План-конспект урока "Германское нашествие. Трагическое начало"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Приводится конспект урока в 9  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл germanskoe_nashestvie._tragicheskoe_nachalo.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте ребята. Давайте настроимся на серьёзную работу и начнём наш урок. Садитесь.

 (слайд 1)

У меня в руках мешочек, в нем находится то, за что умирали в годы войны наши деды и прадеды. Это родная земля. Земля, что защищали они не щадя своей жизни.

К сожалению, люди воюют постоянно на протяжении всей истории человечества. Мы сегодня будем говорить о войне, а математика нам поможет узнать о какой.

Предлагаю вам выполнить    несложное  математическое вычисление.

Возьмём дату  Крещения Руси, прибавляем год призвания варягов на Русь «Откуда есть пошла русская земля?», к этой сумме прибавляем число,  означающее, сколько лет в этом году исполняется со дня окончания ВОВ. Затем  последнее действие:  к получившейся сумме прибавим число, означающее, сколько лет длилась Северная война.

Итак, мы имеем год. Что произошло в этом году?

Ребята, скажите, пожалуйста, а с чем у вас ассоциируется слово «война»? Если я добавлю слово Отечественная война? А если добавить Великая Отечественная война, что меняется?

Тема нашего урока  на экране « Германское нашествие. Трагическое начало».

Я предлагаю вашему вниманию главный вопрос, ответ на который мы найдём в ходе урока.

В своих мемуарах Г.К. Жуков вспоминал, что начальный этап войны для советской армии был самый неудачный. И сегодня я предлагаю вам обсудить проблему войны и доказать, что война – это трагедия для человечества.   И нужно делать всё возможное, чтобы никогда не повторились те ужасы, которые перенёс наш народ в те годы.

Через 70 лет, здесь встретились историки 2х стран. Как вы думаете, представители, каких стран в большей степени заинтересованы в обсуждении проблем начала ВОВ.

Я предлагаю каждому из вас карточку с понятием, которое ассоциируется у вас с одной стран. Займите, пожалуйста, ваши места за столом.

8 января 2015 года по ТВ выступил премьер – министр Украины Арсений Яценюк. Недавно, в исторической науке появилось утверждение, что Сталин тоже готовился к нападению, но Гитлер его опередил.

Вы бы поверили этому?  Какой вывод мы можем сделать?

Не нужно верить всему тому, что говориться по ТВ, лучше обратиться к первоначальным источникам. Мы с вами сегодня будем работать с документами.

Возьмите 1й конверт и опираясь на факты, изложенные в документах попытайтесь ответить на этот вопрос.  Как Германия готовилась? (выслушиваются точки зрения сторон).

Все ваши размышления, ребята абсолютно правильные. В 1941 году СССР  не имел намерения начинать войну.

( слайд 7)

Но война началась и виновниками начала этой войны признана фашистская Германия.

Вспомните, как назывался план молниеносной войны Германии против СССР?

По этому плану война должна была вестись в трёх направлениях.

Возьмите 2-й конверт: перед вами контурная  карта, отметьте,  по каким направлениям планировалось силами трёх армий нанести удар, и подпишите их на карте.

Москву, Ленинград, Киев и другие города предписывалось взорвать, затопить и полностью стереть с лица земли.

( слайд 8)

Только малая часть немецких военных и дипломатов предостерегала Гитлера от этой войны, большинство же было согласно с его целями  и надеялись на быструю победу. После разговора с Гитлером, примерно за неделю до нападения, Геббельс выразил всеобщее предвкушение победы: «Мы стоим перед беспримерным победоносным походом».

Солдатам и офицерам немецкой армии говорилось: «…убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик, или женщина, девочка, или мальчик – убивай, этим ты спасёшь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семье и прославишься на века.» И фашисты убивали…

( слайд 9)

Человечество не может, не вправе забыть лагеря  смерти,  костры  из живых людей.

Четыре года страшных испытаний...
Потери, жертвы, искалеченные судьбы...
Война... и тысячи людских страданий!..
ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!! ( О.Климчук)

( слайд 10)

Прошу почтить память погибших минутой молчания.

( слайд 11)

Спасибо прошу всех сесть.

Вспоминать ужасы этой войны тяжело, забыть невозможно. Нет такой семьи, которую бы не затронуло горе войны.

Недавно, я стала свидетелем одного разговора.

Один современный молодой человек, россиянин, на вопрос, что было бы, если бы нацистская Германия одержала победу над Советским Союзом, ответил буквально следующее: « Я сейчас бы сидел в хорошем ресторане и пил классное немецкое пиво». Другой, немного подумав, сказал: «Ничего, мы бы сейчас жили, как в Германии». Какую же судьбу готовила нам фашистская Германия?

Возьмите 3й конверт документов и ответьте на вопрос

  1. Используя документы, какую судьбу советским городам и их жителям уготовили фашистские захватчики?

