Игра викторина "Средние века"
материал по истории (6 класс) на тему

Амрахова Заира Шаисмаиловна

 Внеклассное мероприятие.Игра- викторина в 6 классе."Средние века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_istoriya.docx549.17 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Игра - викторина по истории Средних веков.

 Учитель истории и обществознания:

Амрахова Заира Шаисмаиловна.

Игра - викторина для 6 классов по истории Средних веков.

Цели и задачи: обобщить знания учащихся по истории Средних веков, прививать интерес к предмету, развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, деталями, логическими задачами. Воспитывать уважение к истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья.

Оборудование: ватман, фломастеры, листы, где перечислены события периода средневековья, линия времени, выставка работ учащихся по истории Средних веков.

Ход:

1. Вступительное слово учителя о целях и задачи игры. Представление жюри. Представление команд.

2. Игра

1. Разминка

Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ 1 балл)

1) Но какой лестнице никто никогда не ходил? (по феодальной)

2) Первый слог - нота, второй - установленный образец одежды, всё вместе - изменение в обществе, преобразование. (Реформа)

3) Один из братьев, создателей славянской азбуки. ( Кирилл)

4) Самый знаменитый храм Константинополя. (храм Св. Софии)

5) Так называлось здание, где заседал городской совет. (Ратуша)

6) В средние века так называли образцовое изделие для экзамена на звание мастера. ( Шедевр )

7) Какое государство называли «Золотым мостом» ? ( Византийскую империю).

8) Какое открытие сделали викинги задолго до XV века? (Открыли Америку)

9) Как называли объединение купцов в середине века. (Гильдия)

10) Как называлась главная башня рыцарского замка. (Донжон)

2Конкурс болельщиков «Крылатые выражения» - Объяснить смысл выражения и рассказать историю ело происхождения.

1) Идти в Каноссу.

2) Крестовый поход.

3) Ломать копья.

4) С открытым забралом.

5) Круглый стол.

3. Конкурс «Город мастеров» - Два человека из команды получают задание нарисовать изделие какого-либо ремесла и вывеску, охарактеризовать основные трудовые операции. (Определяется жребием, выполняется в течение 15 минут)

4Конкурс «человек-загадка» (домашние задание)

1 )Каждая команда описывает известную историческую личность эпохи Средневековья. Соперники должны определить, о ком идёт речь.

5. Знаменитые события и даты.

Команды получают листы, где перечислены события периода средневековья. Ребята должны указать даты.

1) Падение Западной Римской империи, начало Средневековья.(476 г.)

2) Начало мусульманского летоисчисления (хиджра) (622 г.)

3) Образование империи Карла Великого. (800 г.)

4) Распад империи Карла Великого. (843 г.)

5) Нормандское завоевание Англии. (1066 г.)

6) Первые крестовый поход. (1066 - 1069 г.)

7) Подписание английским королем «Великой хартии вольностей». (1215 г.)

8) Созыв парламента в Англии. (1265 г.)

9) Созыв Генеральных штатов во Франции. (1302 г.)

6. Конкурс болельщиков. Ребусы

hello_html_m57d9fd89.png

hello_html_m6b4e4108.jpghello_html_4207bda1.jpgПрямоугольник 10

hello_html_188d2548.jpg

Ответы (ЗАМОК, РЫЦАРЬ, ВИКИНГИ, ТУРНИР)

Задание 7. Шарады.

Капитаны команд получают шарады, коллективно их разгадывают. За правильный ответ - 1 балл.

А) Первый слог - крик барана; (Бе-кон - Бекон).

Второй слог - часть игры;

Целое - английский ученый XIII в.

Б) Первый слог - морское животное; (Кит-ай - Китай).

Второй слог - междометие;

Целое - родина фарфора.

В) Первый слог - нагруженная телега; (Воз-рождение).

Второй слог - торжество, семейный праздник;

Целое - эпоха гуманизма.

Г)Первый слог - кусок земли; (Ком-му-на - Коммуна).

Второй слог - мычание коровы;

Третий слог - предлог;

Целое - свободный средневековый город.

Д) Первый слог - домашняя птица; (Гуси-ты - гуситы).

Второй слог - местоимение;

Целое - участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в Чехии.

Е) Первый слог - нота; (Ре-форма - реформа).

