Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.
методическая разработка (8 класс) на тему

Гордеева Эвелина Вячеславовна

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_1812_god.ppt40 КБ
Файл urok-istoriya-1812.docx62.46 КБ
Office presentation icon 1812_voyna.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года».

Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Учителя: литературы и истории- Гордеева Э.В.

Английского языка- Колоскова А.Ю.

Географии- Крылова А.Ю.

Цели урока:

  1. рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне россий ского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер; 
  2. воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
  3. развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
  4. дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами  как русского ,так и английского языка.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1.  Обобщить знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года.
  2. Акцентировать их внимание на важнейших событиях, определить их значение в ходе войны.
  3. Показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев.
  4. Рассмотреть итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы.

Воспитательные:

  1. Формирование эстетических идеалов  и гражданственных.

 Развивающие:

  1. Обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
  2. Обеспечить развитие дискуссионных навыков;
  3. Обеспечение ситуации эмоционального переживания.
  4. Формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли.
  5. Продолжить формирование материалистического мировоззрения.

ТИП УРОКА: Уроки «Новый материал», «Обобщение знаний», «Игровой»

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», компьютерная презентация, тестовый материал.

Планируемый результат:

Предметный :

системное обобщение знаний по теме «Гражданская война в США» и развитие навыков по овладению английским языком.

Личностный:

1)Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу и перечитать любимых автора; развивать навыки по английскому языку.

2)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроках по  зарубежной литературе опыта.

Метапредметный:

 полученные навыки по развитию речи и умению вести  диалог, выстраивать систему аргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат; развитие навыков по английскому языку способствует успешности в любой выбранной профессии.

План урока:

I.  Игровой момент. Проверка домашнего задания.

II. Вторжение Наполеона в Россию.

III. Бородинское сражение.

IV. Совет в Филях и оставление Москвы.

V. Отступление и гибель «Великой армии».

Новые термины и даты: 1812,  Отечественная война,  26 августа 1812 г. Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение,  флеши,  редут, батарея, фураж.

Оборудование: контурные карты «Отечественная война 1812 г.», индивидуальные атласы «История России XIX в.», цветные карандаши/ручки.

Предварительная подготовка: Отдельные учащиеся готовят сообщения: «Полководец М. И. Кутузов», «Герои-партизаны: Д. Давыдов, Фигнер, Сеславин, В. Кожина», «Война 1812 г. в русской поэзии» (учащийся должен найти и выучить два отрывка из «Бородино» М. Ю. Лермонтова и отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Ход урока.

Тема и эпиграф к уроку:

“Война двенадцатого года настала.

Кто же нам помог?

Остервенение народа, Барклай, зима

Иль русский Бог?”

А.С. Пушкин

Театрализованная сценка: диалог Александра первого с французским дипломатом Арманом Коленкуром (на основе подлинных документов эпохи).

I. Проверка домашнего задания

Назовите основные направления внешней политики Александра I.
(Ближневосточное и европейское направления.)

Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.? (С конца XVIII в. В Европе шли непрерывные войны, в которых коалиция евро пейских держав во главе с Англией противостояла республиканской Франции. С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной, захватнической политикой Франции.)

Почему Россия оказалась вовлечена в пожар европейских войн в на чале XIX в.? {Надежды Александра I избежать участия в междуна родных конфликтах   не оправдались, т.к. Франция перестала счи таться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние как на Западе, так и на Востоке.) 

Каковы были цели антинаполеоновких коалиций? Кто были союзни ками России в войне против Наполеона в 1805 г.? {Установить в Ев ропе порядок, который не позволил бы Франции вести захватниче скую политику и угрожать независимости соседних государств. Союзники - Англия, Австрия.)

В чем причины военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?
(Главная причина - несогласованность действий союзников. Образовавшаяся коалиция была непрочной, каждый из ее участников имелсобственные интересы.) 

Каково было основное условия Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно для России? (Присоединение к континентальной бло каде против Англии. Чрезвычайно невыгодно - означало ухудшение ее экономического положения, подрыв экономических интересов рус ского дворянства и купечества.)

Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней по литике России? (Поставило во враждебные отношения с Англией; заставило вступить в войну со Швецией, которая отказалась при
соединиться к континентальной блокаде.)

 

Чем закончилась война со Швецией? (Присоединением к России Фин ляндии  по  Фридрихсгамскому договору,  подписанному в августе 1809 г.)

