Материалы конференции "Крещение Руси - начало истории"
статья по истории (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Wasina Natalia

Материалы школьной научно практической конференции по истории Киевской Руси X века "Крещение Руси - начало истории". Содержат причины, обстоятельства и значение принятия христианства на Руси. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материалы конференции48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Когда-то… князь Владимир свой народ

 Укутал верой, принесённой с Византии…

 Под алой мантией, согрев славянский род,

 Он заложил в умах величие России.

 Храня историю, той… Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной… осколки…

Уже одиннадцатый век… нам крест нести

 Дай, Бог, помогут… православные потомки…

Звучит звон  колоколов.

Тема сегодняшней научно-практической конференции «Крещение Руси – начало истории».

Причины принятия христианства по византийскому образцу

 До принятия христианства на Руси существовала языческая вера. Язычество – политеистическая религия, основанная на многобожии). В 988 году во время правления князя Владимира I  Русь приняла христианство по византийскому образцу. Попробуем разобраться в причинах этого события.

Причины принятия христианства можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные:  

  1. Власть - стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Язычество не регулировало отношения с властью, а толкало на противостояние, потому что жрецы обладали большей властью, чем князья и дружина. И это в свою очередь мешало становлению единой княжеской власти;
  2. Государство – а) для создания государства необходима была единая объединяющая идея, которая соединила бы разрозненные племена славян, ведь каждое из них поклонялось разным богам языческого пантеона. Необходима была религия, обосновывающая единую власть князя в государстве (по принципу – один Бог – один князь). Б) необходимость выхода Киевской Руси а международную арену. Пока страна была языческой ее не воспринимали всерьез европейские христианские страны.
  3. Культурно-исторические связи с Византией и Болгарией (христианскими странами); Активизация внешней  политики и торговли с этими странами.

Территориальная близость и торговые отношения с ними. Могущество и богатство Византии.

  1. Советские историки считали, что проповедь смирения и послушания помогали эксплуатировать трудящиеся массы.

Субъективные:

  1. Братоубийство Владимиром во время борьбы за власть, насилие, многоженство заставили его задуматься о духовном очищении.
  2. Верующие исследователи, объясняли обращение Владимира тем, что Бог просветил его душу.

Подводя итоги, можно сказать, что принятие христианства в Киевской Руси было вызвано исторической необходимостью культурного, экономического и политического развития государства, но и потребностью в духовном развитии всего русского народа и самого князя Владимира.

Первые христиане на Руси

Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству. Медленное распространение христианства в среде варяжских и славянских дружинников началось еще в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали). Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.

Т.о. не удивительно, что наибольшую восприимчивость к перемене религии показывала самая активная часть общества: воины и купцы. Некоторые историки, как О.М Соловьев и А.В Карташев, принимают факт крещения Аскольда и Дира, ходивших на Константинополь в 860 году. Аскольд и Дир – первые киевские князья, были дружинниками Рюрика, ушли от него в Царьград по Днепру и остались княжить в Киеве, а затем были убиты новгородским князем Олегом.

В городах на пути из варяг в греки было много купцов, среди которых было много христиан. Также много крещенных было среди дружинников. В то время, в середине X в., в Киеве стояла церковь Илии Пророка. Во 2-ой половине X в. Существовали православные храмы в Новгороде и других городах на пути из варяг в греки.

Вдова киевского князя Игоря Ольга, управлявшая государством после смерти мужа, приняла крещение. Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но главным фактором было личное побуждение Ольги. Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение, отправилась в Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но император Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди и Ольга не была исключением. Но когда Константин встретился с княжной, он был восхищен ее красотой, умом,  хотел взять ее в жены и сделать императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не покрестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги и отпустил ее с большими дарами. После крещения Ольга приняла имя Елена, она была канонизирована русской православной церковью и стала одной из первых русских святых.

К периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна в  978 г. Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили устроить кровавое жертвоприношение.

... Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.

"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.

Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не дам сына моего бесам".

Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его двор, окружили дом и убили Федора и Иоанна. Уже в эпоху преподобного Нестора, Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Выбор веры князем Владимиром

Начиная изучать всевозможные факторы, способствовавшие крещению Руси, первым делом я решила обратиться к «Повести временных лет» и посмотреть, как эти причины трактуются в этом источнике.

Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси.

Отказав по разным причинам первым трем посольствам, Владимир благосклонно выслушал пространную речь православного греческого философа, который, кратко опровергнув учения мусульман, латинян и иудеев, сжато изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и, наконец, перешел к новозаветным событиям. Под конец грек показал князю полотнище, на котором изображено было судилище Господне. Справа стояли праведники, в веселии идущие в рай, а слева - грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева". "Если хочешь с праведными справа стать, то крестись", - сказал грек.

Но Владимир отвечал: "Подожду еще немного", желая разузнать подробнее о всех верах. В 987 году князь созвал бояр своих и старцев на совет.  Бояре и старцы отвечали: "Если хочешь обо всем разузнать, то пошли от себя мужей посмотреть, кто и как служит Богу". Понравилась та речь князю. Избрали десять мужей, славных и умных, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их", затем "идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю.

Когда они же вернулись, созвал князь бояр своих и старцев, и выслушал их рассказ. Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо".

Итак, согласно легенде, Владимир отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употреблять вина. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не бытии» - так якобы ответил он на соблазны мусульман.

Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле.

Не принял он и предложения, сделанное посланцами Папы Римского, сославшись на то, что и княгиня Ольга отвергла католичество.

Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него приятное впечатление, так как его послы назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.

Как ни странно, за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

     Подводя предварительный итог, можно сказать, что причинами выбора именно христианской веры было:

1.        Прочные культурные связи с Византией

2.        Русь уже имела влиятельную православную общину.

3.        Авторитет Византии – самой культурной и развитой в то время.

4.        Влияние светской власти в православии больше.

5.        Относительная терпимость православия к местным традициям.

Князь Владимир I до крещения.

     «Владимир имел широкую душу, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа».  Так характеризует князя Владимира  историк С. М. Соловьёв.

     Другое мнение у Карамзина: «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным, воином кровожадным и – всего ужаснее – братоубийцею».

     Князь Владимир I Святославович  – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Ревностный язычник, имевший в своём гареме около 800 жён и образцовый христианин, князь Владимир внёс вклад в дело территориального расширения и укрепления политических позиций русского государства. Явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь", за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых. Так почему жестокий, нравственно распущенный человек, убивший своего родного брата, стал святым?

     Владимир являлся  незаконнорожденным сыном князя Святослава и  ключницы княгини Ольги Малуши. Воспитателем Владимира с первых дней жизни стал родной брат его матери Добрыня. Он старался дать племяннику основы воинской науки, сделать из него настоящего князя-воина. Утро они начинали с пробежки, купались в холодной воде, стреляли из лука и метали дротики. Став старше, Владимир вместе с дядей совершал переходы по болотному и лесному бездорожью, а вместо отдыха они устраивали лихие охоты, рыбалки, воспитывающие терпение. После смерти отца получил  в управление Новгородскую землю. Его брат Ярополк начал княжить в Киеве, а Олег - в «Деревах», Древлянской земле. В 977 году Ярополк развязывает войну с Олегом в результате которой тот погибает. Вероятно, Ярополк собирался  повторить тоже и с Владимиром, но тот, напуганный известием об этих событиях, вместе со своим дядей Добрыней, бежал за море в Скандинавию.

     Вскоре с отрядом наёмников-варягов он возвращается обратно и изгоняет Ярополка из Киева. Владимир начинает свою деятельность с объединения земель восточного славянства, с укрепления русской государственности. 

      В "Повести временных лет" летописец не жалеет красок в описании личности князя, впоследствии прозванного Красным Солнышком. В летописи и сохранились  подробности разгульной жизни князя.  Еще в 18-летнем возрасте он силой взял в жены полоцкую княжну Рогнеду, невесту своего брата Ярополка и на ее глазах убил ее отца и братьев. На самом деле оба брата, и Ярополк, и Владимир сватались к Рогнеде, желая получить в союзники ее отца – половецкого князя Рогволода. Однако, Владимир получил отказ. Рогволод сказал посланцам Владимира, что не желает иметь зятем сына рабыни. Оскорбление было нанесено публично, и требовало ответных действий. Дружина Рогволода была разгромлена, сам он и его сыновья были казнены, а Рогнеду Добрыня громогласно назвал «дочерью рабы» — прежней династии более не существовало.

     Когда Владимир вероломно умертвил старшего брата Ярополка, первое, что он сделал, согласно повествованию летописца, это силой взял в жены  вдову великого киевского князя, красавицу гречанку (имени которой история для нас не сохранила).

     Помимо множества жен имел Владимир также бесчисленный гарем, его можно сравнить разве что с гаремом царя Соломона. Его отношения с двенадцатью признанными сыновьями  особой теплотой не отличались. В конце концов,  дело дошло до того, что Владимир Святославич вынужден был пойти войной на собственного старшего сына Ярослава и полоцкой княжны Рогнеды, княжившего в Новгороде и не посылавшего положенной дани в Киев.

     Но в  итоге деятельности Владимира  русские земли были объединены под одной властью, теперь оставалось сплотить их единством управления, законов, порядков, культуры, идеологии, религии.

     Такая пёстрая и многослойная религия как язычество не могла отвечать потребностям быстро развивающегося классового общества и государства.

     Всё это  и заставило Владимира приняться за религиозную реформу. Она проходила в два этапа. Первый являлся ни чем иным как модернизацией самой языческой религии. Прежде всего, Владимир превращает культ Перуна, бога грома и молнии, покровителя дружины в  культ всей земли русской, а также  из всей массы богов выделяет пять наиболее главных: Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Так был создан пантеон богов Владимира в Киеве. В Новгороде Добрыня, несомненно по приказу из Киева, воздвиг над Волховом идола Перуна.

     Есть одна особенность языческой реформы Владимира - она была национальной и  не ставила Русь в какую-либо зависимость от другой страны. Для изменений  во внутренней жизни страны, этой реформы было бы  достаточно.  Но для укрепления международного положения Руси было необходимо более решительные преобразования.

     Русь, выйдя на просторы мировой истории, не могла уже оставаться языческой державой; она должна была примкнуть к одному из трёх центров цивилизованного мира того времени. Нужны были новые представления о мире, мироздании, о морали, этике, праве, соответствующие изменениям в  стране.

Крещение  князя  Владимира

     В августе 987 года Варда Фока – византийский военоначальник провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, чтобы свергнуть правящих императоров Византии Василия II и Константина VIII.

     Осенью того же года послы императора Василия были в Киеве с просьбой о помощи. «… побудила нужда Василия вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, – пишет о событиях 980-х годов один из арабских хронистов. – И царь Руссов согласился на это".

     В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Василия и Константина  - Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью.

     Принцессы крови никогда не выходили замуж за "варварских" государей, даже христиан. Но  Константинополь вынужден был согласиться.

     Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны.

     Великий князь Владимир отправляется в греческий город на Черном море Корсунь или Херсонес, где и принимает Крещение и христианское имя Василий. Древний Херсонес находился в центре современного Севастополя в Крыму. Кроме того, он направляет в Византию военную помощь. Есть легенда о том, что перед крещением Владимир полностью потерял зрение.  Встречая князя, его будущая супруга царица Анна, сказала: «Крестись и прозреешь не только очами телесными, но и очами духовными». Войдя в купель, князь Владимир действительно прозрел  очами телесными, и духовными. В Херсонесе было совершено чудо. Потому что из Херсонеса ушел совершенно другой князь, совершенно другой человек, которого впоследствии называли Владимир Красное Солнышко.

     Свидетелем этого чуда была княжеская дружина. После этого она вся приняла крещение.  

     С помощью русских воинов мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не спешили выполнить свою часть уговора.

    Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир  осадил «град греческий», древний Херсонес. Херсонес не сразу покорился князю. Осада продолжалась от3 до 6 месяцев (по разным источникам). В итоге "неприступный" оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи пал.

Таким  образом, последнее слово было за Владимиром. Его послы прибыли вскоре в Царьград за царевной.

     Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы.

      В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий – цесарь (царь, император). Очень важно для Владимира было вступление в брак с византийской принцессой, потому что, став родственником византийским императорам, он был с ними на равных, а не попадал в зависимость. Так же и Русь, приняв веру от Византии, сохраняла свою самостоятельность, а не становилась вассалом империи.

      Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом – поделиться с зятем цесарским (императорским) титулом.

     С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром и святынями.

     В древнем Херсонесе свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженной Анны.  Корсунь  был возвращен Византии.

     Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым, Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Киеву.

     Подводя итоги, можно сказать, что обращение в христианство повлияло не только на культурное развитие всей страны, но и на личность самого Владимира. С этого времени уходят в прошлое его безнравственная жизнь, жестокость. Он становится терпимым к людям, щедрым, милостивым. Это принесло Владимиру любовь и славу народа. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола – первокрестителя и объявила его святым. … Народ прозвал своего щедрого князя Красным Солнышком.

      О смерти его летописец сообщает следующее. В 1015 году пошли на Русь войной печенеги. Владимир, уже больной, послал против них своего любимого сына Бориса со своей дружиной, а сам разболелся еще сильнее. От этой болезни он и умер 15 июля в своем селе Берестове. Смерть его, по приказу Святополка, его пасынка, утаили от народа.

     Ночью разобрали помост между двумя клетями, завернули тело Владимира в ковер и опустили на землю. Затем, возложив его на сани, отвезли в Киев и поставили в церкви св. Богородицы.

Народ, однако, прознал о смерти князя. И сошлись люди без числа, и плакали о нем - бояре как о заступнике страны, бедные же, как о своем заступнике.

Крещение Киевской Руси

      По возвращению в Киев, князь Владимир должен был христианизировать своих поданных. Начал он с уничтожения языческих идолов в Киеве. Все они были повергнуты, изрублены на куски или сожжены.  А Перуна князь повелел привязать к хвосту коня и стащить его с горы в ручей. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его. После этого Владимир послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня”. После разгрома идолов, пришедшие вместе с князем священники приступили к крещению киевлян. Подобно Иоанну Крестителю, крестившему древних иудеев в водах реки Иордан, Владимир предложил киевлянам креститься в притоке Днепра – реке Почайне.

     Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. А людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым…

    Для того, чтобы новая религия утвердилась во всем государстве, необходимо было провести обряд крещения и других городах. О крещении Новгородцев рассказывается в летописи: «И послал… в Новгород дядю своего Добрыню… Да как прознали новгородцы, что идет Добрыня их крестить, сделалось в городе великое смятение. Собрали новгородцы вече и поклялись не пускать Добрыню в город и не дать низвергнуть идолов. Но Добрыня с верным тысяцким княжеским Путятой, обманули новгородцев. Путята устроил сечу жестокую…, и Добрыня поджег несколько домов… и явились тогда сильнейшие мужи новгородские и просили мира у Добрыни и стали с того времени дразнить новгородцев, «Крестил вас Путята мечом, а Добрыня огнем». Добившись покорности новгородцев, приказал Добрыня идолов посечь, которых сжечь а которых в Волхове утопить. Трудно давались мужам Добрыниным идолы новгородские. Великий Перун падая придавил троих мужей… И пока тащили Перуна к Волхову, многие говорили, будто видели как противился он и кричал: «Ох, ох мне! » Многие плакали, видя как надругались над Перуном. Правда ли, нет ли, только сказывают старики, что отомстил Перун новгородцам за то, что не заступались они за него. Швырнул он палицу свою в мост над Волховом и крикнул: «Не будет отныне доброго мира меж вами, вечно станете как безумные биться на этом самом месте. » Было ли так или не было, но много раз после этого обагрялся Волховский мост братской кровью.

    Процесс христианизации народов России был длительным. Историки много спорят о том, когда можно считать процесс христианизации Руси завершенным. Часть из них говорят о XII веке, другая часть считает, что это произошло только в XVI веке. При всем при этом никто не отрицает тот факт, что христианское мировоззрение как бы «наслаивалось» на прежние языческие обычаи и обряды. Так, языческий праздник весны и сжигания масленицы был принят русской церковью как некое народное торжество, предшествующее времени начала Великого поста, осенний праздник окончательного сбора урожая связался с празднованиями Покрова Пресвятой Богородицы. Языческие песнопения богу достатка Коляде стали рождественскими колядками и прочее.

     Все это нашло свое отражение в фольклоре русских людей: в загадках, традициях, обычаях и поверьях, сохранявшихся в крестьянской среде вплоть до начала XX века.

     Такое положение, когда уживаются и старая, и новая религия, и старые языческие поверья и обычаи, называется ДВОЕВЕРИЕ или религиозный синкретизм. Это явление по существу дошло и до наших дней.

Древняя Русь: до и после крещения

До 988

После 988

Образование

Зачатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта

Распространилась кириллица, возникло летописание, появились монастырские и княжеские школы

Искусство

Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева – дома, крепости, мосты

Началось каменное храмовое строительство, появилась мозаика, фресковая живопись, церковное песнопение

Ремесло

Развиты дерево и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное производство

Число ремесел выросло до 60. Началась чеканка собственной монеты

Право

Многоженство, умыкание невест, относительная свобода женщин

Моногамия, церковный брак, патриархальная семья, подчинение женщины мужчине

Архаическое право, кровная месть

При составлении «Русской Правды» важным источником стало каноническое (церковное) право

Идеология и власть

У князей – расширение территории и укрепление своей власти

Определение места  Руси в мировом историческом процессе, идея сильной княжеской власти, сильного и единого государства

Значение принятия христианства

  1. Христианство помогло объединить восточных славян в единое Древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности.
  2.  Вырос международный престиж Русского государства и укрепилась власть князя.
  3.  Православная церковь смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Церковь выступала и против рабства. В целом христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.
  4.   Качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание; появляются первые рукописные книги. Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи.
  5.  Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти, так как «несть власти не от Бога».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура Киевской Руси - урок истории в 6 классе

Урок-изучение нового о высоких достижениях единого древнерусского государства в разных областях культуры...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Классный час по теме "Крещение Руси-обретение истории"

Крещение Руси – главнейшее событие древней истории нашего Отечества, которое определило вектор его развития на последующие столетия, оказало огромное влияние на общественное, политическое, культу...

Крещение Руси - обретение истории.

Сценарий классного часа на тему: Крещение Руси - обретение истории. (8 класс)...

Крещение Руси- обретение истории

В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 3 марта 2015г. № 319-р министерство образования Нижегородской области рекомендовал провести 1 сентября 2015г. единый к...

"Владимир Святославович. Крещение Руси". Урок истории в 6 классе.

Основные задачи урока:Цель: рассказать о князя Владимире как реформаторе; дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русс...

Кассный час на тему: "Крещение Руси - обретение истории"

Цели единого открытого урока– привлечь внимание учащихся к начальным событиям христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира, раскрыть историческое значение его цивилизационного вы...