Доклад "Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания"
консультация по истории по теме

Валекжанина Раиса Григорьевна

В работе рассмотрены как теоретические вопросы, так и практические, наработанные и проверенные методики, применяемые на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetentnostey.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетентностей

на уроках истории и обществознания.

   Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государственный экзамен; профилизация школ; четырехлетнее начальное обучение; обязательное среднее (полное) общее образование и т. п.

  Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» нужно перейти к принципу «научить получать необходимые знания и

умения».

   Преподавание истории и обществознания, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей.

   Ключевые компетенции как результат общего образования означают готовность эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

  Используя на уроках истории и обществознания деятельностный подход к обучению, возможно достичь формирования ключевых компетенций у учащихся:

- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,

  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  • готовность к социальному взаимодействию,
    - коммуникативная компетентность.

  Содержание перечисленных ключевых компетенций раскрывается следующим образом:

 А) Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Б)  Технологическая компетенция, то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

В)  Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях  при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Г)  Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Д)  Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Е) Коммуникативная компетенция, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей, позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

     Содержание данных компетенций позволит гражданину успешно реализовать себя в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.

   Решение этой задачи потребует введения в процесс преподавания современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащегося по достижению определенной цели и его самооценку. Претерпевает изменения и роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, модератора групповой дискуссии учащихся, тьютора, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося. Такой технологией и является деятельностный подход к обучению старших школьников.

    Для формирования основных компетенций у учащихся необходимо применять на уроках следующие задания и моделировать следующие ситуации:

1. Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов.

2. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам («научная конференция», «дебаты» и др.), при подготовке к которым школьники учатся выявлять общее и отличия в одних и тех же научных и художественных текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента

3. Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания, представление результатов опросов в виде диаграмм, коллажей.

4. Подготовка эссе по спорным вопросам обществознания. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными фактами, опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними.

5. Подготовка исследовательских работ к научно-практическим конференциям.

      В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:

  • произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный   процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах;
  •  возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования;
  • усилено внимания изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории.

    Исходя из этих особенностей времени, сложилась моя система преподавания истории и обществознания в школе. Опыт практической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся.

   Идея технологии педагогического процесса зародилась в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Всего в отечественной педагогике (В.П.Беспалько) описано около пятидесяти педагогических технологий.

   Педагогическим технологиям присущи определенные признаки:

1. В основе каждой педагогической технологии лежит методологическая позиция автора.

2. Каждая технология -это жесткий алгоритм педагогических действий, операций.

3. В основе процесса - взаимодействие педагога и учащихся.

4. Обязательной частью любой технологии является рефлексия.

    В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, педагогических мастерских, критического мышления, проектные методы обучения, ИКТ, дебаты.  Они  универсальны в применении на занятиях по  любому учебному предмету; создают условия для моделирования собственного мира; формируют умение концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию, взаимообучаться, вести диалог; развивают готовность к построению индивидуальной образовательной траектории, рефлексии, саморегуляции и самоорганизации ученика.

      В процессе применения технологий на уроках истории и обществознания происходит формирование политических и социальных компетенций. Например, перед изучением темы "Избирательное право", учащиеся 10-го класса провели социологический опрос среди жителей: регулярно ли те ходят на выборы и почему?

  Выяснилось, что  регулярно на выборы ходит каждый четвертый, остальные не участвуют в выборах, т.к. не знают за кого голосовать. При обсуждении на уроке данной проблемы учащиеся пришли к выводу, чтобы реализовать свои избирательные права, нужно подробно познакомиться с кандидатами.  Учащиеся предложили изучить портреты кандидатов, биографии, программы, партийную принадлежность, личные качества, если уже были депутатами, то результаты деятельности. Затем в группах был проведен анализ информации по трем кандидатам, в итоге каждый определил для себя: кто из кандидатов является популистом, а кто политическим лидером-тем, за кого можно отдать свой голос.

  Проектная деятельность в образовательном процессе гложет быть реализована в виде длительных проектов в деятельности учащихся по таким темам как: «Искусство», «Личность в истории», «Культура», «Первые русские князья» и др.

     Несколько сложнее - педагогическая технология мастерских, т.к. она  предполагает групповую и коллективную творческую деятельность. На уроке  обществознания в 9 классе по теме «Коррупционная власть»  перед ребятами на  первом этапе была поставлена проблема : «Реальность или утопия власть без  коррупции?». Затем на втором этапе, работая  с документами и видеоблогом                     президента  в группах, из хаоса предположений, домыслов создавали свой конкретный реальный мир.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         На третьем этапе- соотнесение своей деятельности с деятельностью других групп и четвертый - происходит развитие созидательной активности в условиях группового взаимодействия и обучения - каждая группа отчитывается и расширяет знания других. Последний пятый этап - рефлексия. Процесс усвоения знаний данной технологии можно представить в виде цепочки: восприятие, осмысление, понимание, закрепление, применение, обобщение.      