Второй слог - установленный образец одежды;

Целое - изменение в обществе, преобразование.

Ж) Первый слог - звук смеха; (Ха-лиф - халиф).

Второй слог - верхняя часть женского платья;

Целое - правитель Востока в Средние века.

З) Первый слог - первая буква алфавита; (А-раб - араб).

Второй слог - человек, не имеющий ни прав, ни собственности Целое - коренной житель Аравии.

И) Первый слог - небольшой ресторан,

где обслуживают за стойкой; (Бар-щи-на - барщина).

Второй слог - русское национальное блюдо;

Третий слог - предлог;

8. Конкурс капитанов.

За кольчугой рыцаря (изображение на ватмане) скрываются понятия и термины, которые должны объяснить капитаны (без помощи команд). Если капитан не справился, то право ответа передаётся сопернику.

Понятия и термины: сословия, инквизиция, оброк, феод, индульгенция, феодал, турнир, вассал, герольд.

ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

1. Награждение команд. Вручение грамот. Отмечаются лучшие игроки.

2. Поощряются активные болельщики.

3. Заключительные слова учителя.


 

 

 

Урок-игра «Знатоки истории Средневековья»

Цели: Обобщить знания учащихся по истории Средних веков; развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами и логическими задачами; воспитать чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Предметные: Систематизируют знания об исторической эпохе, излагают и обосновывают суждения о значении наследия Средних веков для современного мира.

Метапредметные:

Познавательные: проводят обобщение, систематизацию и анализ исторического материала по заданным критериям.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают чувства других людей.

Оборудование: доска, презентация, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

1. Орг. Момент.

Приветственное слово всем присутствующим.

Представление команд и жюри. (Участвуют две команды по 8 человек, каждая команда имеет своё название).

2. Начало игры.

Наша игра будет проходить в несколько этапов. На каждом этапе вы будете зарабатывать баллы. В конце игры будут подсчитаны результаты. Команды награждаются грамотами.

1 этап: «Разминка»

(один правильный ответ – 1 балл)

На скорость (кто первый поднимет руку)

1. Как называется наука, изучающая прошлое и настоящее человечества? (История)

  1. В каком государстве была изобретена бумага? (Китай)
  2. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной)
  3. Как называлась долгая война между Англией и Францией? (Столетняя)
  4. Кого называют Орлеанской девой? (Жанна д, Арк)
  5. Второе название города Константинополя (Царьград)
  6. Какая наука занимается раскопками и изучением прошлого человечества по памятникам материальной культуры? (Археология)

8. Главный работник мастерской? (Мастер)

  1. Как называлось хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне? (Феодальная вотчина)
  2. Главная книга христиан? (Библия)

2 этап: «Крылатые выражения»

(один правильный ответ – 2 балла)

Суть задания: объяснить, что это означает.

  1. «Жить на широкую ногу» - жить пышно, богато, с размахом, щедростью.
  2. «Круглый стол» - совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.
  3. «Крестовый поход» - беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или чем-либо.
  4. «Ломать копья» - бороться за что-либо, с жаром спорить о чём-либо.

3 этап: Кроссворд

(один правильный ответ – 1 балл)

Вопросы:

По горизонтали: 1. Высшее учебное заведение, появившееся в Средние века. (Университет) 4. Учреждение, возникшее в Средние века, занимающееся хранением денег и денежными расчётами. (Банк).

По вертикали: 2. Налог в пользу церкви (Десятина). 3. Признание священнику в своих грехах (Исповедь). 5. Знак китайского письма (Иероглиф). 6. Военный вождь у монголов (Хан). 7. Изображения, составленные из разноцветных камешков (Мозаика). 8. Боевое состязание рыцарей (Турнир). 9. Жилище феодала (Замок). 10. Отличительный знак рода (Герб).

hello_html_m2c21cab4.gifhello_html_m62af6d16.gif

hello_html_m62af6d16.gif

4 этап: «Человек-загадка»

(один правильный ответ – 2 балла)

Каждая команда зачитывает выказывания известных людей Средневековья. Соперники должны определить, о ком идёт речь.

  1. «О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все наши ссоры и обиды. Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей?»

А) Урбан II Б) Генрих IV В) Карл Великий

2. Учитель и ученик – друзья во благе?

А) Пророк Мухаммед Б) Ричард II В) Карл Смелый

3. «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома – уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно потратить на чтение книг».

Кому принадлежат эти слова?

А) Конфуций Б) Тимур Тимерлан В) Ян Жижка

4. «В человеке важны его личные качества, а не его происхождение»

Кому принадлежат эти слова?

А) Будда Б)Людовик XI В) Ян Гус

5 этап: Ребусы

(один правильный ответ – 1 балл)

1. Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма)

2. Первый слог – домашние птицы, второй – местоимение, целое – участники общенародной освободительной борьбы против католической церкви в Чехии. (Гуси-ты)

6 этап: Конкурс капитанов

(один правильный ответ – 2 балла)

На доске два слова: ХРАМ и ЖРЕЦ

Нужно ответить на четыре вопроса и написать ответы от каждой первой буквы данного слова каждому капитану.

Вопросы к слову ХРАМ: 1) Одна из рек Китая; 2) Индийские князья;

3) Народ доколумбовой Америки, населяющий часть территории современной Мексики; 4) Основатель ислама.

Вопросы к слову ЖРЕЦ: 1) Название восстания во Франции, по распространённому мужскому имени; 2) Как называли воина, который имел металлические доспехи; 3) Как называли тех, кто выступал против церкви; 4) Как назывались союзы ремесленников.

3. Подведение итогов. Оглашение результатов. Награждение команд.

4. Рефлексия. Закончите предложения:

- Я приобрёл….

- Я научился….

- Я смог….

- Меня заинтересовало….

- Мне захотелось….

- У меня получилось…

- Мне понравилось….

     6 класс  (история)    Конкурс «Знаменитые события и даты»

  • Падение западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья (476 г.)
  • Начало Реконкисты (718 г.)
  • Образование империи Карла Великого (800 г.)
  • Распад империи Карла Великого (843 г.)
  • Образование Священной Римской империи (962 г.)
  • Нормандское завоевание Англии (1066 г.)
  • Начало Крестовых походов (1096 г.)
  • «Великая хартия вольностей» (1215 г.)
  • Возникновение парламента в Англии (1265 г.)
  • Созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.)
  • Столетняя война (1337 – 1453 гг.)
  • «Золотая булла» (1356 г.)
  • Жакерия во Франции (1358 г.)
  • Восстание Уота Тайлера в Англии (1389 г)
  • Падение Константинополя (1453 г.)
  • Война «Алой и Белой роз» (1455 – 1485 гг.)

  1. Один из братьев, создатель славянской азбуки. (Кирилл)
  2. Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей,

     свиной или бараньей кожи. (Пергамент)

  1. Китайский храм. (Пагода)
  2. Самый знаменитый храм Константинополя. (Софии)
  3. Металлические подвижные буквы. (Литеры)
  4. Сюжетная декоративная композиция из стекла, пропускающего свет. (Витраж)
  5. Основатель книгопечатания. (Гутенберг)

Вопросы №2.

1.Как называется грамота о прощении грехов?     (Индульгенция).

2. Человек, являющийся полной собственностью своего господина, это… (Раб).

3. Как называли участников завоевательных походов на Восток в XI – XIII вв.?               (Крестоносцы).

4. Как называется здание, где совершаются религиозные обряды?   (Храм).

5. Как называется военное состязание рыцарей?   (Турнир).

6. Как называются ежегодные торги, в которых принимают участие купцы из разных городов и стран?(Ярмарки).

Условие: Средневековое общество состояло из трех больших групп людей. Образно люди того времени представляли это так:

«Три тела государства»

«Те, кто молится»                 «Те, кто воюет»                   «Те, кто трудится»

   Поставьте буквы в правильном порядке и восстановите названия этих групп (сословий). Соедините линиями сословие и тех, кто его представляет.

А – т ь е с н я р к в о т с;

Б – ц о р а р с т ы в;

В – о в т с н е о в х у д.

Приходские священники 1.                                       8. Рыцари

                 Ремесленники 2.                                       9. Крестьяне

                              Графы 3.                                        10. Король

                Архиепископы 4.                                        11. Аббаты

                           Бароны   5.                                        12. Монахи

                          Маркизы 6.                                        13. Папа римский

                         Епископы 7.                                        14. Купцы

(Ответы:  А – крестьянство    2, 9, 14;

                   Б – рыцарство         3, 5, 6, 8, 10;

               В – духовенство      4, 7, 11, 12, 13, 1).

