ОТКРЫТЫЙ УРОК КРИЗИС РУСИ В XIII веке
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Прблемный урок. Групповая работа на уроке. Урок призван помочь учащимся глубже понять условия цивилизационного кризиса, осмыслить сущность возможных цивилизационных вариантов развития Руси, сформировать личностную оценку последствий утверждения новой цивилизационной модели;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_rusi_v_xiii_veke_vybor_novoy_modeli_razvitiya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное  государственное бюджетное  

образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Мичуринский аграрный техникум»

(ТОГБОУ СПО  «Мичуринский аграрный техникум»)

(методическая разработка

открытого урока по предмету «История»)

Разработал:

Преподаватель

Александрова Е.Н.

г. Мичуринск

Тема урока: «Кризис Руси в середине XIII в.: выбор новой модели           развития.

Цели урока:

образовательная - помочь учащимся глубже понять условия цивилизационного кризиса, осмыслить сущность возможных цивилизационных вариантов развития Руси, сформировать личностную оценку последствий утверждения новой цивилизационной модели;

развивающая – создать учащимся условия для совершенствования навыков деятельности в составе группы, во взаимодействии с коллективом и индивидуально; закрепить умения работать с текстом, источниками исторической информации, делать анализ, сравнивать и обобщать;

воспитательная – способствовать формированию у учащихся чувства толерантности, сопереживания за судьбу своей страны, взаимной помощи и личной ответственности в условиях учебной деятельности в группе и коллективе.

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: проблемный.

Содержание урока:

1.Русь накануне цивилизационного выбора.

2.Последствия утверждения новой цивилизационной модели.

Основные понятия: цивилизация, цивилизационная модель, цивилизационный вызов, цивилизационное пространство (окружение), цивилизационный кризис, цивилизационная альтернатива, ордынское иго.

Учебно-методический комплект и оборудование:

1.Рабочие листы с заданиями для каждой группы.

2. Рабочие тетради учащихся.

3. Оформленная презентация.

4. Специально подготовленное пространство для удобного расположения учебных групп.

5. Учебные пособия:

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в., стр.164-167.

Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времен до конца Х1Х в.. стр.158-160.

Ионов И.Н. Российская цивилизация. стр.82-85.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. Стр.130-132.

Этапы урока:

1. Организационный. Вступительное слово преподавателя.

2. Основной (информативно-деятельностный)

3. Заключительный. Подведение итогов урока, оценивание, сбор рабочих листов групп учащихся, объявление домашнего задания.        

Ход урока:

1. Организационный. Вступительное слово преподавателя.

Учащиеся распределяются на три учебные группы, в рабочих тетрадях записывают тему и план занятия и получают рабочие листы. В начале каждого листа указываются состав группы, руководитель.

Излагаются основные требования к работе на уроке:

  1. Выберите руководителя группы.
  2. Внимательно следите за ходом урока.
  3. Принимайте активное участие в обсуждении заданий в составе группы, вносите свои предложения, выступайте.

     4. В ходе урока не забывайте делать записи в рабочей тетради, обратите  особое внимание на основные понятия урока: цивилизация, цивилизационная модель, цивилизационный вызов, цивилизационное пространство (окружение), цивилизационный кризис, цивилизационная альтернатива, ордынское иго.

5. В конце урока заполненные рабочие листы необходимо сдать на проверку, ваша групповая работа будет оценена.

Рабочий лист первой группы.

Задание №1.

Обсудите в группе, каким было положение Руси к середине XIII в. Выявите основные тенденции ее развития. Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе, доложите их классу.

Задание №2.

Историки неоднозначно оценивают монгольское нашествие, а затем и ордынское владычество над Русью. Ниже приводятся высказывания по этому поводу известных ученых, общественных деятелей.

  1. Л.Н.Гумилёв: «Рассказы о полном разрушении Руси… страдают преувеличением…Батый хотел установить с русскими князьями истинную дружбу… союз с православными монголам нужен был как воздух».
  2. П.Н.Савицкий: «Без татарщины не было бы России…Велико счастье Руси, что…она досталась татарам, и никому другому».
  3. С.М.Соловьёв: «Мы замечаем, что влияние монголов не было здесь главным и решительным. Монголы остались жить вдалеке…, нисколько не вмешиваясь во внутренние отношения, оставляя в полной свободе действовать те новые отношения, какие начались на севере Руси прежде них».

Обсудите в группе эти высказывания, определите сущность позиции этих деятелей, кратко сформулируйте ее и изложите в рабочем листе.

Работая с учебниками, попытайтесь найти в них подтверждение данной точки зрения. Внесите эти факты в рабочую тетрадь и рабочий лист.

Рабочий лист второй группы.

Задание №1.

Обсудите в группе, каким было цивилизованное окружение Руси в середине XIII в. Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе, доложите их классу, сопровождая демонстрацией на исторической карте.

Задание №2.

Историки неоднозначно оценивают монгольское нашествие, а затем и ордынское владычество над Русью. Ниже приводятся высказывания по этому поводу известных ученых, общественных деятелей.

1.В.В.Каргалов: «Именно нашествие явилось причиной отсталости нашей страны от наиболее развитых государств».

2. В.Л.Янин: «Нет в истории средневековой Руси эпохи страшнее, чем трагическое XIII столетие. Кривой татарской саблей надвое рассечено наше прошлое».

3. А.С.Пушкин: «Татары не походили на мавров (арабов). Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».

Обсудите в группе эти высказывания, определите сущность позиции этих деятелей, кратко сформулируйте ее и изложите в рабочем листе.

Работая с учебниками, попытайтесь найти в них подтверждение данной точки зрения. Внесите эти факты в рабочую тетрадь и рабочий лист.

Рабочий лист третьей группы

Задание №1.

Обсудите в группе, что собой представляла цивилизационная модель Руси в Х – середине XIII вв. Выявите её основные черты. Ответ изложите в 3-4 кратких тезисах в рабочем листе, доложите их классу.

Задание №2.

Проведите опрос учащихся класса в начале выполнения ими задания №2 и после его завершения. Выявите их личное отношение к проблеме ордынского владычества над Русью, выделив динамику изменения мнений в ходе получения учениками новой информации. Опрос можно провести в форме анкетирования. Внесите результаты в таблицу. Подведите итоги и сделайте выводы.

Группировочная таблица результатов анкетирования учащихся по вопросу: «Каково Ваше личное отношение к факту утверждения на Руси восточной цивилизационной альтернативы?».

№ п/п

Однозначно положительное

Однозначно отрицательное

Затрудняюсь ответить

1 группа

2 группа

3 группа

Сформулируйте краткие выводы

2. Основной (информативно-деятельностный).

Преподаватель: «Что представляла собой Русь в середине XIII в., почему она была поставлена перед выбором новой цивилизационной модели? Над этим нам сейчас и предстоит поразмышлять».

Учащимся предлагается приступить к выполнению своих заданий в рабочих листах (на эту работу отвести 5-7 минут). Ответы на поставленные вопросы должны быть основаны на знаниях, полученных на прошлых занятиях.

Представитель первой группы характеризует положение Руси в середине

XIII в.:

  1. Русь в XIII в. переживала период феодальной раздробленности и была разделена на отдельные княжества и земли (более 50-и);
  2. Русь подверглась нашествию монголов-татар с Востока и европейских рыцарей при поддержке католической церкви с Запада;
  3. Руси удалось приостановить натиск с Запада (Александр Невский), а нашествие с Востока привело к покорению монголо-татарами Северо-Восточной и Южной Руси.

Преподаватель предлагает  поразмышлять над вопросом: «В чём вы видите главное отличие положения Руси в середине XIII в. от политической ситуации в IX-XII вв., когда страна тоже подвергалась серьезным нашествиям (хазар, печенегов, половцев)?

Ответ: Положение, в котором оказалась Русь в середине XIII в., характеризуется как цивилизационный вызов. Русь оказалась зажата между двумя агрессивными силами – католическим Западом и Монгольской империей с Востока. В таких условиях перед Русью нависла угроза потери не только отдельных территорий, но и национальной независимости и государственности, она переживала острый цивилизационный кризис. Перед страной встал вопрос: «На кого опереться в борьбе за выживание?».

