Урок истории "Отечественная война 1812 года!
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

 Кищук Наталья Семеновна

 Урок технологии развития критического мышления.

 

 Обучающимся частично известен материал, так как изучали «Отечественную войну 1812 года» в 4 и 8 классах, поэтому целесообразно использовать эту технологию, она позволяет оценить имеющиеся знания, получить новые знания, идеи, точки зрения.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок истории114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Тема урока: « Отечественная война 1812 года»

                                                                                Урок разработала: Кищук Н.С.

 Урок технологии развития критического мышления.

 Обучающимся частично известен материал, так как изучали «Отечественную войну 1812 года» в 4 и 8 классах, поэтому целесообразно использовать эту технологию, она позволяет оценить имеющиеся знания, получить новые знания, идеи, точки зрения.  

 В результате урока обучающийся сможет:

      Предметные. Охарактеризовать социально - политическую обстановку в мире накануне Отечественной войны, организовать изучение истории войны,

определить и назвать причины, породившие войну.

     Метапредметные. Систематизировать знания по теме, проанализировать исторические документы, формировать умение работать с текстом, выделять главное, делать выводы.

    Личностные. Задуматься над причинами и последствиями этой войны,  выразить своё отношение к событиям 1812 года. Сформировать чувство гордости и любви к Родине на примерах героизма и мужества русского народа.

 Оборудование: карта « Отечественная война 1812года», схема  «Бородинское сражение», наборы открыток, портреты героев, полководцев Отечественной войны 1812 года.

Метод обучения: частично – поисковый, репродуктивный.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная групповая.

Ход урока

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

  Оргмомент

Приветствует обучающихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места

 

 

 

 

 

 

Приветствуют преподавателя, проверяют готовность места, настраиваются на работу

Актуализация, целеполагание, мотивация (вызов)

Вступительное слово и беседа с обучающимися о внешней политике России в начале XIX в., отношениях с Францией

Объявляет тему урока «Отечественная война 1812 г.» Что вы знаете о ней?

На основе ответов обучающихся заполняет на доске таблицу ЗХУ графу «знаю»

Предлагает вспомнить алгоритм изучения войн

Помогает формулировать вопросы для 2 графы таблицы ЗХУ «хочу знать» используя алгоритм войн

Называют основные направления внешней политики, условия Тильзитского мира, участие России в континентальной блокаде.

Вспоминают все, что знают об Отечественной войне 1812 г.

 

Заполняют в таблице ЗХУ графу «знаю» у себя в тетрадях.

 

Вспоминают алгоритм изучения войн ( см. приложение №1)

Формулируют вопросы к графе «хочу знать» таблицы ЗХУ используя алгоритм войн ( см. приложение № 2)

 

Изучение нового материала и его закрепление (осмысление). Рефлексия.

Делится  на 5 групп, каждой группе дается пакет с материалами для изучения и соответствующий пункт в учебнике (Приложение 3) Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать.

Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ графы «узнал»

Изучают материалы учебника и пакета, карту, схему, обсуждают изученный материал, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись.

Выступления представителей групп перед аудиторией, предложения по записи в графу «узнал»

Записи в таблицу ЗХУ в графу «узнал» в соответствии с поставленными вопросами, предложениями выступающих и дополнениями преподавателя

Подведение итогов

урока

Предлагает просмотреть записи в тетрадях и определить причины победы России в Отечественной войне 1812 года, какое значение и последствия она имела

Даю задание «Найти ошибку» (Приложение 4)

Определяют причины победы, записывают в тетрадь, обсуждают значение и последствия победы.

 

 

Ищут ошибки и отвечают.

 

 

 

 

Домашнее задание

Прочитать содержание учебника §53 В.В.Артёмов, Ю.Н.Лубченков.

Дидактический материал: статья « Наполеон Бонопард» стр.150 -160.

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии к внеаудиторной самостоятельной работе.

       Алгоритм изучения войн                                         Приложение № 1

1. Причины войны

2. Повод к войне

3. Участники и соотношение сил

4. Ход военных действий ( хронология событий)

5. Итог войны Условия мирного договора

6. Причины победы или поражения

7. Значение и последствия.

 Для активизации мыслительной  деятельности обучающиеся выполняют задание: записать слова ассоциации к термину «война». ( горе, несчастье, разрушение, смерть и т.д.)