Понятия и термины: сословия, инквизиция, оброк, феод, индульгенция, феодал, турнир, вассал, натуральное хозяйство,междуусобная  война,десятина,парламент,ратуша.

Исторические диктанты. История России. 6 класс.

Тема: «Древнейшие народы на территории России». & 1.

1.Люди объединялись в небольшие группы по 20-30 человек, получившие название….. (первобытного человеческого стада).

2.Главным занятием первобытных людей была….. (загонная охота).

3.На смену первобытному человеческому стаду пришла…..(родовая община), объединившая кровных родственников.

4.Несколько живущих по соседству родовых общин составляли …..(племя).

5.6-5 тысяч лет назад начинается постепенный переход от присвоения к производству необходимых продуктов. Появляются новые виды занятий. Какие? (земледелие, скотоводство, гончарство, ткачество).

6.Большие перемены в жизни людей произошли, когда они начали обрабатывать металлы. Появились люди, производившие различные изделия, орудия труда. Это…..(ремесленники).

Тема: «Восточные славяне». & 2.

1.Названия восточнославянских племён часто были связаны с местностью, где они жили. Назовите эти племена. «Живущие в полях» - …..(поляне); «живущие в лесах» - ……(древляне); « живущие вблизи болот» - …..(дреговичи); «живущие у реки Полота» - …..(полочане).

2.При подсечно-огневой системе земледелия хорошим удобрением служила…..(зола).

3.Для обработки земли использовали орудия труда -…..(соха, бороны, серп).

4.Хлеб был главной пищей славян, отчего зерно называли (от слова «жить»)…..(жито).

5.Восточные славяне поклонялись многим богам – богу солнца, богу грома, повелителю ветра, покровителю скотоводства. Поэтому они назывались….. (язычниками).

6.У восточных славян соседская община называлась…..(вервь), общий совет - …..(вече), войско - …..(народное ополчение).

Тема: «Формирование Древнерусского государства».& 3.

1.В 862 году в северо-западных землях варяжский князь Рюрик построил город …..(Новгород).

2.В начале IX века знатные воины Рюрика Аскольд и Дир стали правителями…..( Киева).

3.В 879 году после смерти Рюрика новгородским князем стал князь…..( Олег).

4.Олег подчинил земли кривичей, объявил Киев «матерью городов русских», победил древлян, разгромил хазар и стал великим князем государства …..(Русь).

5.Все племена, признавшие власть Киева, заключали с великим князем…..(договор).

6.С ноября по апрель киевский князь со своей дружиной объезжал подвластные земли, собирал приготовленную дань. Такая форма сбора дани называлась…..(полюдье).

Тема: «Первые киевские князья» .& 4.

1.Согласно преданию, этого князя современники называли Вещим. Он умер от укуса змеи, выползшей из валявшегося черепа его умершего любимого коня. (Олег).

2.Этот князь совершил большой поход на Константинополь, но неудачный. Византийцы сожгли ладьи русов особой горючей смесью – «греческим огнём». (Игорь).

3.В 957 году эта княгиня с пышной свитой отправилась в далёкий Царьград. Здесь она приняла христианство. (Ольга).

4.Этот князь всю жизнь провёл в походах и сражениях. Но он никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением «Иду на вы».

5.Место сбора дани называется …..(погост).

6.Размер дани, установленный княгиней Ольгой, называется …..(урок).

Тема: «Владимир Святославич. Принятие христианства. & 5.

1.Для укрепления княжеской власти и для объединения всех племён Владимир решил принять религию по византийскому образцу. Она называлась …..(христианство).

2.Принял крещение Владимир в крымском городе…..(Корсунь или Херсонес).

3. Это произошло в …..году. (988).

4.Церковь, на строительство которой выделялась десятая часть княжеских доходов, называлась…..(Десятинная).

5.Во главе церкви стоял …..(митрополит), присылавшийся из Константинополя.

6.В церковные школы Владимир приглашал образованных священников из …..(Византии).

Тема: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». & 6.

1.Борьба за власть между сыновьями Владимира называлась…..(усобицы).

2.Ярослав был грамотным и образованным человеком. Он покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи, «днём и ночью», хорошо знал Библию. За это он получил в народе прозвище…..( Мудрого).

