Конспект урока "Древнее Двуречье". 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

конспект урока Древнее Двуречье. 5 класс. учебник Вигасин А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ефимченко С.О. МБОУ сош № 4 ст. Полтавская

Тема: Древнее Двуречье.

Цели и задачи: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска или проектор,карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», тесты.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

  1. Изучение новой темы:

План изучения:

  1. Страна двух рек.
  2. Города из глиняных кирпичей.
  3. Башни от земли до неба.
  4. Письмена на глиняных табличках.
  1. Сообщение темы и целей урока.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем , что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

Работа по карте ( атлас).

Проблемное задание. Изучив внимательно карту, определите, почему в долинах рек Тигр и Евфрат образовалось древнейшее государство- Двуречье.

Беседа.

Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат? ( обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Песидский залив).

Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? ( Местность делится на две части: на севере- гористая и каменистая, а на юге- совсем ровная и камней там нет).

Работа с историческим источником.

Геродот. История.

Вся Вавилония, подобно Египту, перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. В юго-восточном направлении он течёт из Евфрата в другую реку Тигр.  На ней находился город Нин. Из всех стран на свете, эта страна производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай возрастает в двести, а в хорошие годы – даже и в триста раз. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четыре пальца в ширину. Что просо и сезам бывают там высотой с дерево, хорошо известно,  но не станем останавливаться на этом. Мы знаем, сколь большое недоверие встретит наш рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не бывал в Вавилонии. Оливковое масло вавилоняне совсем не употребляют, а только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мёд…

Вопросы к документу.

Какая земля существовала в Древнем Двуречье?( земля очень плодородная)

Какие культуры выращивали жители этой страны? ( пшеница, ячмень, просо, финиковые пальмы)

Какие занятия существовали у жителе двуречья? ( строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед пекли)

Задание на установление причинно-следственных связей.

  1. Сравните природные условия, характер рек, в бассейнах которых образовались Древний Египет и государства Двуречье.
  2. Найдите общее в возникновении Древнего Египта и стран Месопотамии.
  3. Определите различие между реками Тигр, Евфрат, Нил.

Рассказ учителя.

Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила- короткие, бурные, неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в персидском заливе поднимается. Тогда воды рек разливаются всю страну, и на плодородный почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о всемирном потопе, который погубил почти всех людей.

Работа по учебнику. Миф о потопе.(с.65)

Беседа:

Из-за чего возник потоп? ( из-за дождей).

Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? ( праведному человеку Ушнапишти)

Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?( разливы рек Тигр и Евфрат)

Какую информацию о людях Двуречья дает этот документ? ( о существовании религиозных верований)

Что в мифе вымысел, а что правда?

Задание на группировку сведений.

  1. Объясните , как образовались города в Междуречье.
  2. Рассмотрите карту и определите, что было главным богатством страны. Покажите на примере шумеров как это отразилось на развитии культуры народов.

Рассказ учителя. Башни от земли до неба.

Задание на различие фактов и событий.

  1. Опишите устройство шумерских городов.
  2. Назовите, с какой целью шумеры возводили башни в своих городах.
  3. Сравните богов египтян и шумеров.
  4. Подумайте, с каким из египетских богов схож вавилонский бог Шамаш.
  5. Выделите разницу в устройстве городов Междуречья и Древнего египта.

Рассказ учителя. Письмена на глиняных табличках.

Для деловой переписки нужен простой и дешёвый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных табличках. Если документ был важный , то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго.

Задание:

  1. Назовите материал , который использовали шумеры для письма; объясните почему именно его.
  2. Опишите процесс превращения рисунчатого письма в клинопись.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Религиозные верования шумеров.

Беседа по прочитанному.

  1. Каким богам поклонялись жители Двуречья?
  2. Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами?
  3. Какую роль играли жрецы в Двуречье?
  4. Закрепление изученного на уроке.
  1. Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья?

В Двуречье, как и в Египте происходили разливы ре Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой на полях.

Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей.

Практически в одно и тоже время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

  1. В чем различия?

Разливы Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая всё на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах. А на глиняных дощечках.

  1. Домашнее задание.

Прочитать параграф.

Подготовить развёрнутый ответ на вопрос « Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...