 

Что такое «восточный вопрос»? Какое значение он имел для внешней политике России? (Это международная проблема, возникшая в сере дине XVIII в. и связанная с ослаблением османской империи и борьбой между европейским державами за раздел ее владений в своих инте ресах. Для России «восточный вопрос» заключался в обеспечении вы годных судоходных режимов через проливы Босфор и Дарданелл, от чего зависела безопасность черноморского побережья России и экономическое развитие южных окраин страны. Кроме того, Россию связывали дружественные отношения с народами Балканского полу острова, помощь этим народам в их борьбе за освобождение от ига Османской империи.)

Чем закончилась русско-турецкая война 1896-1812 гг.? {Бухарест ским мирным договором, по которому Бесарабия, часть черномор ского побережья Кавказа с городом Сухум перешли к России.)

 

II. Вторжение Наполеона в Россию Беседа с учащимися и работа с учебником. Использованы учебники как по Всеобщей истории, так и по истории России.

Назовите причины войны 1812 г. между Россией и Францией.

ИКТ: НАЙТИ В ВИКИПЕДИИ-СРАВНИТЬ С МАТЕРИАЛАМИ УЧЕБНИКА.

Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армий
России и Франции.

Запись на доске и в тетради:

К июню 1812 г.: французская армия - не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия; российская армия - около 220 тыс. чел., рекрутская система комплекто вания.

Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской
и французской армий?

(Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую по ловину составляли войны покоренных народов Европы, т. е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу — жаж де славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины при зывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять вой ска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплек товалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа муж чин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского на селения страны не были обучены военному делу.)

Каков был характер войны для обеих сторон? (Отечественная, война для России, защита свободы и независимости своей Родины. Захват ническая и грабительская для армии Наполеона.)

Какую реку должны были перейти французские войска для вторже ния в Россию? (Неман.)

Запись на доске и в тетради:

12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона вторглась на территорию России. С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми перепра вились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на рус ский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их сторо ны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена та кой угрожающей.

Работа с контурной картой

Отметьте на карте расположение русских армий и их численность на  кануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман.

Обратите внимание учащихся на то, что каждая армия подчинялась своему командующему.

Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон: «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое
сердце».)

Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)

Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими дале ко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной француз ской армии.

Вся переписка французских генералов в первый период кампании на полнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его (см. До полнительные материалы: урок 4 (II вариант), группа I, документ 2).

Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Ви тебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель сообщает и показывает на карте.)

-    Назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии.

В Смоленске, 22 мая (3 августа) 1812 г. Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование, как военному министру. Вывод: план Наполеона сорван.

В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику не медленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновни ком отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Его обвиняли: Багратион, Ермолов, Платов, Сен-При и масса второстепен ных лиц. Его обвинили даже в измене. Легендарный Платов после сдачи Смоленска в запальчивости воскликнул: «Вы видите, я одет только в плащ! Я никогда не надену больше русского мундира, так как это стало позор ным». Эти слова, <...> сказанные в минуту раздражения, несправедливы по отношению к Барклаю - человеку, который вопреки всем спас и продолжал спасать русскую армию. «Что касается до меня лично, - писал он в одном из писем, - то я не питаю иного желания, как доказать пожертвованием моей жизни мою готовность служить отечеству в каком бы то ни было чине и по ложении».

Однако слухи об измене стали распространяться по всей России, и во прос о назначении нового командующего был поставлен в конце концов го лосом народным.

Кто же виноват в том, что Барклай де Толли попал в такое положение? Император, и только он. Ведь Барклай, с самого начала не облеченный полнотою власти, не мог требовать безусловного повиновения не только о Баг ратиона, но и от второстепенных лиц.

(Недаром помнит вся Россия....)

Запись на доске и в тетради:*

8(20) августа 1812 г. - М. И. Кутузов был назначен главнокомандующим
русской армии.

Сообщение учащегося: «Биография М. И. Кутузова» (см. Дополнитель ные материалы, I).

Чтение стихотворения

Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

В городах шло формирование ополчений в помощь армии.

—  Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение. (Ополчение - военное форми рование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось в начале XVI11 в. во время смуты для изгнания поляков из Москвы и России.)

III. Бородинское сражение Работа с контурной картой.

Игровой момент: разговор солдат русской и французской армии.

Слово учителю географии: борьба стратегий- это и борьба за правильное расположение войска на территории противника. Мало кому известен факт того, что отчаянное сражение под Шевардино , когда русские сражались с вчетверо превосходящими силами французов- это сражение за расположение войск на Бородинском поле.

Далее- совместная работа Крыловой Е.Д. у карты Бородинского сражения с рассказом по плану:

  1. Работа французских разведчиков- топографов на русской территории.
  2. Территория поля- топографический анализ пространства.
  3. Расположение французского и русских войск.
  4. Частичное топографическое преимущество русских, полученное благодаря подвигу русских воинов под Шевардино.
  5. Слабые места русского войска, обусловленные топографией.

Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сра жения, которое решил дать М. И. Кутузов.

Запись па доске и в тетради:26 августа 1812 г. - Бородинское сражение. Работа с картой-схемой «Бородинское сражение» и чтение соответст вующих описаний сражения в учебниках. Один из учеников зачитывает определения терминов:

Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла; Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.

Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение.

Кавалерия - конное войско. Пехота - пешее войско. В XIX в. - инфантерия.

Артиллерия - 1) огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) род войск с таким вооружением.

 

Чтение стихотворения

Ученики читают стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»: Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой.

Слово учителя литературы Гордеевой Э.В.

Неудивительно, что столь грандиозное событие, как битва под Бородино, нашло отражение в русской литературе. Всемирно известный великий русский писатель Лев Толстой написал грандиозный роман- эпопею «Война и мир».

  1. Чтение учащимся отрывка из романа.
  2. Ответ класса на вопрос: причины, почему Л.Н. Толстой показал большее количество французского войска, чем было на самом деле?
  3. Где находятся главные герои- Пьер Безухов и Андрей Болконский во время сражения.( На батарее Раевского и в лесу в резерве).
  4. Бородино глазами историков и Льва Толстого. Сравнительный анализ.

-    Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву? (Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тыс. человек, русские - 45 тыс. человек.)

Во время ответа необходимо вспомнить цели каждой из сторон в битве. Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступили со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следова тельно моральная победа была на стороне русских. «А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской» (Е. В. Тарле.). Но от Бородина русские войска отошли к Москве.

Учитель может зачитать отрывки из документов, описывающих боро динское поле во время и после сражения (см. Дополнительные материалы, группа II, документ 3).

IV. Совет в Филях и оставление Москвы

Запись на доске и в тетради:

Военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или давать еще одно сраже ние под Москвой.

Работа с учебником и с тексто романа Л. Толстого «Война и мир».

-    Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? (Без свежих подкреплений, на неудобной позиции Кутузов не решался дать сра жение. «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва - вся Россия будет потеряна...»)

Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Совет в Филях».

Как показан Совет в Филях глазами Льва Толстого?

Учитель подводит итог: 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустев ший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончи лись пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.

Учащиеся читают отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою.

Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Алек сандру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.

Учитель литературы: у Наполеона были личные, мужские причины ненавидеть Александра I: он дважды отказал ему: не дал согласие на брак последовательно с двумя своими сёстрами. Брак был чрезвычайно важен Наполеону: безродный с точки зрения принадлежности к монаршим домам, корсиканец стремился прочно и законно сесть на императорском престоле- как результат- женитьба на австрийской принцессе.

-    Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные пере говоры? Почему Александр I отказался?

Если исходить из целей, которые Наполеон ставил накануне войны, то для него она была окончена. Генеральное сражение на Бородинском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву - сердце России - он захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную кампанию в тече ние месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем зи ма, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполе она, которые связывали его с Европой, были очень растянуты и ненадежны в виду действия русских партизан.

Кутузов оставлял Москву, чтобы, пополнив войска, запасы и вооруже ния, дать новое сражение. Известны также слова Александра I, сказанные им накануне войны с Наполеоном: «Я не начну войну, но не положу ору жия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России».

Учитель английского языка:

Вам будет предложен мини- текст на английском языке о Наполеоне Бонапарте. Ваша задача: не только правильно перевести текст, но и как пазл сложить, чтобы он был связным- работаем в группах по 5 человек. Задание на время- 5 минут.

Примерный вариант.

Наполеон Бонапарт

Наполеон Бонапарт родился 15 августа 1769 года на острове Корсика. Он был самым великим героем Франции. Его семья переехала туда из Италии в 16-м столетии. Его настоящее имя было Наполеоне, а его национальность — корсиканский итальянец.

Его отец был адвокатом и поддерживал антифранцузские настроения. Одной из причин того, что Наполеон стал таким великим полководцем и революционером, возможно, было то, что он вырос в радикально настроенной семье. Когда Наполеону было девять лет, отец послал его в Брине, французскую военную правительственную школу, находящуюся в Париже. Именно там он получил свое военное образование. Он учился на артиллериста и офицера. Он закончил свое обучение и присоединился к французской армии, когда ему было только 16.

Наполеону было поручено работать в Париже в 1792 году. После того как французская монархия была свергнута в августе 1792 года, он был повышен до звания капитана.

