Методическая разработка "Имя Твоё Неизвестно, Подвиг Твой Бессмертен".
методическая разработка (9 класс) по теме

Ермошина Людмила Валерьевна

Методическая разработка классного часа для учащихся 9-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №293

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Номинация

«ДОРОГАМИ ГЕРОЕВ»

«Имя Твоё Неизвестно, Подвиг Твой  Бессмертен…».

(Методическая разработка проекта)

Возрастной адресат: учащиеся 14-17 лет

Санкт-Петербург

2016

Содержание

Актуальность проекта …………………………………………………………….  стр. 3

Основная часть …………………………………………………………………….  стр. 4-13

Литература …………………………………………………………………………  стр. 14

Приложение ………………………………………………………………………..  стр. 15-44

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Жизнь общества сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться и работать на благо своей Родины и, в случае необходимости, встать на её защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию, направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину,  и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Для нас, проживающих на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, особенно актуальна тема Великой Отечественной войны и все, что связано с героизмом людей изучаемого периода..

Разработка моего классного часа  направлена на то, что бы  пробудить чувство гордости за свой народ, несмотря на положение, в котором он оказался. Мне хотелось донести до школьников то, что несмотря на страдания:  голод, холод, смерть родных и близких, страх – люди не сдались врагу, продолжали жить в нечеловеческих условиях и верили в победу советского народа.

Классный час разработан для учащихся 8-11 классов.

Цель: расширение знаний о героическом прошлом нашей страны, формирование исторической памяти и благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя осталось неизвестным;
сохранение традиций доблестного служения Отечеству.

Задачи:

  • сформировать  образ истинного патриота и защитника Родины;
  • познакомить с краткой историей поискового движения в Санкт-Петербурге;
  • показать силу духа советского народа;
  • воспитание гражданской ответственности, чувства патриотизма и сопричастности к героической истории родного города, страны.

Оснащение: фотографии военных лет, компьютер, ноутбук, проектор, экран, презентация.

Планируемое время проведения мероприятия 45 минут.

Ход занятия

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем вести разговор  на сложную, важную тему об исторической памяти,  благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя осталось неизвестным.

Учащийся:  Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны,

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить.

Да, это здорово! Мы счастливые люди. Мы не знаем ужасов войны. Война - это страшно, это кровь, муки, смерть. И через все это прошли наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки. Каждый восьмой житель нашей страны погиб на войне. Миллионы людей расстреляны, задушены в газовых камерах фашистских концлагерей. Сотни тысяч семей не дождались отцов, сыновей, дочерей, братьев, сестер.

Учитель: На классных часах, посвящённых 70-летию Победы,  мы с вами говорили о нашей Победе,  о наших родных, которые ценой своей жизни подарили жизнь нам. У многих ребят прадеды, деды, прабабушки и бабушки погибли в Великую Отечественную войну, многие ребята делились своими семейными историями, рассказывали о подвигах своих родных. Мы с вами участвовали 9 мая в акции «Бессмертный полк». Но у многих ребят родные погибли в Великой Отечественной войне, место гибели родных НЕИЗВЕСТНО. Родные этих ребят Неизвестные Солдаты. Именно эта тема привлекла наше внимание. Цель нашего проекта -  формирование исторической памяти и благодарности, уважения к воинской доблести и бессмертному подвигу российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьё имя осталось неизвестным. На протяжении нескольких месяцев мы с ребятами работали над проектом  «Неизвестный солдат Великой Отечественной войны», результатом  этого проекта мы хотим поделиться с классом. Сегодня мы расскажем, что мы узнали, к каким выводам пришли в результате нашей деятельности, какие мини-проекты были созданы в процессе работы над проектом.

 Ученик: Если открыть изданную в нашей стране «Книгу Памяти», то напротив фамилий огромного числа советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано «пропал без вести». Эти бойцы и командиры Красной Армии так и остались лежать там, где их настигла смерть: в обвалившихся блиндажах, в засыпанных окопах или воронках, а порой и под открытым небом. В полях, лесах и болотах России до сих пор лежат безвестные останки воинов, погибших на той войне. Сейчас лишь немногим воинам, чьи останки находят поисковики, удаётся вернуть имена. Остальные так и остаются «Неизвестными солдатами» той далёкой и страшной войны.

Ученик: 3 декабря 1966 г., в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Москвой,  прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду. 8 мая 1967 г. на месте захоронения был открыт мемориальный архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата», а также зажжён Вечный огонь. С 12 декабря 1997 г. пост № 1 почётного караула был перенесён от Мавзолея Ленина к Могиле Неизвестного солдата.

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен», - такие слова начертаны на сводах этого мемориального комплекса. Они стали своеобразным девизом участников поискового движения, которые разыскивают не погребенные останки советских воинов и придают их земле. Эта трудная работа проходит с ранней весны до поздней осени, пока длится «Вахта Памяти». Своим подвижническим трудом поисковики возвращают из забвения новые и новые имена. Это непрекращающаяся работа в архивах, опросы очевидцев тех событий, работа с картами и историческими документами. Это время без отпуска и выходных. Но главное — они помнят о тех, во имя кого совершается это благое дело.

Президент России Владимир Путин подписал закон, устанавливающий в России новую памятную дату - День неизвестного солдата - 3 декабря.

     
 Ученик:    Неизвестный солдат. Он погиб, защищая свой рубеж, маленький клочок родной земли. Не сдался, не поднял руки, не побежал. Но не оставил потомкам своего имени. Сотни тысяч безымянных солдат остались лежать на полях сражений.

Ученик:    Памятники безымянным солдатам - это традиция эпохи мировых войн. В XX веке появилось оружие массового уничтожения, а значит, и смерть, и героизм были тоже массовыми. Воины предыдущих столетий показывали личную доблесть, воины XX века - массовый героизм. Первый памятник неизвестному солдату появился в 1920 г. во Франции. В Париже, возле Триумфальной арки, со всеми воинскими почестями были захоронены останки одного из французских пехотинцев, оставшихся лежать на полях Первой мировой войны. Там же, у памятника, был впервые зажжён Вечный огонь. Потом такие могилы появились в Великобритании и в США.

Учитель: Само слово памятник произошло, как нетрудно догадаться, от слова память. И возводятся они в память какого-то события или лица, важного как для общества, так и для отдельного человека. Памятники возвращают нас в прошлое, не дают забывать знаменательные и трагические события в истории страны, города, личности. Памятники воспитывают подрастающее поколение. Эти, такие понятные и общеизвестные истины в переломные моменты в жизни общества часто забываются, а порой и жестоко попираются. Ребята, давайте сегодня, поговорим  о том, что такое историческая память?

Ответы учащихся:

  • Память – это способность помнить и хранить в душе моменты, произошедшие в жизни. А память сердца – это глубокие впечатления от увиденного и пережитого лично тобою. Те воспоминания, которые мы храним в сердце, навсегда остаются живыми. 
  • Память – это жизнь.
  • У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до настоящего времени не затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Мы, молодое поколение, не узнали ужасов той Великой войны, но храним эти события в нашей памяти, отдаем долг людям, погибшим в годы войны.
  • Память – лучший учитель. Помнить о войне нужно, чтобы все люди знали, что мир лучше, что война нам не нужна. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь.
  • Годы войны – это самое страшное  время в жизни каждого человека. Это время хотят забыть, но не могут это сделать, ведь память хранится в сердце.  Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему. Один из миллионов солдат -  Иван Петрович Истомин, фронтовик. Он сражался под Ржевом во имя людей, не думая о себе, о наградах и славе, воевал ради своего народа и Родины. И.П. Истомину присвоено звание Героя Российской  Федерации. Вернувшись с войны,  он доказал, что те, кто прошёл ад  сражений,  верны человеческому долгу и в мирное время. Память о таких героях должна оставаться в наших сердцах. 
  • Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру.

Учитель: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 70 лет всё ждут и ждут запоздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам, и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя тем, кто вернулся с войны, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И тела погибших давно стали землёй, и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!

Ученик: Это не справедливо, когда забывают, не хотят помнить  людей, которые отдали свои жизни за нашу мирную жизнь. Какую цену заплатили наши деды и прадеды за то, чтобы мы жили, учились, мечтали, строили планы, растили своих детей.

Учитель: На русской земле немало мест, политых кровью её защитников. Ещё напоминают о войне  полузаросшие  траншеи, бомбовые воронки, превратившиеся  в круглые озерца, на дне которых лежат останки павших бойцов. Мы скорбим о всех погибших в боях, что шли здесь более семидесяти лет назад, и чтим их память.

Есть известное высказывание «Народ, который не помнит и не чтит своего прошлого, обречен на то, чтобы не иметь будущего»… Победа в этой войне досталась нашему народу страшной ценой.   Миллионы человеческих жизней унесла эта трагедия.  Люди, погибшие в этой войне, честно исполнили свой долг.  И  священная обязанность потомков -  отдать дань уважения их подвигу,  сохранить память о них.

Ученик:  Почти в каждую советскую семью в годы войны приходили похоронки, в которых людей извещали о гибели их близких.  Очень часто в них значилось , что воин пропал без вести. Это значило, что в списках  погибших , то есть захороненных,  его нет. Но его нет и в списках живых.  Без вести пропавшими считались тысячи и тысячи  советских воинов.  Сотни тысяч  были захоронены как неизвестные солдаты.  А огромное количество людей вообще не  были преданы земли по общепринятым обычаям.

I группа учащихся представляет свой мини-проект. Приложение №1

Ученики: Мини –проект нашей группы, рассказывает о зарождении поискового движения в нашей стране.  Поисковое движение, (а именно – поиск и захоронение останков солдат Великой Отечественной войны) в нашей стране имеет глубокие корни.  Еще многие годы назад в лесах и болотах неравнодушные люди находили останки времен войны и с почестями захоранивали их, очень часто возвращая забытые имена.

В начале 90-х годов поисковое движение стало расти и крепнуть.  Оно получило официальное  признание властей.  Правда, вместе с поисковыми отрядами росло и число «черных поисковиков» , тех, кого интересует оружие, личные вещи, другими словами то, что стоит денег.  Останки они бросали там, где  вели раскоп. Их даже не останавливала уголовная ответственность за подобные деяния.  Однако ничто не может очернить работу людей, которые возвращают историю и которые уже не в состоянии жить без поиска.  Современное поисковое движение включает в себя тысячи  энтузиастов.  И благодаря деятельности этих людей, останки тысяч воинов обретают покой,  а сотни из них, и свои имена.

Сегодня, мы с вами говорим о тех, чьи матери и дети когда-то получили страшную весть: «Пропал  без вести». И вдруг, спустя десятилетия, уже внукам приходит нежданное письмо: «Здравствуйте, мы нашли Вашего деда. У нас хранится его «медальон», ложка, каска и гильза с землёй с того места, где он погиб».

Уже более 10 лет Государственное бюджетное учреждение  «Дом молодёжи Санкт-Петербурга» занимается координацией работы петербургских поисковых отрядов согласно постановлению  правительства  Санкт-Петербурга № 842 от 01.06.2004 «О порядке подготовки и проведения  поисковых работ по увековечению  памяти  погибших  при защите Отечества на территории Санкт-Петербурга».

Ежегодно в Доме молодёжи Санкт-Петербурга регистрируются около 30 поисковых отрядов численностью более 500 человек. Из них на территории города проводят поисковые  работы 10 отрядов. Традиционно работы ведутся в 6-ти районах  города: Колпинском, Красносельском, Курортном, Московском, Петродворцовом, Пушкинском.

Петербургские поисковые отряды постоянно работают и в Ленинградской области (Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кировском, Ломоносовском, Лужском, Приозерском, Тосненском районах), в Республике Карелия (Олонецком и других районах), в Псковской (Пушкиногорском и Себежском районах) и Мурманской (Кандалакшский район) областях и участвуют в международных (Российско-белорусской и Эстонской) Вахтах Памяти.

 Отряды занимаются не только поисковой работой. Важное место в их деятельности занимает пропаганда славных страниц истории России, героизма наших солдат, проявленного на полях сражений Великой Отечественной войны, исполняют Долг Совести перед людьми, погибшими за наше Отечество.

II группа учащихся представляет свой мини-проект.

Ученики: Цель нашего проекта узнать и рассказать учащимся гимназии, родителям о работе поисковых отрядов на территории Красносельского района.

