Урок 2 "Индийские касты"
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Доржукай (Манзай-оол) Светлана Юрьевна

Тема: Индийские касты. 

Класс: 5

Дата: 06.12.14

Предмет: история

Учитель: учитель истории МБОУ СОШ с.Сосновка Манзай-оол С.Ю.               

Дети знают: кластер, Да- нетки, синквейн.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок взаимного обучения с использованием системно-деятельностного подхода в обучении с использованием приёмов КМ

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие:

- продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять  фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

- продолжить работу над  развитием коммуникативных умений учащихся:

слушать и слышать;

- владение устной и письменной речью;

-выступление перед классом;

- установление контактов с людьми с целью выполнения задания.

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2_indiyskie_kasty.docx34.98 КБ
Office presentation icon urok_2_prezentatsiya_indiyskie_kasty.ppt2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Индийские касты.  

Класс: 5

Дата: 06.12.14

Предмет: история

Учитель: учитель истории МБОУ СОШ с.Сосновка Манзай-оол С.Ю.               

Дети знают: кластер, Да- нетки, синквейн.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок взаимного обучения с использованием системно-деятельностного подхода в обучении с использованием приёмов КМ

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.

Задачи урока:

А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

Б) Развивающие:

- продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять  фрагменты опорных сигналов в тетрадях;

- продолжить работу над  развитием коммуникативных умений учащихся:

слушать и слышать;

- владение устной и письменной речью;

-выступление перед классом;

- установление контактов с людьми с целью выполнения задания.

В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Оборудование урока:

Карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э.- 3 тыс. н. э.».

Тексты исторический источников (отрывки из «Законов Ману»).

Презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

Новые слова: касты, брахман, шудра,  закон МАНУ, Ашока

Актуализация знаний в форме фронтального опроса.

1 чел. Задание в учебнике на стр. 98 (взаимопроверка)

Блиц – опрос.

2 чел. у карты

А) В какой удивительной стране  мы побывали на прошлом уроке?

Б) Где находится эта страна?  ( Показать на карте).

В) Сколько главных рек протекает по территории Индии?  (Показать на карте).

Д) Почему эта страна называется Индия, а не Гандия?

Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются?  (Показать на карте).

Анализ

3 чел. зачитывает синквэйн     анализ

4 чел.

  • Чем прославилась Индия в древности?  
  • В каких богов верили древние индийцы?).
  • Кто являлся священным животным?
  • Как по представлениям древних индийцев жизнь человека продолжается после смерти? ( вера в переселение душ).

НОВЫЙ    МАТЕРИАЛ

I Вызов

Составьте кластер о том, что мы узнали об Индии

верования        занятия

???        природа

        II Осмысление

Да, мы познакомились с природными условиями индии, ее географическим положением, занятиями населения, религиозными верованиями. Но одним из признаков государства является наличие законов, обязательных для исполнения всем  её населением. В правление царя Ашоки такие законы были высечены на каменных колоннах – это законы МАНУ.(на доске)

        Представьте, что мы  в Индии познакомились с  семьёй земледельцев, разговорившись, поинтересовались, кем хотят стать их сыновья. На что глава семьи ответил, что они хотят стать воинами, но это невозможно, и дети вынуждены будут, как и они, работать на земле.

У вас не возникло вопроса к крестьянину.  (Почему его дети не могут стать воинами?

 - Так мы не из той касты, - ответил он.

 

Какое новое слово?  Каста определение стр. 95

Помогите мне определить тему урока

Индийские касты

Что бы вы хотели узнать?         

  1. Что за группы - касты?  
  2. Как появились?
  3. Для чего?

А)    Посмотрите на экран. Кого вы видите (Бог Брахма)

Какое отношение он имеет к кастам?  Чтение учебника с. 95-96)

Теперь назовите касты и из каких частей  тела бога Брахмы они произошли?

(Сверяемся с экраном) Так сказано в законах Ману.  

Б)   У какого  народа существовало подобное объяснение? (у евреев)

Может ли человек со временем перейти в другую касту? Нет.

Ведь   корова не может родить свинью Последователи Брахмы стали основателями религии Б Р А Х М А Н И З М

В)   У. У людей разных каст всё должно быть разное: и  дом, и еда, и одежда, и права, и обязанности. А чтобы доказать это вы постарайтесь выполнить следующую работу. Работать будете в группах.  У вас на парте лежат карточки с заданиями, вы их внимательно прочитайте и учебника и  законов Ману составьте рассказ о касте. Заполните  ФИШБОУН.

                        Брахманы    воины         земледельцы    слуги  неприкасаемые

                 Что имели?    

         Чем занимались?    

                      Права.

                                                                                                                        Справедливо ли

                                                                                                                         Деление на касты?

                Брахманы    воины         земледельцы    слуги  неприкасаемые

   

Что имели?    

 Чем занимались?    

 Права.                                                                                                            Справедливо ли

                                                                                                                         Деление на касты?

     

           

Г)  Рассказы детей, анализ рассказов

Д) Физминутка

Ребята, давайте прогуляемся по джунглям(вспомните, что это такое?)Представьте, что мы в Индии:

  1. заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим – зажмуриваем глаза, открываем и закрываем их несколько раз.
  2. Идем по тропинке – ходьба на месте.
  3. Увидели птицу слева, справа – повороты головой влево вправо.
  4. Разводим лианы на пути (разводим руками).
  5. И вот, наконец, вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему, потянулись и сели.

Итак, мы продолжаем

III Рефлексия  

Как произошли касты?   Мог ли человек перейти из одной касты в другую?

Справедливо ли деление на касты?

Религия в Индии закрепила социальное неравенство в обществе.

Сейчас официально нет разделения людей в Индии на касты, но по традиции в отдаленных местах все еще люди роднятся с себе подобными, не пьют и не едят из общественной посуды.

 (Давайте поиграем в игру “Крестики-нолики”)

У вас есть карточки с табличкой, в которой записаны цифры, соответствующие номеру вопроса.Я читаю предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Всё население Индии делилось на 5 каст.

2.Высшей кастой была каста воинов.

3.Только брахманы могли разговаривать с богом.

4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.

5.Земледельцы носили одежду белого цвета.

6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.

7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.

8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.

9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.

Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).

1 0        2 0        3 х

4 х        5 0        6 0

7 0        8 х        9 0

Верные и неверные утверждения

  • По верованиям индийцев, бог. Создавший людей из разных частей тела – Брахма (ДА)
  • Из ног своих он создал земледельцев (нет)
  • Из уст Брахма создал Брахманов (да)
  • Переход из касты в касту был вполне возможен (нет)
  • Что узнали на уроке
  • Что поняли?
  • Чему научились?
  • Что изменилось во взглядах и представлениях?

Это пригодится вам при изучении взглядов китайского мудреца Конфуция, вы сравните его взгляды

Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях?

З) Священное животное для древних индийцев?

И)  Индийский археолог Банерджи нашел остатки знаменитого города, название которого переводится как «Холм мертвых». Что это за город?

 К) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии?

Л) В каких богов верили древние индийцы? (Плакат).

М) Как называется эта древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм).

Н) Как по представлениям древних индийцев жизнь человека продолжается после смерти? ( вера в переселение душ).

  А еще человек из низшей касты может родиться в следующей жизни в высшей касте.

Изучение новой темы

Обращение к классу:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

    Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая

лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.

Запись в тетради числа и темы урока.

   Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что   Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).

Запись в тетради определения «касты».

Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.

Обращение к доске, где опорный сигнал.

- Что здесь изображено? /Части тела человека/.

- Как представляли своих богов древние индийцы? /В виде людей знатных, красивых, сильных/.

И это части тела бога Брахмы, из которых появились касты людей.

- У какого народа существовала подобная легенда? /У древних евреев  - в Библии – легенда о происхождении Адама и Евы/.

   / По ходу объяснения опорного сигнала, в таблицу будем зарисовывать части тела бога Брахмы и записывать цвет одежды./

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.

А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда них была черного цвета.

     Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.

/Ведь не мог у коровы родиться поросенок/.

     Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.

- А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?

    И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.

Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.

    Для этого нам понадобится учебник и, главным образом, – отрывок из  исторического источника «Законы Ману». (На доске).

    Также в источнике вам встретится слово «Веды» (На доске). Изучать и даже слушать «Веды» в Древней Индии мог далеко не каждый, а вот мы с вами все сможем! Тем более, что это будет взаимное обучение!

   Работа в группах по методу «ажурной пилы», используемого в методике обучения в сотрудничестве.

-Что же мы узнали о положении каждой касты?  / Выступление по одному представителю от каждой группы с использованием  заполненной таблицы./

- Чье положение было самым тяжелым? /Слуг/

Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье?  

        Организация работы с учебником: какая группа быстрее найдет и расскажет о положении «неприкасаемых».

В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на  улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня?  / Неприкасаемым/.

   В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.

- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/.

И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Одним из таких людей был...

Ребята приготовили небольшую инсценировку об этом мудреце.

               (Сценка про Будду).

4. Закрепление нового материала в форме игры «Да-нетки».

5.Взаимопроверка ответов.

6.Домашнее задание: параграф 21, составить план и найти материал о культуре Индии.

Приложения

Сценка про Будду.

Ведущий: Представьте, что мы находимся в Северной Индии, в 623 г. до н.э., у подножия седых Гималаев. Здесь у царя родился первенец, которому дали имя Гаутама. На 7-ой день после его рождения умерла мама, и отец посвятил жизнь сыну. Гаутама жил в прекрасном дворце, среди роскоши, красоты и богатства ровно 29 лет, и думал, что так живут все люди. И, наверное, жил бы так и дальше, если бы однажды не увидел в стене сада пролом среди камней.

          /Идет сгорбленный старик/.

Гаутама: Кто это?

Слуга: Старец.

Гаутама: Почему он согнулся?

Слуга: От долгих лет.

Гаутама: Значит, и я буду таким же.   (Задумался).

Ведущий: Увидел больного и понял, что и он не вечно будет здоров.

                   Встретил похоронную процессию и задумался о смерти.

Гаутама: Я ушел из дома и стал отшельником, много путешествовал, голодал, терпел лишения. Однажды, я сидел под огромным деревом, скрестив ноги, и предавался глубокому размышлению.

Ведущий: Гаутама обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда, т.е. Просветленный, Мудрец.

Ученик 1: Учитель говорил нам, своим ученикам, что всякая жизнь сопровождается страданиями.

Ученик 2: Но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду,  стремиться к добру, не брать чужого, не быть злым и завистливым.

Ученик 3: Главное в человеке – это его личные достоинства, а не происхождение!

Ведущий: Религия буддизм распространилась по всему миру. И до сих пор во многих странах – Вьетнаме, Китае, Японии, живут многочисленные последователи Будды. Есть они и в нашей стране.

Игра «Да-нетка».

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма.    Да.

2. Из ступней бога вышла каста воинов.                 Нет.

3. Жрецы были самой высшей и главной кастой.   Да.

4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую.  Нет.

5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным.     Да.

6. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индийские касты МБОУ СОШ с.Сосновка Манзай-оол С.Ю.

Слайд 3

Брахманы (жрецы) Кшатрии (воины) Вайшья (земледельцы) Шудры (слуги) Далиды («неприкасаемые») _______________________________________________________

Слайд 4

Брахманы Цвет белый. Жрец. Проводил все религиозные обряды. Читал молитвы.

Слайд 5

Кшатрии Цвет красный. Знатные воины, богатые землевладельцы. К этой касте относились цари.

Слайд 6

Вайшья Цвет желтый. Те, кто пашет землю и пасет скот. Они имели свои дома, поля, скот.

Слайд 7

Шудры Цвет черный. Слуги не имели права накапливать имущество, приносить жертвы богам, должны беспрекословно подчинятся хозяину.

Слайд 8

«Неприкасаемые» Жили за деревней, занимались самой грязной работой: очищали нечистоты, убирали мусор.

Слайд 9

Будда «Главное - личные достоинства человека, а не его происхождение»

Слайд 10

Будда Игра «Да-нетка». 1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. 2. Из ступней бога вышла каста воинов. 3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. 4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. 5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. 6. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране

Слайд 11

Домашнее задание: параграф 21, составить план и найти материал о культуре Индии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: "Индийские касты".

Урок по теме "Индийские касты" для 5 класса общеобразовательных учреждений с использованием технологии проблемно - диалогического обучения....

Презентация к уроку "Индийские касты"

Презентация к уроку "Индийские касты"...

Урок "Индийские касты"

Урок истории в 5-м классе  «Индийские касты» должен дать учащимся представление о религиозных верованиях индийского народа. При изучении и закреплении новой темы используется мультимедийная...

Урок "Индийские касты"

Рассмотреть деления на касты в древней Индии....

Технологическая карта урока, Индийские касты

Ни в одной из стран Древнего Востока не было такого четко определенного общественного разделения, как в Древней Индии. Социальное  происхождение определяло не только круг прав и обязанностей чело...