План-конспект урока в 8 классе по всеобщей истории "Колониализм: последствия для метрополий и колоний"
план-конспект занятия по истории (8 класс) на тему

Шварц Людмила Владимировна

Разбираем положительные и отрицательные последствия для колоний и метрополий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Колониализм: последствия  для метрополий и колоний

Цели урока – достижение следующих результатов:

Личностных – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических, нравственных ценностей.

Метапреметных – развивать умение, применять модели и схемы для решения познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей.

Предметных – развивать умение добывать и критически оценивать информацию систематизировать историческую информацию.

Задачи урока:

  • Раскрыть положительные и отрицательные последствия колониализма в развитии стран-метрополий и стран-колоний;
  • Изучить особенности традиционного уклада жизни в Индии, Китае, исламском мире и Африке;
  • Продолжить формирование навыков работы с текстом, навыки поиска и анализа исторической информации; развивать познавательный интерес к предмету;
  • Воспитывать мотивированное положительное отношение к процессу познания, к итогам собственной деятельности и деятельности коллектива.

Основные виды деятельности учащихся: анализ текста учебника и других источников в русле проблемного заголовка параграфа и опережающего задания. Оформление результатов своей исследовательской работы в сравнительно-обобщающей таблице и умение делать выводы о различиях в последствиях колониализма для разных групп метрополий и их колоний. Комплексный анализ первоисточника, высказывание суждений о противоречивых оценках роли колониализма в мировой истории.

Оборудование: учебник Н.В. Загладин. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. М.: «Русское слово»; рабочая карта учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Технология интенсификации учебного материала на основе схемных и моделей, проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Карта  урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Время

1.Организационный этап

1. Приветствие. Давайте свое настроение выразим аплодисментами. Тем кто аплодировал недостаточно активно пожелаем вдвойне больше удачи работы на уроке.

1.  Аплодисменты.

Личностные: формирование положительной мотивации к учению.

1 мин.

2. Формулировка темы, постановка цели   урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Инструктаж о письменной работе в специальных рабочих листах для упрощения деятельности на уроке.

2. Вспомним предыдущие темы: на первых двух строках написаны определения, вспомните понятия данных определений.

3. Создание проблемной ситуации:

А) введение противоречия: «идея бремени белого человека, идеи расизма»;

Б) побуждение к осознанию проблемной ситуации: «А как на европейцев будут смотреть жители зависимых стран, например Востока? Изменится ли жизнь в зависимых странах после прихода туда европейцев? Для чего колонисты захватывали новые территории и создавали колонии, зависимые государства? Каков итог? Только ли положительный? На этот случай существует поговорка «у медали две стороны», что она означает?»

В) побуждение к формулировке учебной проблемы «Какова будет тема урока?»

-принятие предлагаемых учениками тем урока

4. Формулировка задач урока.

1. Принимают и усваивают инструктаж.

2. Работа в рабочих листах

3. А) проявление эмоций.

Б) формулируют ответы на поставленные вопросы.

В) Высказывают предположения по теме урока. Последствия колониальной политики для метрополий, для колоний.

4.  Высказываю предположения о тех задачах, которые необходимо решить на уроке.

1. Р.: учитывают выделенные учителем ориентиры.

2. П.: привлекают информацию, полученную ранее для решения учебной задачи.

3. А) Л.: проявляют интерес к новому материалу.

Б) П.: анализируют вопросы, формулируют ответы. К.: обмениваются мнениями, слушают друг друга. Л.: выражают положительное отношение к процессу познания.

Г) Р.: принимают и сохраняют тему урока.

4. Р: ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно. К.: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

3 мин.

5 мин.

1 мин.

3. Актуализация знаний и выбор пути решения поставленной проблемы

1. Прием «ложная альтернатива» (внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», где ни один из предполагаемых ответов не является верным). Предлагаю вашему вниманию загадки и лжезагадки, вы же должны их отгадать и указать их тип:

- какая страна обладала наибольшим числом колоний в том числе и по территории: Великобритания, Франция или Германия?

- какая из стран обладала колонией Индия – Франция или Германия?

- какая из стран военным путем захватила Суэцкий канал – Бельгия или Франция?

- какая страна стремилась создать в Африке сплошную полосу владений с юга на север, связанных железной дорогой – Германия или Великобритания?

- у какой страны в планах на будущее было расширить влияние на Ближний восток – Франции или Германии?

- какая из стран долго не проявляла интереса к колониальным захватам - Португалия или Испания?

2) Стратегия «идеал» (развитие критического мышления):

- Интересно, в чем проблема? (уже сформулировали).

- Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы

- Есть ли хорошие решения?

- А теперь выбираем единственное решение.

- Любопытно, а как это будет выглядеть на практике?

И – идентифицируйте проблему

Д – доберитесь до ее сути

Е – есть варианты решения!

А – а теперь – за работу!

Л – логические выводы.

1. Выявляют тип загадки – загадка или лжезагадка, отвечают на вопросы.

1)

- Положительные и отрицательные последствия колониализма для метрополий и колоний.

