"ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Ломова Маргарита Юрьевна

«История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК 13. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ (§ 9)

Основные вопросы изучения материала

1) Формирование древнерусской народности.

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения.

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

5) Монастыри.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 9. Схемы.

«Преподобная Евфросинья Полоцкая» (фильм проекта «Эпоха», Беларусь) - видео

Основные понятия и термины

Вотчина. Бояре. Закупы. Рядовичи. Смерды. Древнерусская народность. Ценности. Благочестие. Мораль. Епископ. Митрополит. Монастырь. Игумен. Миссионеры

Основные даты

Персоналии

Алипий (Алимпий) Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, Иларион и др.

Домашнее задание

§ 10 учебника.

*Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

1.Ориентационный (актуализации/повторения)

Приветствие, готовность к уроку

Беседа

2. Мотивация

Постановка цели и задачи

1.документ, в 1072 г. созданный потомками Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей)

2. Кочевые воинственные племена (половцы)

3. Событие, произошедшее 1097 г., послужившее началу раздробленности на Руси)

4. Князь, ставший Киевским князем в возрасте 60 лет (Мономах)

5. Новый свод законов, заключительная часть «Русской Правды» (устав В.В.)

6. Борьба за престол князей Рюриковичей (усобицы)

7. Установил уроки и погосты(Ольга)

8.  Его призвали на Русь (Рюрик)

9. По преданию погиб от укуса змеи (Олег)

10. Форма правления, при которой власть передается по наследству (монархия)

11.  Народное собрание (вече)

12. Искусство управления государством (политика)

13. Глава местного управления, назначенный центральной властью (наместник)

14. Крестил Русь (Владимир)

15. Вера в сверхъестественное (религия)

16.  Один из русских первых русских князей, прославился как полководец, совершавший дальние походы во многих направлениях (Святослав Игоревич)

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

- Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Работа с текстом, схемой.

Работа в группе.

Беседа

3. Новый материал

4. Закрепление

5. Домашнее задание

Работа в группах

Задание № 1. 

Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

      Задание № 2. 

Далее мы изучим вопрос «Основные слои населения Древней Руси». Заполните первую часть таблицы.:

Главным занятие на Руси было земледелие. Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала  свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани.

Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.     В те времена господствовало натуральное хозяйство, Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

      Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них своих пленных и превращали их в своих работников.  На таких землях возникали княжеские хоромы, хозяйственные постройки.

 Задание №3. 

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

     Действительно, Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

    Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

        Князья начали жаловать земельные владения своим дружинникам, а так же Церкви. Так появляются первые ВОТЧИНЫ . Но верховным собственником земли был князь.

 ЗАДАНИЕ №3  стр. 72 1-3 абзац, заполните вторую часть таблицы.

 Вопросы по второй части таблицы :

  1. Самое бесправное населении , рабы (холопы, челядь)
  2.  Как пополнялось число холопов?
  3. Как называли сельских жителей, плативших налоги? (смерды)
  4. Кто такие закупы?
  5. Рядовичи? ВЫУЧИТЬ!!!

- Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

     После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

      Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви. 

ФИЗМИНУТКА

     К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

     Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях.  Предлагаю посмотреть ролик о Киево-Печерском монастыре (История государства Российского).

- Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

- Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

- Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

- Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

-  параграф 9 пересказ

- используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре»

Давать характеристику деятельности исторических персонажей, оценивать итоги.

Определять нравственные и культурные ценности людей прошлого и выражать отношение к ним

Задание № 1. 

Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование

древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали

процессу формирования древнерусской народности.

Задание № 2. 

Далее мы изучим вопрос «Основные слои населения Древней Руси». Заполните первую

часть таблицы:

Задание №3. 

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника.

Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника

 «Церковная организация. Храмы и богослужение»,

составьте схему организации Русской православной церкви.

Дополнительный материал

МИТРОПОЛИТ

ЕПИСКОПЫ

ДУХОВЕНСТВО

D:\Рабочий стол\img7.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Презентация "Общественный строй Древней Руси"

Презентация предназначена для 6 класса по учебнику Пчелова....

презентация по истории России на тему: "Перемены в хозяйстве и общественном строе России в XVIII веке (7 класс)

Данная презентация составлена на основе учебника Д.Д. Данилова ("Школа 2100") для 7 классов. На уроке широко используется самостоятельная работа учащихся по решению проблемного задания (проблемн...

Конспект урока по истории в 6 классе "Общественный строй и церковная организация на Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

План-конспект урока по теме "Общественный строй и церковная организация на Руси"

Урок на тему "Общественный строй и церковная организация на Руси" разработан с учетом поурочного планирования по истории России. Учебник история России под редакцией академика РАН А.В.Торкунова 6 клас...

Презентация "Общественный строй и церковная организация"

Презентация "Общественный строй и церковная организация"...

Общественный строй и церковная организация на Руси. история 6 класс

Данный материал является разработкой урока истории России для 6 класса на тему "Общественный строй и церковная организация на Руси"....