Системно-деятельностный подход как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

статья учителя истории и обществознания Сапрыкиной Ольги Вадимовны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход  как средство формирования ключевых компетенций на уроках истории и обществознания

Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, свои взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Поэтому учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения. Системно-деятельностный подход предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, их социализацию.

Применение деятельностного подхода на уроке истории начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Например, составлять описание характеристику событий/явлений, сравнивать и т.д.

На каждом этапе я стремлюсь развивать мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребёнок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий. Традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе обучения не сводится к формуле «опрос – сообщение учителем новых знаний – закрепление их учащимися», а может быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы учеников. Например, при изучении темы «Индийские касты» предлагаю ребятам самостоятельно сравнить права и условия жизни жителей разных каст, используя материал учебника, исторических документов (Законы Ману) и сделать выводы о жизни людей в Древней Индии. Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания. В ходе выступления дети заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего ученика. Коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии оценок, провести обмен мнениями.

На своих уроках я практикую составление опорных конспектов в виде плана, схем (например, рассказывая о родоначальниках евреев, опираюсь на схему: Авраам – Исаак – Иаков(Израиль) – Иосиф), рисунков (прочитайте миф и нарисуйте рисунок по его содержанию) и т.д. Это позволяет систематизировать учебную информацию, расположить её в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

В своей практике, переходя от изученного материала к новой теме, использую сравнительно-обобщающие таблицы. Например, что общего и каковы различия в природных условиях Двуречья и Египта. Ребята заполняют таблицу, используя знания предыдущего и самостоятельно изучая новый материал. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы является итогом анализа, сопоставления сравниваемых объектов и обобщения исторических событий.

Одной из форм преподнесения нового материала являются доклады, сообщения, рефераты. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

При знакомстве с историческими деятелями предлагаю ребятам, опираясь на исторические источники, дать аргументированную оценку данной личности.

Работа с исторической картой тоже является одной из форм деятельности учащихся на уроке истории. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии/явлении/процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. Опираясь на карту, ребята могут самостоятельно предположить, какие условия жизни у жителей  данной страны, какие занятия у них преобладают, что они добывают.

Предлагаю классу оценить ответ данного ученика, дать на него рецензию. Это способствует формированию умения объективно высказывать свою точку зрения, соответствуя определённым критериям учебной деятельности.

Таким образом, резкое возрастание роли познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

На уроках истории я применяю следующие интерактивные методы:

  • Ролевые игры
  • Дебаты
  • Различные виды групповых работ
  • Деловые игры
  • Турниры знатоков

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции и чётко осознавать, на базе каких данных она сформировалась.

Непосредственно технология «Дебаты» позволяет реализовать следующие задачи:

  • Развивать навыки толерантности, партнёрского общения, цивилизованной дискуссии;
  • Формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде.

Учащиеся являются активными исследователями информации. Им необходимо меть использовать полученные на уроках знания отказываться от шаблонов. Кроме того, игровая(соревновательная) форма проведения «Дебатов» позволяет разобрать и закрепить изучаемый материал в неформальной обстановке.

На своих уроках я широко использую игровые элементы. Они позволяют создать эмоциональный настрой на получение знаний, создать образное представление о посещаемом месте, получить знания через личное ощущение, научить строить диалог. Главная цель такого занятия – это создание игрового состояния – специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика  мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать всё новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Игры бывают разные: деловая игра, игра-обсуждение, игра-исследование, ретроспективная игра и т.д.

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой. В ней ученик получает роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста).

В процессе игры-обсуждения воссоздаётся воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов и др.) В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.

Игра-исследование строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но, в отличии от предыдущей формы, основана нам индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк/письмо/фрагмент книги/газетную статью/научный доклад о том или ином историческом событии.

Чаще всего я использую ретроспективную игру, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» - «так могло быть».

Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать «колорит эпохи», «увидеть» конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определённого времени. Например, экскурсия в пещеру древнего человека (при изучении темы «Древнейшие люди», 5 кл.). Мысленно переносимся в пещеру древних людей, представляем, как в ней холодно и что надо предпринять, чтобы добыть огонь, а затем его поддержать. Зачитываю по ходу отрывок из книги Д.Эрвильи «Приключение доисторического мальчика», создавая атмосферу того времени. На других уроках мы мысленно переносимся на Олимп, в страну пирамид, в древнегреческий театр, в хижину средневекового крестьянина, на пир феодала; путешествуем на ярмарку в Шампань, где торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях (проверяю знание карты).

В ходе ролевой игры использую приёмы персонификации. Например, изучая тему «Древневавилонское царство», ученик в поли Хаммурапи оценивает разные ситуации с позиций своих законов. Таким образом, непроизвольно учащиеся запоминают материал. На уроке повторения «Древний Египет» жюри-жрецы со своей позиции оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов и др.

Для выработки умения выделять главное из текста параграфа или исторического документа использую игры:

1 – изложи главное в трёх простых предложениях;

2 – в конце урока предлагаю ребятам составить по 3 вопроса к пройденной теме. Наиболее интересные вопросы оцениваются и становятся материалом для проверочного контроля на следующем уроке.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективно-творческие дела – это всё то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность. Это то, что даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты. Это и есть системно-деятельностный подход, который готовит учащихся к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания

В представленной статье описывается понятие "компетенция", виды компетенций и возможные приёмы  и задания по их формированию...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...

Статья: "Формирование ключевых компетенций на урока- истории и обществознания, посредством применения кейс-метода"

Кейс-метод выступает практическим методом организации учебного процесса. Будучи интерактивным методом обучения  очень нравится учащимся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретич...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ldquo;Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”   Китайская мудрость...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

«Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания»

Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержа...