Пути успеваемости учащихся на уроках истории
материал по истории на тему

Петухов Юрий Анатольевич

Кратко отображены методы повышения успеваемости на уроках истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_uspevaemosti_uchashchihsya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути повышения успеваемости учащихся на уроках истории и обществознания

Разработал: учитель истории  Ю.А. Петухов

Для наиболее полного охвата учащихся выполнением домашнего задания предусматривается:

  1. Широкое использование элементов  технологии развивающего обучения   -шифрограммы;

¬ кроссворды;

¬ логические задания;

¬ работа с документами, составление схем и таблиц, пакеты с ошибками;

¬ работа с датами и понятиями;

¬ задачи на соотнесение событий, дат, имен;

Данный метод работы показал, что использование рабочих тетрадей в комплексе с учебно-методическими материалами дают высокие положительные результаты:

• разнообразие в применяемых методах, приемах и формах обучения;

• повышение качества усвоения материала;

• способствует накопляемости оценок;

• происходит 100% охват учебной деятельностью всех учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания;

• повышается интерес к предмету среди учащихся;

 позволяет экономить учебное время, как учащимся, так и учителю;

 развивает логику, мышление, устную и письменную речь.

Кроме рабочих тетрадей, мною готовятся тесты, логические, проблемные и практические задания.

  1.  Педагогическая технология проблемного обучения.

На уроках истории и обществознания распространенным методом активизации учащихся, развитию их логического мышления является постановка проблем на уроках различного типа. Данный метод (озадачивание), сводится к тому, что я ставлю перед учащимися проблему: вопрос или систему вопросов. Ставлю проблему с помощью графиков, сравнительных таблиц.

Работа над проблемой проходит успешно лишь в том случае, когда возникает проблемная ситуация, т.е. когда учащиеся испытывают интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.

В ходе данной технологи установлены основные направления в решении проблемы:

1. Проблему решает педагог (сам ставит проблему и сам ее решает, излагая лекционный материал).

2. Генераторы-критики (учащиеся делятся на две группы, первая генераторы - дают большее число вариантов решения проблемы, вплоть до фантастических. Вторая группа, получая эти предложения, выбирает наиболее подходящее). В данном виде работы учащиеся могут вывести то или иное правило, закономерность, причинно-следственную связь, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.

3. Лекции - беседы (перед учениками ставится  проблема и предлагается им решить ее совместно).

4. Работа малых групп (альтернативы), излагается  проблема и дается возможность высказаться нескольким учащимся, каждая группа защищает свою точку зрения).

5. Малые группы (ваше решение проблемы), (после короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения).

6. «Мозговой штурм» (заполнение мнений по проблеме на карточках, а учитель оглашает наиболее распространенные мнения, приводит и доказывает правильный ответ, обращает внимание на способность учащихся к практическому анализу собственных суждений).

Все это позволяет:

 отстаивать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

 развивать мыслительную деятельность;

 искать альтернативные варианты и различные суждения и точки зрения;

 анализировать, сопоставлять учебный материал;

 делать выводы, обобщения и сравнения;

 готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, части «С».

3. Педагогические игровые технологии.

Игра позволяет учащимся в непринужденной форме усвоить необходимый материал.

Это повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира:

(урок «Путешествие в страну Хаппи», «По Великому шелковому пути», «В поход с Александром Македонским» и другие).

Уроки по истории русской культуры:

- «Древнерусская культура IX - XII веков»;

- «Культура России в ХУП веке»;

- «Литературно-музыкальный салон XIX века» и др.

Игровая технология дает положительные результаты, так как:

1. Вовлекает всех учащихся класса в процесс обучения.

2. Позволяет учащимся быть непосредственными участниками игры.

3. Создает образное восприятие учащимися исторических событий.

4. Позволяет учащимся раскрепоститься психологически.

5. Помогает учащимся лучше запомнить учебный материал.

Классификация исторических игр:

I. Деловые:

1. Обсуждение.

2. Исследование.

3. С элементами ретроспективы.

II. Ретроспективные:

1 .Ролевые (театрализованные представления,

театрализованные игры, проблемно-дискуссионные

игры).

