Конспект урока "Монгольское нашествие на Русь"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Козина Ирина Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mongolskoe_nashestvie_na_rus.doc72.5 КБ
Microsoft Office document icon bitva_na_kalke.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon teksty.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon chingishan.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Монгольское нашествие на Русь

Цели урока:

обучающая – обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке;

развивающая – совершенствовать умения учащихся работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории;

воспитательная – воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.

Задачи урока:

– выявить отличительные особенности монгольского государства;

– охарактеризовать суть завоевательных походов хана Батыя на Русь;

– показать героический характер обороны русских княжеств;

– выявить причины покорения монголо-татарами Русского государства, находящегося на более высокой ступени общественного развития.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные даты:

31 мая 1223 г. – битва на реке Калке.

1237—1238 гг. — поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

12391240 гг.— поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь.

1241г. — вторжение Батыя в Польшу, Венгрию, Чехию, Молдавию.

Ок.1243г. — образование государства Золотая Орда.

План урока:

I. Организация начала урока.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Изучение нового материала.

1. Образование монгольского государства.

2. Военные походы монголов.

3. Битва на реке Калке.

4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.

5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.

IV. Закрепление пройденного материала. Тест.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организация начала урока.

– приветствие

– проверка присутствующих учеников на уроке.

II. Постановка целей и задач урока.

Учитель: 

"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."(Учитель зачитывает оба высказывания)

Учитель: Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси? Об этом пойдет речь на уроке, тема которого “Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига»

Учитель: озвучивает цель урока и ставит задачу углубить свои знания по вопросу “Монголо-татары и Русь” на основе историографии и решить проблему: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

III. Изучение нового материала.

1. Образование монгольского государства.

Учитель: XIII век был для Руси временем борьбы с внешней опасностью. На востоке возникает грозный враг — Монгольская держава. Но прежде чем говорить о монгольском государстве, сначала разберем происхождение термина “монголо-татары”. Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в XIII в. – монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает “монголы, называемые татарами”.

Учитель: раздает ученикам на парту (на два ученика) текст по теме с разным содержанием.

Задание: работа с текстом. Ученики в течение 5 минут читают каждые свой текст. И отвечают на вопросы учителя.

Вопросы:

  1. Как называлось место проживания монголо-татар?
  2. Главное занятие монголо-татар и основа их хозяйства?
  3. Что такое Великая Яса? Что она регулировала?
  4. На какой ступени развития находилисьмонголо-татары в XII веке?
  5. Какова социальная стурктура монголо-татар?
  6. Охарактеризуйте кратко монгольское войско?

Учитель: А теперь поговорим о человеке, который стал первым правителем Монгольского государства. О Чингисхане. Сообщение о нем заранее приготовил ученик.

Ученик: делает небольшое сообщение о личности Чингисхана (2мин).

Учитель: сделайте вывод о возникновении государства у монголо-татар.

Ученик: монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. Датой образования государства у монголо-татар является 1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, который поставил цель завоевать весь мир.

Запись в тетради:

1206 год – на курултае (съезде кочевой знати) Темучину был присвоен титул Чингисхана, т.е. великого кагана, образование государства у монголо-татар.

2. Военные походы монголов.

Учитель (рассказ по карте): Выносливые и смелые войны, монголы легко вели завоевательную политику.

Дата

Направление

Последствия

1206– 1211 гг.

Восточная Азия

Покорение киргизов, бурят, якутов, уйгуров. Разгром Тангутского царства.

1211-1215 гг.

Китай

Захват Северного Китая.

1218 г.

Корея

Завоевание государства.

1219-1221 гг.

Средняя Азия

Завоевание.

Далее монгольское войско во главе с Чингисханом завоевывает северный Иран и продвигается на территорию Закавказья.

Все покоренные народы должны были платить огромные налоги и участвовать в завоевательных походах.

Далее Чингисхан со своим войском поворачивает назад, а два лучших его полководца Джебе и Субедей совершают грабительский поход в Закавказье.

С юга они вторгаются в половецкие степи и наносят им поражение.

Таким образом, проделав огромный путь своих завоеваний, монголы доходят до половецких степей.(Показ по карте).

3. Битва на реке Калке.

Учитель: происходит первая встреча монголо-татарского войска с русским в битве на реке Калке.

Задание с опережением.

Ученик: делает сообщение о битве на реке Калке с показом по карте.

Запись в тетради: 31 мая 1223 г. – битва на реке Калке между моноголо-татарами и объединенным русско-половецким войском.

