Урок истории "Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е годы"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Бебко Виталий Александрович

Урок по истории России в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_11_klass.docx20.79 КБ
Office presentation icon -11kl-1chas-2.ppt1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Волчихинская средняя школа №2»

Волчихинского района

Алтайского края

                            Урок из курса: «История России. XX-начало XXI веков», 11 класс.

Тема урока

«Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е годы»

Цели: способствовать развитию ключевых компетенций учащихся -

1.Учебно-познавательной (учащиеся должны самостоятельно прийти к ответу о   виновниках Второй мировой войны);

  2.Коммуникативной (умение вступать в речевое общение, использовать монологическую и диалогическую речь);

3.Информационной (умение использовать разные источники информации);

4.В сфере личностного самоопределения (способствовать формированию гражданско-патриотической позиции).

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: средства ИКТ, учебник «История Отечества. XX-начало XXI веков», под редакцией Н.В.Загладина, дополнительная литература.

с.Волчиха – 2012г.

Структура урока

  1. Орг. момент.

Опережающее Д.З.: ознакомиться с вступительной статьёй в книге «Ледокол» В.Суворова, с итогами Первой мировой войны - учебник «Всемирная история», под ред. Н.В.Загладина, стр.126-127.

Вводное слово учителя:

65 лет назад отгремели последние залпы В.О.В. Советский Союз, советский народ на своих плечах вынес все тяготы войны и внёс решающий вклад в Победу над немецко-фашистскими агрессорами. Но, сегодня в мире продолжают размышлять о роли различных стран во Второй мировой войне, их вкладе в Победу, а также появляются новые точки зрения по поводу инициаторов Второй мировой войны.

И темой нашего урока будут события предшествующие началу Второй мировой войны.

        Слайд №1 (учащиеся записывают тему урока)
       2) Изучение нового материала:

       А) Целеполагание – Чтобы сформулировать цель нашего урока обратимся к

           книге  «Ледокол» В.Суворова.

       Вопрос к классу: Какова точка зрения В.Суворова о роли СССР во Второй

       мировой войне?

       Работа с цитатой (слайд №2). Вопрос классу: Какую проблему мы с вами

      должны  сегодня решить? На какие вопросы нам предстоит найти ответы?

     Учащиеся формулируют цель и задачи.

     Слайд №3.  записываются цель и задачи.

     Для того чтобы найти ответ на поставленные вопросы нам необходимо будет

     изучить следующие положения: Слайд №4.В тетрадь записывается план урока.

     Б) Работа с пунктом №1:Возникновение очагов агрессии. Задача для класса установить, где возникли очаги агрессии.

     Проводится самостоятельная работа учащихся по группам. Класс делится на три группы:  картографы, аналитики, хронисты. Каждой группе выдаётся специально подготовленный текст и задание к нему.

                              «Международная обстановка в 30-е годы»

  « Фашистское правительство Италии было недовольно результатами Первой мировой войны, считая, что Италия не получила свою долю. В результате претензий Италии обострились отношения с Югославией по пограничным вопросам. Муссолини претендовал на господство в Средиземноморье, считая Адриатическое море итальянским озером. Конфликт с  Югославией, в конце концов, был решен путем раздела спорных территорий и передачи Италии Фиуме (Риека).

   Италия стала активным участником формирования союза агрессивных государств, несмотря на некоторые противоречия с Германией по территориальным вопросам в Австрии и Тироле. В 1936 году был оформлен германо-итальянский союз, а в ноябре 1937 году Италия присоединилась к германо-японскому Антикоминтерновскому пакту. Образовалась ось «Берлин – Рим – Токио».

  Италия в 1935-1936 гг. захватила  Эфиопию и пренебрегла протестами и санкциями Лиги Наций.

  Фашистская Германия, также как и Италия, была недовольна исходом  первой мировой войны, так как проиграла её и лишилась многих территорий.  После прихода к власти нацистов во главе с Гитлером  во внешней политике Германии выделяются два периода.

  В первый период (1933-1935гг.) Германия добилась отмены всех ограничений на перевооружение страны, записанных в Версальском мирном договоре. В стране была введена всеобщая воинская повинность, сняты ограничения на морские вооружения, создание тяжелых вооружений, введены войска в демилитаризованную Рейнскую зону. Все это происходило при попустительстве западных держав.   Второй период (1936-1939гг.) – переход к прямым актам агрессии в Европе. Присоединение Австрии (аншлюс) в 1938г. В Уставе Лиги Наций в статье 16 предусмотрена система санкций против страны-агрессора. Это единственно эффективная мера, которая направлена на пресечение агрессии. Смогла ли Лига Наций в 30-е гг. воспользоваться этой статьей? Когда Япония в 1931 году захватила Маньчжурию, Лига Наций потребовала вывода японских войск.  Но Япония вышла из Лиги Наций и в 1937 году продолжила наступление в Китае, захватив его северо-восточную часть. А в 1938г. Япония предприняла попытку захвата советской территории: произошли сражения в районе озера Хасан (на границе с Кореей).  

Задание картографам: Найдите на карте государства и территории, о которых идёт речь в тексте.

Задание хронистам: Составьте список основных событий.

Задание аналитикам:  1.Какие страны развязали агрессию против других государств?

                                         2. Объясните, почему это стало возможным?»

Каждая группа делает доклад у доски (слайд №5) и подводится итог:

- Назовите и покажите на карте сформировавшиеся очаги агрессии в 30-е годы?

Логический переход ко второму пункту:

- Предположите: а) как указанные события отразятся на положении СССР?