Преподаватель: «На кого бы вообще могла опереться Русь, каково её цивилизационное окружение (модели  цивилизационного развития соседних государств).

Представитель второй группы характеризует цивилизационное окружение  Руси в середине XIII в.:

  1. К югу от Руси находились греческие и южнославянские государства (Византия и её преемники), где утвердилась христианская цивилизация;
  2. С запада к границам Руси подступала западноевропейская цивилизация, духовной основой которой был католицизм;
  3. К востоку и юго-востоку от Руси в Монгольской империи сложилась особая кочевая языческая цивилизация, но в нее из завоеванных монголами стран проникал ислам.

Преподаватель: « Что представляла собой цивилизационная модель развития самой Руси в этот период?»

Представитель третьей группы характеризует цивилизационную модель Руси.:

1. С конца Х в. Русь стала формироваться как христианская цивилизация;

2. Выбрав такую модель, Русь сумела сохранить нейтралитет между католическим Западом и миром ислама на Востоке.

3. В самой русской цивилизации проявлялись как западные (христианство, политическая раздробленность, развитие городов, торговли), так и восточные (порядок наследования княжеской власти, огромная роль общины) черты. 

Преподаватель: Таким образом, опора на любую цивилизационную модель в борьбе за выживание в середине XIII в. для Руси неминуемо означала нарушение прежней самобытности (цивилизационный кризис) и необходимость выбора новой цивилизационной модели (при этом нужно помнить, что выбор в данном случае не должен пониматься буквально, а означает принятие за основу развития иной цивилизационной модели – не только добровольно, но и вынужденно).

Преподаватель ставит следующие вопросы:

  1. Утверждение какой модели было бы наименее болезненным для Руси выходом из цивилизационного кризиса?
  2. А какая альтернатива имела наибольшие шансы утвердиться на Руси в этот период?

Для ответа обратимся к сравнительной таблице.

Таблица.

Альтернативы цивилизационного развития и возможности

их выбора Русью в середине XIII в.

Византийская

модель

Западноевропейская модель

Восточная (монгольская) модель

1.Византия к началу XIII в. Значительно ослабла и с трудом оборонялась от внешних врагов.

1. Европейские рыцари захватывали соседние с Русью земли Восточной Прибалтики, возводили замки, подчиняли население.

1. На покоренных монголами русских землях сохранялась прежняя система управления.

2. В 1204г. Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами.

2. На захваченных территориях устанавливались новые порядки, аналогичные западноевропейским.

2. Монгольский хан не заменял власти русских князей, которые, являясь вассалами, получали от него ярлыки на княжения.

3. Прямые связи Руси с Византией были затруднены, т.к. прежние торговые пути перекрыли сначала половцы, а потом монголы-татары.

3. На завоеванных землях происходило окатоличивание населения.

3. Православная церковь сохраняла своё влияние на завоёванных монголами русских землях.

Вывод: наибольшие возможности утвердиться на Руси были у восточной цивилизационной модели.

Преподаватель: В силу сложившихся обстоятельств цивилизационный кризис в середине XIII в. на Руси разрешился утверждением восточной модели, установлением ига – системы политического и экономического владычества над русскими землями правителей Монгольской империи и Золотой Орды.

Преподаватель: Переходим ко второму вопросу плана урока о последствиях утверждения новой цивилизационной модели. Учащиеся группы выполняют задание №2 в рабочих листах ( в течение 15 минут). Им предстоит проводить самостоятельный поиск информации из различных источников, анализ разных точек зрения, анкетирование.

1 и 2 группы выполняют свои задания.

3 группа проводит опрос на предмет выяснения личного отношения учащихся к последствиям утверждения на Руси восточной цивилизационной модели – «опрос на входе».

Учебные группы представляют результаты  своей работы.

1 группа, анализируя высказывания Савицкого П.Н., Гумилева Л.Н., Соловьева С.М., отмечает, что эти мыслители не видели значительного отрицательного воздействия ордынского владычества на Русь, а в чем-то даже усматривали его положительное  значение:

1.  Несколько ослабла междоусобная борьба в русских землях;

2. Управление русскими землями фактически оставалось в руках русских князей;

3. Русь сумела сохранить духовную основу своей цивилизации – христианство.

4. Обогатилась культура Руси за счет культурного влияния народов Востока.

5. Постоянные контакты с мусульманским миром постепенно сформировали чувство веротерпимости;

6. Часть ордынского выхода оставалась в руках русских князей, она использовалась для накопления сил в борьбе за объединение Руси.

7.  Окрепли связи Руси с Востоком.

2 группа, анализируя высказывания Каргалова В.В., Янина В.Л., Пушкина А.С., пришли к выводу, что эти деятели отрицательно отзывались о выборе Русью восточной цивилизационной модели:

1. Монголы разрушили 49 русских городов (т.е. больше половины имевшихся);

2. Большой ущерб был нанесен ремеслу и торговле;

3. Огромные людские жертвы, десятки тысяч людей угнаны в Орду;

4. На долгие годы прекращено каменное строительство на Руси;

5. С населения взимались в пользу Орды многочисленные налоги, дань в виде «ордынского выхода».

6.Не прекращались набеги Орды на Русь;

7. Ханы намеренно сталкивали русских князей друг с другом, а некоторые из них были убиты в Орде.

8. Русь еще больше была изолирована от Запада, от европейской культуры, стала значительно отставать от прогрессивных процессов, происходивших в Европе.

3 группа проводит опрос «на выходе» с целью выявления динамики изменения их точки зрения на проблему с учетом полученных новых сведений.

Итоговый вывод: представить собственную оценку (свое видение проблемы) варианта выхода Руси из цивилизационного кризиса.

Ответ: Выбор восточной цивилизационной модели был для Руси вынужденной мерой, он был очень тяжел для страны, но позволил ей сохранить свои духовные основы, территорию и саму государственность, оказав огромное влияние на все последующее развитие.

3. Заключительный этап.

Подведение итогов. Преподаватель комментирует работу отдельных учащихся, групп. Оценивание ответов.

Домашнее задание.

Задание творческого характера, для развития исторического мышления:

  • «Известно, что римский папа Иннокентий IV в середине XIII в. предлагал  русским князьям помощь в борьбе против монголов в обмен на обращение ее населения в католичество».
  •  Предположите, как могло бы происходить дальнейшее развитие Руси в ближайшей исторической перспективе, если бы русские правители приняли эту помощь».
  • Свои мысли изложите в 10-15 предложениях в рабочей тетради.

Таблица.

Альтернативы цивилизационного развития и возможности

их выбора Русью в середине XIII в.

Византийская

модель

Западноевропейская модель

Восточная (монгольская) модель

1.Византия к началу XIII в. Значительно ослабла и с трудом оборонялась от внешних врагов.

1. Европейские рыцари захватывали соседние с Русью земли Восточной Прибалтики, возводили замки, подчиняли население.

1. На покоренных монголами русских землях ______________ прежняя система управления.

2. В 1204г. Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами.

2. На захваченных территориях устанавливались новые порядки, аналогичные западноевропейским.

2. Монгольский хан _______________ власти русских князей, которые, являясь вассалами, получали от него _____________на княжения.

3. Прямые связи Руси с Византией были затруднены, т.к. прежние торговые пути перекрыли сначала половцы, а потом монголы-татары.

3. На завоеванных землях происходило окатоличивание населения.

3. ______________________ сохраняла своё влияние на завоёванных монголами русских землях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке".

Урок по теме "Борьба Руси с западными завоевателями в XIII веке" разработан в технологии РКМЧП с использованием стратегии "чтение с остановками" и приемов "бортовой журнал", "эссе"....

Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII веках

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе.  Цели урока:I. Обучающие (дидактические):осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе проведенных уроков, а именно усвоить историч...

Открытый урок "Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?"

Открытый урок "Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?"...

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Урок "Русские земли XII - XIII веков"

Методическая  разработка урока с презинтацией. Урок поможет углубить знания о причинах и последствиях распада Древнерусского государства.Сформировать представление о возможных политических моделя...

Открытый урок. "Крещение Руси"

Открытый урок  "Крещение Руси"...