оно достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками, учениками между собой. А также знакомством с явлениями, общественными событиями, известными личностями, на примере которых можно воспитать положительные качества у обучающихся. Знакомясь с тенденциями становления и развития общества и государства на уроках истории и обществознания, учащиеся начинают лучше ориентироваться в социуме, реализовывать себя.
К воздействию на физическое здоровье относится сохранение физических характеристик обучающихся: зрения, слуха, осанки. Их сохранению способствуют смена деятельности на уроке: самостоятельная работа, работа с учебником, выполнение разноуровневых заданий, тестовых заданий с выбором ответа, заданий на распознавание и поиск ошибок, творческих заданий. Эти виды деятельности способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху ребят.
На своих уроках эффективно использую двигательную активность в виде физкультминуток, постоянно слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмо-тренинга. Чтобы настроить ребят на определённую тему и, для организации учащихся, иногда провожу физкультминутку в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, снять напряжение оставшееся в них с предыдущего урока (особенно после контрольной работы). На каждой перемене обязательно проветриваю кабинет, открываю окна в помещении и во время физкультминуток. Ведь школьникам необходим свежий воздух для повышения их работоспособности. Особенностью физкультминутки является её историческая тематика. Для этого подбираю свой текст под каждую тему, привлекаю учащихся к придумыванию текста и движений для следующих уроков. С уверенностью могу сказать, что этот этап урока учащиеся ждут с нетерпением. Вот примеры нескольких физкультминуток, используемые мною на уроках истории. Урок по истории Древнего мира «Древнее Двуречье» Учитель: Ребята, давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует
(Встали, руки вверх, потянулись)
От лучей твоих оживают цветы и растения на полях
(Кистями рук делаем «фонарики»)
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу
(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)
Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы
(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу
(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)
Урок по истории Древней Греции «Олимпийские игры в древности»
Учитель: Ребята, но в Древней Греции, перед тем как начать состязания атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
Урок по истории России «Возвышение Москвы»
Учитель: Да, много земля русская бедствий испытывала в это время. И просили помощи люди русские и у Бога и у земли-матушки. Давайте попробуем повторить это так, как это делали наши предки.
И раздалась, земля русская, (разводим руки в стороны)
На погибель свою и на слезушки, (качаем головой, обхватив ее руками)
И поднятии вверх рученьки, (поднимаем вверх руки)
Да у Бога прося помощи (…и тянемся)
Люди русские так трудились, (сгибаем и разгибаем локти)
Что порою суставы крутили. (крутим кистями рук)
Да приди в нашу землю спасение, (шагаем на месте, руки на поясе)
И избави нас от страдания (поднимаем и опускаем руки)
Другими формами двигательной активности на уроках являются ролевые игры, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники садятся с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Заряд положительными эмоциями сказывается как на ход урока, так и на самочувствие учащихся.
Чтобы дети на уроках чувствовали себя комфортно и раскованно, я позволяю и себе и им шутить, смеяться, но естественно, не нарушая при этом дисциплины и порядка. Пожалуй, сложнее всего, в данной ситуации – это сохранение баланса между раскованностью и дисциплинированностью. Главное - заинтересовать учащихся, привлечь их к активной и плодотворной работе. На уроке учащиеся, по возможности сами читают новый материал, изложенный в учебнике. Систематизирование прочитанного происходит в совместной деятельности учащихся и учителя, когда наводящими вопросами учитель проверяет первичное восприятие, делая при этом записи, выстраивая схемы на доске и в тетрадях для установления причинно- следственных связей. Это позволяет раскрепостить учеников, научить их говорить, спорить, доказывать свою точку зрения. Одновременно воспитывается и культура поведения по принципу: «Хочешь быть выслушанным – умей слушать других». Выстроенные в тетради логические цепи, позволяют детям не сидеть долго над домашней работой, а вспомнить, закрепить изученный на уроке материал и отдыхать. Таким образом, одновременно решается, хоть и частично, проблема ненормированной продолжительности учебного дня, недели и предельного напряжения организма в течение этого времени. Для повышения мотивации в изучении истории и обществознания, на уроках стараюсь рассматривать вопросы, касающиеся быта людей прошлого, сформированности у них гигиенических навыков. Например, при изучении темы «Древний Египет» (5, 10 классы) обязательно рассматриваю вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?». Урок проводится в форме диспута, чтобы учащиеся, опираясь на приобретённые знания по ЗОЖ, выдвигали свои версии, строили логические цепочки. При изучении темы «Спарта» акцентирую внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина. На уроках «Основы правовой культуры» в 9 классе рассматриваем статью 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения». При выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 8, 10 классы) обращаю внимание на: отравляющее влияние алкоголя на организм человека, отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки. Отмечаю, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов. Далее делаем вывод, что употребление фруктов приводит к укреплению организма, повышает иммунитет. При изучении средневековой Европы подчёркиваю, что основная причина эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья. Обращаю внимание, что соблюдение гигиены - главный залог здоровья людей. В процессе учебной и внеурочной деятельности уделяю внимание вопросам, касающимся возрастных особенностей учащихся. Например, на уроках обществознания в 7 классе, когда рассматривается тема о физиологических особенностях подросткового возраста, подчёркиваю, что употребление психоактивных веществ, курение - это всего лишь иллюзия взрослости, которая может привести к пагубным последствиям, так же предостерегаю учащихся о последствиях ранней половой жизни, и т.д.
Обращаю внимание учеников, что огромную роль на здоровье людей оказывает экология. Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами. На уроках обществознания, классных часах, тематика которых: «Молодёжь за здоровый образ жизни» (Брейн-ринг), «Береги здоровье смолоду» (часы общения с приглашением врачей-педиатров; в старшие классы – специалистов из наркологического), «Здоровое поколение», «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем «нет» нездоровым привычкам» (уроки защиты исследовательских проектов) говорим об экологических проблемах и их последствиях, вместе ищем пути их решения. Учащиеся спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, хотя всегда соглашаются с тем, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них.
Древние индийцы говорили: «Мы взяли этот мир взаймы у предков, чтобы передать его последующему поколению». Эти слова использую в качестве эпиграфа к урокам обществознания в каждом классе при изучении темы «Глобальные проблемы человечества». Именно этими словами пытаюсь показать учащимся необходимость воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни.
Важным пунктом в своей педагогической деятельности считаю связь: «школа – родители - школа». В связи с этим на каждом родительском собрании ставлю вопросы о комфортности и дискомфорте детей в школьных условиях, где рассматриваются темы о возрастных психологических особенностях подросткового возраста, проводятся различные виды анкет и опросов, позволяющие понять, насколько родители знают своего ребёнка, общаются с ним. Это помогает мне лучше узнать учеников, найти личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.
Таким образом, создание активной среды, в которой обучение происходит не за счет ресурсов здоровья учащихся, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала ученика, становится актуальнейшей задачей современной школы. Забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива. Задача здоровьесберегающей технологии – обеспечить учащемуся школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, т.е. умение заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других детей.
Литература
1. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю.
Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе М.:Илекса, 2006.
2. Базарный В. Ф . Здоровье и развитие ребенка: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
3.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ.- 2005.
4. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». М.: АРКТИ.- 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2
Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...
«Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»
Доклад для МО...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"
Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...
Использование ЭОР на уроках истории и обществознания
Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....