План-конспект урока по теме "Общественный строй и церковная организация на Руси"
учебно-методический материал по истории (6 класс) на тему

Кочнева Наталья Валентиновна

Урок на тему "Общественный строй и церковная организация на Руси" разработан с учетом поурочного планирования по истории России. Учебник история России под редакцией академика РАН А.В.Торкунова 6 класс ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_konspekt_uroka.obshchestvennyy_stroy.docx317.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Урок 13.              Общественный строй и церковная организация на Руси.

Цель урока: - познакомить с изменениями в жизни восточных славян, которые способ-

                          ствовали формированию древнерусской народности;

                        - познакомить с системой управления государством, основными слоями

                          населения Древней Руси;

                        - определить сущность земельных отношений в Древней Руси;

                        - оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.                           

Планируемые результаты:

предметные: 

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; определять исторические процессы и события во времени; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников

метапредметные УУД:

коммуникативные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью

регулятивные:  формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, оценивать правильность решения учебной задачи

познавательные   владеть общими приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника

личностные УУД формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, оценивать исторические события и роль личности в истории.

Оборудование: иллюстрации  учебника; мультимедийная презентация , дополнитель-ный материал.

Тип урока: урок открытия нового знания

План урока    I. Тестовый контроль

                         II. Изучение нового материала

                   1. Формирование древнерусской народности.

                   2. Основные слои населения Древней Руси.

                   3. Земельные отношения.

                   4. Церковная организация.

                   5. Монастыри.

                   6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые.

Введение в новый материал.

     До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях.

Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

- Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

     Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

         1. Формирование древнерусской народности.

     Задание: работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

          2. Основные слои населения Древней Руси.

Перестав делиться на родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять  единое общество. Но как и других странах общество разделялось на слои, в зависимости от того чем занимались люди.

- Из каких категорий население состояло общество Древнерусского государства?

Задание: работая с п. 2 стр.70, заполнить первый столбец таблицы «Основные слои населения Древней Руси».

    3. Земельные отношения.

1) Назовите основное занятие населения Древнерусского государства.

   Задание № 2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

     Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм».

 Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала  свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

 В те времена господствовало натуральное хозяйство. 

1) Что такое натуральное хозяйство?

Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились.

- Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

 Князья присваивали пустующие земли или забирали земли соседских общин. Посреди своих владений князь строил хорошо укрепленную усадьбу, где он мог укрыться от врагов со своей дружиной. Личным хозяйством князя управлял доверенный слуга – тиун.

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

2) Как называлась земля, выдаваемая за службу и переходящая по наследству?

(Вотчина (отчина) – наследственное земельное держание, переходившее от отца к детям).

Задание: работая с материалом учебника  на стр.72, заполните вторую часть таблицы «Основные слои населения Древней Руси».

(Учебник стр. 76-77 работа со словарем.)

  4. Церковная организация.

- Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

 После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

      Задание: Работая пунктами 4-5 § 9 учебника составьте схему организации Русской православной церкви. 

     К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Христианские ценности разительно отличались от языческих. Чем?

     Задание:работая с шестым пунктом § 9 учебника «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», заполните сравнительную таблицу:

  1. Закрепление учебного материала

- Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

- Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

- Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

- Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

  1. Домашнее задание

-  параграф 9

- используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре».