План-конспект урока "Батыево нашествие на Русь"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Ходаковская Ирина Анатольевна

, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.

   Планируемые результаты:

 предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII-XIVв.; определять черты сходства и различия русских воинов и кочевников Востока; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

метапредметные УУД 1)коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: устанавливать аналогии, классифицировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3)познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; устанавливать причинно-следственные связи; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, исторические карты.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно-целевой этап

                  Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

    Свое соседство с ним кляня...

              Был страшный век, когда монголы

                                       На Русь лавиною пошли,

          В осенний день, по степи голой,

                                       Топча сухие ковыли.

        Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

        В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города

                                                                                   Н.Кончаловская

  Тема нашего урока «Батыево нашествие на Русь».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы предстоит нам ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Вторжение в Рязанскую землю.
  2. Разгром Владимирского княжества.
  3. Поход на Новгород.
  4. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Проблемный вопрос

- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

  1. Введение в новый материал

(объяснение материала)

  1. Работа по теме урока
  1. Вторжение в Рязанскую землю.

(Работа с историческим источником.)

- Работая с п. 1 §16 ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

- По какому княжеству монголы нанесли первый удар?

- Что потребовал Батый от жителей Рязанской земли?

- Кто предпринял рязанский князь?

- Какие последствия имели переговоры с монголами?

(Ответы учеников.)

  1.  Разгром Владимирского княжества

(Работа с картой)

- Работая с п.2 §16, ответьте на вопросы.

(работа в малых группах.  Найти в тексте ответы на вопросы)

- Кто возглавлял оборону Москвы?

- Кто возглавлял оборону Владимира?

- Какое вооружение использовали монголы при штурме городов?

- Какой владимирский князь попытался объединить силы и дать отпор 

  завоевателям?

- Каковы итоги этого сражения?

(Ответы учеников.)

  1. Поход на Новгород

                    (Работа с историческим источником)

- Работая с п.3 §16 учебника и дополнительным материалом, опишите героическую оборону Козельска. Ответьте на вопросы.

   (Проверка выполнения задания.)

   Господин Великий Новгород монголы не взяли, в этот город не были посажены монгольские наместники. Не дойдя 100 верст до города, Батый повернул на Юг, его войско направилось в южные степи.

Вопросы к классу

- Как Новгороду удалось избежать участи многих других центров Руси?

- Почему монголы решили «повернуть морды коней на юг»?

- Почему Батый назвал Козельск «злым городом»?

- На какие города Северо-Восточной Руси монголы позже совершили набеги?

  1. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

    В сентябре 1240 г. Батый подошел к Киеву. Киев был взят. Батый устремился на запад через Галицко-Волынскую землю. В Центральную Европу монгольские тумены прорвались в 1241 г.  двумя потоками – через Польшу и Венгрию. Батый вступил в пределы Чехии в 1242 г. в Хорватию и Долмацию. Монголы вышли к Адриатическому морю, но неожиданно повернули назад. Батый вернулся в степи, на Волгу. Основал город Сарай, столицу своего государства – Золотой Орды.

  1. Рефлексия    
  2. Подведение итогов

Представьте, что вы являетесь современниками Батыева нашествия н

Русь.

Вам необходимо оставить своим потомкам информацию о борьбе русских  

княжеств с монголами.

-Работая с п.4 §16 учебника, составьте хронологическую таблицу «Походы Батыя на Русь».

Первый поход Батыя на Русь (1237 – 1239гг.)

Дата

Направление

Итоги

Декабрь 1237 г.

Рязанское княжество

Пять дней защитники Рязани отбивали атаки монголов. На шестой день враги пробили таранами стены, ворвались в город, подожгли его и перебили всех жителей.

Зима 1237 г.

Коломна

Победа оказалась на стороне Батыя. Монголам была открыта дорога во Владимиро-Суздальскую землю.

Февраль 1238 г.

Владимир

После трехдневной осады монголы ворвались в город и подожгли его

Март 1238 г.

Река Сить на границе Владимиро-Суздальской и Новгородской земель

Разгром дружины великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Смерть князя.

Февраль – март 1238 г.

Северо-Восточная Русь

Батый разделил войско, «распустил облаву» по Северо-Восточной Руси. Были взяты и разграблены Переясловль-Залесский, Тверь, Торжок, Козельск.

 

Второй поход Батыя на Русь (1239 - 1241гг.)

Дата

Направление

Итоги

1239 г.

Восточное Приднепровье

Разгром Чернигова и Переяславля.

Сентябрь 1240 г.

Киев

Город был взят после трехмесячной осады.

Весна 1241 г.

Галицко-Волынская Русь

Было взято и разорено множество городов.

 

(Проверка выполнения задания.)

Проверим на сколько хорошо вы усвоили новый материал.

Вопросы к классу

- Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление?

- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

- Как вы понимаете смысл слов А.С.Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Русью»?

Закрепление материала

(Викторина )

Домашнее задание

1. Прочитать §16 учебника.

2. Написать рассказ об одном эпизоде борьбы русского народа с монголами

    (на выбор).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon batyy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

6-A класс. Тема урока: Батыево нашествие на Русь.

   Цели и задачи: познакомить с периодом вторжения на Русь внука Чингисхана- Батыя; объяснить особенности завоевания русских земель; выявить причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.

   Планируемые результаты:

 предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII-XIVв.; определять черты сходства и различия русских воинов и кочевников Востока; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

метапредметные УУД 1)коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: устанавливать аналогии, классифицировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3)познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; устанавливать причинно-следственные связи; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, исторические карты.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно-целевой этап

                  Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

    Свое соседство с ним кляня...