3.Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) законов, который получил название….. (Правда Ярослава).

4.Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых он отправлял в качестве……(наместников) в крупнейшие земли…..(волости).

5.При Ярославе появляются наследственные земельные держания…..(вотчины).

6.Наиболее отважные воины в княжеской дружине назывались…..(витязи, богатыри).

Тема: «Культура Древней Руси». &7.

1.Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей называются…..(былины).

2.Славянскую азбуку создали византийские монахи….. (Кирилл и Мефодий).

3.Древшейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря …..(Нестором).

4.Ещё до Нестора жил другой крупный литератор, не византиец, а уроженец Руси, в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева написал в 1049 году «Слово о Законе и Благодати». (Иларион).

5.Софийский Собор, построенный в Киеве при Ярославе Мудром, был украшен картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке -…..(фресками) и картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков - …..(мозаикой).

6.Мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду назывались…..(ювелирами).

Тема: «Быт и нравы Древней Руси». & 8.

1.В семье главой был старший из мужчин. Совместно жили не отделившиеся от него сыновья со своими жёнами и детьми. Такая семья называлась…..(большая).

2.В богатых и знатных семьях дети до пяти лет находились на попечении …..(кормилицы и няньки).

3.Одним из развлечений знати были пиры, на которых гостей развлекали…..(скоморохи и гусляры).

4.Быстрая и лёгкая лодка называлась…..(ладья).

5.Жилища князей и бояр назывались…..(хоромы).

6.Жилища крестьян освещались тонкими щепками сухого дерева - …..(лучинами).

Тема: «Начало раздробления Древнерусского государства». & 9.

1.В 1097 году внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд и решили: «Каждый держит отчину свою». Этот съезд назывался…..(Любечский).

2.Он стал киевским князем в возрасте 60 лет. Издал новый свод законов «Устав Владимира Всеволодовича», своих сыновей рассадил по крупным городам – Новгород, Смоленск, Ростов, Суздаль; в 1116 году организовал новый большой поход против половцев. …..(Владимир Мономах).

3.В середине XII века Русь раскололась на 15 самостоятельных княжеств. Наследственные земли членов княжеского рода назывались…..(уделы).

4.Каждое княжество имело свои…..(войско, деньги, меры длины и веса).

5.Князья, получившие своё княжество по наследству были заинтересованы в …….(обустройстве земель, строительстве городов и храмов).

6.Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам, созданным ещё Ярославом Мудрым, его сыновьями и его внуком Владимиром Мономахом, которые назывались…..(Русская Правда).

Тема: «Главные политические центры» & 10-11.

1.Юрий Долгорукий – это младший сын …..(Владимира Мономаха).

2.В 1147 году он основал город….(Москва).

3.Сын Юрия Долгорукого очень любил город Владимир, и не покорился воле отца – уйти в Киев. Чтобы сделать город таким же величественным он заложил во Владимире новую крепость и Золотые ворота с церковью по образцу киевских Золотых ворот. Как его имя? (Андрей Боголюбский).

4.В начале XII века в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Верховной властью обладало…..(вече).

5.Вече заключало с князем….( договор)

6.Если князь нарушал договор, то вече прогоняло его, т.е……(«указывало путь»).

Тема: «Нашествие с Востока». & 12.

1.31 мая 1223 года на берегу маленькой речки, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, началось кровопролитное сражение. Эта речка называлась…… (Калка).

2.В 1237 году было разгромлено монголами……(Рязанское) княжество.

3.Этот город был разграблен и сожжён, его жители беспощадно перебиты «от старца и до сущего младенца». (Москва).

4.После штурма этого города 7 февраля 1238 года пожаром были уничтожены ценнейшие памятники литературы и искусства. Погиб князь Юрий Всеволодович. (город Владимир).

5.В течение почти двух месяцев монголы не могли взять этот город. Батый назвал его «злым городом» и приказал сровнять с землёй. (город Козельск).

6.Три месяца 1240года мужественно сражались жители этого города, «матери городов русских». Но ценой больших потерь монголам всё же удалось овладеть городом…..(Киев).

Тема: «Борьба Руси с западными завоевателями». & 13.