В 1793 году он направил артиллерию против осажденной Тулузы. Очень скоро, после того как Тулуза пала, Наполеон был повышен до звания бригадного генерала. Он был назначен командующим французской армией в Италии и победил многих австрийские генералов. Вскоре после того как Австрия и Франция подписали мирный договор, Наполеон был освобожден от командования, так как подозревался в измене. В 1795 году он подавил восстание и спас французское правительство. Он вернул уважение, и ему снова доверили командование французской армией в Италии. Он придумал план, который сработал очень хорошо. «Он разобьет армию врага на две части, после чего нападет на одну из сторон прежде, чем другая сторона сможет помочь ей».

После этого Наполеона было почти невозможно остановить. Он сделал неудачную попытку вторгнуться в Египет, и в 1799 году возвратился во Францию, где нашел Директорию (французское правительство) в полном хаосе. Он сверг Директорию и создал новое правительство, в котором было три консула, где он был самым главным. В это время каждый во Франции любил и восхищался Наполеоном; его власть усилилась» В 1802 году Франция подписала мирный договор с Англией и Германией.

Он восстановил Университет Франции, преобразовал систему образования и основал Банк Франции. Он также создал Наполеоновский кодекс: первое ясное краткое толкование французского закона. Наполеоновский кодекс послужил основой для создания юридических систем во всем мире. Вскоре он сменил правительство и провозгласил себя императором Франции. Он женился на Марии Луизе, дочери императора Австрии. Скоро родился его сын. Теперь он был правителем великой империи и управлял 42 миллионами человек.

После этого он попытался завоевать Россию, после чего его империя начала рушиться.

И 6 апреля 1814 года он был свергнут и сослан на остров Эльба. Приблизительно год спустя он собрал около 1000 солдат и вошел в Париж, чтобы снова захватить власть. Он правил в течение короткого времени, а затем сдался англичанам.

Он был сослан на остров Св. Елены, что в Южной Атлантике, на котором оставался до самой смерти — 5 мая 1821 года. Считается, что он умер от рака, но есть слухи, что он был отравлен.

Napoleon Bonaparte

Napoleon Bonaparte was born on August 15, 1769 in Corsica Island. He was the greatest hero of France. His family had moved there from Italy in the 16th century. His original name was Napoleone and his original nationality was Corsican-Italian.

His father was a lawyer, and was anti-French. One reason Napoleon may have been such a great leader and revolutionary, that he was raised in a family of radicals. When Napoleon was nine, his father sent him to Brienne, a French military government school in Paris. It was there that he received his military training. He studied to be an artilleryman and an of f i-cero He finished his training and joined the French army when he was just 16.

Napoleon was assigned to work in Paris in 1792. After the French monarchy was overthrown in August 1792, he was promoted to captain.

In 1793, he was chosen to direct the artillery against the siege in Toulon. Very soon after Toulon fell and Napoleon was promoted to brigadier general. He was made commander of the French army in Italy and defeated many Austrian Generals. Soon after this Austria and France made peace and Napoleon was released from his command, he was suspected of treason. In 1795, he broke up a revolt and saved the French government. He had earned back respect and* he was once again given command of the French Army in Italy. He came up with a plan that worked very well. «He would cut the enemy's army in to two parts, then attack one side of them before the other side could help them».

After this, Napoleon was almost impossible to stop. He made an unsuccessful attempt to invade Egypt and in 1799 he returned to France to find the Directory (the French Government) in a mess. He overthrew the Directory, and created a new government, in which there were three consuls and he was the most important one. At this time, everyone in France loved and admired Napoleon; his power increased. In 1802 France signed a peace treaty with England and Germany.

He re-established the University of France, reformed the education system, and founded the Bank of France. He also made the Napoleonic Code: the first clear, compact statement of the French law. The Napoleonic Code has served as a base for legal systems around the world until this day.
Soon he changed the government again and declared himself the Emperor of France. He married Marie Louise, the daughter of the Emperor of Austria. Soon his son was born. He now was the ruler of a Great Empire, and he had 42 million people under his control.

Then he tried to invade Russia, after that his empire began to crumble.

And on April 6,1814, he was forced from the throne and was exiled to the island of Elba. About a year later, he gathered about 1,000 soldiers and went to Paris and regained power. He ruled for a short time and then he surrendered to the English.

He was exiled to the island of St. Helena in the south Atlantic, where he stayed until he died on May 5, 1821. He is supposed to die of cancer, but there are rumours that he was poisoned.

Теперь вы готовы,  работая со словарем, ответить на вопросы:

Questions:

1. When was Napoleon Bonaparte born?
2. What were his original name and nationality?
3. Who sent Napoleon Bonaparte to study to a military school?
4. When was Napoleon promoted to captain?
5. When was Napoleon promoted to brigadier general?
6. What happened in 1795?
7. Did Napoleon Bonaparte try to invade Egypt?
8. When did he overthrow the Directory?
9. Who was his wife?
10. Did they have any children?
11. When did the French Empire begin to crumble?
12. When was he forced from the throne?
13. Where was Napoleon Bonaparte exiled?
14. Where did Napoleon Bonaparte die?