Учитель: проблемные вопросы (на доске)

Какое значение имело поражение русских войск на Калке? И почему только через 14 лет после этой битвы монголы организуют поход на Русские земли?

Ученики: предлагают варианты ответа. (борьба за власть).

4. Нашествия хана Батыя на Русские земли. Патриотизм русских людей.

Учитель: Разведка боем показала, что нести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. В 1235г. на курултае в Карокуме было принято решение о начале похода на Русь. Во главе этого похода стал внук Чингисхана — Батый. Его главным военным советником стал Субэдэй. В 1236 г. была захвачена Волжская Булгария, а в 1237г. начинается поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

Запись в тетради

1236г. была захвачена Волжская Булгария.

1237-1238 гг.– поход Батыя на Северо-Восточную Русь.

Учитель: численность войска Батыя по разным подсчетам составляла.

Венгерский монах Юлиан (XIIIв.)

Персидский историк 
Рашид-ад-Дин (XIVв.)

Современная отечественная историография

135 тыс. воинов-монголов и 240 тыс. немонголов (рабов)

129 тыс. воинов

В.В.Каргалов — 40—50 тыс. воинов

Д.В.Чернышевский — 55—65 тыс. воинов

В.А.Кучкин— 37,5—75 тыс. воинов

В.Б.Кощеев — 45—52 тыс. воинов-монголов и 80—90 тыс. воинов-немонголов

Такие различия в подсчетах численности монгольского войска объясняются недостаточностью письменных источников этого периода, а также отсутствием четких данных самих монголов.

Русские войска противопоставляли:

Рязань – 3-7 тыс. воинов.

Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс. воинов.

Новгород – 7-10 тыс. воинов.

Первым княжеством, пострадавшим от монголо-татар была Рязанская земля. Князь Юрий Игоревич послал за помощью во Владимир и Чернигов и получили отказ. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.

21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Княжество лежало в руинах.

Сохранилось сказание о замечательном подвиге рязанского боярина евпатия Коловрата, который сам напал на войско Батыя, сумел нанести ему большие потери и героически погиб в бою.

(отрывок стихотворения о Евпатии Коловрате.)

Учитель: После разорения Рязани монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество. Один за другим пали такие города как Коломна – Москва – Владимир(7февраля 1238г) – Суздаль – Ростов – Ярославль – Переяславль – Юрьев – Галич – Дмитров – Тверь и др.

4 марта 1238 г. – на реке Сить произошло решающее сражение между владимиро-суздальским князем Юрием Всевлодовичем и войском Батыя. Русский князь погиб в сражении.

Запись в тетради

7 февраля 1238 г. – завоеван Владимир.

4 марта 1238 г. – битва на реке Сить.

Учитель:не дойдя 100 верст до Новгорода, монгольское войско повернуло обратно.

Чем можно объяснить тот факт, что монголы, не дойдя 100 верст до Новгорода, повернули обратно?

Ученики:

1) весенняя распутица, 2) усталость войска Батыя.

Учитель: в учебнике найдите ответ на вопрос: почему монголы прозвали Козельск “злым городом”?

Ученики:отвечают.

Учитель: Через полтора года, собрав новые силы, Батый совершает новый поход на Южную и Юго-Западную Русь, а также в Юго-Восточную Европу.

Показ по карте.

1239-1241 гг. – поход на Южную и Юго-Западную Русь.

6 декабря 1240 г. – пал Киев.

1240-1241 гг. – почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому.

1241-1242 гг.– поход Батыя в Европу. Батый прошёл по землям Венгрии, Польши, Чехии, в следующем по Хорватии и Далмации. Татары разбили венгерское и объединённое немецко-польское рыцарские войска. Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.

Учитель: почему войско Батыя повернуло обратно?

Ученик: ослабление армии, борьба за власть.

Учитель: вернувшись в половецкие степи, Батый в низовьях р. Волги основывает государство.

Запись в тетради:

1243 г.– образование Золотой Орды. Столица – Сарай.

5. Причины поражения русских княжеств. Установление ордынского владычества на Руси.

Учитель: А. С. Пушкин писал: «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы...”

Объясните слова поэта. Ученики отвечают.

Учитель: Теперь вернемся к проблеме, которая прозвучала вначале урока.

Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

Ученики: выдвигают точки зрения.

Причины поражения Руси:

  • невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
  • феодальная раздробленность и разобщённость русских войск;
  • умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военоначальников.

Учитель: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237г. по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города (из 74 49 городов разгромлено), уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел... Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

Учитель: После завоевательных походов Батыя на Руси установилось.

