Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Ход и результаты народных выступлений XVII века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_konspekt_narodnye_dvizheniya_3.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории России для 7 класса

по теме «Народные движения»

(учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)

Цели урока:

Образовательные цели:

- определить причины, проанализировать ход и результаты народных выступлений XVII века,

-  сформировать у учащихся представление об характерных чертах народных движениях XVII века.

Развивающие цели:

- продолжить развитие умений применять аргументацию в доказательстве, делать умозаключения и выводы;

-продолжить развитие навыков анализа полученной информации, выявлять причинно-следственные связи между явлениями и событиями.

Воспитательные цели:

- формировать ценностное отношение к историческому наследию нашей страны.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать значимость человеческой личности как творца исторического процесса; проявлять патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны;

Метапредметные: овладеть навыками и умениями самостоятельной деятельности, деятельности в группах; владеть умением работать с учебной информацией; выявлять причинно-следственные связи между явлениями и событиями;

Предметные: применять научные термины и исторические понятия; владеть умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме; оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Тип урока:

комбинированный урок.

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карта «Народные восстания в России в 40–70-х гг. XVII в.».

Ход урока

Этапы урока

Методические приемы

Планируемые  результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Личностные:

-проявляют позитивное отношение к процессу познания, стремление познавать новый материал.

Метапредметные:

-проявляют положительный настрой на успешную деятельность; владеют  умением слушать и слышать.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2.

 Мотивационно-целевой этап

Тестирование по изученному ранее материалу

Организация эвристической беседы

Постановка проблемного вопроса

Личностные:

-проявляют положительное отношение к процессу познания, стремление познавать  новое.

Метапредметные:

-настроены на успешную деятельность; владеют  умением слушать и слышать.

Предметные:

владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Коммуникативные:

- умеют выстраивать продуктивное взаимодействие и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные: определяют и формулируют тему и цель занятия, самостоятельно

ориентируются в собственной системе знаний и осознают важность приобретения нового знания.

Предметные:

владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Прошу вас освежить в своей памяти, что мы изучили на предыдущих уроках. С этой целью выполним тестовые задания, а затем проверим правильность их выполнения.

Тест.

1. Что являлось причиной реформы церкви XVII века?  

1) смерть патриарха Филарета;

 2) включение в состав российского государства мусульманских народов;

3) различия  в толковании священных книг и разница в совершении церковных обрядов снижали авторитет церкви.

2. Назовите приверженца идеи исправления церковных книг в соответствии с греческими каноническими источниками?

1) монах Нестор;

2) протопоп Аввакум;    

3) патриарх Никон;

4) патриарх Филарет.

3. Назовите причину конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем?

1) желание Никона установить церковную власть выше светской;

2) попытка Никона объединить католическую и православную церковь;

3) выступление Никона в поддержку старообрядцев;

4) отказ Никона поддержать церковную реформу.

4. Кто такие старообрядцы?

1) верующие, отказавшихся признать церковные реформы XVII века;

2) приверженцы объединения с римско-католической церковью;

3) приверженцы патриарха Никона;

4) язычники.

5. Церковная реформа была проведена в:

1) 1645-1676 гг;

2) 1666-1667 гг.;

3) 1653-1655 гг.;

4) 1632-1634 гг.

6. О ком царь Алексей Михайлович сказал следующее: «Самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся?» Ответ: ________________________________

Организует беседу.

- На предыдущих занятиях вы уже успели узнать кто такой  российский царь Алексей Михайлович. Он является вторым царем в династической лестнице царского дома Романовых.

В историю он получил прозвище «Тишайший». Уточните, почему Алексея Михайловича Романова так называли?

Однако, само слово «Тишайший» к периоду его правления совершенно не подходит. Этот исторический период известен под названием «Бунташный век».

 Подумайте  ребята, почему этот исторический период назвали таким образом?

Припомните и назовите, какие народные выступления XVII века вам уже известны? 

- Какая, по вашему мнению тема сегодняшнего урока?

- Когда мы изучаем народные выступления, бунты, восстания, что нам необходимо выяснить?

 - Какую при этом цель мы выдвигаем?