Vocabulary:

lawyer — юрист, адвокат
to raise — воспитывать (детей); повышать (в звании, должности)
to assign — назначать, определять, устанавливать
to overthrow (past overthrew, p.p. overthrown) — свергать; побеждать; низвергать, уничтожать
to promote — выдвигать, продвигать; повышать в чине/ звании
siege — осада
to defeat — воен. одержать победу над кем-л., наносить поражение; завоевывать
to release — увольнять (с работы), воен. демобилизовать
to suspect of treason — подозревать в измене
to brake (past broke, p.p. broken) up a revolt — начать восстание, мятеж
to earn back — получить обратно
attempt — попытка; проба
to invade — вторгаться, захватывать, оккупировать
in a mess — в беспорядке; путаница,
the Directory — ист. Директория
consul — консул
to admire — восторгаться, восхищаться
to increase — возрастать, увеличивать(ся); расти
to sign a peace treaty — подписать мирное соглашение
statement — заявление, утверждение
law — закон
to serve — служить
legal system — правовая/судебная система
to declare — заявлять, объявлять; провозглашать, объявлять публично
to crumble — терпеть крах, разрушаться, гибнуть
to force from the throne — заставить отречься от трона
to exile — высылать, изгонять, ссылать;
to rule — править, управлять
to surrender — сдавать(ся); капитулировать
rumour — молва, слух
to poison — отравить.

V. Отступление и гибель «Великой армии».

Игровая постановка: выступление Дениса Давыдова перед отрядом партизан ( на историческом материале).

Учитель географии: обратим внимание на карту. Выделим районы, где действовали партизаны. На карте отметьте расположение каждого отряда.

В стране разрасталось партизанское движение.

-    Кто такие партизаны? (Партизан — член народного вооруженного
отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)

Необходимо отметить, что партизанское движение, как и народное опол чение, свидетельствовало о неродном характере войны. Когда не только ар мия, но весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества.

При наличии времени можно выслушать сообщения учащихся о подви гах партизан: Давыдова, Фигнера, Сеславина, Кожиной (см. Дополнитель ные материалы, II).

Работа с картой

-    Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр,
напишите даты сражений.

Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материаль ного и численного превосходства над противником. Ополченцев - 100 тыс. человек. Всего 220 тыс. человек; 600 орудий. У Наполеона - около 350. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение францу зов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 г. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сго ревший до тла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оста вили его только после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

-    Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге? (Это путь, по
которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена,
селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.)

Началось отступление французской армии, инициатива в войне оконча тельно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский импе ратор имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - око ло 50 тыс. человек. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать францу зам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победонос ные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской ар мии, а маршал Даву едва избежал плена. (См. Дополнительные материалы, группа V, документ 4.)

Работа с контурной картой.

-    Отметьте р. Березину.

В Районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогла сованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери (около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6(18) декабря 1812 г. он был в Пат риже.

6 января 1813г. Александр I издает манифест об окончании войны.

Домашнее задание

Пишем эссе «Мой император» об Александре I.

Письменно ответьте на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?» Составить карту-схему Бородинского сражения, используя текст учебника и отмечая то, о чем говорят его авторы.

Урок 6 : Отечественная война 1812 года

Цели урока:

  1. Дать учащимся возможность ощутить атмосферу Отечественной войны 1812 года через ролевые игры.
  2. Развитий монологической речи
  3. Развитие навыков работы в группе.

Оборудование: карта «Отечественная война 1812 г.», схема «Бородинское сражение», портреты Александра I, Кутузова, Наполеона, контурные карты для каждой группы «Отечественная война 1812 г.»

Подготовительный этап урока: Данный урок предлагается провести в ви де групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы начинают отчитываться о проделанной работе (5 мин.). Ученики дают ответы на вопросы от первого лица (солдата и офицера русской и французской армии, Кутузова, Барклая де Толли, Александра I).

1 группа. «Начало войны. Вторжение»

Документ 1 (от имени французского воина)

Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми перепра вились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; ка жется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Ев ропа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», - было ответом. «Что нуж но вам и зачем пришли вы в Россию?» - продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу!» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».

Колли: «...Им (Наполеоном - Сост.) овладело беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления».

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магази ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».

-   Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить ее?

Документ 2 (от имени французского воина)

Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала круп нейшие беспорядки».

Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, ус ловия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с пер вых же шагов по переправе через Неман.

Дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми.

Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сокра тили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в доста точной степени для удовлетворения многочисленной французской армии.

Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена за ботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. Счастливый захват какого-либо магазина прежде, чем русским удавалось его уничтожить, являлся событием едва ли не более важным, нежели успех, одержанный над неприятелем.

Можно с уверенностью сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».

-    С какими трудностями столкнулась французская армия в России?

Документ 3 (от имени М. Барклая де Толли)

С. Селивановский: «Одни уходили в леса, другие следовали за армией, со все ми их имуществами, семействами и скотом, предавая пламени все то, что могло быть полезным неприятельской армии».

И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под сте нами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магази ны, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу...»

М. Барклай де Толли: «По соединению обеих армий состояло под ружьем око ло 110 тысяч, противу коих между Двиной и Днепром стоял Наполеон с 250 000. Атаковать его при таких несоразмерных силах было бы совершенное сумасшествие; почему я и должен был удовлетвориться только тем, чтобы беспокоить его одними легкими войсками».

М. Барклай де Толли: «...Еще ни один полководец ни в одной армии не нахо дился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полно мочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился вос пользоваться этим правом...»

-    Какой тактики ведения боевых действий придерживалась русская ар
мия? В чем заключалась трудность положения военного министра М.
Барклая де Толли?

Документ 4 (от имени российского война)

А. Ермолов: «Неприятель ступил шаг на наш берег Немана, и единственным к соединению войск наших средством было отступление».

А. Ермолов: «...солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении наде ялся найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ста вил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование были у каждого на него (М. Барклая де Толли - Н. С.) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смолен ский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

-    Как относились русские воины к тактике «отступления»?

Запись па доске и в тетради:

12(24) июля 1812 г. - французская армия вторглась в Россию.

М. Барклай де Толли - военные министр, командующий Первой армии.

Багратион - командующий Второй армии.

22 июля 1812 г. - Первая и Вторая армии соединились у Смоленска.

 

Учитель подводит итог: 22 мая армии Барклая де Толли и Багратиона соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и серьез ная неудача Наполеона, стремившегося к разгрому 1-ой и 2-ой армии по одиночке и к проведению генерального сражения еще у границы. В момент соединения обе русские армии насчитывали около 120 тыс. человек. Напо леоновские войска все еще превосходили русскую армию по численности (около 200 тыс. человек). Поэтому, несмотря на то, что русские войска дали бой у стен Смоленска и отбили ожесточенные атаки противника, Барклай де Толли принял решение о продолжении отступления вглубь страны. Со сда чей Смоленска дорога на Москву была открыта.

Ученики читают отрывок из «Бородино» М. Ю. Лермонтова:

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

2 группа. «Бородинское сражение» 26 августа (7 сентября) 1812 г.

Документ 1 (от имени российского офицера)

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий вос торг и в войске и в народе».

Сегюр: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

- Кто стал главнокомандующим русской армии в августе 1812 г.?

- Как отнеслись войска и народ к этому назначению?

Учащиеся знакомятся с краткой биографией Кутузова (ДК-2001, с. 26; ДК-2003, с. 36. Также см. Дополнительные материалы, I).

Документ 2 (от имени историка-исследователя)

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.

- Сделайте вывод о соотношении сил накануне Бородинской битвы.
Схематично изобразите расположение основных сил противников.

- Выясните, что такое инфантерия, флеши, пехота, кавалерия, бата
рея, редут
(посмотрите в словаре)?

Документ 3 (для двух учащихся: от имени российского и французского воинов)

И. Т. Радожицкий: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несмет ною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удержи вая стремление превосходящих сил неприятеля».

Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

С. Селивановский: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истребле нию и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время пере живающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскален ные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопа ясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчез ла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал по следние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешива лось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, со ставил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, уско рив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».

Н. Муравьев: «Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в ко тором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпу щено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебст вия...»

Приведите примеры героизма русских воинов.

Почему обе армии считали себя победоносными и обе разбитыми?
Как вы понимаете смысл этой фразы?

Запись на доске и в тетради:

26 августа (7 сентября) 1812 г. - Бородинское сражение.

Август 1812 г. - назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской

армии. Соотношение сил: русские - 150 тыс. воинов, 640 орудий; французы - 130- 135 тыс. человек, 587 орудий. Потери: русские - 45 тыс. человек; французы - 35 тыс. человек.

Ученики читают отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородина»:

Вам не видать таких сражений!... Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!... Земля тряслась - как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой.

Подводя итог Бородинской битве необходимо отметить: 1) В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимо сти, усилилось недовольство длительностью похода;

3) Несмотря на продолжившееся отступление русской армии, Бородин ское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравст венную победу.

