Первые люди на Земле
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Игнатенко Екатерина Николаевна

Занятие посвящено вопросу о происхождении человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10._pervye_lyudi_na_zemle.doc81 КБ
Office presentation icon 10._pervye_lyudi_na_zemle.ppt916.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.10

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Первые люди на Земле (1 час).

Цель занятия: сформировать представление о возникновении людей и человеческого общества.

Задачи занятия:

образовательные: рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших

орудиях труда, об овладении огнем.

развивающие: научиться находить варианты причин и следствий эволюции развития древнейших людей.

воспитательные: показать значение трудовой деятельности в развитии древнейшего человека.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

-

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

6 мин

-

Письменный срез.

Что изучает каждая из вспомогательных исторических дисциплин?

1. Археология

2. Этнография

3. Генеалогия

4. Топонимика

5. Геральдика

Учащиеся письменно отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

4 мин

-

1 слайд

Как доказать, что это человек, а не животное?

Он внешне похож на человека, имеет человеческие руки. А также пользуется орудиями труда.

Целеполагание

2 мин

-

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

2 слайд

О самых первых людях.

Запись в тетрадь темы занятия:

Первые люди на Земле.

Изучение нового материала

23 мин

Теория эволюции,

Человек Умелый,

Человек Прямоходящий,

Неандерталец,

Кроманьонец,

Охота,

Собирательство,

Каменный век,

Орудия труда.

1. Теория эволюции.

3 слайд

Чарльз Дарвин (1809-1882).

Предложил теорию эволюции, которая заключается в том, что все виды живых организмов эволюционирую от общих предков. Таким образом, человек проделал длительный путь, чтобы принять свой современный облик.

2. Происхождение человека.

4 слайд

В 1960 году в Африке в ущелье Олдувай были найдены останки самого древнего представителя рода Человек – Человек Умелый.

Учитель объясняет таблицу на слайде.

Что появилось раньше – прямохождение или трудовая деятельность и почему?

3. Как жили древнейшие люди.

1. Могли ли жить древние люди поодиночке и почему?

5 слайд

2. Чем занимались древние люди?

Записать на доске:

Занятия древних людей:

Охота

Собирательство

6 слайд

3. Для чего использовались орудия труда, изображенные на слайде?

4. Из чего изготовлены орудия труда?

Из-за того, что орудия труда изготавливались большей частью из камня, период до Vтыс. до н.э. носит название каменного века.

2.5 млн лет назад–5 тыс. до н.э. – эпоха каменного века.

7 слайд

5. Где жили древние люди?

4. Овладение огнем.

8 слайд

1. Как впервые древний человек мог встретиться с огнем?

2. Как древние люди использовали огонь?

3. Как менялся человек и условия его жизни после овладения огнем?

4. Как человек мог добыть огонь сам?

1,5 млн лет назад – Человек Прямоходящий впервые начал пользоваться огнем.

5. Появление Человека Разумного.

9 слайд

Отличия Неандертальца от Кроманьонца.

Учитель обращает внимание на внешние отличия.

Сегодня среди ученых нет единой точки зрения на роль неандертальцев в истории развития человека. Одни считают, что они были предками современного человека. Другие – что это одна из ветвей древнейших людей. Примерно 30 тыс. лет назад этот вид разумных существ исчез. Есть предположение, что неандертальцы были уничтожены новым типом человека – кроманьонцем.

Ученики делают запись в тетради со слайда.

Ученики зарисовывают таблицу в тетради.

Трудовая деятельность.

1. В начале занятия шла речь о том, что человека определяет его способность изготавливать орудия труда.

2. Человек Умелый существовал раньше, чем Человек Прямоходящий.

1. Нет, не могли, потому что одному человеку сложно выжить в опасных условиях.

2. Охотой и собирательством.

3. Для разрубания, откалывания, для охоты на дальних расстояниях и т.д.

4. Из камня.

Ученики записывают дату в тетрадь.

5. В пещерах, потом строили дома из кости, а потом научились делать из дерева.

1. От удара молнии, или во время лесных пожаров.

2. Отпугивали хищников, могли заниматься чем-нибудь в темное время суток.

3. Изменился его рацион питания, он стал более полезным. Человек начал разбираться в видах топлива, таким образом, изучал свойства материалов.

4. С помощью дрели из лука.

