Доклад Комиксы на уроках истории и обществознания
консультация по истории на тему

Валекжанина Раиса Григорьевна

В данной работе представлены новые технологии к ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_komiksy_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

Комиксы на уроках истории и обществознания

Дидактический потенциал комикса  в России существенно недооценивается и почти никак не используется в сфере образования (за исключением изучения иностранных языков). Еще в 2002 г. прошел круглый стол «Комикс в образовании: есть ли польза от дела?», собравший психологов, социологов, филологов, культурологии, специалистов в области детской литературы и детского чтения, сценаристов, художников, переводчиков комиксов и их издателей. И хотя прошло уже 15 лет, ситуации мило изменилась за исключением возросшего числа публикаций по вопросам образовательной и воспитательной работы при помощи комиксов. Использование комиксов на уроках истории и обществознания по-прежнему остается проблемой актуальной и дискуссионной.

Некоторых учителей смущает само название жанра, происходящее от английского comic- смешной. Поэтому в образовательном процессе чаще используют термин graphic novel (графическая новелла}. Но это лишь вопрос названия, поскольку в обоих случаях формат предполагает единство повествовательного и визуального.

Педагогов настораживает краткость изложения, которую они увязывают с упрощением, примитивностью текста, лишением его внутренних смыслов. Они полагают, что для русских как читающей нации, форма комикса чужда. Безусловно, нельзя читать. «Анну Каренину» по комиксу, но это не означает абсолютной невозможности применения графических новелл в образовательном процессе. Вспомним известное высказывание: «Краткость - сестра таланта». Кратко - не значит некачественно, комикс комиксу рознь.

Российских учителей смущает и то, что комикс - явление западное, созданное в традициях иной культуры. Но, во-первых, русский лубок и даже житийные иконы - это тоже своего рода графические повествования. Во-вторых, если говорить о современных зарубежных образовательных комиксах, то они ориентированы на широкую аудиторию из разных стран и к тому же при переводе адаптируются. В-третьих, созданы современные российские графические новеллы, которые также можно использовать на уроках.

В педагогическом сообществе часто происходит стереотипизация «комикса» как явления примитивного, чуждого русской культуре, а следовательно, противопоказанного к применению в системе образования. При этом форма и содержание комикса часто отождествляются. Но ведь форма комикса может быть наполнена разнообразным, в том числе полезным содержанием.

Первое упоминание образовательного потенциала комиксов, сделанное профильным специалистом, педагогом, относится к 1845 г. (США). Графические новеллы стали активно применяться в системе западного образования с 1930-х гг., и с тех пор не утихают споры о правомерности и целесообразности их использования и школе. Сторонники консервативных ценностей добились принятия в Конгрессе США  так называемого «Кодекса комиксом», который действовал в этой стране до недавнего времени,  определяя рамки дозволенного при создании комиксов (главным образом, ограничивая сцены насилия, секса, а также определяя допустимую степень исторической достоверности «исторических комиксов» и степень соответствия оригиналам графических новелл-переработок по литературным произведениям). Он был упразднен в связи с новой образовательной политикой президента Барака Обамы.

Современный уровень развития образовательных комиксов стал настолько высок, что привел в США к обратным результатам - многие школьники вообще перестали обращаться к первоисточникам, полностью переключившись на чтение их адаптированных и существенно сокращенных в объеме иллюстрированных версий. Видимо, опасаясь подобных последствий, с начала внедрения комиксов в систему народного образования проявилось критическое отношение к их использованию. Так, например, крайне негативно к комиксам как средству образования, относился американский психиатр и педагог Фредерик Вертэм, который характеризовал производство образовательных комиксов не иначе как преступлением против интеллекта нации. Здесь, на наш взгляд, важно понимать, во-первых, о каких комиксах идет речь, и, во-вторых, не пускать дело на самотек, а именно работать с комиксами.

Комиксы на историческую тематику популярны во многих странах мира. Так, в Японии по мотивам графической новеллы «Босоногий Гэн» о жизни шестилетнего мальчика и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы были сняты мультипликационный и художественный фильмы. Многие исторические графические новеллы-серии уже переведены на русский язык, например, «Каное бей» (о противостоянии между англичанами, французами и индейцами в Северной Америке в середине XVIII в.), «Мурена» (о Риме эпохи ранней Империи) и некоторые другие, о которых речь пойдет далее.

Наиболее популярными и востребованными в европейской школьной образовательной  практике являются комиксы но истории Второй мировой войны, в частности, по темам антисемитизма и холокоста.

В Польше начата публикация серии графических новелл об истории Освенцима. В  основу первого номера положена история  Ромео и Джульетты Освенцима (Малки Циметбаум и Эдека Галинского), имевшая  место в 1944 г. Эти комиксы вызвали бурную  дискуссию: этично ли рассказывать в таком формате историю, произошедшую в одном  из самых страшных лагерей смерти с реальными людьми и закончившуюся их гибелью? «Можно», - считают работники музея «Освенцим» и обосновывают своё мнение желанием заинтересовать подрастающее поколение. «Нет», - отвечают те, кто считает легкий жанр комиксов неподходящим инструментом для рассказа о теме и концлагерей, где погибли миллионы людей. По их мнению, лучше будет, если на первой книге серия и закончится.

Это не первый случай рассказа о нацистских лагерях таким способом. Первой пыткой нарушить табу на комиксы  Холокосте стал «Маус: рассказ выжившего Арта Шпигельмана. Это черно белые рисунки, переосмысленные художником рассказы его отца о довоенной жизни евреев в  Польше, о гетто и лагерях (родители автора были узниками нацистских концлагерей Освенцим и Освенцим-2), о любви и смертиI о спасении и новой, послевоенной  жизни в Америке. Американский художник использовал в своей работе аллегорическое изображение, нарисовав евреев мышами, а  немцев кошками. Этот комикс изучают в школах и университетах, он переведён на 18 языков (в том числе русский).в 1992 г. Шпигельман был удостоен Пулицеровской премии.

В 2005 г. вышла книга французского художника Паскаля Крочи «Аушвиц». Это  история польской пары, которая потеряла свою дочь в печально известном концентрационном лагере. Комикс начинается с рисунка пожилой нары, которая через сколько десятилетий после освобождения вернулась в эти места. На картинках немецкие офицеры кричат на заключенных, когда те складывают трупы, извлечённые из газовых камер. Отчаявшиеся глаза обитателей лагеря, редкие реплики, детальная проработка персонажей, реалистичные чёрно-белые иллюстрации. Автор не делает никаких скидок для эмоционального восприятия юных читателей.

История Холокоста преподается во всех школах Германии, а для старшеклассников посещение концентрационных лагерей входит в обязательную программу. Однако школьники жалуются, что эта тема слишком скучна. Немецкое издательство «ЕЬара» перевело французский комикс, чтобы сделать «скучную» тему общедоступной.

В феврале 2008 г. в немецких школах появились комиксы про Гитлера и Освенцим - «Поиск». Стилистически рисунки больше приближены к традиционным комиксам, что сделало ее объектом самой резкой критики. Это просветительское издание, подготовленное Домом-музеем Анны Франк при поддержке различных государственных структур, было выпущено в Нидерландах и сегодня используется в качестве учебного пособия в шести странах Евросоюза, а в Германии официально включено в школьную программу для использования на уроках истории. Комиксы рассчитаны на детей в возрасте от 13 до 16 лет. Это история семейного расследования о Холокосте, вскользь в нем проходит и тема коллаборационизма. В Амстердаме, в Доме-музее Анны Франк, периодически проводятся уроки (study trips), где учат учителей из разных стран как, зачем и кому можно преподавать историю на основе графического романа. В ноябре 2013 г. «Поиск» был представлен в Москве на книжной ярмарке non/fiction/ Сегодня этот проект продвигается в Петербурге.

При работе с переводными комиксами «Поиск» и «Маус», учителю необходимо обратить внимание на такие проблемы, как Холокост, концлагеря, роль СССР и союзников в освобождении Европы и некоторые другие.

Дело в том, что либо в связи СС восприятием авторов, либо в силу не совсем удачного перевода эти вопросы в данных книгах не всегда корректно и достаточно ясно отражены с исторической точки зрения. Безусловно, в этом плане работа с переводными комиксами в образовательном процессе имеет свои особенности, определенные проблемы и сложности. Они не всегда адаптированы к российской аудитории, не учитывают местный, исторический и культурный контекст, иногда невольно подменяют предмет и смещают эмоциональные акценты, когда трагедия изображается, как что-то происходившее далеко и  не касающееся напрямую русскоязычных школьников, что может даже вызвать определённое отторжение учеников.

Вот почему так важно создание собственно российских комиксов. В России есть примеры исторических комиксов, причём начали их выпускать еще в советское время. Это графические новеллы российского производства, посвященные декабристам, событиям 1905 г., Петру I. Есть несколько украинских комиксов по истории Киевской Руси: «Бой богатырей» (по повесим временных лет об основании в X в. г. Переяслава), «Осада Киева Печенегами» (о событиях 968 г.).

Однако и среди российских комиксов есть те, которые, несмотря на название, носят не познавательный, а развлекательный характер и не имеют к истории никакого отношения (например, «Сталин против Гитлера»), и здесь педагогам надо быть внимательными. Как существуют малополезные изображения и бесполезные тексты, так не каждый комикс может быть рекомендован для чтения детям и, тем более, применим на уроках.

Учитель должен стать посредником между ребенком и комиксом, должен научить его читать, понимать этот текст, работать с ним. С начала 2000-х гг. на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета появились задания в виде комиксов. Студентов обучают методике работы и создания комиксов, которые максимально упрощены на тот случай, если выпускники соберутся провести подобные занятия с детьми. Здесь важно отметить, что на уроке истории можно не только использовать уже готовые комиксы, но и предлагать ребятам самим рисовать их.

В этой связи мне хочется привести небольшое сочинение ученика III кл. Называется оно «Как я рисовал "Куликовскую битву"».

«Однажды я нарисовал Дмитрия Донского. Вдруг он ожил. Пошевелил рукой, потом ногой, оглянулся. Князь прошел по листу и строго взглянул на меня и воскликнул: "С кем я пойду в бой? Нарисуй моих воинов!"

Я взял лист бумаги, поточил карандаш и нарисовал русскую рать с пиками, щитами и

топорами. Когда рисунок был закончен, воин ожил. Дмитрий Донской похвалил меня и отдал приказ дружине двигаться в путь. Что тут началось! Воины кидались из одного угла листа в другой, натыкаясь друг на друга. Кони ржали, люди ругались: "Куда нам идти, где поле?"

Я схватил карандаш и на чистом листе нарисовал поле и реку, а посередине реки крупными буквами написал "Дон". Вот к этой реке Дмитрий Донской и повел своих воинов. Они смешно перепрыгивали с одного листа на другой, а лошади долго упрямились и перепрыгивать не хотели. Но вот все войско перебралось на поле и встало. Они с удивлением посмотрели на меня: "Ну и чего мы сюда пришли? С кем драться-то будем?"

Я снова схватил карандаш. Нарисовал крестоносцев. Дмитрий Донской гневно крикнул:

- Ты кого рисуешь, неуч!

- А кого надо? - спросил я.

- Мамая давай! - завопило войско.

Я хотел взять новый лист бумаги, но альбом был пуст. В ужасе я оглянулся по сторонам, сорвал со стены кусок обоев и нарисовал на нем войско Мамая. Дмитрий Донской тожес ужасом посмотрел на меня; "Куда ты столько рисуешь, оторви немного!" Я оторвал половину. Ну, в самый раз. И завязалась битва! И тут я услышал: "Антон, вставай." И я проснулся. Вот так сон !»  

Эта история взята из Интернета, но она весьма показательна. У детей (особенно младшего и среднего звена) развито наглядно-образное мышление, и комиксы помогают в наибольшей мере задействовать его. В этой связи на работу с историческими графическими новеллами стоит обратить внимание учителей работающих именно с этой возрастной категорией, а также с детьми с ЗПР.

     В 2012 г. студентами исторического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского был создан проект, направленный на интегрированное обучение детей с ЗПР на материалах курса отечественной истории для учащихся IX кл. общеобразовательной школы. На выставке-конкурсе «Инновация - ресурс будущего», проходившей в рамках Всероссийского фестиваля науки 2012 г., проект был удостоен медали. Для таких детей работа с комиксами - насущная необходимость, поскольку в комиксах присутствует емкость информации; образность и динамичность ее предъявления; возможность регулировать поступление информации (в том числе самостоятельно); краткость и точность речи, драматизация повествовательных сюжетов; игровой жанр; многократность повторения отдельных кадров и сюжета в целом; экономия психических усилий по восприятию информации (по аналогии с такими визуальными источниками как карикатура); возможное разнообразие заданий по воспроизведению, пониманию и творческому усвоению учебного материала комиксов. Главным же достоинством комиксов является их равная интеллектуальная доступность детям разного психофизического типа и уровня развития, своего рода демократизм. Комиксы вызывают ровно тот набор и количество ассоциативных связей, который живет в сознании каждого ребенка, т. е. он строго индивидуален, что естественно дифференцирует процесс обучения. Но методика работы с комиксами предполагает и их обсуждение, обмен ассоциациями, что в свою очередь пробуждает в пассивном мышлении интерес и рождение новых ассоциативных связей. Форма комикса вызывает больший интерес, чем обычный учебник, она более наглядна, понятна. Безусловно, комикс - это не замена учебнику, а лишь дополнение к нему. С учетом современных технологий, при работе с ним можно использовать и интерактивные доски, а карты-схемы в этом случае делать анимированными.

Отличительной особенностью российских образовательных исторических комиксов является обращение к древней и средневековой истории, в то время как Европа пытается с помощью графических новелл сохранить память о трудных событиях минувшего столетия. Так, например, в Польше появились комиксы о Варшавском восстании, событиях в Познани 1956 г., о народном антикоммунистическом движении «Солидарность». Это те события, изучение которых может быть и на уроках истории, и на уроках обществознания. Польша пошла еще дальше по этому пути: руководство полиции Куявско-Поморского воеводства решило использовать комиксы для рекламы работы в правоохранительных органах. Вот вам и профориентационная работа в школе. Комиксы используются также для популяризации региональной культуры народностей, живущих в Польше.

В последнее время комиксы на современную социально значимую проблематику приобретают все большую популярность. В США в рамках проекта «Истинная цена неволи» была выпущена серия об американской исправительной системе, сопровождаемая статистическими данными с иллюстрациями (награждена Национальным советом по вопросам преступности США премией «За предотвращение преступности во имя более безопасного общества»).

В нашей стране выпуском комиксов по социально значимым проблемам занимается проект «Респект». Его организаторы проводят специальные занятия по работе с их изданиями для учителей и даже выпустили специальное «методическое пособие для преподавателей и просветителей»6. При отсутствии печатного варианта комикса, можно обратиться к сайту проекта, где они также опубликованы (www.respect.com.mx). Их можно рекомендовать для работы на уроках обществознания, поскольку в них поднимаются такие проблемы, как права человека и ребенка, толерантность, свобода и ответственность, место человека в обществе и др.

На обществознании можно использовать и комикс Шона Тана «Прибытие». Это трагическая книга об эмиграции. Она заставляет думать, анализировать, рассуждать о том, что побуждает людей уезжать или даже бежать из родной страны. Именно об этом без слов рассказывают ее персонажи: диссидент, преследуемый реакционными властями; солдат-инвалид, забытый неблагодарной отчизной; девушка, стремящаяся получить недоступное для женщин ее страны образование.

Как отмечалось ранее, на уроках можно не только использовать готовые комиксы, но и учить школьников создавать свои (группой или индивидуально). Создание комикса, с одной стороны, это интересное задание для самих ребят. При этом не обязательно уметь рисовать. Можно сделать комикс-коллаж или использовать современные компьютерные программы: Tandoo (www.toondoo.com),PikiStrips (www.come eko.com/ps/home), GoAnimate (www.goanimate.com), Stripcreaton (www.stripcreator.com). С другой стороны, это комплексное задание, которое не только позволит лучше запомнить материал по теме, но и научит вычленять ключевые моменты, события, явления; выявлять причинно-следственные связи; делать выводы. Эти навыки пригодятся в будущем и при написании эссе, и при составлении планов, и при выполнении других заданий на экзаменах по истории и обществознанию.

Причина популярности комикса у школьников еще и в том, что он значительно упрощает и ускоряет процесс познания. Сверхзадача комикса - выразить как можно больше в наглядном, зрительном образе. Человек познает действительность посредством актуализации некоторых схем восприятия и воображения или, если пользоваться терминологией У. Найсера, перцептивных схем. В комиксе можно почти любой процесс или явление разложить на составляющие и объяснить. Неслучайно стали появляться комиксы-брошюры и комиксы-учебники с объяснением некоторых физических явлений, исторических событий и т. д. Комикс потому и популярен, что всем понятен.

Главное достоинство комикса, как отмечает С.В. Давыдова, в том, «что он предлагает предельно сжатую, но эмоционально насыщенную информацию, в которой нет ничего лишнего... Причем информация... будет эмоционально окрашена, затронет его чувства, а значит и лучше усвоится...» Она отмечает и важность художественной формы - яркие образы способствуют запоминанию материала, поскольку включается еще и визуальная память. Активное восприятие учебной информации - услышать, прочитать, увидеть изображение и осознать идею - всегда более эффективно. Поэтому и сверхзадача комикса состоит в том, чтобы выразить как можно больше в наглядном виде. Комикс позволяет расставить необходимые акценты в акте восприятия образа, события, явления и сфокусировать внимание человека на главном.

Работа с комиксами - это эффективный способ организации учебной деятельности. Они важны для пробуждения интереса к предмету, его популяризации, визуализации образов, улучшения запоминания имен, дат, понятий, развития умения анализировать даже минимальную информацию, делать из нее выводы. Отчасти эти же задачи решаются и в создании детьми собственных рисунков-схем. Этот вид деятельности учит их структурировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, развивать логическое мышление. Комикс - не просто одна из форм передачи информации, удобная, емкая, облегчающая ее восприятие. Это - принципиально новый способ и подход к ее усвоению: умение найти, выделить главное. Рассматривая образовательный комикс, школьник оттачивает это умение, приучается видеть суть проблемы. Комикс не только облегчает и интенсифицирует процесс обучения, но и делает его по-настоящему результативным и осмысленным.

Педагогам необходимо понять, как можно использовать положительную составляющую комикса в учебно-воспитательном процессе, как компенсировать имеющиеся у него слабые стороны и недостатки. Безусловно, это лишь один из инструментов, который может и должен применяться учителем с учетом тематики урока, возрастных, психологических и других особенностей обучающихся. Он обладает огромным дидактическим потенциалом, который, к сожалению, на сегодняшний день практически не используется в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»

Доклад о возможностях использования ИКТ на уроках истории и обществознания...

Доклад "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"

В работе рассмотрены как теоретические вопросы, так и практические, наработанные и проверенные методики, применяемые на уроках истории и обществознания....

Доклад на МО учителей истории и обществознания "Опыт работы с историческими источниками на уроках истории"

Материал предназначен для учителей истории, активно работающих на уроке с истрорическими истрчниками....