              Был страшный век, когда монголы

                                       На Русь лавиною пошли,

          В осенний день, по степи голой,

                                       Топча сухие ковыли.

        Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

        В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города

                                                                                   Н.Кончаловская

  Тема нашего урока «Батыево нашествие на Русь».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы предстоит нам ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Вторжение в Рязанскую землю.
  2. Разгром Владимирского княжества.
  3. Поход на Новгород.
  4. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

Проблемный вопрос

- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

  1. Введение в новый материал

(объяснение материала)

  1. Работа по теме урока
  1. Вторжение в Рязанскую землю.

(Работа с историческим источником.)

- Работая с п. 1 §16 ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

- По какому княжеству монголы нанесли первый удар?

- Что потребовал Батый от жителей Рязанской земли?

- Кто предпринял рязанский князь?

- Какие последствия имели переговоры с монголами?

(Ответы учеников.)

  1.  Разгром Владимирского княжества

(Работа с картой)

- Работая с п.2 §16, ответьте на вопросы.

(работа в малых группах.  Найти в тексте ответы на вопросы)

- Кто возглавлял оборону Москвы?

- Кто возглавлял оборону Владимира?

- Какое вооружение использовали монголы при штурме городов?

- Какой владимирский князь попытался объединить силы и дать отпор  

  завоевателям?

- Каковы итоги этого сражения?

(Ответы учеников.)

  1. Поход на Новгород

                    (Работа с историческим источником)

- Работая с п.3 §16 учебника и дополнительным материалом, опишите героическую оборону Козельска. Ответьте на вопросы.

   (Проверка выполнения задания.)

   Господин Великий Новгород монголы не взяли, в этот город не были посажены монгольские наместники. Не дойдя 100 верст до города, Батый повернул на Юг, его войско направилось в южные степи.

Вопросы к классу

- Как Новгороду удалось избежать участи многих других центров Руси?

- Почему монголы решили «повернуть морды коней на юг»?

- Почему Батый назвал Козельск «злым городом»?

- На какие города Северо-Восточной Руси монголы позже совершили набеги?

  1. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу

    В сентябре 1240 г. Батый подошел к Киеву. Киев был взят. Батый устремился на запад через Галицко-Волынскую землю. В Центральную Европу монгольские тумены прорвались в 1241 г.  двумя потоками – через Польшу и Венгрию. Батый вступил в пределы Чехии в 1242 г. в Хорватию и Долмацию. Монголы вышли к Адриатическому морю, но неожиданно повернули назад. Батый вернулся в степи, на Волгу. Основал город Сарай, столицу своего государства – Золотой Орды.

  1. Рефлексия    
  2. Подведение итогов

Представьте, что вы являетесь современниками Батыева нашествия н

Русь.

Вам необходимо оставить своим потомкам информацию о борьбе русских  

княжеств с монголами.

-Работая с п.4 §16 учебника, составьте хронологическую таблицу «Походы Батыя на Русь».

Первый поход Батыя на Русь (1237 – 1239гг.)

Дата

Направление

Итоги

Декабрь 1237 г.

Рязанское княжество

Пять дней защитники Рязани отбивали атаки монголов. На шестой день враги пробили таранами стены, ворвались в город, подожгли его и перебили всех жителей.

Зима 1237 г.

Коломна

Победа оказалась на стороне Батыя. Монголам была открыта дорога во Владимиро-Суздальскую землю.

Февраль 1238 г.

Владимир

После трехдневной осады монголы ворвались в город и подожгли его

Март 1238 г.

Река Сить на границе Владимиро-Суздальской и Новгородской земель

Разгром дружины великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Смерть князя.

Февраль – март 1238 г.

Северо-Восточная Русь

Батый разделил войско, «распустил облаву» по Северо-Восточной Руси. Были взяты и разграблены Переясловль-Залесский, Тверь, Торжок, Козельск.

Второй поход Батыя на Русь (1239 - 1241гг.)

Дата

Направление

Итоги

1239 г.

Восточное Приднепровье

Разгром Чернигова и Переяславля.

Сентябрь 1240 г.

Киев

Город был взят после трехмесячной осады.

Весна 1241 г.

Галицко-Волынская Русь

Было взято и разорено множество городов.

(Проверка выполнения задания.)

Проверим на сколько хорошо вы усвоили новый материал.

Вопросы к классу

- Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление?

- Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

- Как вы понимаете смысл слов А.С.Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Русью»?

Закрепление материала

(Викторина )

Домашнее задание

1. Прочитать §16 учебника.

2. Написать рассказ об одном эпизоде борьбы русского народа с монголами

    (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монголо-татарское нашествие на Русь

Контрольное тестирование по теме " Монголо-татарское нашествие на Русь"...

Урок на тему: "Монголо-татарское нашествие на Русь."

Курс: История России с древнейших времен до конца XVIв.Класс: 10Тип урока: комбинированный....

План-конспект и презентация к уроку "Русь в IX - первой половине XII века " (6 класс)

Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в IX - первой половине XII века" в 6 классе проведен в форме деловой игры: создание нового телеканала "Древняя Русь"....

План-конспект урока в 6 классе "Русь в IX - первой половине XII века"

План-конспект урока в 6 классе по теме "Древняя Русь". Урок обобщения, систематизации и повторения знаний проведен в форме деловой игры. В презентации были использованы музыкальные заставки к телепере...

Рабочий лист "Монгольское нашествие на Русь. Походы Батыя на Русь"

История России с древнейших времен до нача-ла XVI в. 6 класс: методическое пособие к учебни-ку И. Л. Андреева, И. Н. Федорова / Е. В. Симоно-ва. — М. : Дрофа, ...