Конспект урока "Древний Восток"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Хижняк Анна Викторовна

Обобщающий урок по теме "Древний Восток" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_drevniy_vostok_obobshchenie.docx32.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Древний Восток»

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели урока:

  • способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
  • способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  •  воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.
  • обобщение и систематизация  ранее полученных знаний о государствах Древнего Востока, , закрепление основных ведущих идей темы;

Оборудование:

 карточки с заданиями, презентация,мультемедио, компьютер, лавка древностей

Ход урока

  1. Организационный момент

               Ход игры-путешествия

  История - одна из самых интересных наук в мире, и хотя вами изучена лишь небольшая частичка событий в биографии человечества, вы уже легко можете ответить на многие вопросы.Сегодня мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Наши с вами задачи на урок:

1.Повторить основные события по теме «Древний Восток»

2. Вспомнить даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины.

3.Закрепить полученные знания.

4.Развивать умения делать выводы, сравнивать, воспроизводить полученную информацию.

5. Воспитывать уважение к истории, традициям, культуре Древнего Востока.

Звонок. Ребята, мы получили видеописьмо ()

Правила поведения на борту хронолёта:

  • Когда говорит один – другие слушают.
  • Дай высказаться каждому.
  • Умей слушать и слышать.      

 Итак, отправляемся, время ограничено!!!

Вы приземлились, определите свой пункт назначения.

Команда 1

На нильских берегах страна,

Богатой и цветущею была.

И ею фараоны управляли,

Восстание рабов здесь подавляли.

Назови, что за страна.

 В мире есть сейчас она.(Египет)

Команда 2

Расскажите–ка, ребята,                                                                            

Где без леса и без гор

Люди в древности росли.

Где покой все обрели.

Где из глины повсеместно

Всё  лепили мастера.

И работа их до пота

Выручала их всегда.    (Двуречье)

Команда 3

 На восточном побережье моря Средиземного

Государство моряков было очень древнее.

Чтоб успешней торговать, надо проще им писать

И для этого пришлось алфавит изобретать. ( Финикия)

Соседка Финикии эта страна

Ливанскими горами она отделена,

Река течет и в море впадает не спеша.

Евреи  поселились, цветущий край хваля. (Палестина)

Команда 4

В этой стране, в джунглях  

Исполинское дерево проросло.

Да так, что не видно

За ним и слонов.

Его как бога почитали.

«Царь леса» все и называли. (Индия)

Команда 5

Чтоб землю с севера обезопасить,

У гуннов землю отобрать,

Правители решили  стену возвести,

Покой чтоб вечный обрести.

И людей великое множество

Согнали со всей страны.

Заставили стену  строить,

Чтобы не было войны.  (Китай)

Итак, приступаем к выполнению первого задание, вставьте пропущенные слова и покажите нам на карте названные объекты

1. Египет находится в северо-восточной________(Африке)

По этой земле протекает одна из самых больших рек в мире_______(Нил)

Впадая в ______(Средиземное)море, река делится на несколько рукавов, образуя_______(дельту). По берегам реки росли финиковые пальмы и высокий тростник ______(папирус).После разлива реки на полях оставалась не только влага, но и плодородный _____(ил). Среди песков лишь изредка встречаются островки зелени______(оазисы)

2.Если бы мы захотели попасть из Египта в Междуречье, мы бы отправились на северо- _______(восток). Преодолев_______(Синайский) п-ов, ещё  много дней продвигались  бы по огромной _____(пустыне). Междуречье находится между двумя большими реками _____(Тигр) и ____(Евфрат). В отличие от Египта разливы рек здесь проходили очень _______(бурно), смывая всё на своём пути. Города  Двуречья  долго воевали между собой за первенство, победил________(Вавилон)

3.На восточном побережье Средиземного моря находится государство _________(Финикия). Самыми крупными городами в этой стране  были – _____(Библ), _________(Тир), ____(Сидон). В Финикии изобрели ________(стекло), алфавит  и ______(пурпурную краску). В Северной Африке финикийцы основали самую крупную колонию ____(Карфаген).

Река в Палестине ____________(Иордан). Самыми главными врагами израильтян были _________(филистимляне). С Голиафом сразился юный пастушок ______(Давид), который позднее был избран царём. Столицей Древнееврейского царства стал ______(Иерусалим).

4.Индия расположена на юге ____________(Азии)
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире_____(Гималаи).Берега Индии с запада, с востока и юга омывает_______________________(Индийский океан).
Самые многоводные реки Индии – ________(Инд)и_________(Ганг).
В__________(3)веке до н.э. почти все индийский царства объединилпод своей властью царь_________(Ашока).

5. Китай находится в Восточной______(Азии). По  территории Китая протекают крупные реки_______(Хуанхэ) и ________(Янцзы).На обширной территории возникло несколько государств, которые ________(воевали) друг с другом, пока один из правителей ________(ЦиньШихуан)в _____(221)году до н.э. не объединил весь Китай под своей властью.Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути была построена -----Великая китайская стена

Задание№ 2««Исторический словарь. Грамотеи»
(проверяется правильность написания исторических терминов). Вставить пропущенные буквы и дать определение слову:

  1. Мемф*с
  2. П*рамида
  3. Ш*дуф

Скульптура  льва  с головой человека ___?(сфинкс)

  1. Асс*рийская держава
  2. Хам*урапи
  3. Клин*пись

Денежный сбор в пользу государства         ___?(налог)

  1. К*лонии
  2. Зап*веди
  3. Скр*жали

Фантастическое сказание о богах и  героях ___?(миф)

  1. Бр*хманы
  2. Сахарный тр*стник
  3. *тшельник

Группа людей  в Индии со своими  правами и обязанностями ___?(каста)

  1. К*нфуций
  2. Ш*лк
  3. Бойн*ца

Обязательные правила поведения _?(законы)

                 Задание № 3                                        Поймай дату!