3 группа. «Совет в Филях. Пожар Москвы»

Документ 1 (от имени М. И. Кутузова)

Кутузов (из пьесы «Пожар Москвы» Е. П. Карпова): «Позиция наша на Во робьевых горах <...> крайне невыгодна <...> Многие дивизии разобщены непрохо димыми оврагами... В одном глубоком овраге речка!... Позади позиции Москва-река... За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии - вся армия будет уничтожена до последнего человека... Пока це ла армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва -вся Россия будет потеряна...»

М. И. Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанно стью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление... Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную ги бель неприятелю... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской до роге...Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!»

-    Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение
было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?

Документ 2 (от имени французского воина)

А. Ермолов: «...Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Флиз: «...С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы на селение из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем».

Ц. Ложье: «...Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх.

Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спо койными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное.

Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума на задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое».

С. Селивановский: «Таким образом победитель Москвы доехал до Боровицких ворот, не увидя ни единого почти жителя. Негодование написано было на всех чер тах Наполеонова лица. Он не брал даже на себя труда скрывать то, что происходило в душе его».

-    Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причи ны недовольства Наполеона? (Вспомните слова, сказанные им ранее:

 «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петер бург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое сердце») На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?

Документ 3 (от имени французского воина)

О'Миэра (передает слова Наполеона): «Через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от сол датских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий день огонь увеличился, но еще не вызвал серьезной тревоги. Однако, боясь его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался его тушением. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой. Сотни бродяг, нанятых для этой цели, раз-сеялись по разным частям города и спрятанными под полами головешками поджи гали дома, стоявшие на ветру, - это было легко, ввиду воспламеняемости построек. Это обстоятельство да еще сила ветра делали напрасными все старания потушить огонь. Трудно было даже выбраться из него живым. <...> ... большинство пожарных труб испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распро страняя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»

Сегюр: «Наполеон, завладевший, наконец, дворцом царей, упорствовал, не же лая уступать его даже огню, как вдруг раздался крик: «Пожар в Кремле!» <...>

Все это заставило Наполеона решиться. <...>

Но нас окружал целый океан пламени: оно охватывало все ворота крепости и мешало нам выбраться из него. Тогда наши после долгих поисков нашли возле гру ды камней подземный ход, выводивший к Москва-реке. Через этот узкий проход Наполеону с его офицерами и гвардией удалось выбраться из Кремля. <...>

И тем не менее следовало торопиться. Вокруг нас ежеминутно возрастал рев пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем, откры валась перед нами, но и она была скорее входом в этот ад, нежели выходом из него. Император пеший без колебания бросился в этот проход. Он шел среди треска кост ров, грохота рушившихся сводов, балок и крыш из раскаленного железа. Все эти об ломки затрудняли движение. Огненные языки, с треском пожиравшие строения, то взвивались к небу, то почти касались наших голов. Мы подвигались по огненной земле, под огненным небом, меж двух огненных стен. Нестерпимый жар палил наши глаза, но нам нельзя было даже зажмуриться, так как опасность заставляла смотреть вперед. Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды».

-   В чем причины пожара в Москве по мнению французов?

Запись на доске и в тетради:

Военные совет в Филях. Решение - оставить Москву 2 сентября. Пожар в Москве.

Учитель подводит итог: 2 сентября Наполеон подошел к Москве и ос тановился на поклонной горе. Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутацию.

Итоговый тест:

ВАРИАНТ 1. ФАМИЛИЯ__________________

Класс_______________

1.Сколько человек насчитывалось в армии Наполеона?

А) 500 тыс человек

Б) 1 млн. человек

В) 600 тыс человек

Г) 800 тыс человек

2. Кто возглавлял 1 армию (русских)?

А)М.Б. Барклай де Толли

Б) А.П. Тормасов

В) П.И. Багратион

Г) М.И. Кутузов

3. Когда произошло сражение под Бородино?

А) 12 мая 1812 года

Б) !6 июня 1812года

В) 2 сентября 1812 года

Г) 26 августа 1812 года

4. Какое из событий/решений Кутузова вызвало гнев Александра Первого?

А) Поражение под Аустерлицем

Б) Решение оставить Москву без боя

В) Сдачу Наполеону после кровопролитного сражения Смоленска

Г) Отступление русской армии в первые недели до границ Московской области

5. 6.Кто из генералов не принимал участия в  сражении под Бородино?

А) Даву

Б) Мале

В) Ней

Г)Мюрат

6.Кто из героев- партизан был пожалован золотым оружием за героизм?

