Открытый урок. "Крещение Руси"
учебно-методический материал по истории

Меркушева Наталья Ивановна

Открытый урок  "Крещение Руси" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок. "Крещение Руси"45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа   №10»  

 

Методическая разработка урока «Крещение Руси»

 

 

                                                                 Меркушева Наталья Ивановна

Учитель истории, обществознания

 и православной культуры смоленской земли

 

Пояснительная записка

Класс: 8

Название курса: Православная культура Смоленской земли

 

Тема урока: « Крещение Руси »

Количество часов: 1 час.

Цели:

Показать причины принятия христианства на  Руси, ознакомить учащихся с историей принятия христианской веры, определить значение этого события для дальнейшего развития государства, показать связь истории Отечества с развитием христианства.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность языческого верования древних славян.
  2. Познакомить с распространением христианства на Руси до конца X века.
  3. Познакомить с жизнью и деятельностью святого апостола Андрея Первозванного, святой равноапостольной княгини Ольги, святого равноапостольного князя Владимира, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Показать истоки их мужества, мудрости, чистоты.
  4. Развивать навыки сравнительного анализа, логическое мышление, умение делать выводы и обобщения. Развивать чувство нравственной красоты.
  5. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, к высоким идеалам православия.

Используемые педагогические технологии:

  • технология критического мышления;
  • игровая технология;
  • технология сотрудничества;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • коммуникативная технология;
  • рефлексия;
  • здоровьесберегающая технология.

Используемые методы:

  • метод моральных дилемм и дискуссий
  • эвристическая беседа
  • -самостоятельный поиск

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • беседа,
  • игра,
  • таблицы и схемы;
  • работа с ключевыми словами;
  • верные и неверные утверждения;
  • работа с иллюстративным материалом.

Технические средства и наглядность:

  • раздаточный материал (карточки для выполнения заданий в группах);
  • компьютер, проектор. экран, презентация;
  • учебник  «Православная Культура Смоленской Земли.» И. Дидук

Ожидаемые учебные результаты:

  1.   уметь объяснять основные понятия и сущность явлений : язычество, крещение, просветители земли Русской.
  2. овладение способностью ставить новые учебные задачи;
  3. умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. овладение навыками самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
  5. умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  6. умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

  • Раздаточный материал: фрагменты из «Повести временных лет». Иллюстративный ряд: иконы: святой апостол Андрей Первозванный, святая равноапостольная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, Крещение Руси; рисунки Ф. Бронникова «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, проповедующие христианство», «Цареградский Патриарх благословляет княгиню Ольгу на возвратный ее путь в Киев».

 

Оформление доски:

1. Эпиграф к занятию:  «…людье с радостью идяху, радующееся и глаголюще: аще бы се не добро было, не быша сего князь и боляре прiяли».

(«…с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы это не было благом, не приняли бы этого князь наш и бояре»)

«Повесть временных лет»

Ход урока.

1. Организационный момент урока.

2. Сообщение темы урока.

Слова учителя: Сегодня на уроке работает небольшая выставка, которую я приглашаю вас посетить. Рассмотрите экспозицию, всмотритесь, вдумайтесь…

 Слова учителя: Тема сегодняшнего занятия «Владимир Святославович. Принятие Христианства».

Запись темы на доске и в тетрадях учащихся.

3. Слово учителя (постановка целей): Сегодня мы поговорим о крещении Руси как свободном выборе Православия русским народом. 

Для этого обратимся к историческим событиям, которые  способствовали принятию Русью Православия и стали подготовительной почвой для скорого распространения христианства греческого образца.

В течение занятия на ленте времени «Вехи христианизации Руси» будем обозначать эти события.

4. Работа по теме. Усвоение нового материала. 

Слова учителя: Когда и по приказу какого князя была крещена Русь? Каким был князь Владимир до крещения? Что мы знаем о славянском язычестве? Чтобы понять какой благодатный переворот произошел в князе Владимире и наших предках с принятием православия стоит кратко описать их дохристианские обычаи.  Древние славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и злым Чернобогом. И тот и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности, рождая культовые формы славянского сатанизма, обретшие позднее свое законченное воплощение в почитании Перуна – верховного божества и языческого пантеона дохристианской Руси.

Летописи VI века рассказывая о столкновении славян с Византией, самым мрачным образом изображают их жестокость: пенных распинали, расстреливали из луков, вбивали гвозди в черепа. Византийским историком Львом Диаконом это описано так: «И вот, когда наступила ночь, и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнины и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разожгли много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили (несколько) грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)».

