Урок по истории. ТЕМА: «Великая отечественная война. Германское нашествие. Трагическое начало.» 11 класс
план-конспект занятия по истории (11 класс) на тему

Тараканова Вера Андреевна

Конспект урока можно использовать как для урока в 9, 11 классах, так и для внеклассного мероприятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Великая Отечественная война. Германское нашествие. Трагическое начало.»

ТИП УРОКА:  Урок исследование.

ЦЕЛЬ УРОКА:  Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны и выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;
  • выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;
  • проанализировать мероприятия, которые провело советское руководство в первые недели войны;
  • развитие когнитивных способностей учащихся (аналитичности, сообразительности), оргдеятельностных способностей (отбирать, оценивать изучаемый материал, готовить текст выступления);
  • развитие у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы;
  • создание эмоционального настроя учащихся для изучения данной темы;
  • воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Познавательные УУД:
  • усвоение учащимися целей, содержания и значения действий руководящего состава на начало войны;
  • понимание учащимися причин неудач Красной армии на начальном этапе войны;
  • в ходе дискуссии  привести аргументы для объяснения причин внезапного нашествия и неподготовленности Красной армии к начало Германского нашествия.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Реализация и формирование умения участвовать в дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение, слушать оппонента, даже если не согласны с его точкой зрения;
  • подвести итоги исследовательской работы учащихся с документами при подготовке к дискуссии.
  1. Личностные УУД:
  • воспитание толерантности, т.е. уважительное, терпимое отношение к противоположной точке зрения;
  • адаптация учащихся к современной жизни в конкурентной среде, где так важно отстаивать собственную точку зрения, позицию, не причиняя ущерба окружающим людям.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:  превентивный удар, план «барбаросса», блицкриг, рейх, вермахт, тактика, стратегия, мобилизация, эвакуация, ГКО, СВТК.

МТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  обществознание, социология, аналитика, ОБЖ, география, политология, информатика и ИКТ.

РЕСУРСЫ: 

  • таблички- «политологи»,         «аналитики», «социологи», «военные эксперты»; (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
  •   цветные карточки для 4-х         групп,   бланк – задание  каждой группе,         инструкция организации         работы в группе, экспертный лист;
  • пакет  документов  для групп;
  • мультимедийная презентация «Великая Отечественная война. Германское нашествие. Трагическое начало»;
  • музыка «Довоенный вальс»
  • карта: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • технология критического мышления;
  • метод проблемного обучения;
  • ИКТ.

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (3 мин.)

Коммуникативные УУД: создание доброжелательной атмосферы.

Регулятивные УУД:  формирование способности к организации своей деятельности.

1. Добрый день ребята. (распределение учащихся на четыре группы) Перед тем как мы начнём наш урок, я хочу, чтобы вы прослушали один куплет из знаменитой песни Довоенный вальс в исполнении Иосифа Кобзона. (СЛАЙД № 1)

1. Приветствуют учителя.

2. Слушают первый куплет песни «Довоенный вальс».

Определение темы и мотивация

(2 мин.)

Коммуникативные УУД: мотивация на учёбу, создание ситуации заинтересованности в уроке.

Познавательные УУД: определение темы урока.

1. Прослушав песню, как вы  думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

2.   (СЛАЙД № 2) Вам знакомы события ВОВ из программы  9 класса. Давайте попробуем вспомнить сегодня основные события этой страшной войны. А поможет нам в этом следующий видеоролик.

1. Определяют тему урока.

Актуализация знаний

(7 мин.)

Личностные УДД: самостоятельное формулирование темы урока.

1. (СЛАЙД № 3) (видео сна на экране, сопровождение сна словами учителя)  Год 1941-й. Начало июня. Все еще живы… Жив молодой лейтенант, совсем недавно начавший службу. Поздно вечером 21 июня он ложится спать и видит странный сон.

    Тишина. Прекрасное летнее утро. Неожиданно появляется большой трехпалый паук. Увеличиваясь в размерах, он надвигается на здания и людей. Затем видит горящие стены Кремля, но при этом они остаются невредимыми.