1.Этот князь в 16 лет стал новгородским князем. Время его княжения совпало с Батыевым нашествием. В июле 1240 года в битве на Неве русское войско одержало блестящую победу над шведами, за которую народ назвал князя Невским. (Александр Невский).

2. Войско, создаваемое из воинов-добровольцев называется…..(ополчение).

3. Победная битва князя Александра с немецкими рыцарями в 1242 году на льду Чудского озера получила название…..(Ледовое побоище).

4.Войска построены в форме клина (по выражению летописцев «свиньёй»). В центре находилась хорошо вооружённая и защищённая доспехами пехота, на флангах тяжёлая конница. О какой армии идёт речь? (немецких рыцарей).

5.Александр хорошо знал боевые приёмы врага и перед сражением усилил …..(свои фланги) конницей.

6. Кто художник картины «Александр Невский»? (П.Д.Корин).

Тема: «Русь и Золотая Орда». & 14.

1.Столица Золотой Орды, основанная Батыем недалеко от теперешней Астрахани, город …..(Сарай).

2.В русские земли были посланы ханские наместники - …..(баскаки).

3.Самой тяжёлой повинностью для всех слоёв русского населения были ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси…..(выходом).

4.Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах, называлась…..(ярлык).

5.В 1259 году вынужден был подчиниться Золотой Орде князь Галицко-Волынского княжества…..(Даниил).

6.Этот князь считал, что при наличии врагов и на западе, и на востоке необходимо отражать нападение с запада и поддерживать мирные отношения с ханами, предотвращая их нашествия на Русь. Поэтому подавил народные волнения против ордынцев в Новгороде. (Александр Невский).

Тема: «Русь и Литва». & 15.

1.Во главе Литовского княжества в конце 30-х годов XIII века встал князь…..(Миндовг).

2.Своего расцвета Литовское княжество достигло при князе…..(Гедимине).

3.Гедимину подчинились Минское княжество, Брестское княжество, а затем и …..(Киевское княжество).

4.При Гедимине столицей государства стал основанный им город …..(Вильна).

5.В европейских государствах Гедимина называли…..(«королём» Литвы и Руси).

6.Во время княжения Ольгерда к Литовскому государству были присоединены Брянская, Северская, Черниговская и Подольская русские земли. Эта политика называлась…..(«собирание» русских земель).

Тема: «Культура русских земель в XII - XIII веках». & 16.

1.На Руси появились свои врачеватели – лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря…..(Агапит).

2. «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей, написал…..(Владимир Мономах).

3.Автор, служилый человек, прожил нелёгкую жизнь, побывал в заточении. В своих произведениях «Слово» и «Моление» размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. (Даниил Заточник).

4.В этом произведении неизвестный автор призывает русских князей прекратить распри. Ставит в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов. («Слово о полку Игореве»).

5.В древнем городе Ладоге на севере Новгородской земли была построена …..(церковь Святого Георгия).

6.В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведён…..(Успенский собор).

Тема: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества».& 17.

1.Тверское княжество было выделено в 1247 году младшему брату Александра Невского…..(Ярославу Ярославичу).

2.Московское княжество было выделено в 1276 году младшему сыну Александра Невского….(Даниилу Александровичу).

3.Даниил Александрович увеличил территорию Московского княжества по всему бассейну…..(Мосвкы-реки).

4.Московское княжество стало сильнейшим на Руси при…..(Иване Калита).

5.Калитой на Руси называли кошель с деньгами, который прикреплялся к поясу. Прозвище Калита Иван Данилович получил за…..(скопидомство и богатство).

6.Иван Калита уговорил переехать из Владимира в Москву митрополита…..(Петра).

Тема: «Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. & 18.

1.В 1347 отказался выплачивать Орде дань московский князь…..( Дмитрий Иванович).

2.11 августа 1378 года московский князь повёл свои полки в бой и разгромил Мамая на Рязанской земле у реки…..(Вожа).

3.Дмитрий Иванович получил благословение на борьбу с захватчиками у основателя Троицкого монастыря…..(Сергия Радонежского).

4.8 сентября 1380 года, по преданию, бой начался поединком богатырей – ордынского Челубея и русского Пересвета. Эта битва называлась….(Куликовская).

5.В честь победы в Куликовской битве народ прозвал князя Дмитрия Ивановича…..(Донским).