Собираясь заложить Новгород, народные старшины по указанию жрецов велели в основание городской крепости замуровать ребенка как «строительную жертву богам». Столь же беспощадны были и семейные обычаи. Вместе с умершим воином на погребальном костре сжигались его жены (одна или несколько – славяне признавали многоженство). Этот жуткий обряд подробно описал путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, который попал на Волгу в качестве посла халифа Ал-Муктадира.

Закон дозволял матери умертвить новорожденную дочь, если ее рождение казалось излишним. В свою очередь признавалось и право детей на убийство родителей, обременяющих семейство старостью или болезнью. Межродовые распри передавались из поколения в поколение, подогреваемые обычаем кровной мести, удовлетворявшейся лишь смертью обидчика или его потомков.

Язычески культ – это страшное, сатанинское по своей сути явление. И сегодня, когда некоторые лица пытаются возродить язычество, оборачивается это самым трагическим образом. Начинается все с купальских хороводов, заканчивается самым неприкрытым сатанизмом с ритуальным блудом и человеческими жертвоприношениями, что, увы, сегодня уже встречается снова. 

В 983 году за пять лет до своего крещения князь Владимир приносил человеческие жертвоприношения. Так, например, после победоносного похода Владимира против ятвягов (литовское племя в будущих Гродненской и Минской губерниях), решено было принести идолам даже человеческую жертву. Жребий пал на православного юношу Иоанна, сына варяга Феодора. Отец не пожелал выдать сына и открыто обличал безумие язычников. Разъяренная толпа убила обоих. Христиане Феодор и Иоанн (отец и сын) почитаются Русской Православной Церковью в чине первомучеников за христианскую веру.

Князь Владимир не испытал какого-либо удовлетворения от гибели варягов Феодора и Иоанна. Эта трагедия ускорила его личный религиозный кризис. И в его душе произошло нечто, подобное тому, что некогда было и с Ольгой после кровавой мести древлянам. Несомненно, это было глубокое внутреннее перерождение. Он был натурой религиозной, ищущей истины. И это было главным, что заставило Владимира искать новую веру для себя.

Князь Владимир обратил внимание на вероисповедания соседних народов: христианство, ислам, иудаизм. Сложную картину духовного потрясения князя, его жажду Бога, желание узнать Его истинный Лик прекрасно изобразил древнерусский летописец. «Повесть временных лет» - главнейший источник события, определившего всю дальнейшую судьбу России, отныне неотъемлемо связанную с православием.

(На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»)

4.1. Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести Временных лет»

(Летописное сказание преп. Нестора Летописца о выборе веры князем Владимиром):

 «Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары [волжские болгары, исповедующие ислам], говоря: прими закон наш. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира! Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать! рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете, что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: «Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились и, придя к ним, видели их... поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: «Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а затем идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их – зачем пришли? Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и сотворил им честь великую в тот же день. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: «Пришли русские испытывать веру нашу. Приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли и поставили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние диаконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, удивляясь и хваля их службу. И призвали их цари Василий и Константин и сказали им: «Идите в землю вашу». И отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, т. е. в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сидит и глядит туда и сюда... и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы был плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?»... Они же сказали: «Где тебе любо».

Слова учителя: В каком году приняла святое крещение княгиня Ольга?

Ответ детей: между 954 и 957 гг.

(На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»)

4.2. Проверка адресного домашнего задания.

         Святая равноапостольная княгиня Ольга (Приложение 1).

Слова учителя:  Святая княгиня Ольга крестилась между 954 и 957 гг., получив имя Елены. В 957 г. она приняла путешествие в Царьград поклониться христианским святыням. Княгиня Ольга успешно проповедовала Евангелие, сокрушая кумиры и устанавливая кресты по городам и селам Русской земли, строила церкви в Киеве. Для киевлян явным проявлением исповедания Святой княгиней христианства была ее кончина в 969 г. Она запретила справлять по себе языческую тризну. К этому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св. пророка Илии.

Крещение княгини Ольги – это важнейшая веха на пути христианизации Руси. Летописцы по праву называют ее «зарей», которая предшествовала «солнцу», то есть св. кн. Владимиру. Значение ее примера для общества было чрезвычайно велико. Недаром позднее советники говорили князю Владимиру, что если уж мудрейшая Ольга приняла крещение, то это дело заслуживает доверия. То есть значение Ольги в том, что она подготовила почву для утверждения христианства на Руси.

Слова учителя: Однако, даже после положительного ответа послов, совпавшего с реакцией самого Владимира на православие, Владимир все еще не торопится принимать крещение. Причина этого теперь, - скорее всего, сложные политические взаимоотношения Руси и Византии. События, которые привели в итоге к крещению Владимира, а затем и Руси развивались постепенно. Обратимся к летописи, которая повествует о походе князя на византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму, и о взятии этого города, после чего кн. Владимир отправил византийским императорам, соправителям Василию и Константину следующее послание:

4.3. Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести Временных лет»

(Летописное сказание преп. Нестора Летописца о крещении князя Владимира):

«Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашему городу [Константинополю] то же, что и этому». И услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашею и тогда крестите меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же, что в Корсуни». И едва принудили ее. Она же села на корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсуняне навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате.

По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего. И скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудещь недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами [прибывшими с царицей Анной], огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились... После всего этого Владимир взял царицу... и священников корсунских с мощами святого Климента и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе... Корсунь же отдал как вено [выкуп за невесту] за царицу, а сам вернулся в Киев.

И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь... Затем послал Владимир ко всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы это не было благом, не приняли бы этого князь наш и бояре».

4.4. Работа с эпиграфом.

Слова учителя: Каково было душевное состояние киевлян, когда они услышали призыв к крещению князя Владимира?

Чтение эпиграфа.

Слова учителя: (Летописное сказание преп. Нестора Летописца о крещении киевлян):

«На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлись там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ...

Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих, и дай им, Господи, познать Тебя, Истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на твою силу». И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».

Мы не знаем сегодня точно, какова была численность населения Киева при князе Владимире. Но всё-таки это была столица могучего княжества – т.е. население её было многотысячным. Чтобы провести крещение в кратчайший срок, что и было предпринято, требовалось сделать очень многое. Прежде всего киевлян нужно было хотя бы элементарно огласить.

Родственники князя Владимира, т.е. бывшие жёны, сыновья и прочие, ближайшие его советники и другие близкие ему люди, вероятно крестились в храме пророка Илии.

Слова учителя: Событие это относится к 988 г. На Руси господствующей верой стало христианство. Образовалась новая поместная Православная Церковь. Преставился Владимир в 1015 г. 

(На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»)

Слова учителя: Однако крещение Руси, которое произошло при святом князе Владимире, отнюдь не было первым знакомством Руси с христианством. К этому времени уже была подготовлена почва для скорого распространения Православия среди русского народа. Прежде всего, надо отметить, что существует широко известное предание о проповеди святого апостола Андрея Первозванного в наших землях. Преподобный Нестор Летописец в «Повести Временных лет» сообщает о проповеди святого Андрея на земле, где позже возникает русское государство. Через это драгоценное предание освящается наша русская земля. Сказанием об апостоле Андрее наш народ всегда хотел прежде всего подчеркнуть апостольское преемство русской церкви, особое избранничество Руси как хранительницы неповрежденного апостольского предания.

СЛОВО Учителя: Наши предки были сильными ихрабрыми, потому, что много двигались, сейчас и мы с вами немноо подвигаемся.

Физкультминутка: Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
1. Скольжение подбородком по грудине вниз.
2. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
Наклоны головы вправо-влево.
3. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
4. «Сова»: поворот головы вправо-влево.
5. «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону. 

  1. СЛОВО Учителя: Продолжим
  2. 5. Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести Временных лет»

 (Летописное сказание преп. Нестора Летописца о проповеди святого апостола Андрея):

«Апостол Андрей «отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх». Однако часть историков это предание отвергает. Как бы то ни было, территория будущего Российского государства получила духовное благословение св. an. Андрея, чьим жребием были северные страны от Иерусалима».

4.6. Проверка адресного домашнего задания.

Св. апостол Андрей Первозванный (Приложение 1).

 (На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»)

Слово учителя: Далее мы  должны поговорить о  событии, которое, также имело исключительное значение для дальнейших судеб христианства на Руси.
Русская летопись сообщает важную информацию: нападение славянской дружины на Константинополь произошло под предводительством варягов Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве.

4.7. Работа учащихся с фрагментами текста из «Повести Временных лет»

 («Фотиево крещение Руси»):

«Пошли Аскольд и Дир на греков .., совершили много убийств христианам и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и с патриархом Фотием всю ночь молился в церкви святой Богородицы во Влахерне. И вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и омочили в море ее полу. Была в это время тишина, и море было спокойно, но внезапно поднялась буря с ветром, и вновь поднявшиеся великие волны смели корабли безбожных русских, отбросили их к побережью, и избили их, так что мало их избежало такой беды и вернулось восвояси».

Слова учителя:  Это событие, имело исключительное значение для дальнейших судеб христианства на Руси. В 860-х годах правители Киева Аскольд и Дир после неудачного военного похода на Константинополь (Царьград) крестились и приняли епископа от константинопольского патриарха Фотия. Вместе с ними крестились дружинники и часть славянского населения. Была установлена первая русская епархия в составе Константинопольского патриархата.

Дальнейшее знакомство славян с христианством происходит VIII-IX веках в ходе торговых контактов с Византийской империей.

        Существует предание, что после набега князей-варягов Аскольда и Дира на Константинополь по договору о мире между Русью и Византией патриархом Фотием были направлены братья-просветители Кирилл и Мефодий в Киев около 860 г. (но не позднее 861,862 гг.), что явилось важной вехой в христианизации Руси.

4.8. Проверка адресного домашнего задания.

         Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (Приложение 2).

(На доске постепенно выстраиваются фрагменты ленты времени «Вехи христианизации Руси»)

5. Фрагмент видеофильма "Крещение Руси".

6. Итог занятия: 

Крещение Руси – это свободный выбор русского народа, так как  для принятия христианства из Византии были следующие причины:

  1. С империей Русь давно связывали торгово-политические отношения.
  2. Князь и его дружина видели в Византийской империи сильного союзника в политической расстановке сил и выгодного торгового партнера.
  3. Приняв крещение от Византии, киевские князья вступали в родство с самой могущественной и аристократической династией мира.
  4. Кроме того, всеми историческими событиями, о которых мы с вами говорили в течение занятия, была подготовлена благоприятная почва, для принятия Крещения.

На доске полностью выстроена лента времени «Вехи христианизации Руси».

  1. I век (от рождества Христова) – посещение св. апостолом Андреем Киевских и Новгородских пределов.
  2. В течение всех веков происходит знакомство славян с христианством в ходе торговых контактов с Византийской империей.
  3. 860 гг. – Фотиево крещение Руси.
  4. 861, 862 гг. – проповедь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия среди славян.
  5. Между 954 и 957 гг. – крещение святой равноапостольной княгини Ольги. К этому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь Св. пророка Илии.
  6. 983 г. – убийство христиан Феодора и Иоанна (отца и сына), которые почитаются Русской Православной Церковью в чине первомучеников за христианскую веру.
  7. 988 г. – крещение святого равноапостольного князя Владимира.
  8.  988г. – 1(14) августа 988 г. день крещения киевлян.

Дополнение учителя:

  1. I век – обретение образа  Христа Спасителя, обнаруженного в древнем Пантикапее (на месте нынешней Керчи).
  2.  325 г. – участие во Вселенском Соборе в Никее  епископа  Скифии.

Слова учителя: «Боже, сотворивый небо и землю, призри на новые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали страны христианские; утверди веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни», - воскликнул князь Владимир, взирая на крещение киевлян.

С этими словами 1 (14) августа 988 г. обращался святой равноапостольный князь Владимир к Богу (день крещения киевлян). И как показала последующая история Русской земли, молитва ее великого крестителя была услышана.

И прежде языческая Русь, в будущем Россия, стала оплотом мирового православия, Святой Русью.

10.  Домашнее задание.

        Отталкиваясь от текста летописи и других источников, в ролевой игре докажите преимущества основных вероисповеданий: католиков (1 группа), мусульман (2 группа), иудеев (3 группа), православных (4 группа). Важно очень тактично подойти к выполнению данного задания.

Написать сочинение: «Таинство крещения – чудо перерождения …».

Рефлексия: сегодня я узнал...

  •      было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Словарик

АПОСТОЛ (греческое apostolos – «посланник»),  (посланник) — наименование ближайших учеников Спасителя, призванных Им и посланных проповедовать евангельское учение по всему миру. Они разделяются на 12 (через непосредственное избрание к этим 12-ти сопричислен и ап. Павел) и 70 апостолов. Все они были облечены большой властью: именем 11исуса Христа творили чудеса, давали отпущение грехов, проповедовали Царство Божие. Те святые люди, которые, подобно апостолам, подъяли великие труды и подвиги для распространения христианства в той или иной стране, именуются равноапостольными.

МУЧЕНИЧЕСТВО. Принятие моральных и физических страданий и самой смерти за веру. Мученической кончиной обретается великое благоволение Божие и сияющий венец в Царстве Небесном.

   МУЧЕНИК. Человек, претерпевший за Христа и православную веру различного рода мучения и принявший насильственную смерть.

   ПОКАЯНИЕ. Признание в проступке, отречение от зла; путь к очищению; начало исправления; исток доброго дела. Покаяние предполагает непременное намерение оставить путь греховный, дурной, признание того, что в своих делах и помышлениях мы уклоняемся от нравственной нормы. Через покаяние переменяется жизнь порочная на жизнь чистую. Греческое слово покаяние («метанойя») означает «изменение». Изменение сердца, разума, образа жизни. Истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни.

РАВНОАПОСТАЛЬНЫЕ. Чин святых, особо потрудившихся в распространении Евангелия (веры Христовой) и обращении народа в  христианскую веру (Н-р, Мария Магдалина, кн. Владимир Красно Солнышко, кн. Ольга, свв. Кирилл и Мефодий).

Приложение 1

Древние летописи говорят, что св. княгиня Ольга была славянкой из Псковской земли и языческое имя ее было Прекрасна. Происходила она из рода Гостомысла, по совету которого были призваны на Русь князья-варяги. Однажды при переезде через реку Пскову она познакомилась с молодым князем Игорем и поразила его своей красотой и мудростью. После этого опекун Игоря князь Олег сам поехал за ней, привез ее в Киев и выдал замуж за Игоря, причем ее славянское имя заменил своим собственным, варяжским, и назвал ее Ольгой. В 945 г. князь Игорь был убит древлянами. Так называлось славянское племя, жившее на Волыни. Ольга, по языческому обычаю, повелевавшему вдовам мстить за смерть своего мужа, жестоко отомстила им. И так как сын ее Святослав был еще мал, она стала управлять своим народом вместо него, и управляла с мудростью и милосердием.

      В Киеве было уже много христиан, и в христианство обратилась Ольга в Киеве, но она крестилась в Константинополе, причем Патриарх благословил ее крестом с надписью: "Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги". Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 г.

В Константинополе св. Ольга была еще раз, причем посещение ее было описано императором Константином VII Порфирогенетом (или Багрянородным) - в книге его "Об обрядах и крещениях Византийской империи".

      С Ольгой была большая свита и племянник ее князь Глеб, который, по кончине ее, был убит, как христианин, князем Святославом. Крестившись, Ольга обошла всю Русскую землю с проповедью Христа и многих обратила к Нему.

      В отсутствие своего сына Святослава, занятого походами, св. Ольга воспитывала трех его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Двое старших были склонны к христианству, а Владимир был еще мал. Но окрестить их она не могла, так как отец их был убежденный язычник.  Скончалась она 11 июля 969 г. и была погребена по-христиански, без языческих обрядов. Внук св. равноапостольной Ольги вел. князь Владимир (память его 15 июля), став христианином, перенес ее святые мощи в Десятинную церковь, но во время частых разорений Киева они были скрыты в неизвестном месте.

Приложение 2

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Они были детьми воеводы, родом болгарского славянина. Св. Мефодий был старшим из семи братьев, св. Константин, в иночестве Кирилл, - младшим.

Св. Мефодий был сначала в военном звании и правил подчиненным Византийской империи славянским княжеством, по-видимому Болгарским, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, св. Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Св. Константин с малых лет отличался умственными способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, впоследствии Патриарха Константинопольского. Св. Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно он изучал творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания св. Константин был прозван Философом.

По окончании учения св. Константин принял сан и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в Высшую константинопольскую школу. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами и также одержал победу. Вскоре Константин удалился к своему брату Мефодию на Олимп, где проводил время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Однажды император вызвал святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Херсонесе (Корсуни), где готовились к благовестию. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, Папы Римского.

Затем святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Херсонес и, взяв там мощи св. Климента, вернулись в Константинополь. Св. Константин остался в столице, а св. Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал к себе Константина и сказал ему: "Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит". Св. Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 г.

Завершив перевод, святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Св. Константин отвечал им: "Вы признаете лишь три языка, достойные того, чтобы славить на них Бога. Но Давид глаголет: "Всякое дыхание да славит Господа!" Господь пришел спасти все народы, и все народы должны славословить Господа на своих языках". Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи св. Климента, Папы Римского, свв. Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, Папа Римский Адриан с клиром вышел им навстречу. Братья были встречены с почетом, Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить для освящения в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, св. Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 г., равноапостольный Кирилл преставился в возрасте сорока двух лет. Отходя к Богу, св. Кирилл заповедал брату своему св. Мефодию продолжать их общее дело - просвещение славянских народов светом истинной веры. Св. Мефодий просил Папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения в родной земле, но Папа приказал положить мощи св. Кирилла в церкви Святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины св. Кирилла Папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал св. Мефодия в Паннонию, рукоположив его в архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол св. апостола Андроника. В Паннонии св. Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию Папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа св. Мефодий продолжил евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы возвели гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим и доказал перед Папой, что сохраняет в чистоте православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии - Велеград.

Там в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, св. Мефодий указал на одного из своих учеников - Горазда как на своего достойного преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 г. в возрасте около шестидесяти лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском; погребен святитель был в соборной церкви Велеграда.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память святых равноапостольных просветителей славян чествуется с XI в.

         Жития святых первоучителей словенских были составлены их учениками в XI в. Наиболее полным жизнеописанием святых являются пространные, или так называемые Паннонские, жития. С этими текстами наши предки были знакомы со времен распространения христианства на Руси. Торжественное празднование памяти свв. первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 г.

Приложение 3

Слово «апостол» греческое и означает «посланник, представитель». Ученики Христа называются посланниками, потому что Христос их избрал для того, чтобы послать на проповедь христианства по всему миру. Вот о чем повествует Евангелие: «В те дни взошел Он (Иисус) на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.  Когда же настал день, призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и назвал апостолами (Лк. 6, 12.13)… И поставил двенадцать, чтобы с ним были и чтобы посылать их на проповедь (Мк. 3,14)… И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать (исцелять) всякую болезнь и всякую немощь… Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им говоря: «… Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте, даром получили, даром и давайте (т.е. творите добрые дела даром, т.к. сами даром получили эти таланты)» (Мф. 10, 1. 5-8).

Апостол Андрей Первозванный был первым, кого Иисус Христос призвал к себе в ученики. Апостолы Петр и Андрей были родными братьями – рыбаками. Их сердца и души стремились узнать истину, и потому еще до встречи со Христом они стали учениками Иоанна Предтечи Крестителя Господня, проповедовавшего Христа, Который еще только должен был прийти вслед за ним.

После Крещения Господня в реке Иордан Андрей и Петр сделались учениками Христовыми.

После Воскресения Христа святой апостол Андрей, как и все апостолы, отправился в другие страны проповедовать Евангелие.

Посетив Грецию, он пошел на север, в страну, которая потом назовется Святой Русью.

По реке Днепр Андрей поднялся до семи холмов, на который сегодня стоит великий город Киев, и водрузил там большой деревянный крест, сказав: «На этих горах (холмах) воссияет благодать Божия, великий город будет здесь, и Господь воздвигнет здесь много церквей».

В древнерусских летописях говорится, что апостол Андрей из Киева направился на север и проповедовал в районе современного Новгорода. С юга до севера прошел апостол русскую землю, освятив и благословив ее, и вернулся морем в Грецию, где его ожидало последнее великое испытание на верность Господу Иисусу Христу.

Остановившись в городе Патры, апостол сотворил много чудес. Больных исцелял, слепым возвращал зрение и т.д.

Чудеса и пламенная проповедь апостола почти всех жителей города обратили ко христианской вере, они приняли святое крещение. Немногие остались язычниками.

Среди этих немногих был правитель Патр Эгеат. Несмотря на то, что по молитвам святого Андрея вернулось здоровье его больным жене и брату, он продолжал в сердце своем носить злобу и совершать ужасные жертвоприношения язычески идолам (Зевсу, Венере, Артемиде и др.).

Много раз пытался Андрей растопить заледеневшее сердце Эгеата, рассказывая ему о Христе, о силе Честного Животворящего Креста, но котором Он был распят, о Воскресении Христовом. Но слова и дела апостола только привели в гнев неразумного правителя: «Раз ты так восхищаешься распятым Христом, то для тебя самого прикажу сделать крест, и ты сможешь висеть на нем, как твой Иисус!»

Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а только привязать их ко кресту. «Это чтобы ты дольше оставался жив и не умер от боли, но умер бы медленно от удушья и жажды, а все бы люди убедились в том, что ты всего лишь слабый человек и обманщик», - сказал Эгеат.

Два дня апостол Андрей висел на кресте и продолжал учить народ. На третий день Эгеат, видя, что народ сильно возмущен и готов восстать против него самого, приказал снять апостола мученика с креста, чтобы убить его тайно от всех. Но руки воинов перестали слушаться их, и они не могли исполнить приказ.

Святой Андрей увидел в этом Божий знак и стал усердно молиться: «Господи Иисусе Христе, прими дух мой!»

Вдруг яркое сияние озарило крест и распятого на нем святого Андрея Первозванного. Когда сияние исчезло, святой Андрей уже предал дух свой в руки Божии.

Произошло это в 62 году после Рождества Христова.

    Приложение 4

Св. равноапостольный вел. князь Владимир, младший сын киевского князя Святослава, родился в 963 г. Ему было только 6 лет, когда умерла воспитавшая его св. княгиня Ольга, и отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни. Через три года после кончины матери, св. равноапостольной княгини Ольги (память ее 11 июля), князь Святослав был убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали между собой войну: воевали Киев, в котором начиналось христианство, и языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир стал княжить в Киеве. С семнадцати лет он стал править самостоятельно. Первые шесть лет своего княжения он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городён (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое - Русскую землю и называться русскими. В благодарность за победу в Киеве поставили идолов языческих богов - Перуна и Велеса - и стали им приносить человеческие жертвы.

В то время Киев был большим торговым городом. Там встречались купцы со всего мира и проповедники всех вероисповеданий.

Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили ему, что, стоя в церкви, они не знали, "на земле они или на небе". Расположен был Киев на "великом водном пути из варяг в греки", то есть из Скандинавии в Грецию. И близость православной Греции сказывалась. Память о христианстве, недавно уничтоженном Святославом, была жива. По словам писателя XI в. Иакова Мниха, на молодого князя Владимира влиял и пример его великой бабки, равноапостольной княгини Ольги, "мудрейшей из людей", как ее называли современники; не мог не влиять и пример матери его, христианки княгини Малуши, и, наконец, героическая смерть свв. первомучеников Феодора и Иоанна.

Проповедник XI в. митрополит Иларион в своем "Слове о Законе и Благодати", обращаясь к покойному уже вел. князю Владимиру, говорит так "Как ты уверовал? Как вселился в тебя разум, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Не видел ты апостола, который, придя в землю твою, преклонил сердце твое к смирению... Руководясь только твоим добрым сердцем и острым умом, ты постигнул, что Един есть Бог. … Пришло к нему посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум: он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога. А особенно он всегда слышал о православной, христолюбивой и сильной вере земли Греческой, как чтут там Единого Бога в Троице и поклоняются Ему... Слыша все это, возгорелся он духом, и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю землю свою в христианство..."

Летопись говорит, что крестился он в 987 г.

Когда князь Владимир вернулся в Киев, то пришедшие с ним православные священники - родом, очевидно, болгары (Болгария была тогда подвластна Греции) - крестили киевлян при впадении речки, названной потом Крещатик, в Днепр. Они принесли с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык свв. равноапостольными просветителями славян Кириллом и Мефодием. С ними был митрополит Михаил (память его 30 сент.). В Киеве, знавшем близко христианство, утвердилось оно быстро. На севере - в Новгороде, Ростове, Муроме - язычество держалось дольше и крепче, и много понадобилось усилий князьям и проповедникам, чтобы уничтожить его.

По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности стал он осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение св. Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным. В древности на Руси не знали смертной казни. Она заменялась "пеней", то есть денежным штрафом. Св. Владимир утвердил этот обычай, говоря: "Боюсь греха". Обычай этот стал законом и вошел в Свод законов, составленный при сыне его вел. князе Ярославе под названием "Русская Правда". Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. У себя вел. князь Владимир собирал старейшин народа из всех концов Руси на совещания и устраивал для них пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах. Он созидал новые города, как, например, Владимир-Волынский, где до последнего времени существовал его дворец, Владимир в Суздальской земле и другие. Границы своих владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы крепче связать Русь воедино, он посылал своих сыновей управлять отдельными городами: Ростовом, Муромом, Новгородом, Полоцком и другими. При нем влияние варягов стало ослабевать, а значение славян усиливаться. В Киеве, на месте убиения свв. русских первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и давал на нее десятую часть своих доходов. Скончался св. равноапостольный князь Владимир 15 июля 1015 г. в любимом своем селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном его вел. князем Ярославом Мудрым.

Скончался св. равноапостольный князь Владимир 15 июля 1015 г. в любимом своем селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном его вел. князем Ярославом Мудрым.

В помощь учителю. Чрезвычайно важно отметить также и то, что в составе канонической территории Русской Православной Церкви и сегодня пребывают земли, где христианство, бесспорно, появилось уже в первые века своей истории: Крым, часть Кавказа, другие области Северного Причерноморья. Археологические находки, сделанные в Херсонесе, Керчи и многих других греко-римских поселениях Крыма, Приазовья и Новороссии, свидетельствуют о том, что христианство там распространилось уже в I-III веках.

 В 1997 г. появилось сообщение об изображении Христа Спасителя, обнаруженном в древнем Пантикапее (на месте нынешней Керчи): его датировали I в.

Согласно устойчивому и никем не оспариваемому преданию, в 101 г. по Р.Х. в Херсонесе мученически окончил свои дни сосланный сюда при императоре Траяне священномученика Климент, папа Римский, которого со времени святого Владимира почитали как одного из небесных покровителей Руси.
        На I Вселенском Соборе в Никее (325г)  упоминается среди его Отцов епископ Скифии, иначе именуемой Томитанской епархией. Блаженный Иероним (IV-нач.V в.) писал о "пламени веры" в Скифии.

                И позднее Херсонес был важным церковным центром Византийской империи. Сюда был сослан за противостояние монофелитской ереси святой папа Мартин Исповедник. Здесь же он скончался в 655 г. В IX в. в Херсонесе в ссылке находился борец с иконоборческой ересью преп. Иосиф Студит. Епархия Херсонеса Таврического просуществовала до XIV, или даже до XVI столетия.

№1

1 век (от рождества Христова) – посещение св. апостолом Андреем

Киевских и Новгородских пределов.

№2

Обретение образа  Христа Спасителя, обнаруженном в древнем Пантикапее (на месте нынешней Керчи):

его датировали I в.

№3

В 101 г. по Р.Х. в Херсонесе мученически окончил свои дни сосланный сюда при императоре Траяне священномученик Климент, папа Римский.

№4

Участие во Вселенском Соборе в Никее (325 г.)  епископа  Скифии.

№5

Упоминание  Скифии

блаженным  Иеронимом

(IV-нач.V в.в.)

№6

В 655 г. в Херсонес был сослан за противостояние монофелитской ереси святой святитель  Мартин исповедник, папа Римский. Епархия Херсонеса Таврического просуществовала до XIV, или даже до XVI столетия.

№7

VIII-IX века - знакомство славян с христианством происходит в ходе торговых контактов Византийской империей.

№8

860 гг. – Фотиево крещение Руси.

№9

861, 862 гг. – проповедь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия среди славян.

№10

Между 954 и 957 гг. – крещение святой равноапостольной княгини Ольги. К этому времени в Киеве было уже немало христиан и была церковь св. пророка Илии.

№11

983 г. – убийство в Киеве варягов- христиан  Феодора и Иоанна (отца и сына), которые почитаются Русской Православной Церковью в чине первомучеников Российских .

№12

988 г. – крещение святого равноапостольного князя Владимира.

№13

1 (14 по новому стилю) августа 988 г. –

день крещения киевлян.

Литература к уроку

                                            для учащихся

  1. М. Ю. Андрицова, Д. В. Валуев, Т. П. Довгий. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Смоленск: Унивкрсум, 2004. – 216 с.
  2. А. В. Бородина. История религиозной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.
  3. О. Н. Яшина. История русской православной Церкви: Элективный курс. – М.: 5 за знания, 2007. – 128 с.
  4. Свящ. Сергий Коротких. Мир Божий: Основы православной культуры и нравственности. Материалы для школьных уроков. Часть II. М.: ЗАО «Центр полиграфических услуг Семь и Семь», 2003. – 152 с.

Литература к уроку

для учителя

  1. Петрушенко В.И. История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М.:ПСТГУ, 20007.
  2. Таленберг Н, История Русской Церкви. Изд. Валаамского монастыря,2004.
  3. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т-1. М.: «ТЕРРА»,1993.
  4. Малков Ю. Г.. Русь Святая. Очерк истории Православия в России. – М.: «Правило веры», 2002. – 622 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"

Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...

Разработка урока "Крещение Руси", 6 класс

Разработка урока "Крещение Руси", 6 класс...

Конспект урока " Крещение Руси""

Конспект урок " Крещение Руси"   6 класс...

Презентация для урока "Крещение Руси"

Презентация использовалась для открытого внеклассного мероприятия....

Технологическая карта урока Крещение Руси

На уроке обучающиеся  изучать основные события, способствующие крещению Руси и выявять последствия этого события...

Конспект урока "Крещение Руси"

Конспект урока "Крещение Руси"...