                                 б) какие действия должен был предпринять СССР?

В) Работа с пунктом №2 «Внешняя политика СССР в 30-е годы»

Задача для класса: определить главную цель советской внешней политики и позицию мировых держав.

Слайд №6.Рассказ учителя: - о попытке СССР создать систему коллективной безопасности;

                                                      - об образовании Антикоминтерновского пакта;

                                                      - о гражданской войне в Испании;

                                                     - о Мюнхенском сговоре.

Ответ на поставленную задачу.

Логический переход к пункту №3: - В чём состояла сложность международного положения СССР на рубеже 1938-1939гг.?

Г) Работа с пунктом №3: «Изменение ориентиров внешней политики СССР в конце 30-х годов» (слайд №7).

Задача для класса, объяснить, как и почему изменились ориентиры внешней политики СССР в конце 30-х годов?

Рассказ учителя о положении на Дальнем Востоке, о действиях Германии и Италии (слайд №8) в 1939г., о переговорах СССР с Англией, Францией и Германией в 1939г (слайд №9)и заключении пакта (слайд №10).

Самостоятельная работа учащихся с таблицей (слайд №11) по вопросу – Какие выгоды, подписав пакт, получили Германия и СССР?  (проверяем результат на слайде №12).

Подводится итог по задачи (слайд №13) и отвечаем на поставленную цель урока.

3)Контроль и закрепление материала – выполняется небольшой тест (слайд №14).

4) Выставление отметок и запись Д.З.:п.21, вопросы (слайд №15).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В.Суворов «Ледокол»: «Вторая мировая война – это термин, который коммунисты приучили нас писать с маленькой буквы. А я пишу этот термин с большой буквы и доказываю, что Советский Союз – главный её виновник и главный зачинщик».

Слайд 3

Цели и задачи: Цель: Установить виновника и главного зачинщика Второй мировой войны; Определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг.; Уяснить позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны.

Слайд 4

План урока: Возникновение очагов агрессии. Внешняя политика СССР в 30-е гг. Изменение ориентиров внешней политики СССР в конце 30-х гг.

Слайд 5

Возникновение очагов агрессии

Слайд 6

Система коллективной безопасности 1933г: США-СССР 1934г : СССР-Лига Наций И.В.Сталин : «Среди буржуазных государств есть неагрессивные» 1935г : СССР-Франция-Чехословакия Помощь и защита членам системы Внешняя политика СССР в 30-е гг. Задача: Определить главную цель внешней политики СССР и позицию мировых держав. Англия; Польша; Германия. Мюнхенский договор (1938г.) Чичерин-Литвинов Война в Испании 1936-1939гг.

Слайд 7

Лето 1939г.бои между СССР и Японией на р.Халхин-Гол Договор Англии с Японией о взаимном уважении интересов Изменение ориентиров внешней политики СССР в конце 30-х гг. Задача: Как и почему изменились ориентиры?

Слайд 8

Международные отношения в конце 30х гг. 1939г : Оккупация Германией Чехословакии Италия захватила Албанию

Слайд 9

Советско-Германские отношения в 1939г. 23 августа 1939г. : Советско-Германский пакт о ненападении Министр иностранных дел Риббентроп Народный комиссар иностранных дел Молотов

Слайд 11

Вопрос: Какие выгоды, подписав пакт, получили Германия и СССР? Германия СССР

Слайд 12

Выгоды Германии и СССР Для Германии : Возможность начать захват первого бастиона на Востоке. Ликвидация угрозы войны на два фронта. Для СССР : Выигрыш во времени для укрепления обороноспособности. Перенос границы на запад. Внесение разлада в отношения между Германией и Японией. Ликвидация угрозы войны на два фронта.

Слайд 13

Как и почему изменились ориентиры внешней политики СССР в конце 30-х гг.? Цель: Кто является главным виновником и зачинщиком Второй мировой войны?

Слайд 14

Тест: Какая страна предлагала объединиться для коллективного отпора агрессору: Франция; Чехословакия; СССР. 2) 23 августа 1939г. был подписан: Пакт о ненападении между СССР и Германией; Мюнхенский договор; Антикоминтерновский пакт. 3) Соотнесите страны с произошедшими событиями: СССР. 1) Конфликт с Японией на р.Халхин-Гол; Германия. 2) Политика умиротворения агрессора; Англия. 3) Аннексия Австрии.

Слайд 15

Д.З. п.21 вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к зачёту "Внешняя политика СССР в 30-е годы"

Размещённая презентация является примером задания для учеников11 класса , которые готовятся к зачёту по теме "Вторая мировая война и Великая Отечественная война Советского Союза".Для просмотра презент...

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

"Внешняя политика СССР в 20-е годы".

Урок изучения нового материала по истории в 9 классе в форме групповой работы, содержит технологическую карту урока....

Урок "Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг"

Цель: Установить виновников  и зачинщиков  Второй мировой войны;Задачи учителя: создать условия для освоения темы;активизация  гражданской  позиции учащихся.Задачи учащихся:определ...

Открытый урок истории в 11 классе.Внешняя политика СССР в 1930-ые годы. Презентация.

Презентация к уроку истории по теме: "Внешняя политика СССР в 1930-ые гг." содержит 40 слайдов, урок расчитан на 90 минут. Презентация очень подробно раскрывает изменение направления внешней политики ...

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Разработка урока истории по теме "Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг"...

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

Урок истории в 11 классе, спроектированный на основе  технологии СДО. Проведён для слушателей краевых курсов повышения квалификации...