- Предлагаются все возможные пути и способы решения проблемы (выдвигать предположения, разбиться на группы, каждой группе решить отдельно стоящий перед ней вопрос и рассказать о проделанной работе классу)

- Из множества предложенных решений выбираются хорошие, эффективные.

- Выбирается самое сильное решение проблемы.

- Планирование работы по претворению выбранного решения в жизнь.

1. П.: анализируют вопросы. формулируют ответы. Р.: учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

2) Р.: умение определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное решение. П.: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении  проблемы. К.: планируют способы взаимодействия, участвуют в коллективном осуждении проблем

3 мин.

3 мин.

4. Первичное усвоение новых знаний

1) Выбор направления работы: плюсы для метрополий, минусы для метрополий, плюсы для колоний, минусы для колоний.

2) Инструктаж по выполнению работы: время выполнения 15 минут, ответы записать в соответствующую колонку таблицы, представление работы проводят все вместе, зачитываю по одному выбранному положению, остальные группы стараются успеть записать в свободные колонки информацию, которая предоставляется вам одноклассниками.

1) Тянут карточки.

2) Работа над текстами, решение поставленных задач.

1) Л.: положительное отношение к процессу познания.

2) Р.: анализировать текст совместно с другими людьми; вести исследовательскую работу в группе; доступно передавать информацию одноклассникам; самостоятельно определять направление в изучении какого-либо предмета с учетом интереса группы. П.: выявляют особенности и признаки объектов, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между фактами.

14 мин.

5. Первичная проверка понимания

1) Проверка выполненного задания - осуществление контроля и коррекции.

2) Оценивание учащихся – консультирование.

1) Защита выполненной работы

2) Самооценка, оценка деятельности товарищей

П.: контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности, осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме. К.: слушают друг друга, участвуют в коллективном осуждении проблем. Р.: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Л.: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

10 мин.

6.Первичное  закрепление

1) Проводится рефлексия в форме интерактивного обучения. В классе формируются группы из рыбок (результаты колониальной политики), которые должны найти «свои» крючки.

1)  Рыбки ищут «свои» крючки.

1) П.: устанавливают зависимости между объектами. Р.: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, оценивают правильность выполнения действий. Л.: выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

3 мин.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Параграф 20, мини сочинение-рассуждение «Мое отношение к колониальной политике», сообщения.

Запись д/з, выбирают доклады по желанию.

Регулятивные

1 мин.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1)  Метод «рюкзак». Зафиксировать свои продвижения в учебе. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому, каждый фиксирует успех, приводит конкретный пример.

2) релаксация (расслабление)

1)  я научился…

Я разобрался…

Я запомнил…

2) расслабление

Коммуникативные

Регулятивные

1 мин.



Предварительный просмотр:

ФИ ________________________________________     Дата ______________

Вспомни

Страна, владеющая зависимыми государством, называется – ______________________

Страна, зависимая от другого, более сильного государства, называется - _____________

Тема урока: _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задача урока: ________________________________________________________________

Заполните таблицу

+

-

Для ________________

Для ________________

Оценочный лист

Отметки

Готовность к уроку

Домашняя работа

Работа на уроке

Отметка учителя

Итоговая

Подпись



Предварительный просмотр:

http://www.studfiles.ru/html/2706/741/html_9NC3yUwfHA.syaW/htmlconvd-gpWmHG_html_2d4be1c5.jpg

Условие успешного развития

http://www.studfiles.ru/html/2706/741/html_9NC3yUwfHA.syaW/htmlconvd-gpWmHG_html_2d4be1c5.jpghttp://www.studfiles.ru/html/2706/741/html_9NC3yUwfHA.syaW/htmlconvd-gpWmHG_html_2d4be1c5.jpgC:\Users\Люда\Desktop\k11003191.jpg

Отсутствуют стимулы к совершенствованию технической базы производства

C:\Users\Люда\Desktop\3381912_черно-белые-Cartoon-рыбы-счастливым-воздуха-пузырьки.jpg

Новые рабочие места

Отсутствуют стимулы к повышению производительности труда C:\Users\Люда\Desktop\fotooboi-ryby-golubom.jpg

C:\Users\Люда\Desktop\tropical-fish-black-and-white-clipart-white-fish-hi.png

Получение дешевой аграрной продукции

C:\Users\Люда\Desktop\Tempted_l_tns.png

 Отсутствуют стимулы к обновлению ассортимента выпускаемой продукции

Вкладывался капитал, который мoг быть использован в C:\Users\Люда\Desktop\depositphotos_4039144-Fish.jpg

метрополиях

Тенденция к застоюC:\Users\Люда\Desktop\1457066749_3-g.jpg

C:\Users\Люда\Desktop\fotooboi-ryby-golubom.jpg

Свободное распоряжение

ресурсами

C:\Users\Люда\Desktop\3381912_черно-белые-Cartoon-рыбы-счастливым-воздуха-пузырьки.jpg

C:\Users\Люда\Desktop\tropical-fish-black-and-white-clipart-white-fish-hi.png

Развитие товаро-денежных отношений

Разрушение, ограбление покоренных земель

Формирование новых социальных групп и социальных отношенийC:\Users\Люда\Desktop\depositphotos_4039144-Fish.jpg

