Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Нестерова Оксана Геннадьевна

Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                         

 Разработка урока по теме «Древнейшие люди» история 5 класс

Цели урока: -  изучение учащимися условий жизни древнейших людей;

                      - подведение учащихся к пониманию причин изменения жизни и орудий труда древнейших людей;

                      - формирование и развитие надпредметных универсальных умений и навыков  учащихся: учебно-коммуникативных (совершенствование навыков устной и письменной  речи), учебно-информационных (работа с картой, учебником, интерактивным обучающим пособием и интерактивной доской, компьютером), учебно-логических (работа с терминами и  понятиями,  сравнительная характеристика внешнего вида древнейших людей);

                      - развитие познавательного интереса учащихся;

                      - воспитание чувства сопричастности к человеческой истории, уважения и интереса к истории в целом.

Понятия и термины: прародина, первобытные люди, орудие труда,  рубило, палка-копалка, дубина, охота, собирательство.

Тип урока: комбинированный

Используемое оборудование и материалы:

● Интерактивная доска «Hitachi (Smart Board)»

● Медиапроектор

●  Компьютеры для учащихся (8 рабочих мест)

● Презентации Power Point, подготовленная  к уроку (Приложение № 1)

● Раздаточный материал (карточки для проверки домашнего задания) (Приложение № 2)

Использованные информационные ресурсы:

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  1. в  подготовленной презентации Power Point:
  1. «Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации
  2. «Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд № 3 Презентации
  1. «Сцены из жизни древнейших людей» (№ 194522) (этап закрепления изученного на уроке) (Приложение № 3)
  1. Презентация Power Point «DM-1» Алексея Чернова (сайт http://lesson-history.narod.ru/)  
  2. История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?») (http://pochemuchca.ru/history.html)
  3. Энциклопедия человека («Формирование человека») (http://man.claw.ru/)
  4. Википедия (http://ru.wikipedia.org/)

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

       На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории,  её основными задачами,  источниками, которые  позволяют  современным ученым узнавать, что  происходило в глубокой древности или прошлом веке.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Дайте определение истории как науки.
  2. Для чего  нужно изучать историю?

       Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей, перечень которых приведен на экране (поверхность интерактивной доски) (слайд № 2– зачитывается перечень). Ваша задача – в течение трех минут распределить  найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах.

(После выполнения работы карточки собираются учителем, проводится устная проверка работы с ориентацией на экран. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся   выставляется отметка).

  1. Изучение нового материала.

     3.1. Предполагаемая прародина человека (7 мин.)

            Учитель: С исторической картой, как важным источником информации, мы с вами познакомились на прошлом уроке. Откройте страницу № 7 вашего учебника. Сейчас мы  поработаем с предложенной вам исторической картой. Перед вами – карта  восточного полушария Земли с материками Евразия, Африка, Австралия. Легенда карты  поясняет нам, где располагается ПРАРОДИНА человечества (находим область на карте).

Вопросы учащимся:

-  На каком материке находится искомая область?

- Какая часть материка включает искомую область?

-  Что такое, по-вашему, прародина?

При обобщении ответов учитель формулирует определение: Прародина - первоначальное место обитания рода, потомки которого затем заселяли и другие места.

(На интерактивной доске – физическая карта Восточного полушария интерактивного наглядного пособия. С ней начинает работать учитель)

    Таким образом, прародиной человечества большинство ученых считает Восточную Африку. Но до сих пор ученые спорят по вопросу о том, где зародилось человечество. Одни полагают, что родиной человека является Южная и Восточная Африка. Другие считают, что было несколько центров возникновения человека, в том числе в Азии и Южной Европе (учитель показывает по карте называемые территории).

Вопросы:

           - Почему  прародина человека предположительно находится именно на этих территориях? Что их объединяет?

     - По каким  признакам  ученые смогли сделать вывод о месте нахождения прародины человека?

(Учащиеся говорят об археологических раскопках, учитель акцентирует внимание учащихся на  наиболее древние стоянки человека, показывая их на карте)

 Закрепление:

Учитель предлагает учащимся с помощью маркера  обозначить на интерактивной доске область предполагаемой прародины человека (2-3 учащихся) с проговариванием её  наименования. При необходимости данная область корректируется другими учащимися и учителем.

              На  поверхность интерактивной доски  снова проецируется  презентация – слайды №№ 3 (Олдовайское ущелье)  и 4 (Следы древних людей)  с комментарием учителя:

         «В 1931 г. африканский ученый английского происхождения Луис Лики начал раскопки в ущелье Олдувай в Восточной Африке. Первые каменные орудия он нашел через семь часов после приезда в Олдувай. За десятилетия раскопок было найдено множество таких орудий. Они встречались здесь на разных глубинах: иногда у самой поверхности, иногда на глубине 100 м. Хорошо были видны 4 разноцветных слоя. В самом нижнем слое на глубине почти 100 м были орудия и кости животных. Толщина слоя и здесь была внушительной — 40 м. В слое I тоже находили  орудия труда древних людей – им более двух миллионов лет.  Никто до сих пор нигде не находил таких древних орудий. И их назвали олдувайскими. Так в науку вошла новая культура — олдуваиская».

     Таким образом, на сегодняшнем уроке мы с вами говорим о наиболее древних предках человека – древнейших людях (слайд № 5), и узнаем об их происхождении, орудиях труда, занятиях, условиях жизни (слайд № 6).

 3.2. Происхождение и внешний облик древнейшего человека. Первые орудия труда.  (7 мин.)

    Учитель: Запишите в тетрадях тему урока – ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.

    Существует ещё одно важное понятие – первобытные люди, то есть люди, жившие до изобретения письма,  до появления первых государств и больших городов. Запишем это определение в тетрадь.

     Посмотрим, как выглядели наши далекие предки (слайд № 6).  Давайте попытаемся определить, чем древнейшие люди отличались от нас с вами, представителей современного человечества? (Обсуждение)

    Древнейший человек был похож на обезьяну, но он существенно отличался от представителей животного мира. В конце урока вам предстоит задание (слайд № 7) – ответ на вопрос: «Чем древнейшие люди отличались от животных?», поэтому любую информацию, полученную на уроке, старайтесь использовать для ответа на этот вопрос.

Слайд № 8 – Посмотрите на эти рисунки. На первый взгляд, это обычные камни неправильной формы и осколок кости. Как вы думаете, для чего мы рассматриваем эти предметы? Какое отношение они имеют к первобытному человеку? (из ответов учащихся делаем вывод о древнейших орудиях труда: слайд № 9 – заостренный камень, слайд № 10– изготовление рубила,  слайд № 11 – отщепы, слайд № 12 – иглы и шила).

            Помимо этого, учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации учебника на стр. 10 «Палка-копалка и дубина» и предлагает предположить, для чего можно было использовать эти орудия труда древнейшему человеку.

Закрепление:

Итак, продолжите логический ряд: ОРУДИЯМИ ТРУДА ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ - … (устно)

3.3. Занятия древнейших людей (5 мин.)

      Учитель:  Давайте представим, что мы с вами – не 5А класс, а группа первобытных людей, проживающих в Восточной Африке более двух миллионов лет назад. Подумайте, какими способами  мы бы обеспечивали пищей свою группу? (Ответы учащихся, приводящие к выводу, записанному в тетрадь):

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота.

Демонстрация слайда № 13 с комментариями учителя.

3.4. Овладение огнем (5 мин.)

     Учитель: Очень важным событием в жизни первобытных людей было овладение огнем. Огонь – это опасность. Даже современный человек подчас не может совладать с огненной стихией, а что же говорить о первобытных людях, которые не имели никаких средств защиты от пожаров? Представьте себе:  молнией зажгло кустарники и траву, кругом заполыхало. Огня боится все живое: подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством  и звери, и люди. Попробуйте предположить, как же человек смог овладеть огнем, укротить его?

             (Ответы учащихся, затем – демонстрация слайдов №№  14, 15, 16 с комментариями учителя).

  1. Подведение итогов изучения нового материала (4 мин.) 

– устный ответ на проблемный вопрос «Чем древнейшие люди отличались от животных?» (слайд № 17). После ответов учащихся демонстрируется слайд № 18 с прописанными отличиями.

  1. Закрепление  изученного  на  уроке (8 мин.)

Учитель предлагает учащимся пересесть на рабочие места возле компьютеров группами по 2-3 человека (такие группы планируются заранее).

 На экране – слайд № 19 с опорными словами для составления мини-рассказа о жизни древнейших людей.

 На каждом мониторе открыт файл «Сцены из жизни древнейших людей» (ЦОР № 194522), с которым учащиеся знакомятся с помощью мыши и выбирают один из пяти сюжетов для составления рассказа.

Задание – составить рассказ о жизни древнейших людей из 6-10 предложений, используя  не менее пяти опорных слов (словосочетаний), приведенных на экране, и записать на листе бумаги с указанием номера группы, находящемся на столе.

  (Через 8 минут работы группы сдаются учителю, все работы оцениваются к следующему уроку).

  1. Объявление и комментирование  домашнего задания (2 мин.).

& 1 учебника, ответы на вопросы на стр. 11 (устно), запись отличий человека от животных в тетради, по желанию – подготовка сообщения по теме «Как совершенствовались орудия труда первобытных людей».

   

Литература:

1Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/):

  1. в  подготовленной презентации Power Point:
  1. «Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке» (№ 194664) – слайд № 2 Презентации
  2. «Следы древнейших людей» (№ 194554) – слайд № 3 Презентации
  1. «Сцены из жизни древнейших людей» (№ 194522) (этап закрепления изученного на уроке) (Приложение № 3)

      3)   Википедия (http://ru.wikipedia.org/)

  1. История первобытного общества («Где были впервые открыты древнейшие каменные орудия?») (http://pochemuchca.ru/history.html)
  2. Презентация Power Point «DM-1» Алексея Чернова (сайт http://lesson-history.narod.ru/)  
  3. Энциклопедия человека («Формирование человека») (http://man.claw.ru/)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "знаменитые люди"

Разработка данного урока поможет каждому учителю английского языка спланировать свой урок по данной теме...

Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс

Разработка урока по истории «Природа и люди Древней Индии», 5класс...

Разработка урока по теме "Описание людей"

Представленный урок разработан на основе материала учебника "Enjoy English 7", под редакцией М.З.Биболетовой. В методическая разработка основана на технологии критеческого мышления....

Разработка урока по истории 5 класс "Древнейшие люди"

Тема урока: Древнейшие людиЦель урока:  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность...

Методическая разработка урока по истории "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"

Презентация по истории России на тему "Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины"...

Урок по истории "Древнейшие люди".

Технологическая карта по истории для 5 класса....

Урок по истории "Древнейшие люди".

Технологическая карта по истории для 5 класса....