( выслушиваются ответы сторон)

Развязывая войну, агрессоры стремились, уничтожить наше государство, превратить людей в рабов.

Потери в этой войне велики. Вы только вслушайтесь…27 млн. человек.

( слайд 12)

Имелась ли информация, о предстоящей войне Германии с СССР у высшего советского руководства?

Чтобы обсудить этот вопрос, предлагаю сделать небольшую историческую реконструкцию, а вы мне поможете.

Мы постараемся представить вам три эпизода – доклада Сталину, о готовящемся ударе.

Начальник Народного Комиссариата Государственной безопасности Митин: « Все военные мероприятия Германии по подготовке вооружённого выступления против СССР полностью завершены, и удар можно ожидать в любое время.»

Советский разведчик Рихард Зорге: «Германский посол в Токио Отто сказал мне, что война между Германией и СССР неизбежна.»

Разведчик Старшина: « Немцами решён вопрос о военном выступлении против СССР ещё весной 1941 года».

Так знало ли советское руководство о готовящейся войне?

( слайд 13)

Но Сталин на все предупреждения отвечал, что это дезинформация, которую нужно проверить, но проверить не успели.

( слайд 14)

22 июня 1941 года рано утром немецкие войска вероломно вторглись на территорию СССР.

Началась Великая Отечественная война.

В этот же день по радио Германии прозвучало обращение Гитлера к народу. 3 июля пред народом выступил Сталин. Предлагаю обсудить, как, с точки зрения противоборствующих государств объясняются, причины и войны.

Для аргументации воспользуйтесь текстом выступлений представителей двух государств и заполните предложенные таблицы.

( слайд 15)

Если сравнить с современностью, то сейчас агитацию мы можем увидеть по ТВ, интернету, а раньше, в то время, откуда народ мог получить эту информацию?

А в советские годы  была очень популярна карикатура. Перед вами карикатура советского народа  и фашистов. Посмотрите и определите: Какова главная идея данной карикатуры? Что именно высмеивает данная карикатура? Унижает ли данная карикатура достоинства политика, который на ней изображён? С какой целью была создана эта карикатура?

 ( слайд 16)

Не смотря на энтузиазм и пропаганду, итога 1 этапа ужасны.

В первые месяцы войны СССР потерял тысячи танков и самолётов, наши потери исчисляются не сотнями, даже не тысячами, а миллионами. 3 987 000 человек (по численности – это 3 города Самары) Немецкие войска захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. А вспомните слова премьера – министра Украины?  Что мы ему можем ответить, зная события начального этапа войны?

Люди надеялись на победу. В этом году исполняется 70 лет со дня окончания войны. Юбилей. Как поётся в одной очень известной песне «Это праздник со слезами на глазах».

( слайд 18)

И каждой весной, в канун празднования Дня Победы каждый надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку. Зачем мы это делаем? в знак памяти о героическом прошлом. Можно увидеть автомобили с наклейками « спасибо, деду за победу». Зачем люди клеят эти наклейки? Что это? Дань моде или память?

Мы обращаемся к народной памяти. Можем ли мы это забыть?

Я раздам каждому из вас Георгиевскую ленточку,  и давайте не будем забывать о тех, кто дал нам шанс жить в такое чудесное мирное время. Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. Вы знаете своих героев? ( смотр видео из к/ф «Офицеры»)

Желаю вам мирного неба над головой и пусть, на нашей родной земле, которая находится у меня в руках, никогда не проливается кровь.

Спасибо за урок.

( слайд 19)

Приветствуют учителя

Выполняют задание, предложенное учителем, для определения эпохи. Отвечают на вопрос.

Видеофрагмент «Довоенный вальс»

Формулировка темы урока.

Дети делятся на группы.

Работа по группам, дискуссия по предложенным вопросам.

Работа с контурной картой.

Минута молчания

Работа по группа , дискуссия.

Историческая реконструкция

Видео о начале войны

Карикатура

Видео из к/ф «Офицеры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия на тему "Родительский дом-начало начал..."

Разработка представляет собой материалы по семейному воспитанию....

Урок по истории. ТЕМА: «Великая отечественная война. Германское нашествие. Трагическое начало.» 11 класс

Конспект урока можно использовать как для урока в 9, 11 классах, так и для внеклассного мероприятия....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока

Цель урока: познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя, показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монгол...

Разработка урока по теме "Трагическое начало: за страницами учебника истории" 9 класс

Открытый урок был проведен в рамках акции "Знамя Победы". Стал призёром районного (заочного) конкурса методических разработок "Урок года 2015" в номинации "Лучший урок в основной школе".http://festiva...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нашествие с Востока

Технологическая карта урока истории 6 класс с использованием ЭОРНашествие с Востока...

План-конспект урока "Батыево нашествие на Русь"

, по которым Русь оказалась под властью монгольских ханов.   Планируемые результаты: предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII-XIVв.; опр...