Наша гимназия находится  в четырёх километрах от рубежа, где проходила оборона нашего города. Красносельский район самый молодой в нашем городе. Он появился спустя многие годы после войны – в апреле 1973 г. Он необычный – непохож на многие другие районы. На его территории есть жилые кварталы современных многоэтажных домов, старинные парки и памятники архитектуры XVIII в., пригородные дачные посёлки: Горелово, Володарский, Можайское, Скачки и Красное Село. Район наш назван именно по Красному Селу, которое, в свою очередь, основано при Петре I. У учёных есть две версии происхождения этого названия: по одной версии новое село названо так, потому что местность была красивой, а в старину все красивое называли «красным». По другой версии переселенцы назвали новое место жительства в память о старом, подмосковном Красном Селе.

Красносельский район находится на южной окраине нашего города. Поэтому он оказался ареной ожесточённых боевых действий.   Во время войны территория  была полностью разрушена. Наступление на Ленинград здесь вела немецкая группа «Север», в составе которой была полумиллионная армия и четыре танковых группы. По территории будущего района проходила линия фронта, шла позиционная война с сентября месяца 1941 года до снятия блокады 27 января 1944   года.

Великая Отечественная война впервые коснулась нашего Красносельского района уже 8-го июля 1941  года. В этот день в районе станции Горелово был сбит вражеский самолёт  Ю-88. Первые массированные  налёты вражеской авиации  на нашу  землю пришлись  на 21 и 22 июля. Здесь, на территории Красносельского района, дважды решалась судьба Ленинграда: в сентябре 1941 года, когда немецко-фашистские войска были окончательно остановлены у стен  города, и в январе  1944 года – при полном снятии блокады. Территория Красносельского района являлась ареной ожесточённых, кровопролитных боёв  в битве за Ленинград в 1941-1944 годах.

Полежаевский парк расположен в Красносельском районе Санкт-Петербурга, между Петергофским шоссе и проспектом Ветеранов, вдоль проспекта Маршала Жукова.

С сентября 1941 года по территории парка проходила линия фронта, продержавшаяся практически неизменной вплоть до полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года. Война стерла с лица земли поселок Клиново, оставив после себя многочисленные воронки, траншеи и блиндажи, со временем оплывшие и густо заросшие высокой травой... От тех страшных сентябрьских дней сохранилась единственная братская могила. В ней похоронены мальчик Коля Тихомиров и девочка Соня Ляшкевич, убитые восемнадцатого сентября одной миной. Здесь же похоронили трех безымянных солдат советской армии. Эта могила и разбитые куски шлакоблочных плит – единственные памятники исчезнувшему с лица земли поселку Клиново.
Братская могила находится в  Полежаевском парке рядом с церковью Святой Нины, Это захоронение тронуло  нас до глубины души. Мы начали создавать свой путеводитель по комплексу мемориальных сооружений «Зелёному поясу Славы»  Красносельского района. Наш путеводитель представлен в Приложении№2 .

В процессе работы мы разрабатываем маршрут экскурсии «По местам Боевой Славы Красносельского района» для учащихся гимназии.  

Ученик: С 2008 года на территории Полежаевского парка начались  работы, проводившиеся силами сводной экспедиции поисковых отрядов. Руководителем экспедиции был начальник отдела поддержки молодежных инициатив ГУ «Дом молодежи Санкт-Петербурга» Герман Юрьевич Сакс. В экспедиции участвовали следующие отряды из Санкт-Петербурга: группа «Безымянная», «Молодежный исторический фонд», «Ораниенбаумский плацдарм», «Восток», «им. Евгения Ковалева», «Святой Георгий», «Рокада», «Рубеж-2» и «Варяг-2», а также поисковый отряд «им. Добробабина» из Псковской области.

Учитель: Наша гимназия  несколько лет сотрудничает с поисковым отрядом «Рубеж-2». В результате нашего творческого сотрудничества  в гимназии проходят интересные уроки  Мужества. Одним  из таких уроков  стал урок Мужества, который прошёл  в гимназии в декабре 2015 года.  На этом уроке присутствовали поисковики отряда «Рубеж-2», командир поискового отряда «Рубеж-2» Виктор Алексеевич Ионов,  депутат МО Константиновское, капитан клуба 4Х4 Вадим Георгиевич Кустов, депутаты МО Юго-Запад. Приложение №3.

Уже несколько лет на территории Полежаевского парка  работает  поисковый отряд «Рубеж-2». С 2008 года на территории парка обнаружены останки 100 красноармейцев (имена 4-х установлены), которые были захоронены на воинском мемориале Аллеи Славы около церкви Святой Нины.