2.Неролевые (конкурсные игры).

III. Тренинговые:

1. Настольные.

2. На основе заданного алгоритма.

3. Сюжетные.

4. Технология уровневой дифференциации.

В стандарте исторического образования предусмотрены два уровня овладения знаниями: базовый и выше базового.

В данном направлении осуществляется работа на уроках и во внеурочной деятельности. Разработаны уроки зачетного типа, где предусмотрены комплексы заданий по двум уровням. Дозировка домашнего задания предусмотрена на базовый уровень и выше базового уровня.

При работе по данной технологии ведутся диагностические карты, в которых отслеживаются способности учащихся, усвоение ими учебного материала, оценки за выполнение работы, а также все пробелы в их знаниях (даты, понятия, работа с документами, знание фактического материала и т.д.). Ведение диагностических карт помогает отследить динамику усвоения знаний и своевременно ликвидировать недостатки.

По итогам диагностики с учащимися разных уровней проводятся дополнительные занятия по ликвидации пробелов (со слабоуспевающими учащимися) и углублению и расширению знаний (с одарёнными детьми).

5. Технология коллективного способа обучения.

Данная педагогическая технология позволяет использовать такие виды обучения как практические работы, практикумы, лабораторные работы, работу по анализу исторических документов. Положительным элементом применения данной технологии обучения является тот факт, что здесь в работу включены одновременно все учащиеся класса. Этот способ обучения используется  при работе с учащимися  при работе:

• анализ документов;

• составление синхронистических таблиц;

• составление сравнительных таблиц;

• составление исторических портретов;

• работа с памятками-алгоритмами;

• работа с учебником;

• работа в группах, парах.

6. Современные информационные технологии.

В настоящее время необходимостью является то, что учащиеся, особенно выпускники, должны быть подготовлены к жизни в обществе современных информационных технологий.

I этап - пропедевтический (5-6 классы). На данном этапе происходит:

знакомство с компьютерными учебниками по истории,

обществознанию;

формирование умений работы с дисками, дискетами для

извлечения необходимой информации к урокам;

формирование информационной культуры;

тестирование учащихся.

II этап- курс основной школы (7-9 классы). Здесь предполагается:

создание презентаций по истории России;

использование графических работ (графиков, диаграмм);

использование мультимедийных технологий.

7. Проектная деятельность.

Цель применения данного вида деятельности:

¬ развитие инициативности учащихся;

¬ развитие способностей учащихся заниматься исследовательской деятельностью;

¬ созидательная деятельность учащихся от постановки целей и задач до их реализации и получение определенного результата;

¬ умение решать конкретные проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня успеваемости учащихся на уроках математики.

Доклад «Повышение уровня успеваемости учащихся на уроках математики» раскрывает мой опыт в помощи учащимся проявлять  свои способности, развивать  инициативу, самостоятельность, творческий п...

Методические условия формирования УУД обучающихся и пути их создания на уроках истории в 5 классе

Универсальные учебные действия - это действия, которые формируются и выполняются на разном предметном материале. В данной работе рассматриваются методические условия успешного формирования универсальн...

Развитие мотивации учащихся на уроках истории и обществознания путем ИКТ.

Это мое мнение на современный подход к образованию .Как привлечь ученика к изучению истории и обществознания  через современные средства обучения, как сделать урок красочным , запоминающимся , а ...

Пути активизации учащихся на уроках иностранного языка

Как повысить интерес учащихся к учебной деятельности?  В этой статье учителя иностранного языка Красильникова Е.В. и Беликова О.Н.отвечают на данный вопрос....

Развитие творческого мышления учащихся на уроках истории путем применения нестандартных форм обучения

Анализ  успешного опыта использования нестандартных форм обучения на уроках истории в процессе развития творческого мышления у учащихся....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории путем сочетания информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления

Умелое сочетание различных технологий  может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельно...

Реферат "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "

Формирование коммуникативной компетентности определяется в основополагающих документах как решающей проблему активной социализации личности. От уровня ее сформированности во многом зависит успешность ...