Таким образом, проблема которую мы должны разрешить на сегодняшнем уроке «Почему XVII век называют «бунташным»?                                                

План урока:

1. Причины и особенности народных выступлений.

2. Соляной бунт.

3. Медный бунт.

4. Восстание Степана Разина.

5. Выступление старообрядцев.

Выполняют тестовые задания и осуществляют взаимопроверку правильности выполнения

Отвечают на вопросы учителя.

- он был не злым, незлопамятным, иногда строгим, но справедливым.

- Было много бунтов.

- Восстание Хлопка, выступления под руководством И.Болотникова.

Высказывают свои  предположения о теме урока.

-причины, даты, итоги.

Предположительный ответ: определить причины, проанализировать ход и результаты народных выступлений XVII века

Формулируют цель и задачи урока

Записывают план урока в тетрадь.

3.

Введение в новый материал

1. Причины и особенности народных выступлений.

Эвристическая беседа

.

Метапредметные: 

владеют умением получать новые знания: отыскивать необходимые ответы на поставленные вопросы.

Предметные:

владеют умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме;

владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

- Подумайте и скажите, какими другими словами можно заменить слово «бунт»? Назовите синонимы к этому слову.

- По вашему мнению, по какой причине совершались эти выступления?

- Однако мы знаем, что у Алексея Михайловича был мощный помощник в лице православной церкви, на которую были возложены большие надежды.

- Но мы помним, что Алексей Михайлович собственноручно повелел Никону осуществить эту реформу. Что же произошло?

Отвечают на вопросы учителя

Мятеж, восстание, выступление.

В силу непонимания между правящей властью и народом. Царь не желал замечать, те проблемы что были значимыми для русского народа и, чтобы переключить его внимание, царь регулярно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656-1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др.

-Между церковью и правящей властью состоялся разрыв из-за церковной реформы, которую организовал патриарх Никон.

- Реформа православной церкви размежевала российское общество на старообрядцев и нововеров, что усилило путаницу в умах простого народа.

4. Работа по теме урока

Организация работы в группах.

2. Соляной бунт.

3. Медный бунт.

4. Восстание Степана Разина.

5. Выступление старообрядцев

Объяснительно-иллюстративный

Метапредметные: осмысливают и называют поэтапность действий на уроке; работают по плану;

приобретают новые знания: через нахождение ответов на поставленные вопросы, применяя данные учебного пособия; владеют умением различных видов работы с информацией;

 владеют мыслительными операциями: сравнивают, сопоставляют, анализируют, синтезируют, обобщают, классифицируют .

владеют умением совместной деятельности в группе, выражают собственные мысли в устной форме;

Личностные:  

Проявляют мотивацию на  включение в учебную деятельность и сформированность личностного смысла познания; владеют навыками сотрудничества, взаимопомощи, исполнения ролей;

Проявляют уважительного отношения к другой точке зрения;  

 владеют умением вести диалог, аргументировано излагать собственную точку зрения.

Предметные:

владеют умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме;

владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Учитель организует к самостоятельную работу учащихся в группах.

Анализируя текст  учебника, вам необходимо выявить причины, ход и результаты народных выступлений XVII века. Итоги своей деятельности необходимо внести в таблицу «Народные движения XVII века» (в таблицу заносим только те данные, которые касаются изучаемого группойнародного  выступления) (Приложение1).                                                                                                                                                                                        1 группа учащихся   изучает события Соляного бунта                                                                                                       2 группа учащихся анализирует события Медного бунта                                                                                                                            3 группа учащихся рассматривает выступление старообрядцев -  Соловецкое восстание

4 группа  учащихся изучает восстание Степана Разина.

Проверяет результаты самостоятельной работы групп.

Задает уточняющие вопросы, по затруднительным моментам.

- Почему, по вашему мнению, восстание 1648 г. получило в истории название «соляной бунт», а восстание 1662 г. стало называться «медный бунт»?

 - Какие общие причины вызвали эти два бунта? 
Какие  особые черты выступления старообрядцев можно назвать?
– Назовите общие черты развития событий этих восстаний? О чем это говорит?
– Чем отличаются итоги этих выступлений? Чем по вашему обусловлены данные различия?