В каждом государстве происходили судьбоносные события.

Вы должны за 1 минуту соотнести даты с событиями.

1.  Объединение Китая в единое государство            221 г. до н.э.

  2.  Захват Египта персами                                                525 г. до н.э.

  3. Образование единого государства в Египте         3000 г. до н.э.

  4. Строительство пирамиды Хеопса в Египте            2600 г. до н.э.

  5. Взятие Вавилона Персами                                          538 г. до н.э.

  6. Правление Хаммурапи в Вавилоне                          1792 – 1750  гг. до н.э.

  7. Завоевания фараона Тутмоса III                               1500 г. до н.э.

Задание № 4                                    !

Определите, какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова! Какими государствами они управляли?

  1. Я – царь, превосходящий прочих царей, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению! По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость! Пусть мои законы не имею нарушителя! (Хаммурапи).
  2. Я царь чью мудрость восхваляют по всему свету! Мне удалось заключить союз с фараоном Египта и женится на его дочери! Это обезопасило границы моего государства, и я с гордостью могу сказать: «Каждый жил спокойно под виноградником своим!» За то, что бог Яхве дал мне мудрое сердце воздвиг я в его честь храм и прославлял везде его имя! (Солон).
  3. Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце! (Ашшурбанапал).
  4. Я - царь великий, царь царей, царь этой земли! Мне достались 23 страны, они стали мне подвластны, приносили мне дань! Эти страны следовали моим законам! (Дарий I).
  5. Я сын Неба, объединив Поднебесную, принял титул первого императора династии! Обрушил мощь империи против варваров, живущих на севере, чтобы они не нарушали спокойствие империи, построил стену в десять тысяч ли! (ЦиньШихуан).

                 Задание № 5                                      !

1)Только фараон и самое близкое его окружение носило сандалии.Даже супруга фараона ходила босой. Первую обувь делали из коры, волокон пальмы и даже из исписанных свитков папируса. Сандалии украшали, а на подошвах изображали врагов. Предположите, для чего это делали египтяне?

Ответ: Чтобы при ходьбе попирать врагов ногами и таким способом унижать их.

2)В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную табуретку и дверь. Почему дети получали в наследство наряду со слитками серебра такой странный предмет как дверь?

Ответ: В ЮжномДвуречье нет лесов, древесина была привозной и стоила дорого.

3) Название Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по-гречески означает “красноватые”. Почему именно так называли греки финикийцев?

Ответ: Финикийцы изобрели пурпурную краску и продавали крашеные ткани далеко за пределами страны.

4)Совершая религиозные обряды, индийцы пели песни богам и звали их в гости, посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Предположите, для чего  индийцы бросали пищу в огонь?

Ответ: они считали, что пища не сгорает, а с дымом уносится на небеса к богам

5)По конфуцианским воззрениям всем на земле управляют мужчины, а женщины им подчиняются, поэтому они должны придерживаться трёх правил: в девичестве повиноваться отцу и старшим братьям, выйдя замуж-мужу, а после его смерти…..Предположите, кому после смерти мужа должна подчиняться вдова?

Ответ: старшему сыну.

6 пункт назначения «Лавка Древностей»

Ребята, мы сейчас попытаемся сыграть экспресс-спектакль и  решим задачу, а доказательство найдем в лавке древности.  Два актера от команды читают историческое письмо по ролям.

Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их  разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят и нет ненависти на их лицах.

— Это было лучшее из выигранных мной сражений! Помнишь, как мой любимец-слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понес невосполнимые потери!

— Все было так, но в тот момент, когда успех кружил тебе голову, моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся...

— Совсем ненадолго, притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.

— Не зазнавайся: это случайное везение... Берегись, мы встретимся еще раз, и уж тогда победа останется за мной! (Шахматы)

Один  древний путешественник,  побывавший  в  Индии,  вернулся  на  родину.

Если бы ты только знал,  какая   удивительная  страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

— Ну  какой же ты  выдумщик  и  враль!

— Не хочешь — не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани...  (Хлопок)

Другой  древний путешественник,  побывавший  в  Индии,  вернулся  на  родину.

— Если бы ты только знал,  какая  удивительная  страна Индия.  Самое необыкновенное  там то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его   на   огне.   Сок   становится   твердым   и   хрустит   на   зубах   подобно   соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

— Вранье!.. На свете нет ничего слаще пчелиного меда!  (Сахар)

Некий врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство.

  — Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный...

  — Лекарство редко бывает приятным на вкус, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: попомни мои слова, за этим питьем большое будущее. (Чай)

-Какая она красивая, никогда такой не видел, она такая лёгкая и воздушная, но почему же такая дорогая?

-Но ведь её привезли из Китая, много дней караван добирался до нашего города, многие опасности подстерегали торговцев в пути. Но разве эта ткань не стоит тех золотых монет, которые я у вас прошу?(Шёлк)

3 Подведение итога урока.

Вот и подошло наше путешествие  к концу. Наша миссия выполнена, пора возвращаться.(Музыка)

Награждение.

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по МХК. Культура Востока

Настоящий раздел предлагает материалы по культуре Индии, Китая, Японии. Современные представления о мифологии, религии, изобразительном искусстве, предпринята попытка анализа словообразов поэзии Ли Бо...

конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с  историческими документам...

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Поход Александра Македонского на Восток"

Цели и задачи урокаОбразовательные:ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонск...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока

Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монгол...

Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»

Конспект урока «Народы Древнего Востока и мировая культура»...