    Сон продолжился растущим ликом Сталина, который вдруг превратился в огромный горящий город… Блики огня уходили куда-то и в надвигающейся темноте появились две враждующие фаланги муравьев, которые в остервенении сталкивались, бросались друг на друга и превращались в какое-то странное железное месиво…

    Но сон не отступал. Лейтенант почувствовал, появился ветер. Сначала он был совсем легкий, но постепенно становился все сильнее и сильнее. Этот ветер не пугал, он, скорее, успокаивал, освежал, унося дым и тучи. Эта видение сменилось куполом, висящим над каким-то городом, и он карабкается по его железным ребрам.

    Во сне стало совсем страшно, и в это время в не выключенном на ночь репродукторе он услышал:

Видеофрагмент «Голос Левитана о начале войны»

   Он понял  началась самая кровопролитная война, длившаяся 1418 дней и ночей.

2. Ребята, давайте попробуем по данному сну вспомнить основные события войны. Первое событие связано с Трехпалым  пауком –  план «Барбаросса», немецкие войска, наступали на Советский Союз по всей линии границы с севера на юг и были представлены тремя армиями – «Север»,  «Центр» и «Юг».

Горящие, но не рушащиеся стены Кремля – битва за Москву.

Лик Сталина, превратившегося в город – это Сталинград, начало коренного перелома.

Две враждующие фаланги превратившиеся в железное месиво - битва под Прохоровкой, крупнейшее  в мировой истории танковой сражение (1200 танков), Курская дуга, коренной перелом..

Ветер, от которого стало легче – наступление Советской армии

Город с куполом на который он вскарабкивался? Берлин.

1. Просмотр видеоролика «Сон накануне».

2. Учащиеся отвечают на вопросы учителя и разгадывают сон, тем самым вспоминая основные события войны 1941-1945 гг.

Все события показываются на карте.

Целепологание

(5 мин.)

Коммуникативные УУД: самостоятельное формирование цели урока.

1. Велика цена победы. К сожалению, точные цифры советских потерь до сих пор не установлены. Не все павшие похоронены, о судьбе многих пропавших без вести, так и ничего не узнали. В послевоенное десятилетие утверждалось, что в годы войны погибло около 8 миллионов человек, после смерти Сталина  обнародована другая цифра – 20 миллионов. В настоящее время большинство историков говорят о 27 миллионах погибших. А в последних  работах Бориса Владимировича Соколова, говорится о 43 миллионах погибших и умерших. Очевидно, что особенно тяжелыми были потери Красной Армии в первые месяцы войны. Значительное превышение советских потерь сохранялось и на протяжении всех месяцев войны.

Изучая события начала войны, попробуйте сказать, что в первую очередь нам необходимо для себя узнать! (ответы детей, выведение из ответов цели урока) (СЛАЙД № 4) Молодцы!

2. Давайте попытаемся представить себя на месте тех советских людей. Какие у них, были мысли, настроение? Какой вопрос они могли задать и наверняка задавали себе?"

1. Определение цели урока: «Охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны и выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны.»

2. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Предположительно ответы должны быть такими: «Почему Красная армия отступала и терпела поражение на начальном этопе войны?»

«Открытие» нового знания детьми (15 мин.)

Познавательные УУД: 

  • усвоение учащимися целей, содержания и значения действий руководящего состава на начало войны;
  • понимание учащимися причин неудач Красной армии на начальном этапе войны;
  • в ходе дискуссии  привести аргументы для объяснения причин внезапного нашествия и неподготовленности Красной армии к начало Германского нашествия.

1. Точного ответа на этот вопрос мы дать не можем. Но,  я хочу предложить найти ответ. Перед вами пакет документов.  Представьте себя на месте современных историков  - исследователей. (СЛАЙД № 5) Сегодня будут работать социологи, политологи, военные эксперты, аналитики. Проанализировав документы,  определите: «Причины отступления Красной армии в первые месяцы войны".  (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2) 

2. В процессе работы групп учитель заносит ответы детей с их презентаций в главную презентацию урока. (СЛАЙД №  6-9)

3. Анализ выступления учащихся, корректировка ответов. 

4. Ребята, вы высказывали свои предположения о причинах отступления Красной Армии в первые месяцы войны. В современной исторической науке тоже есть объяснения причин отступления Красной Армии в первые месяцы войны. Сравните полученные вами ответы с теми, которые предлагают нам историки. (СЛАЙД №  10)

  1. Низкая боеспособность армии из-за сталинских репрессий.
  2. Снижение уровня военно-технической мысли.
  3. Ошибка в определении сроков войны.
  4. Игнорирование сообщений о подготовке Германии к нападению.
  5. Не учтен опыт военных действий Германии в 1939-1941 г.
  6. Плохое оснащение вооруженных сил современной техникой.
  7. Неподготовленность западных границ к отражению удара неприятеля.
  8. Просчеты Сталина в оперативно-тактических вопросах.
  9. Специфика политической ситуации в стране.

1. Ознакомление учащихся с правилами работы в группе и поставленными перед группой вопросами (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

2. Работа учащихся в группах, создание презентаций с ответами на поставленные вопросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 4-7)

3. Выступление учащихся, защита полученных выводов.

4. Учащиеся делают сравнение и анализ причин историков со своими выводами.

Первичное закрепление

 (8 мин)

Познавательные УУД: 

1. Умение владеть приёмами отбора и систематизации изученного материала.

2. Умение преобразовывать информацию в алгоритм.

Коммуникативные УУД:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные УУД:  планирование своих действий.

1. (СЛАЙД №  11) Война – это

  • 1418 дней и ночей
  • 27 миллионов погибших
  • 1710 разоренных городов
  • 70 000 сел и деревень
  • лагеря смерти “Освенцим”, Бухенвальд”, “Майданек”…

А попробуйте вы ответить, что такое ВОВ синквейном. (СЛАЙД №  12) (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

2. После выступления учащихся учитель читает стих.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Спасибо  тем, кто воевал, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

1. Каждая группа составляет синквейн на тему «ВОВ» и зачитывают их для других групп.

Самооценка

(2 мин.)

Регулятивные УУД: умение правильно оценить работу учащихся в группе.

Личностные УУД:  самоконтроль, установление связи между целью деятельности и её результатом.

Ребята, у вас на столах лежат листочки с фамилиями участников вашей группы. Вам  самостоятельно надо напротив каждой фамилии, в том числе и своей, поставить оценку за работу на сегодняшнем уроке.

Учащиеся оценивают друг друга и себя. Оценочные листы сдаются учителю.

Рефлексия

(3 мин.)

Регулятивные УУД: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь определиться в оценке своих действий на уроке.

Личностные УУД: умение определять качество своей работы на уроке

1. Мы с вами грамотно провели исследование, ваши выводы во многом совпали с выводами современных историков. Я хотела, чтобы вы  оценили пользу своей работы на сегодняшнем уроке. На доске пятиконечная звезда, на каждом наконечнике итог вашего участия на сегодняшнем уроке, прикрепите магнит на тот наконечник содержание, которого соответствует вашим ощущениям в конце урока.

НАДПИСИ НА ЗВЕЗДЕ:

1. Узнал много нового о событиях начала ВОВ.

2. Вспомнил ранее изученный материал.

3. Захотелось больше узнать о трагическом начале ВОВ.

4. Понравилась форма работы на уроке.

5. Не узнал и не увидел ничего нового.

(учащиеся крепят ответы на звезду)

2. Мне интересно  было с вами работать. Я поняла, что современные молодые люди умеют находить ответы на проблемные вопросы. Спасибо, урок окончен! (СЛАЙД № 13)

Учащиеся крепят магнитики на звезду, выбирая подходящий им эффект от проеведённого урока.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Загладин Н.В. Всемирная история XX век. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: «Русское слово», 2003
  2. Загладин Н.В. и др. История отечества XX – начало XXI века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2004
  3. Загладин Н.В. Программа курса и тематическое планирование. 11 класс;
  4. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Учебно-методические материалы. 9-11 класс;
  5. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Пособие для учителя. 11 класс;
  6.  Интернет источники (видео, аудио файлы) http://www.proshkolu.ru/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщение по теме "Великая Отечественная война 1941-1945 гг"

Урок представлен в виде закрепления знаний,которые были получены при изучении материала по истории ВОВ.Цель урока: воспитать интерес к военному прошлому нашей Родины, воспитание чувства патриотизма,го...

Положение о проведении Олимпиады по ОД "История", тема "Великая Отечественная война" и методическая разработка заданий к Олимпиаде

Положение определяет тематику, цели и задачи открытой Олимпиады по истории Великой Отечественной войны ,посвященной 72-й годовшине Великой Победы.Олимпиада проводилась с целью сохранения исторической ...

Методическая разработка Урок- практикум на тему: « Великая Отечественная война в исторических источниках».

Урок- практикум на тему:« Великая Отечественная война в исторических источниках»....

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...