В День Героев Отечества – 9 декабря 2015 года  девять советских солдат с воинскими почестями  обрели покой в братской могиле  у храма Святой Равноапостольной Нины в Полежаевском парке. На торжественно-траурной церемонии присутствовали и учащиеся 293-й гимназии  во главе с директором Инной Геннадьевной Баевой. Те, кто участвовал в этом  мероприятии, знают и эмоциональный накал, искренность слов, взглядов и слёз. Приложение № 3.

На уроке Мужества командир поискового отряда «Рубеж-2» Виктор Алексеевич Ионов и капитан клуба 4Х4 Вадим Георгиевич Кустов рассказали нам о том как работают поисковики, какие трудности они испытывают в своей работе.

Виктор Алексеевич Ионов: Возвращение из небытия погибших защитников Отечества, их достойное погребение, поиск родственников, является, на наш взгляд, первейшей задачей, которая стоит перед государством, обществом. Конечно, работу эту следовало начать лет 50-60 назад. На протяжении десятилетий после завершения войны считалось, что все защитники Родины с соответствующими почестями преданы земле. Ситуация изменилась с появлением в конце 80-х годов прошлого столетия организованного поискового движения на территории СССР. Масштабные поисковые работы, развернувшиеся на местах былых сражений, выявили совсем иную картину.

Нередко можно слышать вопрос, зачем вам это надо? После войны прошло столько времени, павших солдат никто не ждет, война их давно похоронила и расставила все по своим местам. Думаю, такое мнение ошибочно. Бездушие государства, общества, людей сделали этих солдат безвестными, и наша задача состоит в том, чтобы отдать им хотя бы последний, запоздалый долг и достойно захоронить, а если повезет, то найти и родственников погибших солдат. Летом 2015 года , мы нашли прах бойца Балуева Василия Федоровича, который пропал без вести в феврале 1942 года. Поисковики нашли его  в  Райколово в окопе, и он вернулся домой, в Пермский край к дочери, которая родилась в 1940 году и дождалась отца. Приложение №4.

Учащиеся: Как поисковики устанавливают личность погибшего бойца?

Вадим Георгиевич Кустов: Личности бойцов  устанавливаются по смертным медальонам. Медальон представляет собой чёрную пластмассовую трубочку, в армии он назывался «форма 4». В пластмассовую трубочку-пенальчик  вкладывался бланк формы №4, на котором указывались год рождения, звание, фамилия, имя, отчество, место рождения, группа крови. Медальоны предназначались для опознания в случаях смерти или тяжёлого ранения. Конечно, не у каждого найденного бойца находятся медальон, так по воспоминаниям ветеранов ВОВ солдаты медальонов не заполняли, боялись, что это плохая примета, обязательно убьют…. В девятнадцать – двадцать лет так хочется жить!!!

Виктор Алексеевич Ионов: Практически единственный способ опознать бойца - по подписной вещи. Поскольку котелки, ложки, алюминиевые фляги были одинаковы, солдаты часто их подписывали, чтобы не перепутать. Точно так было и у немцев. 
К сожалению, такие находки достаточно редки. Всё найденное отрядом , вплоть до гильз от снарядов и проржавевших касок, строго учитывается и сдаётся государству. Что-то попадает в музейные фонды, что-то – родным погибших.
 Приложение №5.

Ученик: В процессе общения с участниками поискового отряда «Рубеж-2» мы создаём несколько социально-значимых проектов.

Учащиеся: Благодаря работе поисковых отрядов, неизвестные могилы красноармейцев находят до сих пор. Останки солдат Красной армии, павших в годы Великой Отечественной войны, хоронят на мемориалах Петербурга и области, личности некоторых солдат и офицеров удается установить. 

В результате работы над проектом мы пришли к выводу, что нам необходимо создать карту, посвящённую  воинским  захоронениям  Неизвестных Солдат в Санкт-Петербурге и  Ленинградской области.

Работа началась. Мы провели анкетирование учащихся гимназии, с целью выявления памятников Неизвестным Солдатам в  Санкт-Петербурге и  Ленинградской области.

Собираем информацию с помощью сайтов Интернета, работаем в библиотеках нашего района, города. Результаты представлены в Приложении№6.