                                                                                                            Приложение №2

                                                                                                                                                              

                               Отечественная война 1812 года

 

Знаю

               Хочу знать

                    Узнал

 

1.Какую роль сыграли войны начал XIX века на экономическое и политическое положение России. ( с Ираном,Швецией, Турцией)

 

 

 

2.Причины войны. Соотношение сил.

 

 

3.Были ли у России союзники? Если да, то какие страны?

 

 

4.Каково было положение русской армии накануне войны?

 

 

5. Как наступала французская армия.Первые сражения.

 

 

6.Бородинское сражение.Его итоги. Есть ли победители в этом сражении.

 

 

7.Герои войны. Какие подвиги особенно запомнились. 

 

 

8.Какую роль сыграло партизанское движение? 

 

 

9. Почему была сдана Москва, каковы последствия? 

 

 

 10.Как происходило отступление французской армии?

 

 

 11. Причины победы русской армии. Значение.

 

 

 

 

                                                                                                                                                       Приложение № 3

Задания для групп

1 группа

  Причины войны, соотношение сил, планы, достоинства и недостатки французской и русской армий. Одинаковы ли были причины со стороны России и Франции.

  1) прочитать в учебнике в § 53 пункт «Начало войны. Планы и силы сторон»

  2) изучить дополнительные материалы

  3) обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед аудиторией.

Дополнительные материалы.

Приказ Александра I по Русской армии. Вильно. 13 июня 1812 г.

 « Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всём нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь ещё примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне.Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши открыл первым войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остаётся нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я свами. На начинающего бог.»

Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли воины покоренных народов Европы, т. е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е.  все мужчины призывного возраста  служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е.  из определенного  числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.

План Наполеона

 Всей массой войск вклиниться между русскими армиями, окружая каждую из них; разбить их в пограничных генеральных сражениях. Срок компании 1 месяц

2 группа

Наступление французской армии. Отступление русских войск – позорное бегство или продуманная тактика?

1) прочитать текст в учебнике в § 53 пункты «Смоленское сражение»,  назначение Кутузова главнокомандующим, его дальнейшие планы войны.

2) изучить дополнительные материалы

3) смотреть карту

4)  обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед аудиторией.

Дополнительные материалы.

«Здесь приходит конец таким местам, где население за нас;  все готовы либо защититься, либо бежать; везде меня встречали неприязненно, с упреками и бранью. Никто ничего не хотел давать; мне приходилось брать самому, насильственно и с риском, меня отпускали с угрозами и проклятьями. Мужики вооружены пиками, многие на конях; бабы готовы к бегству и ругали нас так же, как и мужики (французский офицер Роос)

« 27-гоНаполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р.Вилию, и направился форсированным маршем к северу…» (И.Руа)

3 группа

 Наполеон открыто говорил о том, что не желает иметь в Европе государство сильнее чем Франция……… Бородинское сражение.

1) прочитать текст в учебнике в § 53 пункт «Бородино», документ «Из заявления М.И.Кутузова».( август 1812г.)

2) изучить дополнительные материалы

3) смотреть карту и схему, картина «Совет в Филях»

4)  обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед аудиторией.

Дополнительные материалы.

1 - я Барклай

2 –я Багратион

3 –я Тормасов

Численность

120 тыс. чел.

49 тыс. чел.

58 тыс. чел

Расположение

На севере Литвы, прикрывая Петербург.

На юге Литвы, прикрывая направление на Москву

На Волыни, прикрывая направление на Киев.

Наполеон говорил: « Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я  возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце».

 Французская армия считалась « Великой армией» ( 600 тыс. чел.)

Кто победил в Бородинской битве?

Мнение историков

Документ 1.

«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву»                                                                              Б.С.Абалихин

Документ 2.

«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской»                              Е.В.Тарле                                                         

Документ 3.

«То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армию»

                                                                                             А.З Манфред                       

Документ 4.

«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции»

                                                                                                  Н.А.Троицкий

Мнение современников

Документ 5.

«Французская армия расшиблась о русскую армию»  

                                                                                                 А.П.Ермолов

Документ 6.

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»                                                                   Наполеон                                     

Мнение писателя

Документ 7.

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа… Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленский дороге, погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновский Франции, на которую первый раз под Бородином наложена рука сильнейшего духа противника».   Л.Н.Толстой                                                                                            

4 группа

Партизанское движение, герои войны.

