урок "Распалась цепь великая"
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

урок по теме "Отмена крепостного права" в 8 классе. С использованием технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_raspalas_tsep_velikaya.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Отмена крепостного права.

Класс – 8

Образовательные цели урока: усвоить причины, положения, значение реформы.

Развивающие цели:  развивать навыки работы с документами, умение анализировать источник, проводить поиск информации в источнике, выделять главное, обобщать материл, умение анализировать исторические версии и оценки, аргументировать свои оценки и взгляд на историческое прошлое.

Воспитательные цели: воспитание эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому.

Технология : проблемно-диалоговое обучение.

Эпиграф к уроку:          Порвалась цепь великая,

                        Порвалась  - и ударила

                        Одним концом по барину,

                        Другим – по мужику.

                                                А.Н.Некрасов.

Зачитав эпиграф к уроку, акцентируя внимание учащихся на словах «цепь великая», предлагаем  определить тему урока. Примерный подвод к теме: какая «великая цепь» сковывала русское общество?

Актуализация знаний: вспомним, каким было отношение в русском обществе к крепостному праву? Какие тайные общества выступали за отмену крепостного права? Кто из русских писателей обличал ужасы его? Каким было отношение к нему в верхах общества?

  1. Причины отмены крепостного права.

Организуем работу по документам: фрагмент из «Записок об освобождении крестьян» К.Д.Кавелина и фрагментов речей императоров Николая I и Александра II о необходимости отмены крепостного права.            Задание: выделите ключевые слова о необходимости отмены.

Подчеркиваем, что в середине XIX века к причинам внутреннего характера прибавилась причина внешняя:           какая?  (поражение в Крымской войне, показавшей военно-техническое отставание России от европейских государств и вызвавшая еще большее негативное изменение атмосферы в российском обществе).

Суммируем ответы учащихся по вопросу причин отмен крепостного права: в середине XIX века сложились все предпосылки для отмены крепостного права.  30 марта 1854г Александр II  выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заявил:  «…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу».

2. Подготовка к отмене крепостного права   (сообщение ученика -  3-5 минут). Основная мысль выведена на слайд:

Подготовка к отмене крепостного права

1857г, январь  -  образование Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян.

1857г, ноябрь  - Александр 2 издает рескрипт об учреждении губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

1858г, февраль   - Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич

1859г, март  - учреждена редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача:    рассмотреть все материалы, поступившие из губерний, и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян.

Просим учеников проанализировать данный слайд и ответить, о чем свидетельствуют данные факты?

Выводы: проект готовился «сверху», инициатива должна была исходить от дворян, роль императора – координаторская.

Организуем беседу: какие варианты освобождения крестьян, на ваш взгляд, предложили дворяне?   В случае затруднений  делаем небольшие записи на доске:

Дворяне:   помещичье землевладение -?                                             Крестьяне:

          Компенсация за землю - ?                                            свобода – на каких условиях -?

        Компенсация за потерю рабочей силы - ?                           земля - ?

Как же ответила на эти интересующие стороны вопросы реформа?

3.  Основные положения манифеста Александра II от 19 февраля 1961г «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

Организуем изучение вопроса по учебнику и дидактическим материалам в группах.  По ходу изучения заполняют таблицу: Условия освобождения крестьян.   (15минут)

Ответы от групп. Коррекция в ходе беседы:

- какие гражданские права получили крестьяне?

- получили землю? В каких размерах?

- каков был порядок наделения землей? Что такое Уставная грамота? Временнообязанное состояние? Мировые посредники?

- выкуп? Каков был порядок выкупной операции?

После ответов и устной беседы демонстрируем  слайд (для закрепления):

Основные положения манифеста

Пункт 2  - порядок личного освобождения.

Крестьяне:

  • Лично свободны;
  • Наделены общегражданскими и имущественными правами;

Но   сохранились:    сословное деление, крестьянская подать, рекрутские наборы, зависимость от общины.

Пункт 6 – порядок наделения землей

  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченных размерах (от 3 до 12 десятин) и за выкуп;
  • Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9лет) назывались временнообязанными;
  • До полного выкупа земли крестьяне продолжали платить барщину и оброк;
  • Размер надела, оброка (барщины) определялся Уставной грамотой.

Выкупная операция

  • 25% стоимости земли крестьянин платит помещику
  • 75% стоимости земли помещику возмещает государство
  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга
  • После этого отказаться от выкупной операции нельзя.

Беседа:     как вы понимаете строки Некрасова Н.А.?     Стал ли русский крестьянин собственником земли?      Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест?

4. Значение отмены крепостного права.

Самостоятельно заполните в виде таблицы:

Прогрессивные черты реформы

Сохранение  крепостнических пережитков

Д\з:  учебник параграф 17 , знать термины.

По желанию: написать письмо от лица освобожденного крестьянина на имя императора Александра II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"

Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...

Разработка учебного кейса по теме: «Источники и потребители электрической энергии. Электрические цепи»

Данный кейс поможет повторить пройденный материал, самостоятельно освоить темы пропущенных занятий, закрепить изученный материал...

Презентация "Электричсекие цепи" (8 класс)

Составление электрических цепей. Последовательные и параллельные соединения....

Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART  Notebook  на уроках физики....

Методическая разработка "Электрическая цепь. Электрическая схема. условные обозначения элементов электрической цепи"

Методическая разработка ориентирована на изучение электротехники в 5-х классах и содержит основные знания по устройству электрической цепи....

Последовательные цепи и параллельные цепи

Задание для студентов 2 курса на период карантина...

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ. сборка электрических цепей. технология 8 класс

конспект урока технологии, 8 класс, по разделу Электротехника...