Межпредметные связи в обучении истории
статья по истории на тему

Васютина Ирина Александровна

Статья о использовании межпредметных связей на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи в обучении истории

Васютина И.А.

преподаватель истории

БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный

 техникум»Малоархангельский филиал

Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний обучающихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Положение курса истории в системе подготовки специалистов среднего звена определяется, прежде всего, тем, что он играет  решающую роль в формировании у обучающихся диалектно – материалистических взглядов на развитие общества, в воспитании у юношества патриотизма и интернационализма, в становлении личности, обладающей собственными убеждениями и гражданской ответственностью в отношении граждан своей страны.

Главная цель в обучении истории – формирование развитой, социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности творческой и самостоятельной, с чувством глубокой ответственности за судьбы страны и мира.

Исходя из цели изучения истории, можно утверждать, что ее изучению должно предшествовать изучение ряда предметов – литературы, обществоведения, экономической и социальной географии, или по возможности изучаться синхронно. Но межпредметное значение истории не ограничивается лишь созданием исторической базы для изучения других учебных дисциплин, гораздо важнее освоение и применение принципов историзма, научной объективности при изучении других предметов.

С другой стороны, знание законов развития природы, изучаемых в предметах естественнонаучного цикла. Опора на эти знания при изучении истории помогают создать у обучающихся целостное понимание объективной картины мира, взаимосвязей, существующих между природой и общественной средой.

Взаимосвязи курсов истории с другими предметами осуществляется на разной сюжетной, понятийной и фактической основе, при различной степени обобщения знаний и сформированности умений, в зависимости от возраста обучающихся и базе накопленных знаний по различным предметам.

Преподавателю истории необходимо более детально знать не только программы, но и учебники и методические пособия хотя бы по таким предметам, как литература, русский язык, география. Знакомясь с содержанием смежного предмета, учителю истории важно понять степень конкретизации фактов, глубину их обобщения, предполагаемый уровень сформированности умений  (как общеучебных, так и специфических для данного предмета), а главное – метод познания, применяемый в данном предмете.

Преподавателю на уроках истории важно продолжить развитие тех умений, которые формировались у обучающихся при изучении других предметов, например, умения работать с диаграммами, схемами, таблицами, картами, картосхемами, статистикой.

Объективный фактор, затрудняющий межпредметные связи в обучении истории, связан со сложностью формирования метода познания общественных процессов. В частности невозможностью применения на уроках эксперимента,  демонстрации опыта, точного математического расчета.

Сравнение, сопоставление, обобщение и другие интеллектуальные умения в истории менее единообразны по результатам, всегда эмоционально окрашены по сравнению с предметами естественнонаучного цикла. Эта особенность познания истории определяет и меньшие возможности ее интеграции с другими предметами, ибо исторический факт, событие, явление всегда конкретны, неповторимы, индивидуальны, обусловлены исторической эпохой, деятельностью народных масс и отдельных личностей. Поэтому типизация, обобщение, абстрагирование в истории всегда ограничены требованием показа конкретного, чтобы не допустить схематизации и социологизации в освещении исторического процесса.

Преподавателю необходимо глубоко осознать общую цель осуществления межпредметных связей в учебном процессе:

  • Обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения обучающихся;
  • Понимание ими закономерностей общественного развития;
  • Осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке прошлого и настоящего.

Итак, на каких же принципах должны быть разработаны межпредметные связи по истории:

- необходимо определить уровень общности научных понятий, связанных дисциплин;

- исключать противоречия в трактовке одних и тех же понятий, терминов, явлений, дублирования материала;

- способствовать целостному получению студентами знаний;

-помочь обучающемуся, бывшему девятикласснику, как можно быстрее  адоптироваться в учебном процессе.

Эффективное осуществление межпредметных связей обеспечивается применением системы методических приемов и средств, которая включает:

- объяснение нового с опорой на ранее изученный обучающимися фактический или теоретический материал из предшествовавших курсов истории или других предметов;

- обучение приемам припоминания и самостоятельного применения ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием интерактивной доски, логических и графических схем, карт, и других наглядных пособий;

- обобщение знаний на межпредметной основе путем составления различных тематических таблиц (сравнительных, синхронистических, проблемных);

- создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных на смежных курсах, стимулирующих мыслительную деятельность обучающихся;

- систематическое применение межпредметных заданий и вопросов, побуждающих обучающихся к актуализации знаний ранее изученного материала;

- проведение объединенных, в том числе межпредметных уроков обобщения, стимулирующих применения обобщенных знаний, в том числе теоретических;

- систему записей, заполнение таблиц, составление схем, помогающих синтезировать знания, полученных из разных курсов истории и других предметов;

- использование современных технологий, интерактивных досок, интернета для расширения кругозора обучающихся и их возможностей для получения, анализа и синтеза информации;

- совместные уроки – семинары, посвященные разбору и обсуждению различных документов, произведений литературы и искусства связанных общей темой;

- проведение урока одновременно двумя преподавателями разных предметов (например, истории и географии, истории и литературы) с целью усиления межпредметных связей изучаемого материала и более полного использования его мировоззренческого потенциала.

Анализируя проблему межпредметных связей, можно сказать, что вся работа преподавателей по реализации межпредметных связей должна быть направлена на создание у обучающихся продуктивной, единой по содержанию и структуре системы знаний, умений, навыков. Системы, которая помогала бы им использовать всю сумму накопленных ими знаний при изучении любого теоретического или практического вопроса. 

Использование межпредметных связей  в процессе подготовки к занятиям требует значительного количества времени и взаимодействия всех преподавателей.

Литература

  1. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е. А. Глинская, С. В. Титова. — 3-е изд. — Тула: Инфо, 2007.
  2. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей в обучении физике

Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...

Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...

Проектирование и исследовательская деятельность учащихся как один из аспектов межпредметных связей при обучении.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов обр...

Межпредметные связи в обучении математике

В статье кратко излагаются  теоретические основы проблемы межпредметных связей  и рассматриваются примеры, иллюстрируюшие связь математики с различными учебными дисциплинами....

Роль межпредметных связей в обучении химии.

Статья о межпредметных связях при изучении химии....

Межпредметные связи в обучении физике

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино различные факты, им наблюдаемые.Д. Хевеши...

Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики

Библиографическое описание: Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. ...