Голод и эпидемии, уносившие много человеческих жизнейC:\Users\Люда\Desktop\k11003191.jpg

C:\Users\Люда\Desktop\Белая-рыба_4a648bfbe5e05-p.gif

Проникновение передовой техники и технологии

C:\Users\Люда\Desktop\072-300x300.jpg

C:\Users\Люда\Desktop\Tempted_l_tns.png

Разрушение традиционного образа жизниC:\Users\Люда\Desktop\depositphotos_4039144-Fish.jpg

Распространение европейского политического учения

Навязывание чуждых форм государственного устройства

C:\Users\Люда\Desktop\k11003191.jpg

Формирование национально-освободительного движения

C:\Users\Люда\Desktop\1457066749_3-g.jpg

Эксплуатация местного населения

C:\Users\Люда\Desktop\Белая-рыба_4a648bfbe5e05-p.gif

Ограбление природных и человеческих ресурсов

C:\Users\Люда\Desktop\1457066749_3-g.jpg

Установление границ, не учитывая этнических особенностей

C:\Users\Люда\Desktop\072-300x300.jpg

Поддержание политической раздробленности



Предварительный просмотр:

ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛОНИАЛИЗМА ДЛЯ МЕТРОПОЛИЙ

В начале ХХ века в странах Европы обладание колониями pacсматривалось как условие собственного успешного развития. Возможности предпринимателей удовлетворять запросы наемных paботников зависели от конкурентоспособности корпораций на мировом рынке и колониальной торговли. Учитывая это, профсоюзы нередко поддерживали политику колониализма. Так, в Великобритании в рабочем движении было широко распространено убеждение, что колонии необходимы, поскольку их рынки обеспечивают новые рабочие места и возможность получения дeшевой агpарной продукции.

В действительности обладание колониями, безраздельное распоряжение их рынками и ресурсами подрывали стимулы к совершенствованию технической базы производства, повышению производительности труда, обновлению ассортимента выпускаемой продукции. В колонии и зависимые страны вкладывался капитал, который мoг быть использован в метрополиях.

В итоге в хозяйственном развитии прежде наиболее развитых стран мира, таких, как Англия, Франция, наметились тенденции к застою. Напротив, у государств, не создавших обширных колониальных империй, таких, как Германия, США, Япония, большая часть капитала направлялась на развитие национальных экономик. Позднее вступив на путь индустриального развития, они оснащали создававшуюся промышленность самой передовой технологией. Это обеспечивало им преимущества в борьбе с конкурентами.

ПОСЛЕДСТВИЯ КОЛОНИАЛИЗМА ДЛЯ  КОЛОНИЙ

Для народов колоний завоевания были катастрофой. Они coпровождались разрушениями, ограблением покоренных земель, стали причиной голода и эпидемий, уносивших жизни многих людей, разрушение их традиционного образа жизни, навязываются чуждые для таких государств формы государственного устройства, эксплуатация местного населения. После захвата колонизаторы вводили такую ​​систему управления, которая обеспечивала исключительные права колонизаторов, бесконтрольную эксплуатацию местного населения и ограбления природных и человеческих ресурсов. Колонизаторы проводили границы и линии разграничения без учета этнических и природных границ. Колонизаторы, заинтересованные в сохранении своей власти, пытались закрепить в них внеэкономические формы эксплуатации народа, законсервировать политическую раздробленность в этих странах.

Вместе с тем вторжения колонизаторов в страны Азии, Африки и Латинской Америки мало и некоторые положительные последствия. Вынужденное привлечение стран Азии, Африки и Латинской Америки в мировой рынок содействовало развитию в них товарно-денежных отношений и формированию новых, присущих Европе и Америке социальных групп и социальных отношений. В страны Азии, Африки и Латинской Америки начала проникать передовая техника и технология производства: железная дорога, телеграф, телефон, кино и т.д..

Наряду с этим в колонии проникали также европейские политические учения и идеи: социальной справедливости, прав человека и гражданина, права нации на самоопределение. На их основе началось формирование национально-освободительных движений, которые исповедовали европейские ценности. Это было еще одним шагом к единству мира.

Последствия

+

-

Для метрополий

Условие успешного развития

Отсутствуют стимулы к совершенствованию технической базы производства

Новые рабочие места

Отсутствуют стимулы к повышению производительности труда

Получение дешевой аграрной продукции

Отсутствуют стимулы к обновлению ассортимента выпускаемой продукции

Вкладывался капитал, который мoг быть использован в метрополиях

Тенденция к застою

Свободное распоряжение ресурсами

Для колоний

Развитие товаро-денежных отношений

Разрушение, ограбление покоренных земель

Формирование новых социальных групп и социальных отношений

Голод и эпидемии, уносившие много человеческих жизней

Проникновение передовой техники и технологии

Разрушение традиционного образа жизни

Распространение европейского политического учения

Навязывание чуждых форм государственного устройства

Формирование национально-освободительного движения

Эксплуатация местного населения

Ограбление природных и человеческих ресурсов

Установление границ, не учитывая этнических особенностей

Поддержание политической раздробленности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....