Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

В представленной статье описывается понятие "компетенция", виды компетенций и возможные приёмы  и задания по их формированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций  на уроках истории и обществознания.(учитель истории -Громова Вероника Николаевна)

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Но сегодня  знания, получаемые на уроках недостаточны для жизни в современном обществе. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном получении знаний. Нужны не всезнайки, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не только от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенции” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования. Поэтому, основная задача образования сегодня—не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы, ориентированные не только на усвоение знаний, но и на создание ситуаций, условий, которые дадут возможность каждому учащемуся понять, проявить и реализовать себя.  Я считаю, что само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива.

На своих уроках я стараюсь формировать все составляющие, которые входят в понятие компетентности:

Во-первых, не просто требую знания  информации, а стараюсь научить добывать эту информацию отсеивать от ненужной, переводить  в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, развиваю умение использовать эти знания в конкретной ситуации; добиваюсь понимания, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих,  развиваю способность адекватно оценивать – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования.  

Таким образом, считаю, что комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

С этой точки зрения цели своих уроков я вижу в следующем:

-научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

-научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

-научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

научить ориентироваться в мире духовных ценностей;

-научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей.

Для формирования ключевых компетенций  я использую следующие виды компетентностно—ориентированных заданий:

  1. Прочитать текст и указать основную мысль текста (информационно-технологическая, познавательная компетенции)
  2. Как вы понимаете высказывание, выражение? (коммуникативная компетенция, ценностно—смысловая компетенция, личностная компетенция, интеграция знаний)
  3. Сравнительно—обобщающие таблицы, таблицы сходства и отличия (коммуникативная компетенция, интеграция знаний)
  4. Предложите выход из ситуации (ценностно-смысловая компетенция, саморазвитие, социальная компетенция)
  5. По какому принципу образован ряд исторических дат, расположите события в хронологической последовательности (познавательная компетенция, интеграция знаний)
  6. Исключите лишнее—термин или дату (познавательная компетенция, интеграция знаний)
  7. Соотнесите определение с понятием (информационно-технологическая компетенция, интеграция знаний)
  8. Продолжите фразу  (коммуникативная компетенция, ценностно—смысловая компетенция, личностная компетенция, интеграция знаний)
  9. С какими из предложенных ниже слов ассоциируется у вас  данный термин (коммуникативная компетенция, ценностно—смысловая компетенция, интеграция знаний, саморазвитие)
  10. Прием—«Веришь, не веришь?» (познавательная компетенция, коммуникативная компетенция, интеграция знаний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...

Статья: "Формирование ключевых компетенций на урока- истории и обществознания, посредством применения кейс-метода"

Кейс-метод выступает практическим методом организации учебного процесса. Будучи интерактивным методом обучения  очень нравится учащимся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретич...

Статья «Формирование ключевых компетенций на уроках истории средствами социогуманитарных дисциплин»

Цель образования в современном мире стала соотноситься с формированием ключевых компетенций/компетентностей. Сама жизнь требует изменить школьное образование, систему получения знаний учащимися: от пр...

«Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания»

Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержа...