Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Изотов Игорь Витальевич

Разработка урока истории по теме "Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е годы

("Завтра была война")

Цели урока:

  • Образовательные: Создать у учащихся представление о международном положении и внешней политики Советского Союза в 1930-е годы.
  • Воспитательные: Продолжить патриотическое, политическое, толерантное, социальное, нравственное и культурное воспитание учащихся.
  • Развивающие: Продолжить развитие навыков логического мышления, умения делать выводы, абстрагировать, работать с учебником, картой, документами, дополнительными средствами информации, мультимедийными средствами, составлять логические схемы и таблицы.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческо-поисковый.

Оборудование: мел, доска, учебник Н.В. Загладина "История Отечества 20-начало 21 века" для учащихся 11 классов, компьютер, мультимедийный проектор, экран, кинохроника периода Великой Отечественной войны, песня В.С. Высоцкого "Солдаты группы "Центр", карта "Мир в 30-40-е годы 20 века", книга Бориса Васильева "Завтра была война" схема к данному уроку, выдержки из "Пакта о ненападении" и "Секретного протокола" заключенного между СССР и Германией. Презентация, выполненная в Power Point с портретами Сталина, Гитлера, Муссолини, Хирахито, Жукова, Чемберлена, Молотова, Риббентропа, Молотова подписывающего договор о ненападении, Гитлера в окружении своих генералов перед картой Европы.

Работа с понятиями: Фашизм, милитаризм, коммунизм, пакт о ненападении, мирный договор, Лига Наций, страны ОСИ, вооруженный конфликт, "Мюнхенский сговор", система коллективной безопасности, антикоминтерновский пакт, секретный протокол, сфера влияния.

Ход урока

В начале урока учитель читает всему классу пролог романа Бориса Васильева "Завтра была война".

"От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время".

Учитель: Ребята не случайно сегодня я начал наш урок с прочтения пролога романа Бориса Васильева "Завтра была война" так как цель нашего сегодняшнего урока определить причины Второй Мировой войны, проследить как складывались внешнеполитические отношения в мире в 30-е годы XX века, а книга которую я держу в руках рассказывает нам о тех предвоенных годах о которых сегодня пойдет речь. Прежде чем перейти к изучению нового материала я советую вам прочитать это произведение которое поможет вам понять дух изучаемой нами эпохи.

У нас на доске изображена схема которая поможет нам решить эту важную задачу.

http://festival.1september.ru/articles/559223/img1.gif 

Мир этого периода можно условно разделить на две части:

Первая часть это страны первого эшелона капитализма к которым мы относим: США, Англию и Францию.

Скажите как вы думаете, что же объединяет эти страны?

  1. Это сложившиеся капиталистические страны,
  2. Имеют свои рынки сбыта и источники сырья,
  3. Стремятся к мировому господству за сферы влияния,
  4. Пытаются бороться с СССР и Коминтерном руками стран которые мы условно отнесем к странам второго эшелона капитализма.

Ко второму эшелону капитализма мы относим следующие страны: Германия, Италия, Япония.

Скажите как вы думаете, что же объединяет эти страны?

  1. Стремление к переделу мира и борьбе за сферы влияния, рынки сбыта и источники сырья.
  2. Идеология - фашизм.

Что это такое?

Фашизм - это политическое течение, возникшее после первой мировой войны в Италии, характеризуется: вождизмом, расизмом, вмешательством государства в экономику.

Милитаризм.

Что это такое?

Милитаризм - это политика направленная на наращивания военной мощи государства.

А, что же ребята объединяет страны первого и второго эшелона капитализма?

  1. Борьба за сферы влияния,
  2. Борьба с СССР как страной зла,
  3. Борьба с Коминтерном.

Ребята как вы думаете, а почему на схеме СССР стоит у нас отдельно от стран второго эшелона капитализма ведь в начале 20 века царская Россия стаяла с Германией, Италией и Японией на одной ступени?

Правильно потому, что СССР страна социалистическая, а не капиталистическая.

СССР

Лидер Советского Союза - Иосиф Виссарионович Сталин.

НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ.

Создание Коминтерна для разжигания мировой революции в Европе.

Создание системы коллективной безопасности - обезопасить свои границы от Германской и Японской агрессии.

Почему же политика Советского Союза такая противоречивая?

Потому что СССР стремится:

Оградить себя от нападений третьих стран.

Оттянуть время, чтобы иметь возможность перевооружить армию и подготовиться к мировой войне.

ГЕРМАНИЯ

В 1933 году к власти в Германии приходит фашисты во главе с Адольфом Гитлером.

(Презентация фото Гитлера, Гитлер - оратор, Гитлер со штурмовиками).

Ребята как вы думаете, какие цели преследовал Гитлер, придя к власти?

Правильно ближайшая цель Гитлера это господство в Европе, ну а глобальная это господство во все мире о чем говорил в ходе Нюрнбергского процесса ближайший соратник Гитлера Альберт Шпеер.

Какие шаги проводил Гитлер в достижении своих целей:

1936 год - введение войск в рейнскую демилитаризованную зону.

1938 год - присоединение (аншлюс) Австрии.

В этом же 1938 году произошел так называемый "Мюнхенский сговор" после которого в пользу Германии была отторгнута от Чехословакии Судетская область, а позже была оккупирована немцами и вся Чехословакия.

В 1939 году была захвачена Польша.

ИТАЛИЯ

К власти в здесь в 1922 году пришли фашисты во главе с Муссолини.

(Презентация фото Муссолини).

Своей сферой влияния и захвата итальянцы считали африканскую Эфиопию.

ЯПОНИЯ

Здесь к власти пришли милитаристы во главе с императором Хирахито.

(Презентация фото Хирахито).

Своей сферой влияния и захвата японцы считали советский Дальний Восток. Но здесь они были остановлены сначала в 1938 году у озера Хасан, а затем в 1939 году бедующим маршалом Георгием Константиновичем Жуковым в боях на Ханхил-Голе.

(Презентация фото Жукова).

В 1937 году Германией, Италией и Японией была создана ось Берлин - Рим - Токио направленная против СССР и Коминтерна.

Ребята посмотрите на схему, и вы увидите, что страны фашистского блока движутся к границам Советского Союза, а этому не препятствуют страны первого эшелона капитализма.

Как вы думаете почему это происходило?

(Презентация фото Чемберлен после Мюнхена "Я привез вам мир").

Таким образом как мы видим СССР ничего не остается, как пойти на контакт с Германией, чтобы на время оттянуть войну.

В 23 августа 1939 года между СССР и Германией был подписан "Договор о ненападении".

Знакомимся с текстом документа.

"Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом".

От 23 августа 1939 года.

Статья 1.

Обе договаривающиеся Стороны обязываются воздержаться от всякого насилии всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2.

Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах затрагивающих их интересы.

Статья 3.

Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой - либо группировке держав, которые прямо или косвенно направлены против другой стороны.

Но существовала еще с бомба замедленного действия это "Секретный протокол к советско-германскому договору о ненападении". Давайте познакомимся и с ним.

Знакомимся с текстом документа.

"Из секретного дополнительного протокола к советско-германскому договору о ненападении".

От 23 августа 1939 года.

В случае территориально - политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Литва, Латвия, Эстония), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР.

В случае территориально - политического переустройства областей, входящих в состав Польского государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Наревы и Вислы.

Касательно юго - востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес к Бесарабии (Молдавии). С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.

Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в полном секрете.

Ребята, на что же вам открывает глаза секретный протокол?

(Работа с лучами звезды на схеме).

Таким образом:

В рамках проводимой СССР политики 17 сентября 1939 года бы подписан с Германией "Договор о границах". По которому устанавливалась западная граница между СССР и Германией.

В 1940 году был подписан договор о ненападении с Японией с целью обезопасить свои дальневосточные границы

Как вы считаете, что Сталин не понимал, что все идет к новой Мировой Войне?

А почему по вашему мнению он пошел на союз с Германией и Японией?

И так основные цели, которые преследовал СССР в своей внешней политике:

Отсрочить войну и перевооружить армию.

Сделав новые территориальные присоединения создать буферную зону в будущей войне.

Охладить отношения между Германией и Японией.

Вывод: Европа была готова к новой мировой войне за передел сфер влияния в мире.

(Презентация фото Гитлер с генералитетом, Гитлер осматривает позиции).

Гитлер был на пол пути к своей мечте о завоевании мирового господства - на его пути стоял только Советский Союз - А завтра была война.

Показ кинохроники нападения Германии на СССР под песню В.С. Высоцкого "Солдаты группы "Центр".

Опираясь на знания учащихся полученные на преведущих уроках Отечественной истории используем принцип обучения, изучая - закрепляем.

Выставляем оценки с комментарием за, что они и на, что учащимся следует обратить внимание.

Постановка домашнего задания

Параграф №21.

Письменная работа:

На оценку "3" - Объяснить причины советско-германского сближения.

На оценку "4", "5" - Выскажите свое мнение о пакте "Молотова - Риббентропа" и обоснуйте его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Презентация к параграфу 27 учебника Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю....

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

9 класс. Конспект урока "Внешняя политика СССР в 1930-е гг.: смена ориентиров"

План-конспект урока по истории России с использованием технологии критического мышления....

Урок "Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг"

Цель: Установить виновников  и зачинщиков  Второй мировой войны;Задачи учителя: создать условия для освоения темы;активизация  гражданской  позиции учащихся.Задачи учащихся:определ...

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.

План-конспект урока по предмету история. Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г....

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Урок истории в 11 классе, спроектированный на основе  технологии СДО. Проведён для слушателей краевых курсов повышения квалификации...