Мы работаем над своим проектом «Карта Памяти Ленинградской земли» и очень надеемся, что наш проект станет небольшой частью Российского проекта  военно-исторического  общества (РВИО), которое  создаст к 9 мая 2016 года социальную сеть под названием «Место памяти». Сетевой портал задуман как платформа для мониторинга состояния вечных огней, памятников и захоронений. Он будет содержать электронную карту России, на которой любой желающий сможет отметить местоположение памятника или братского захоронения героев Великой Отечественной войны, предварительно сфотографировав его и добавив описание. По словам исполнительного директора РВИО Владислава Кононова, цель проекта — подключение молодежи и волонтеров к заботе о культурном наследии и восстановлении мест памяти.
«
Это будет постоянно действующий проект. Очень важно видеть истинное состояние памятников в регулярном режиме, а не только когда их приводят в порядок перед Днем Победы. Памятники ВОВ — это наша история, наши места памяти, и за ними нужен непрерывный контроль, — отмечает Кононов. — Поэтому важно, чтобы любой человек мог загрузить информацию о памятнике, которым он гордится или который требует срочного ремонта». 

Учитель: Встречаясь на уроках Мужества с поисковиками,  учащиеся нашей гимназии вместе с родными начали искать своих прадедов, чьи жизни оборвались во время Великой Отечественной войны.

Ученица 8 класса вместе с родными нашла своего прапрадеда, который погиб  в 1943 году, участвуя в освобождении Демянска, под Старой Руссой.

Ученица: Об этом мы узнали из документов сайта ОБД Мемориал.  О моём  прапрадеде  Степаненко Николае  Дмитриевиче  в 1943 году в семью пришла похоронка, со  слов дочери погибшего воина, моей прабабушке Рябчинской Полины Николаевны в похоронке  сообщалось, что «Ваш муж  Степаненко Н. Д. погиб». Приложение №7.

К сожалению,  долгие годы семья хранила в памяти, что наш дед погиб под Сталинградом, так как письма с фронта приходили из под Сталинграда.  

Прошли годы, постарели его дети, повзрослели внуки и правнуки. На протяжении 70 –лет моя прабабушка собирала информацию о боях за Сталинград, мечтала посетить мемориал Мамаев курган. Всё это время она была убеждена, что её отец отдал свою жизнь за освобождение Сталинграда. Одна из дочерей Николая Дмитриевича, в 90-х годах посетила памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!»,  но своей родной  фамилии не нашла, осталось горькое разочарование в поисках…

 И каково же было наше удивление, когда на  сайте ОБД Мемориал мы нашли информацию, о нашем родственнике. Начались поиски. Мы узнали  последнее место  службы  нашего деда, начали собирать информацию о боевых действиях 170 СД в феврале 1943 года. Приложение №8.

Из Центрального Архива Министерства Обороны  пришёл документ подтверждающий, что действительно последним местом службы Степаненко Н.Д. была 170 стрелковая дивизия 422 стрелковый полк.

Параллельно мы написали письма  Главе Администрации  Муниципального Образования Старорусского  Муниципального  района,  в объединённый военный комиссариат   г. Старая  Русса, чтобы нам помогли установить место захоронения нашего родственника. Началась длительная работа поиска нашего прапрадеда. Ответ мы получили накануне Дня Победы 2013 года. Нам прислали ответ: « … В настоящее время имя Степаненко Н.Д. увековечено внесением в список, захороненных в братской могиле у д. Марфино Старорусского района Новгородской области».  

Результатом нашего общения на воинском  захоронении в д. Марфино увековечено ещё одно имя советского солдата, отдавшего свою жизнь за освобождение земли нашей Родины. Приложение № 9.

А это значит, что ещё на одного  Неизвестного Солдата в истории Великой Отечественной войны стало меньше…

Вы говорите мне «Зачем искать?»

Давно исчезли те, кто здесь убиты,

Ушли и те, что их могли  бы ждать

И все они давным-давно забыты.

Не знаю я, смогу ль вам доказать,

Но думаю, что вы не правы.

Пусть некому уже солдата ждать,

Но он солдат  и сын своей державы.

Он за неё на поле боя пал,

Ей жизнь отдал, и кровь свою до капли.

Наград и благодарностей не ждал

И знал, что выживет едва ли.

Он долг свой выполнил и вправе ждать,

Что Родина солдата не забудет.

Что будет каждого пропавшего искать

И помнить каждого вовек будет.