Ученики переписывают дату в тетрадь.

Закрепление

3 мин

-

Точечные вопросы:

1. Как изготовление орудий труда повлияло на развитие человека?

2. Почему возраст человечества мы считаем со времени появления орудий труда?

3. Что значил огонь в жизни древнего человека?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Итоги занятия, рефлексия

3 мин

-

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Как современная наука объясняет появление первого человека?

10 слайд

Рефлексивный экран.

Что, если бы неандертальцы не исчезли, а продолжали жить вместе с современным человеком?

Можно точечно опросить несколько человек.

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Учащиеся записывают ответ в тетрадь.

Домашнее задание

1 мин

11 слайд

Домашнее задание:

Внимательно прочитать §1, устно ответить на вопросы после него.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Схема тетради:

Первые люди на Земле

Чарльз Дарвин (1809-1882). Предложил теорию эволюции, которая заключается в том, что все виды живых организмов эволюционирую от общих предков.

Этапы эволюции человека

Вид

Эпоха (лет назад)

Место обитания

Средний рост (м)

Масса тела (кг)

Объем головного мозга (см3)

Человек умелый

2,6—1,5 млн

Африка

1,0—1,5

30—50

650

Человек прямоходящий

2 млн—300 тыс.

Африка

Евразия

1,5—1,8

60

850 — 1100

Неандерталец

140 – 24 тыс.

Европа

Передняя Азия

1,65

55—70

1400—1740

Человек разумный

40 тыс.

Повсеместно

1,4—1,9

50—100

1000—1850

Занятия древних людей:

Охота

Собирательство

2.5 млн лет назад–5 тыс. до н.э. – эпоха каменного века.

1,5 млн лет назад – Человек Прямоходящий впервые начал пользоваться огнем.

Схема доски

Занятия древних людей:

Охота

Собирательство

2.5 млн лет назад–5 тыс. до н.э. – эпоха каменного века.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как доказать, что это человек, а не животное?

Слайд 2

Первые люди на Земле Цель занятия: сформировать представление о возникновении людей и человеческого общества.

Слайд 3

Чарльз Дарвин (1809-1882) Предложил теорию эволюции , которая заключается в том, что все виды живых организмов эволюционирую от общих предков.

Слайд 4

Вид Эпоха (лет назад) Место обитания Средний рост (м) Масса тела (кг) Объем головного мозга (см3) Человек умелый 2,6—1,5 млн Африка 1,0—1,5 30—50 650 Человек прямоходящий 2 млн— 300 тыс. Африка Евразия 1,5—1,8 60 850 — 1100 Неандерталец 140 – 24 тыс. Европа Передняя Азия 1,65 55—70 1400—1740 Человек разумный 40 тыс. Повсеместно 1,4—1,9 50—100 1000—1850 Этапы эволюции человека

Слайд 6

Орудия труда древнего человека

Слайд 7

Жилища древнего человека

Слайд 8

1,5 млн лет назад Человек Прямоходящий впервые начал пользоваться огнем.

Слайд 9

Неандерталец и Кроманьонец Сегодня среди ученых нет единой точки зрения на роль неандертальцев в истории развития человека. Одни считают, что они были предками современного человека. Другие – что это одна из ветвей древнейших людей. Примерно 30 тыс. лет назад этот вид разумных существ исчез. Есть предположение, что неандертальцы были уничтожены новым типом человека – кроманьонцем.

Слайд 10

Рефлексивный экран Что, если бы неандертальцы не исчезли, а продолжали жить вместе с современным человеком?

Слайд 11

Домашнее задание: внимательно прочитать §1, устно ответить на вопросы после него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест ФГОС 5 кл тема "Как люди открывали Землю"

тест ФГОС 5 кл тема "Как люди открывали Землю", учитель географии Бородкина Г.В....

Первые люди на земле

1.Рамапитек2.Австралопитек3.Синантроп4.Неандерталец...

Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс

Конспект урока  в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....

Первые люди на Земле

презентация для 5 класса по Всеобщей истории...

Первые люди на земле

Презентация для 5 класса по теме "Первые люди на земле"....

5.10 Первые люди на Земле

Конспект и презентация по истории в пятом классе. Разработка создана по материалам учебника "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. Ф.А.Михайловский 2013 г."...

Первые люди на Земле.

Первые люди на Земле.Цели:подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.фо...