1) прочитать текст в учебнике в § 53 пункт « Партизанское движение»

2) изучить дополнительные  материалы

3)  обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед аудиторией.

Дополнительный материал.

                                            ДАВЫДОВ  Денис  Васильевич

(16.07.1784-22.04.1839 гг.)

военачальник, герой Отечественной войны 1812 г., поэт, писатель.

 Д. В. Давыдов родился в Москве в богатой дворянской семье, с детства мечтал стать военным. Он получил хорошее домашнее образование, в 1801 г. начал службу в Кавалергардском полку. Кроме интереса к военной службе, у него рано проявилось пристрастие к литературному творчеству. Он не боялся писать эпиграммы и стихотворения, в которых высмеивал придворных и даже самого императора Александра I. Острое перо сослужило Д. В. Давыдову плохую службу. В 1803 г. за басни «Голова и ноги» и «Река и зеркало» он был переведен из кавалергардов в Белорусский гусарский полк.

В 1806 г. с позволения императора Давыдова перевели в лейб-гвардии Гусарский полк. В 1807-1808 гг. молодой офицер в качестве адъютанта генерала П. И. Багратиона принимал участие в войнах против наполеИИакой Франции и Швеции.

Отечественная война 1812 г. застала его в должности командира батальона Ахтырского гусарского полка. В августе 1812 г. Давыдов предложил Багратиону контролировать движение французских обозов, которые следовали по Смоленской дороге от западных границ к Москвепочти без охраны. Получив под своюкоманду несколько сотен казаков и гусар, Давыдов начал громить и уничтожать французские обозы. Его действия оказались настолько успешными, что Кутузов регулярно стал направлять в тыл французов партизанские отряды. Отряд Давыдова успешно воевал у Вязьмы, под Ляховом, Копысом, Беличами. Его отряд освободил г. Гродно.

В 1813-1814 гг. Давыдов участвовал в Заграничных походах русской армии. После войны он дослужился до начальника штаба 3-го пехотного корпуса. В 1822 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Три года спустя получил приглашение лично от нового императора Николая Iвернуться на военную службу. Принимал участие в русско-персидской войне 1826-1828 гг. и в подавлении польского восстания 1830-1831 гг.

Во время службы в армии он продолжал заниматься литературным творчеством: писал стихи, мемуары, историко-публицистические статьи. Его перу принадлежат работы «Опыттеории партизанских действий», «Дневник партизанских действий», «Мороз ли истребил французскую армию в 1812 г.?» и др. Он по праву считается создателем оригинального стихотворного жанра – гусарской лирики, воспевающей романтику военной службы, удалую жизнь молодых офицеров. Д. В. Давыдов стал прототипом гусара Денисова в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого.

СЕСЛАВИН Александр Никитич

(1780-25.04.1858 гг.)

 герой Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенант (1814 г.).

В 1798 г. А. Н. Сеславин окончил Артиллерийский и инженерный кадетский корпус и служил в гвардейской конной артиллерии. Он участвовал в войнах с наполеоновской Францией в 1805-1807 гг. и русско-турецкой войне 1806-1812 гг. В начале Отечественной войны 1812 г. Сеславин был адъютантом командующего 1-й Западной армией генерала М. В. Барклая-де-Толли. Он участвовал в сражениях у Островно, под Витебском и Смоленском. В Бородинском сражении он вместе с Барклаем-де-Толли возглавил атаку кавалергардского и конногренадерского полков и отразил опасный прорыв неприятельской конницы. Из 12 адъютантов Барклая после этой атаки в строю осталось трое, и среди них капитан Сеславин.

В сентябре 1812 г. его назначили командиром партизанского отряда, действовавшего в районе г. Боровска. Именно Сеславин обнаружил направление отступления армии Наполеона из Москвы. Он оставил свой отряд в лесу и приблизился к дороге. Скрываясь за деревьями, он увидел, что по дороге движется французская армия, разглядел даже карету Наполеона. Он немедленно сообщил в штаб М. И. Кутузова о выдвижении французских войск к Малоярославцу. Русские войска двинулись к городу наперерез французским войскам, Сеславин участвовал в преследовании отступающих неприятельских войск, содействовал армейским частям в освобождении городов Вязьма, Борисов, Вильно.