6.Большую помощь в победе оказал серпуховской князь …..(Владимир Храбрый).

Тема: «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XVвека». & 19.

1.Русь вынуждена вновь продолжить уплату дани Золотой Орде при князе, старшем сыне Дмитрия Донского,…..(Василие I).

2.Междоусобная война на Руси продолжалась в течение….(30 лет).

3. Начались усобицы и в Орде. В течение XV века выделились отдельные ханства:……(Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское).

4.В 1453 году под ударами войск турецкого султана пал…..(Константинополь).

5.В 1475 году Крымское ханство стало для Османской империи…..(вассалом).

6.Эта победа остановила продвижение немецких рыцарей на территорию славянских государств. (15 июля 1410 года, Грюнвальдская битва).

Тема: «Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества». &20.

1.Особое значение Иван III придавал усилению своего влияния в старейшем центре русского государства…..(в Новгороде).

2.В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована, вече распущено, а вечевой колокол увезён в …..(Москву).

3.Больше месяца (8 октября-11 ноября 1480 года) стояли московские и ордынские войска на противоположных берегах…..(реки Угры)

4.Стоянием на Угре закончилось ордынское владычество, продолжавшееся …..(240 лет).

5.Великий князь литовский уступил Ивану III …..(19 городов).

6.В память взятия Смоленска в 1524 году недалеко от Москвы был построен…..( Новодевичий монастырь).

Тема: «Московское государство в конце XV – начале XVI века. & 21.

1.Иван III сделал гербом своего государства…..(двуглавого орла).

2.Иван III принял новый титул….. (государь всея Руси) и провозгласил себя…(самодержцем).

3.В 1497 году Иван III издал первый свод законов единого государства - ……(Судебник).

4.Иван III установил в Судебнике 1497 года единый для всей страны срок перехода крестьян от одного помещика к другому, который получил название ……(Юрьев день).

5.Высший совещательный орган при великом князе назывался….. (боярская дума).

6.Система содержания должностных лиц за счёт местного населения называлась…..(кормление).

Тема: «Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. & 22.

1.В 1448 году в жизни церкви произошло важное событие: впервые митрополит был избран в Москве на соборе русского православного духовенства, а не назначен в Константинополе. Им стал рязанский митрополит …..(Иона).

2.В начале XV века тремя монахами – Германом, Савватием и Зосимой на островах Белого моря был основан …..(Соловецкий монастырь).

3.В 1479 году Иосифо-Волоколамский (Волоцкий) монастырь основал …..(Иосиф Волоцкий).

4. Самый богатый монастырь, основанный Сергием Радонежским, назывался…..(Троице-Сергиев монастырь).

5.Нестяжатели настаивали на ликвидации монастырского землевладения. Их возглавлял…..(Нил Сорский).

6.Иосифляне защищали монастырские владения. Они считали, что церковь должна иметь большие материальные средства, чтобы заниматься…..(благотворительностью и просвещением).

Тема: «Реформы Избранной рады». & 23.

1.Первый русский царь с 1547 года….(Иван III).

2.Первое в истории с 1549 года собрание представителей всех русских земель называлось…..(Земский собор).

3.В каком документе с 1550 года ужесточались наказания «лихим людям», вводились наказания за взятки, ограничивались права наместников? (Судебник).

4.В годы правления Избранной рады закончилось формирование центральных органов управления -…..(приказов).

5.Отдельные полки пехоты, получающие постоянное жалованье, царь содержал до 12 тысяч человек, называемых….(стрельцами).

6.С 1556 года Уложение о службе предусматривало обязанность нести государеву военную службу для …..(дворян).

Тема: « Внешняя политика Ивана III» .& 24.

1.В результате построенных двух линий осадных сооружений, установления подвижной башни, подкопов под стены кремля в 1552 году была взята…..(Казань).

2.В 1556 году было присоединено…..(Астраханское) ханство.

3.В 1581 году на средства купцов Строгановых для похода в Сибирь против хана Кучума был снаряжён отряд казаков. Его возглавил атаман…..(Ермак Тимофеевич).

4.На завоёванных сибирских землях русские землепроходцы стали строить пункты для размещения воинских отрядов, укреплённые деревянной изгородью в виде вертикальных вкопанных заострённых столбов. Эти пункты назывались…..(остроги).

5.Оборону Пскова 1581 года возглавил князь…..(Иван Шуйский).

6.Изнурительная Ливонская война против Речи Посполитой и Швеции, длившаяся 25 лет, закончилась поражением…..(России).

Тема: «Опричнина». & 25.

1.Ответственность за поражения в Ливонской войне царь Иван IV возлагал на «изменников» - воевод, которых приказывал…..(казнить).

2.Территория государства была разделена на две части. Одна часть, взятая в особое царское управление называлась…..(опричнина).

3.Другая часть для ведения боярами называлась…..(земщина).

4.Они были призваны «грызть» царских изменников и «выметать» из государства измену. В знак своего предназначения они прикрепляли у седла лошади голову собаки и метлу. Кто это? (опричники).

5.В 1571 году хан Дивлет-гирей сжёг город…..(Москву).

6.В 1581 году введён указ о введении заповедных лет. Это означало отмену…..(Юрьева дня).

Тема: «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках. & 26.

1.В XIV веке на Русь стали ввозить более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешёвый, чем пергамент. Это….(бумага).

2.В 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец напечатали первую русскую книгу…..(«Апостол»).

3.Из какого произведения эти строки: «Лучше нам смертию живота купити, нежели в поганой воли быти»? («Повесть о разорении Рязани Батыем».

4.Одним из первых восславил Куликовскую битву в поэме «Задонщина»……(Сафоний Рязанец).

5.Тверской купец, много лет путешествовал по Ирану и Индии. Его книга называется….(«Хождение за три моря»).

6.Появляется новый литературный жанр, посвящённый политическим вопросам-…..(публицистика).

7.Книги, предназначенные для чтения, в отличие от церковных, назывались …(Четьи). Сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать, назывались….(Минеи).

Тема: «Архитектура и живопись в XIV - XVI веках. & 27.

1.В XIV веке одним из центров каменного строительства становится город…..(Новгород).

2.В 1433 году немецкие и новгородские мастера построили в кремле палату, предназначавшуюся для торжественных приёмов и заседаний Совета господ, которая назвалась……(Грановитая палата).

3.На Псковской земле в 1330 году была построена крепость, ставшая одним из крупнейших оборонных сооружений, она называлась …..(Изборск).

4.В конце XV века итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси……(кирпичный завод).

5.Этот собор был построен в честь взятия русскими войсками Казани русскими мастерами Барма и Постник в 1555-1560 годах. (Собор Василия Блаженного или Покровский собор).

6.Этот известный живописец приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века. В Москве он расписал церковь Рождества, Кремлёвский терем, Архангельский собор. Это…. (Феофан Грек).

7.Автор иконы «Троица». (Андрей Рублёв).

Тема: «Быт XV – XVI веков». & 28.

1.Города располагались в тех местностях, где была естественная …..(водная защита).

2.Торгово-ремесленное население проживало в…..( посадах).

3.Служилые люди – стрельцы, пушкари, пищальники – жили в предместьях посадов…..(в слободах).

4.Бревенчатые рубленые жилые дома назывались…..(избы).

5.Показать волосы для замужних женщин считалось большим грехом (отсюда появилось слово «опростоволоситься»). Поэтому женщины прятали волосы под особую шапочку из шёлка -……(волосник).

6.Высокий стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щёголей, был из атласа, бархата или парчи. Он расшивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Его название…..(козырь). Именно тогда и появилось выражение «ходить козырем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина "История Средних веков"

Нестандартный урок по истории Средних веков...

Сценарий игры интеллектуального клуба «Умная пятница». Тема игры: «Великие географические открытия 15-16 веков».

Интеллектуальная игра предназначена для внеклассных мероприятий. Можно провести на уроках географии....

Проект "Детские игры наших родителей" (дворовые игры XX века)

В настоящее время существует проблема исчезновения дворовых игр. На смену подвижным играм приходят игры в телефонах и планшетах, что является причиной формирования неправильного образа жизни и ухудшен...

Флорбол - игра XXI века

Материалы презентации содержат информацию о правилах игры в флорбол...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «Средние века». Подготовили: учитель истории Губенина Л.Н.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА«Средние века».Подготовили:учитель истории Губенина Л.Н. ОТВЕТЫ НА ВОПРСЫ ЦВЕТНЫМИ КАРТОЧКАМИ.        Правители        ...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...