Золотоордынское иго (1243—1480гг.) — система эксплуатации русских земель монголо-татарскими завоевателями.

“ордынский выход”

перепись податного населения

баскаки

ярлык

военная повинность

дань, которую Русские княжества платили Золотой Орде.

учет податного населения на Руси. (с духовенства дань не брали)

военная охрана сборщиков дани.

грамота на княжение, выдаваемая русскому князю монгольским ханом.

мужское население должно участвовать в завоевательных походах монголов.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Монголо-татарское нашествие на Русь 1237-1241гг, а затем и ордынское иго (1243-1480гг) принесут разруху, смерть, экономическое оскуднение целых регионов, а также станут основными причина отставания Руси от западноевропейских держав в XIII-XV вв.

V. Домашнее задание и выставление оценок за урок.

  1. Сравните набеги половцев на Русь в XI-XIII века с нашествием монголо-татар в XIII веке. Выделите два сходства и не менее 4 отличий.
  2. Подготовить сообщение об Александре Невском и Ливонском Ордене.



Предварительный просмотр:

Битва на Калке.

Полководцы Чингисхана Джебе-нойон и Субэдэй-богатур вторглись в Закавказье. Дошли до половецких степей. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который княжил в Галиче: «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут».

Мстислав Мстиславович созвал в Киеве совет князей Южной Руси. Но русские князья не доверяли своим старинным противникам, да и надеялись, что смогут справиться с новым врагом, появившемся в степях. На призыв галицкого князя откликнулись: киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославович Черниговский, Даниил Романович, княживший во Владимире-Волынском и некоторые другие мелкие князья. В помощи отказал Юрий Владимиро-Суздальский, но послал ростовский полк на помощь, но тот не успел явиться.

Монголы послали к русским посольство из 10 человек, которое заявило: «Мы слышим, что вы идёте против нас, послушав половцев, а мы ни вашей земли не заняли, ни городов ваших, не на вас мы пришли, но на холопов и на конюхов своих, на поганых половцев. А вы возьмите с нами мир». Но русские перебили послов и всткпили в союз с половцами. Русские войска перешли Днепр. Монголы осыпали русских стрелами и отступили. Не зная их обычной тактики заманивания, князья приняли их отступление за бегство.

Решающая битва произошла 31 мая 1223г. на реке Калке.

Дружины Мстислава Удалого и Даниила Романовича вместе с половцами поспешно переправились через Калку и атаковали монголов. После короткой схватки те повернули коней. Преследуя их русские и половцы, не заметили, как оказались охвачены полукольцом главных сил монголов, о существовании которых и не подозревали. Отразить удар тяжелой монгольской конницы они не смогли. Первыми обратились в бегство половецкие отряды. Дружина Даниила почти вся погибла. Раненого князя едва успели увезти. Бежал с остатками дружины и Мстислав Мстиславич.

На ходе сражения крайне отрицательно сказались несогласованность действий князей, отсутствие единого командования. Так, киевские дружины под командованием Мстислава Старого и двух его князей-подручников не только не перешли Калку, но и не пришли на помощь остальным русским войскам, когда те обратились в бегство.

Монголы разделились: часть их преследовала бегущих, а другие осадили лагерь Мстислава Романовича. Три дня киевляне отбивали все атаки. Но положение было безвыходным. Поэтому, когда монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им, жизнь и впоследствии отпустить на волю за выкуп, те согласились. Обещание, конечно, и на сей раз было нарушено. Победители связали сдавшихся князей, положили на них доски, а сами, сев сверху, принялись пировать победу, радуясь предсмертным стонам умирающих. Оставшиеся без предводителей русские воины были почти все перебиты.

Одержав победу на Калке, монголы разорили несколько городов и сёл в Черниговском княжестве. Поход 1223 г. был предпринят с целью разведки. Они повернули на северо-восток, в Волжскую Болгарию. Потерпев ряд поражений, вернулись обратно в Монголию.



Предварительный просмотр:

Текст № 1.

Рождение монгольской империи (Из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России"). 

Китайские хронисты, описывая народы, живущие к северу от Китая, в Великой степи, называли всех степняков одним именем - "татары". Они пасли скот, который кормил их и одевал. Зачатки государственности у них отсутствовали, подчинялись они только старшим в роде и более всего ценили свободу. Хозяйство их основывалось на охоте и рыболовстве. Кроме татар, в Великой степи кочевали кераиты, управляемые ханами. Одним из небольших народов были монголы. Племена не очень дружно жили между собой, но более опасными для них были не соседи, а маньчжуры. В ХII веке оборону монголов от маньчжуров и их союзников-татар возглавил Есугей-багатур. Своим авторитетом он заставлял всех ходить в походы, защищаться от врага. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Сыну Есугея - Тэмуджину пришлось добиваться власти. В 1182 году его избрали ханом с титулом "Чингиз" (что скорее всего обозначает "человек, имеющий всю полноту власти"). В 1198 году Чингиз стоял уже во главе мощной орды. Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства. Каждого предателя предавали смертной казни. Простым отрубали голову, знатным ломали позвоночник, чтобы кровь оставалась в теле убитого. Смертная казнь полагалась за неоказание помощи боевому товарищу. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен поднять и вернуть ему оружие - иначе смерть. Смерть была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, сокрытие беглого раба. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.

Текст №2.

Монголо-татары

Монгольские племена кочевали в XII в. в степях Забайкалья и северной части Современной Монголии. Их главным занятием было скотоводство, дополнявшееся охотой. Земледелия они не знали. Основой их хозяйства, главным богатством были табуны коней, стада рогатого скота. Поэтому они постоянно нуждались в обширных и богатых пастбищах. Жили в войлочных шатрах - юртах.

Как правило, у кочевых народов долго сохраняются в неизменности прежние традиции, старинные патриархальные порядки. Не были исключением монголы. В XII в. они переживали разложение родового строя. Среди монголов выделялись вожди – ханы, родо-племенная знать – нойоны и богатуры. Их окружали дружинники-нукеры. Простых соплеменников – аратов держали в подчинении. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища. Начинались межплеменные конфликты из-за пастбищ. Эти столкновения перерастали в кровопролитные войны, сопровождавшиеся истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.

Текс № 3.     Войско монголов.

Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал  к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку. Некоторые шатры н кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками. Семьи воинов могли сопровождать и  наступающую армию. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.

Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя. Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — яса устанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.

Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Любимым оружием монголов был лук. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней. По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в  предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.



Предварительный просмотр:

Сообщение о Чингисхане

Чингисхан родился в семье знатного монгола Есугэй-богатура, по одним источникам, в 1155-м, по другим — в 1162 году. В Монгольской Народной Республике принято считать, что родиной хана является горная область Хэнтэй (на востоке страны). По решению правительства там установлен памятник Чингисхану.

В 9 лет потерял отца, которого татары, пригласив к костру и, преступив священные законы гостеприимства, накормили отравленным обедом. Темучжин долго бедствовал, скитался вместе с матерью и братьями, несколько лет провёл в рабстве. Вырвавшись на волю стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников. Большую помощь ему оказал вождь племени кереитов (Ванхан).

Энергичный и целеустремлённый Темучжин сумел объединить большие силы и расправиться с врагами. Больше Темучжин не нуждался и в прежних помощниках и убивает вождей монгольских племён, включая и Ванхана.

Прежде чем стать великим ханом, он свыше 20 лет вёл жестокую борьбу со своими противниками, и ни его народ, ни его соседи не знали от него пощады.

Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 г. великим каганом всех монголов и присвоил ему титул – Чингисхан. Смелый, мужественный, расчётливый и жестокий человек, Чингисхан был лишён чувства сострадания. Уже в глубокой старости он задал своим полководцам вопрос: какое благо выше всех на земле? И сам на него ответил: «Счастливее всех на земле тот, кто гонит разбитых им неприятелей, грабит их добро, скачет на их конях, любуется слезами людей, им близких». Главную задачу  своего правления видел в завоевании мирового господства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монголо-татарское нашествие на Русь

Контрольное тестирование по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь"...

Конспект урока. 6 класс. Татаро -монгольское нашествие на Русь

Урок построен на основе технологии проблемного обучения....

Конспект-схема "Нашествие Батыя на Русь"

Конспект схема для детей на тему "Нашествие Батыя на Русь"(Нашествие с Востока) для 6 класса и учебника по истории России под редакцией Торкунова А.В, Данилова А.А.,  Арсентьева  М...

Рабочий лист "Монгольское нашествие на Русь. Походы Батыя на Русь"

История России с древнейших времен до нача-ла XVI в. 6 класс: методическое пособие к учебни-ку И. Л. Андреева, И. Н. Федорова / Е. В. Симоно-ва. — М. : Дрофа, ...

План-конспект урока "Батыево нашествие на Русь"

, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.   Планируемые результаты: предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII-XIVв.; опр...