- Какие крестьянские выступления называются историческим термином крестьянская война? Восстание Степана Разина было крестьянской войной? Аргументируйте свой ответ. (отвечая на данный вопрос, учащиеся актуализируют знакомые им признаки понятия «крестьянская война»).

Работают в группах с текстом учебного пособия, формулируют выводы.

Выступление групп с отчетом о проделанной работе.

5. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщающая беседа

Предметные:

применяют научные термины и исторические понятия; владеют умением обобщать и структурировать учебный материал по изучаемой теме; владеют умением оценивать исторические явления, события и процессы, свершения субъектов исторической деятельности.

Личностные:

владеют умением оценивать свои достижения;

полно и ясно выражать свои мысли, владеют диалогической речью.

Метапредметные:

Владеют умением соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

- А теперь давайте сделаем выводы:

1) Какие же причины вызвали народные выступления?

2) Возможно ли их объединить?

(учащиеся отвечают или «да» или «нет» и доказывают свое мнение.) Давайте попытаемся объединить.

- Какие цели ставили перед собой восставшие?

- Назовите главные причины поражения этих выступлений.

Можем ли мы сейчас ответить на основной вопрос урока «Почему XVII век называют «бунташным»?

А теперь, закончите пожалуйста предложение.

1. Своей работой на сегодняшнем уроке я:

- Доволен

- Я не доволен, потому что…

2. Что мне сегоняшний урок дал для жизни?

- Мне показалось важным…

- Я понял, что…

- Я почувствовал, что…

  Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние.

- Закрепощение крестьян и увеличение их повинностей.

- Усиление крепостного гнета.

- Попытка власти ограничить казачьи вольности.

- Раскол церкви и гонения старообрядцев.

- Резкое увеличение цен на хлеб и соль.

- отсутствие у царя стремления быть ближе к народу.

-Захватить Москву.

-Уничтожить дворян и бояр.

-Избавиться от крепостного права.

-Облегчить положение крестьян и ремесленников.

-У восставших не было четких целей.

-Восставшие верили в «доброго» царя-батюшку, которые вели их за собой.

-Были слабо вооружены.

-Неоднородный социальный и политический состав выступавших (каждый шел за своей правдой).

XVII век называется в истории «бунташный» так как, в этот исторический период произошло большое количество восстаний, народных выступлений. Менее, чем за 50 лет помимо не больших выступлений произошло 3 крупных народных выступления. Царская власть жестоко подавило все эти выступления, но было вынуждено прислушаться к голосу народа, пойти на снижение налогового бремени.

6. Домашнее задание.

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Комментирует задание.

Прочитать параграф 8. Ответить на вопросы стр.74

Отметить на контурной карте районы народных движений и направления походов Степана Разина.

Найти в Интернете и выучить стихотворение А.С. Пушкина о Степане Разине.

Воспринимают задание, уточняют.

Список литературы:

  1. Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс, 2014.
  2. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. – С. 42–45.

Приложение 1

Таблица «Народные движения XVII века»

Народное движение

Соляной бунт (1648)

Медный бунт (1662)

Восстание Степана Разина (1670-1671)

Движение старообрядцев (с 1653г.)

Форма движения

Причины

Участники

Район восстания

Лидер

Главное событие

Итоги

Значение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "

Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской  истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...

План-конспект урока курса «ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА». Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ СССР» (9, 11 классы).

Цели и задачи:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалистического многонационального государства;Методом дискуссии обсудить принципы образования государств...

Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".

Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...

План - конспект урока по истории России в 7 классе "Народные движения"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

План – конспект урока по истории России. Класс: 8 Тема: «Государственные символы Российской Федерации».

План – конспект урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Государственные символыРоссийской Федерации».    Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимна...

КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ XX ВЕКА" ТЕМА: "СОЗДАНИЕ СССР".

Предлагаю разработку урока,который может быть использован и в школе, и в СПО. Данная разработка позволит:Рассмотреть причины, предпосылки и принципы создания СССР – как первого в мире социалисти...

КОНСПЕКТ УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ 9 КЛАСС Тема: «Либеральные реформы Александра I»

Тема урока: Либеральные реформы Александра I Тип урока: систематизации новых знаний.Вид урока: нетрадиционный.Цели и задачи урока : Образовательные:· умение работать с терминами и пон...