Во время Заграничного похода русской армии 1813-1814 гг. А. Н. Сеславин командовал гусарским полком, вместе с которым он принял участие в Лейпцигском сражении в октябре 1813 г. За проявленную в этом сражении отвагу он получил чин генерал-майора.

В 1820 г. А. Н. Сеславин вышел в отставку, уехал на родину в село Есемово Ржевского уезда Тверской губернии, где и скончался в апреле 1858 г.

 Герои войны. Примеры : генерал – лейтенант Н.Н.Раевский вместе с сыновьями повёл полк в атаку, генерал Кульнев, потеряв обе ноги командовал отрядом и др.

Дурова Надежда Андреевна

(1783 – 1866 гг.)

Первая в России женщина – офицер, писательница. В 1806 году выдав себя за мужчину, вступила в кавалерский полк, участвовала в войнах со Францией в 1807 и 1812-14 годах, ординарец М.И. Кутузова

5 группа

Отступление и гибель «Великой армии»

1) прочитать текст в учебнике в § 53 пункты «Тарутинский маневр», «Гибель «Великой армии»,

документы  « Из воспоминаний современника о бесчинствах французов в Москве»

 « «Из воспоминаний адмирала П.В.Чичагова о « Переправе французов через Березину»

 «Переправе французов через Березину».

2). изучить дополнительные материалы

3) смотреть карту

4) обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед аудиторией

Дополнительные материалы.

Отступление французской армии

Документ 1.

«Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади, падавшие на дороге, тут же съедались»                                                           “Французский офицер Бонне”

Документ 2.

«Я никогда не буду в состоянии описать тебе положения, в котором мы находимся со времени выступления нашего из Москвы. Мы беспрестанно в тревоге от неприятеля и казаков, сопровождающих нас днем и ночью, среди мертвых и умирающих, без жизненных припасов и в местах, уже за три месяца совершенно разоренных»                                                        « Французский офицер Балари»

                                                                                        

Документ 3.

«Провизия, взятая из Москвы, приходила к концу, каждый дрожал над своим провиантом и старался уединиться, чтобы съесть кусок добытого им хлеба. Наши лошади также страдали. Скверная солома, снятая с крыш домов, была их единственной пищей»

                                                                                       “Французский офицер Лабом»

Документ 4.

«К столь многочисленных бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. С каждым днем становиться все холоднее, и в скорее мороз должен соединиться с голодом, чтобы уничтожить нашу армию, эту армию, которая была столь прекрасною при переходе через Неман»

                                                                                      “Французский офицер Франсуа”

Документ 5.

«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего не евших, такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но тем не менее желают боя, чтобы согреться, а может быть, надеются найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии»

                                                                                     “Французский офицер Ложье

 

                                                                                                                                                          Приложение № 4

 

Найдите ошибки

 

Найдите в тексте все ошибки.

1. 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрозненные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6  июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности.

Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр Iрешил назначить главнокомандующим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сентября. И сразу же началась подготовка к генеральному сражению.

Задание на дом: § 53, логическое задание.

Используемая литература:

1) Современные педагогические технологии в профильном обучении. О.Б.Даутова. О.Н.Крылова.

    Санкт – Петербург. 2006 г. Изд. КАРО

2) ж. Преподавание истории и обществознания в школе № 3 2010 г.

3) ст. Е.В.Саплина «Как сделать эффективным урок истории»

4) ст. Г.А.Русских «Технология развития критического мышления»

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Отечественная война 1812 года", 8 класс

Цель урока познакомить учащихся с ярчайшим подвигом российского народа во время Отечественной войны 1812 года....

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

Цитаты к уроку " Отечественная война 1812 года"

Данный материал можно использовать для оформления доски в качестве приложения к уроку....

Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства"

Презентация сопровождает урок "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства". Урок интегрированного курса история и изо, разработанного учителями Козиной Н.А., Неводовой О.А....

презентация урока "Отечественная война 1812 года" 8 класс

презентация темы: "Отечественная война 1812 года" 8 класс...

Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года"

Презентация является сопровождением для урока. В ней используются картины знаменитых художников о событиях войны 1812 года. Презентация помогает создать настроение. На отдельных кадрах конкретные вопр...

разработка урока "Отечественная война 1812 года".

Данный разработку  урока можно применять на уроках истории в 8 и 10 классах. К уроку прилагается электронная презентация....