6 класс контрольная работа по теме "Русь в середине XII -начале XIII века".
план-конспект урока по истории (6 класс)

Кочнева Наталья Валентиновна

контрольная работа по теме может быть использована на заверщающем этапе урока повторениея обощения и систематизации знаний по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.15 КБ
Файл 6_klass_konspekt_uroka.docx317.89 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«Русь в середине 12 - начале 13 века»

Вариант 1

1.Выпишите  политические  причины раздробленности.

  1. Князья-наместники имели свой аппарат управления
  2. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а  собственного князя, отстаивающего его интересы.
  3. В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования престола.
  4. Господство натурального хозяйства.
  5. Возвышение новых городских центров.
  6. Упадок торгового пути «из варяг в греки».
  7. Оседание княжеской дружины на землю.

2. Соотнесите имена князей и прозвища.

А)Всеволод                1-Боголюбский

Б)Юрий                 2-Осмомысл

В)Андрей                3- Долгорукий        

Д)Ярослав                 4-Большое гнездо

3.  Верховная власть во Владимиро-Суздальской земле принадлежала.

1)вече                2) князь         3) посадник                 4) князю и боярам.

4. Князь не имел право вмешиваться в дела городской общины

1) Владимир-Волынский                 2) Суздаль         3) Новгород

5. Первое летописное упоминание о Москве состоялось в

1) 1097 г.        2) 1111 г.          3) 1147 г.          4) 1157 г.

6. Верховная власть в Новгороде принадлежала

1) Тысяцкому 2) Посаднику 3) Вече  4) Владыке (Архиепископу)

7. Высшее должностное лицо Новгорода

1) тысяцкий 2) посадник  3) князь  4) владыка(архиепископ)

8. Героями новгородских былин были купцы и мореплаватели, потому что:

1) одним из главных занятий новгородцев была торговля и мореплавание

2) новгородцы строили и продавали корабли  

 3) правителей Новгорода избирали из числа мореплавателей

9. Большое количество берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, свидетельствуют о (об):

1) развитии ремесла    2) отсутствии на Руси книг    3) образованности населения

10. Одна из причин возвышения Владимиро-Суздальского княжества:

1) близость к степному побережью    2) защита от внешних врагов полосой высоких гор

3) обилие удобных для пашни плодородных земель

11. Отметьте верные утверждения.

1) новгородцы сосредоточили все свои усилия на развитии земледелия и скотоводства

2) верховной властью в Новгороде обладало вече

3) в политической жизни Галицко-Волынского княжества бояре играли незначительную роль

12. Определите имя исторического деятеля

При этом правителе Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Был признан старейшиной рода потомков Владимира Мономаха. По мнению автора «Слово о полку Игореве», его войско было настолько велико, что могло « Дон шлемами вычерпать». Объявив о походе на Чернигов, он разгромил войско союзников противников в Рязанском княжестве, пленил 6 князей и сжег Рязань.

                                           Вариант 2.

1.Выпишите  экономические  причины раздробленности.

1)        Князья-наместники имели свой аппарат управления

2)        Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а  собственного князя, отстаивающего его интересы.

3)        В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования престола.

4)        Господство натурального хозяйства.

5)        Возвышение новых городских центров.

6)        Упадок торгового пути «из варяг в греки».

7)        Оседание княжеской дружины на землю.

2. Соотнеси должности и обязанности.

1.посадник                   А. хранил казну, ведал государственными землями, участвовал в руководстве

2. архиепископ                внешней политикой

3. тысяцкий                 Б. осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом,

4. князь                             возглавлял в походах городское ополчение

                                       В. возглавлял все вооруженные силы Новгородской республики в случае войны

                                       Г. ведал всеми Новгородскими землями, назначал и смещал различных

                                          должностных лиц, руководил внешней политикой

3. К середине XII в. Русь распалась на:

1) 105 самостоятельных княжеств   2) 5 самостоятельных княжеств   3) 15 самостоятельных княжеств

4. Юрий Долгорукий получил свое прозвище благодаря тому, что:

1) имел длинные руки    2) любил присваивать плоды чужого труда   3)стремился присоединить к своему княжеству другие земли

4. Годы правления Андрея Боголюбского:

1) 1157-1174    2) 1148 – 1162   3) 1121 – 1154

5. Форма правления в Новгородской земле:

1) республика    2) монархия    3) империя

6. Право собирать налоги , ведать торговым судом и возглавлять в походах ополчение в Новгороде принадлежало:

1) посаднику   2) тысяцкому    3) владыке    4) князю

7. Во Владимиро- Суздальском княжестве князья стали полновластными правителями потому, что:

1) северо-восточные земли осваивались по инициативе князей, которые не допускали вечевых вольностей

2) этим краем владели князья, отличившиеся крутым нравом

3) князей поддерживало вече

8. Выберите из списка ТРИ основные  категории населения Новгорода.

1) холопы   2) купцы    3) бояре    4) крестьяне   5) монахи-отшельники    6) ремесленники

9. К причинам активного переселения людей с Юга Руси в междуречье Оки и Волги относится:

1) спасение от половецких набегов    2) хороший климат, черноземные плодородные почвы

3) стремление передать земли междуречья под контроль печенегов

10. Дважды захватывал Киев (в 1149 и 1155) князь:

1) Всеволод Большое Гнездо   2) Мстислав Великий    3) Юрий Долгорукий

11. Отметьте верные утверждения.

1) первое упоминание о Москве относится к 1147г.

2) младшему сыну Владимира Мономаха Юрию Долгорукому  удалось объединить русские земли в единое государство

3) отсутствие собственной княжеской династии позволило Новгородской земле избежать дробления и сохранить свое единство.

12. Определите имя исторического деятеля

Свое прозвище этот князь получил из-за постоянного посягательства на чужие земли. Активно участвуя княжеских усобицах, превратил Ростово-Суздальскую землю в независимое княжество. Он дважды захватывал Киев. После его смерти киевляне разграбили княжеский двор, убив много его приближенных.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Урок 15.              Повседневная жизнь населения.

Цель урока: - познакомить с особенностями быта жителей Древней Руси, повседневной

                          жизнью русского народа, нравами, обычаями;

                        - определить влияние климатических условий на особенности одежды жи-

                          телей Руси;

                        - характеризовать образ жизни различных слоев населения

Планируемые результаты:

предметные: 

учащийся научится использовать иллюстрации учебника как источник информации, проводить поиск информации в исторических текстах, в том числе в учебнике, объяснять причины сходств и отличий в образе жизни разных социальных слоев общества Древней Руси.

метапредметные УУД:

коммуникативные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью

регулятивные:  формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, оценивать правильность решения учебной задачи

познавательные   владеть общими приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника

личностные УУД формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, осмысливать роль и значение истории в жизни человека; воспитывать патриотизм; осознавать свою этническую принадлежность.

Оборудование: иллюстрации  учебника; мультимедийная презентация , дополнитель-ный материал.

Тип урока: урок открытия нового знания

План урока    I.

                         II. Изучение нового материала

                   1.

Введение в новый материал.

     До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях.

Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

- Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

     Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

         1. Формирование древнерусской народности.

     Задание: работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

          2. Основные слои населения Древней Руси.

Перестав делиться на родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять  единое общество. Но как и других странах общество разделялось на слои, в зависимости от того чем занимались люди.

- Из каких категорий население состояло общество Древнерусского государства?

Задание: работая с п. 2 стр.70, заполнить первый столбец таблицы «Основные слои населения Древней Руси».

    3. Земельные отношения.

1) Назовите основное занятие населения Древнерусского государства.

   Задание № 2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

     Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм».

 Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала  свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

 В те времена господствовало натуральное хозяйство. 

1) Что такое натуральное хозяйство?

Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились.

- Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

 Князья присваивали пустующие земли или забирали земли соседских общин. Посреди своих владений князь строил хорошо укрепленную усадьбу, где он мог укрыться от врагов со своей дружиной. Личным хозяйством князя управлял доверенный слуга – тиун.

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

2) Как называлась земля, выдаваемая за службу и переходящая по наследству?

(Вотчина (отчина) – наследственное земельное держание, переходившее от отца к детям).

Задание: работая с материалом учебника  на стр.72, заполните вторую часть таблицы «Основные слои населения Древней Руси».

(Учебник стр. 76-77 работа со словарем.)

  4. Церковная организация.

- Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

 После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

      Задание: Работая пунктами 4-5 § 9 учебника составьте схему организации Русской православной церкви. 

     К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Христианские ценности разительно отличались от языческих. Чем?

     Задание:работая с шестым пунктом § 9 учебника «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», заполните сравнительную таблицу:

  1. Закрепление учебного материала

- Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

- Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

- Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

- Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

  1. Домашнее задание

-  параграф 9

- используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок по теме "Русь в середине XII - начале XIII в."

Повторительно - обобщающий урок по теме "Русь в середине XII-XIII в." (6 класс) к учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. Опубликовано 5.05. 2018 г. - Николаева Аида Николаевна. Урок...

Конспект урока истории «Русь в середине XII – начале XIII вв.», 6 класс

Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токар...

Тест по истории для 6 класса на тему: «Русь в середине XII – начале XIII века».

Тестовые задания составлены для повторения главы 3 учебник 6 класса по истории авторов Андреева,Фёдорова....

Кроссворд по теме "Русь в середине XII – начале XIII века" для 6 класса

Кроссворд по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»К учебнику Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефанович П.С. Токаревой А.Я. История России, 6 класс (параграфы 12 – 14)[...

Повторение "Русь в середине XII – начале XIII веков".

Представлены задания , способствующие формированию у учащихся УУД при изучении истории. Предложены задания на знание хронологии, исторических фактов,работу с фактами, работу с историческими источникам...

Проверочная работа для 6 класса по истории России. Тема "Русь в IХ веке — начале XIII века"

Проверочная работа по истории России соответствует содержанию и структуре учебника «История России. 6 класс» под редакцией А. В. Торкунова (издательство «Просвещение»). Проверо...

Контрольная работа по истории России "Русь в середине XII – начале XIII вв.", 6 класс

Контрольная работа по истории России "Русь в середине XII - начале XIII вв." для 6 класса. Адаптирована под задания ВПР...