Первые люди на Земле.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Зуева Дарья Вадимовна

Первые люди на Земле.

Цели:

  • подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.
  • формировать умение пересказывать текст, работать с текстом и иллюстрациями.
  • Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

П.Л.В.        стр.         

Тема: Раздел 1: Жизнь первобытных людей и их открытия (7 часов). Первые люди на Земле.

Цели: 

  • подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.
  • формировать умение пересказывать текст, работать с текстом и иллюстрациями.
  • Правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Ход урока:

I. Организационный момент. Целевая установка.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Дайте определение понятию «Всемирная, или Всеобщая история.
  1. Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей
  1. Как называется первая часть Всемирной истории?
  1. История древнего мира.
  2. Что изучает история древнего мира?
    История древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая, Греции и Рима.
  1. Кого называют археологами? Как они работают? Как находят археологические памятники?
  2. Какие типы исторических источников существуют?

III.  Изучение нового материала.

В Библии рассказывается, что весь мир был создан Богом за пять дней, а в шестой день Бог сотворил первых людей — Адама и Еву. Так объясняет происхождение человека религия, то есть вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога. Наука же считает, что человечество формировалось постепенно, в результате длительного развития.
Проходили миллионы лет, и в природе всё менялось. Одни виды животных вымирали, взамен появлялись новые. Самыми развитыми среди животных стали обезьяны. Но людей на земле еще было. О том, как начиналась история человечества, вы узнаете из первой главы.

1. Человек — потомок обезьяны. Учёные доказали, что древнейшие предки человека — близкие родственники обезьян. Но почему за миллионы лет одни обезьяны остались животными, а другие превратились в людей?
Возможно, было так. Обезьяны живут на деревьях. Но миллионы лет назад засуха уничтожила много лесов, и часть обезьян оказалась на равнине.

Постепенно, за время жизни многих поколений, они научились ходить на задних лапах, чтобы издалека замечать опасность. У них освободились передние лапы, которые не были такими могучими и не имели таких страшных когтей, как у больших, хищных зверей. Защищаясь от врагов, обезьяны подбирали и использовали острые камни и крепкие дубины.

 Эти древние обезьяны оставались ещё животными. Главное отличие человека от животных стремление создавать новое, умение изготовлять орудия труда. Из поколения в поколение у древнейших предков человека накапливался опыт, их мозг развивался. Они начали изготовлять для себя орудия труда — обрабатывать камни, заостряя их края. Первого человека учёные называют «человек умелый». Он появился около двух — двух с половиной миллионов лет назад.

2 млн. лет назад – появление на земле первобытных людей.


Как жили древнейшие люди.

(работа с иллюстрациями)

 Древнейшие люди еще очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходьбе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая, друг об опасности, призывая на помощь, выражая радость и гнев.

Древнейшие люди жили небольшими группам. Питались тем, что давала природа. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а занимались собирательством дикорастущих. Другим важнейшим занятием стала охота.
Тем не менее это были люди, а не животные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это рубило. Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. Рубило было для человека и ножом, и молотком, и топором. С его помощью изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, позднее — копьё для охоты.

Орудия труда – это то, чем человек работает.

Палка-копалка, рубило

3. Овладение огнём.

(работа с иллюстрациями)

В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготовленная на костре пища полезнее и вкуснее сырой. В костре обжигали и заостряли наконечники копий.
Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развивало их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр.

Использовать огонь люди стали более 1 миллиона лет назад.
Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и ночью. Уходя на новое место люди, забирали с собой огонь. Вначале человек научился использовать огонь, потом — добывать его.

8. Работа с художественной литературой. 
Зачитать отрывок из книги д’Эрвильи «Приключение доисторического мальчика».

«... Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.
— Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, — задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, — и только потом я покинул пещеру, Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.
— Огонь умер.,. — проворчал один начальник. — И пусть он будет отомщен.
Крек и Ожо растерянно озирались кругом. дикие крики, взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость,
Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и ...>

Появление «человека разумного». 

Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Шерсть на их теле исчезла. Убивая животных, люди изготовляли из шкур тёплую одежду. Мозг человека развивался и увеличился. Все эти перемены заняли много времени.
Примерно 40 тысяч лет назад первобытные люди внешне стали такими же, как мы: они ходили прямо, у них был высокий лоб, развитые руки. Они уже овладели членораздельной речью. Человека современного вида ученые называют «человек разумный».

IV. Закрепление

Вопросы с. 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест ФГОС 5 кл тема "Как люди открывали Землю"

тест ФГОС 5 кл тема "Как люди открывали Землю", учитель географии Бородкина Г.В....

Первые люди на земле

1.Рамапитек2.Австралопитек3.Синантроп4.Неандерталец...

Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс

Конспект урока  в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....

Первые люди на Земле

презентация для 5 класса по Всеобщей истории...

Первые люди на Земле

Занятие посвящено вопросу о происхождении человека....

Первые люди на земле

Презентация для 5 класса по теме "Первые люди на земле"....

5.10 Первые люди на Земле

Конспект и презентация по истории в пятом классе. Разработка создана по материалам учебника "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. Ф.А.Михайловский 2013 г."...