      Новые технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям "научились выступать публично", "дискутировать", "быстро думать", "вспоминать то, что, кажется совсем не знали".

    Чаще -.на уроках истории на завершающем этапе, когда пройдена тема, хорошо идет технология дебатов. Например, «Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года было внезапным». Смысл дебатов - убедить в правоте своей точки зрения, путем приведения аргументов и контраргуменов, основанную на документах, фактах, мнении специалистов (класс делится на группы, каждая группа подбирает свои аргументы ).

        Аргументы «за»:

1. Нападение Германии на СССР было неожиданным для большинства населения страны (заключен пакт о ненападении, подписаны торговые соглашения).

2.  Нападение Германии застало врасплох большинство дивизий и полков приграничных военных округов (в мае приграничное войска были выведены в летние лагеря, авиация не была рассредоточена по полевым аэродромам).

    Аргументы «против»:

1. Руководству СССР было известно о планах нападения Германии на ,   Советский Союз(оно считало, что нападение произойдет только после победы над Англией, регулярно поступали сообщения о готовящемся нападении от внешней разведки).

2. В СССР шла подготовка к войне с Германией (возрос бюджет военной отрасли; ужесточилась трудовая дисциплина на предприятиях; велась разработка и налаживался выпуск нового вооружения).

       В конце урока или домой дать работу на оценку дебатам, т.е. высказать свою точку зрения письменно.

           Темы дебатов могут быть различны:

1. Ведущая роль варягов в становлении древнерусского государства.

2. Реформы Петра Великого имели отрицательные последствия.

3. Пакт Молотова-Риббентропа является преступлением сталинского режима.

4. Февральская революция в России была неизбежной и др.

    Так же хороша технология «развития критического мышления» на тему: «Столыпин - герой или злодей?». В ее основе лежит дидактический цикл- «вызов-осмысление-рефлексия». В результате проведения урока обучающиеся смогут дать собственную оценку личности Столыпина на основе систематизации материала, связанного с его деятельностью; провести рефлексию результатов индивидуальной и групповой деятельности на уроке; составить модель изучения деятельности выдающихся государственных и политических лидеров. После этого- написание эссе по истории не составит большого труда.

   Технология критического мышления особенно востребована в 10-11 классах, т.к. приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты. В данной технологии я провожу целые уроки и использую отдельные приемы.

    Стадия "вызова" направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер. Например, при изучении темы "Культура России XVII века" учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием использовался при изучении темы "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". В ходе работы было выяснено, что учащиеся хорошо помнят внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное внимание было сосредоточено на изучение внутренней политики, а высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек зрения на деятельность Ивана Грозного. Нравиться учащимся прием "ключевые слова". Например, при изучении личности Екатерины II были предложены слова: Потемкин, 1729, Фике, переворот, исчо, писательница.    Используя данные слова, нужно было составить мини-текст. Возникла масса вопросов, особенно со словом "исчо".

  Прием "верные-неверные утверждения". При изучении личности Екатерины II были предложены утверждения:

  • До брака она была принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская;
  • Священник ее матери сказал: "Вашу дочь ожидает великое будущее, я вижу на ее лбу 3 короны";
  • Она была племянницей Петра I;
  • Екатерина отомстила Румянцеву за то, что он не хотел присягать бабе;
  • Любила своего мужа и была счастлива в браке.

   Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.

   На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки "v" -уже знаю, "+" - новая информация, "?" - не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу.

   Прием "чтение с остановками" часто использую на уроках обществознания. Например, при изучении темы " Нации и национальные отношения" мною был зачитан фрагмент повести Ч.Айтматова:

-  Ты кто? - спросил шофер.

-  Я внук деда Момуна. А дед - сын сыновей Рогатой матери-оленихи.

-  Кто тебе это сказал? - удивился шофер.

-  Дедушка сказал. А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых предков?-спросил мальчик. Шофер знал только своего отца, прадеда.

-  Никто не учил. А зачем?

 - Дед говорит...

   А что говорит дед, учащиеся предполагали сами. Получилась интересная дискуссия.

  Когда необходимо дать оценку деятельности исторической личности использую прием "плюс-минус-вопрос". По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова.

   На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.

   Таким образом, образовательные технологии  востребованы современным обществом, а о прочных знаниях мечтает каждый человек, но добиться их только заучиванием практически невозможно, их нужно « пропустить» через эмоции, через осознание их ценности и значимости.

    Чтобы образовательный процесс был успешным, творческим  педагог сам должен быть смотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира иметь определенные личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии. Развить нужные качества и получить необходимые знания педагогу позволяет проектирование самообразовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...

Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.

Для развития самостоятельности ребёнка надо научить школьников пользоваться хранилищами информации, развивать умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения экономических, социальных,...

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания

В представленной статье описывается понятие "компетенция", виды компетенций и возможные приёмы  и задания по их формированию...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...