                                                         Г.И.Гарибян, п/о «Ингрия»

Учитель: Почти полвека горит Вечный огонь у могилы Неизвестного Солдата. Он – напоминание всем нам, ныне живущим, об истинных сынах Отечества, в тяжелый час испытаний для страны до конца выполнивших свой долг, - написано в обращении губернатора на сайте администрации Санкт-Петербурга.

Благодаря работе поисковых отрядов, неизвестные могилы красноармейцев находят до сих пор. Останки солдат Красной армии, павших в годы Великой Отечественной войны, хоронят на мемориалах Петербурга и области, личности некоторых солдат и офицеров удается установить. 

Рефлексия:

Учитель: Ребята, на ваших столах листочки, подумайте и напишите фразу, которую вы считаете, можно сделать итогом сегодняшнего классного часа.

Ответы учащихся:

- Главное для человека помнить свою историю.

- Пока мы помним, мы живём.

- Без прошлого нет будущего.

- Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего.

- «Новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не отмена старого и накопленного».

«Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем».

- «Человек, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее». Каждая страна должна знать своих героев.

- «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших», - эти справедливые слова принадлежат  Маршалу Советского Союза К.К. Рокоссовскому.

- Помнить о войне нужно, чтобы все люди знали, что мир лучше, что война нам не нужна. Мы должны помнить о прошлом, чтобы фашизм не повторился вновь.

- Память о войне необходима, чтобы ценить мир и бороться за него.

Вывод учащихся: 

Наши деды и прадеды – Победители! А значит, и в нас течёт кровь победителей.

Учитель: Десятки тысяч наших солдат все ещё лежат на полях сражений, ждут захоронения. В братских могилах - десятки тысяч безымянных солдат. Они отдали свои жизни за нас. За нашу свободу. Низкий поклон им и вечная память.

Мы всегда будем помнить о Великом Подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне! И пусть эта память поможет сохранить мир на нашей земле!

Основная литература

1. Дюков А.Р. За что сражались советские люди. – СПБ.: Аврора-Дизайн, 2014.

2. Исаев А.В. Освобождение.1943. «От Курска и Орла война нас довела…». – М.:Яуза,2013.

3. Исаев А.В.22 июня – 9 мая. Великая Отечественная война. – М.: Эксмо, 2015.

4. Исаев А.В. 10 мифов о Второй Мировой войне. - М.: Эксмо, 2015.

5. Простите нас, солдаты… Сборник очерков по работе молодёжных поисковых  отрядов  Санкт-Петербурга. – СПб.: ИПК «Вести», 2012.

6. Рожков А. М. На юго-западе Санкт-Петербурга. – СПб.: Лики  России, 1996.

7. Рохмистров В.Г. Дивизия без вести пропавших. Несколько дней июля 1941 года на Лужском рубеже обороны Ленинграда. - СПб.:,2014.

8. Трагедия Мясного Бора: сборник воспоминаний участников и очевидцев о Любанской операции / авт. – сост. И.А. Иванова – СПб.: Политехника,2015.

9. Хомяков И. Лужский рубеж. Хроника героических дней. - СПБ.: Аврора-Дизайн, 2014.

Интернет – ресурсы

http://histrf.ru/ru/rvio/activities/news

http://gov.spb.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения "Имя твоё неизвестно-подвиг твой бессмертен"

Мероприятие по воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к прошлому и памяти погибших в войнах солдат....

Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен

Час общения "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен" для учащихся 4-6 класса средней школы.Цель: воспитание патриотизма. любви к своей Родине. Отчизне....

«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». 3 декабря в России впервые отмечается новая памятная дата – День Неизвестного солдата.

расширение знаний о героическом прошлом нашей страны, истории мемориального комплекса «Могила Неизвестного солдата» в Москве...

Урок мужества «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» посвящённый Дню неизвестного солдата

laquo;Достаточно мгновения, чтобы стать героем,Но необходима целая жизнь,Чтобы стать достойным человеком…» Урок мужества «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен», п...

Классный час "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен!"

Цель классного часа: Воспитывать личность – патриота России, способного гордиться своей страной. Задачи классного часа: 1. Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения через раскрыт...

Урок Памяти ко Дню неизвестного солдата «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Урок Памяти ко Дню неизвестного солдата«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»...