А) Д.Давыдов

Б) А. Чеченский

В) А. Фигнер

Г) Г. Курин

7. ПЕХОТА  это-

А) флешь

Б) фураж

В) инфантерия

Г) коалиция

 8. Кто из приближенных предаст Наполеона

А) Годен

Б) Фуше

В) Талейран        

Г) Лавалетт

9. Во время какого сражения разбито войско австр.  генерал Мак?

А) Битва при Трафальгаре   Б) Сражение под Ульмом

В) Сражение под Аустерлицем С) Битва при Иене

ВАРИАНТ 2.Фамилия______________________

Класс______________________

Кто возглавлял 2 армию (русских)?

А)М.Б. Барклай де Толли

Б) А.П. Тормасов

В) П.И. Багратион

Г) М.И. Кутузов

2. Что НЕ входило в военную стратегию Наполеона

А)Генеральное сражение под Петербургом с 1ой русской армией

Б) Завоевание всей территории России

В) Разбить русских в ходе генерального сражения вблизи границы

Г) Двинуться основными силами на Москву

3. Когда французская армия ступила на территорию России?

А) 12 мая 1812 года

Б) !6 июня 1812года

В) 2 сентября 1812 года

Г) 26 августа 1812 года

4. Каким  было соотношение сил в Бородинском сражении?

А) Русских больше, чем французов

Б) Французов больше, чем русских

В) Русских меньше с перевесом в артиллерии

Г) Силы армий равны

5. Какое из событий/решений Барклая де Толли вызвало разговоры о его измене России?

А) Поражение под Аустерлицем

Б) Отказ от сражения под Петербургом

В) Сдачу Наполеону после кровопролитного сражения Смоленска

Г) Отступление русской армии в первые недели до границ Московской области

6.Кто из генералов возглавил заговор против Наполеона?

А) Даву

Б) Мале

В) Ней

Г)Мюрат

7. Кто из героев- партизан был крепостным?

А) Д.Давыдов

Б) А. Чеченский

В) А. Фигнер

Г) Г. Курин

8. ВОЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРАН  это-

А) флешь

Б) фураж

В) инфантерия

Г) коалиция

9. Во время какого сражения погиб англ.  адмирал Нельсон?

А) Битва при Трафальгаре   Б) Сражение под Ульмом

В) Сражение под Аустерлицем С) Битва при Иене


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение. Тарутинский манёвр. Партизанское движение. Гибель «великой армии».

Слайд 11

12 июня 1812г. – начало Отечественной войны. 26 августа 1812г. – Бородинское сражение. 25 декабря 1812г. – манифест Александра І об окончании войны .

Слайд 12

Отечественная война – освободительная справедливая, всенародная война против иноземных захватчиков. Генеральное сражение – главное сражение, имеющее решающее значение на итог войны Флеши – земляные укрепления в виде наконечника стрелы (прикрывали пехоту и артиллерию) Редут – полевое укрепление в форме многоугольника для круговой обороны . Ополчение – войско, создаваемое из населения в помощь регулярной армии на добровольных началах. Партизаны – отряды народных освободителей, действующих в тылу врага.

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1) параграф 4 учебника (читать) 2) документы и задания к ним, помещенным в конце параграфа, 3) Р/Т задание № 3-10, стр. 12-14, 4) на основе алгоритма военных действий и с помощью исторической карты уметь рассказывать об Отечественной войне 1812г. 5) Подготовка сообщений (по выбору обучающихся)

Слайд 14

Темы сообщений: М.И.Кутузов – Главнокомандующий русской армией в 1812 г. Бородинское сражение. Партизанское движение в годы войны. Герои-партизаны Отечественной войны 1812 г. Южный Урал и Оренбургское казачество в Отечественной войне 1812 г. Рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения: 1) Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М., 1988г; 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. – М. , 1987; 2) Раковский Л.А. Кутузов. Роман – Л: Лениздат., 1986; 3) Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий 1812 года. Дурова Н.А. Записки кавалерист-девицы. – Л: Лениздат, 1985. 4) Богданов Л.П. Русская армия в 1812 году. – М, 1979; 5) Глинка Ф.Н. Письма русского офицера.- М., 1990 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Отечественная война 1812 года", 8 класс

Цель урока познакомить учащихся с ярчайшим подвигом российского народа во время Отечественной войны 1812 года....

Цитаты к уроку " Отечественная война 1812 года"

Данный материал можно использовать для оформления доски в качестве приложения к уроку....

Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства"

Презентация сопровождает урок "Отечественная война 1812 года в произведениях искусства". Урок интегрированного курса история и изо, разработанного учителями Козиной Н.А., Неводовой О.А....

презентация урока "Отечественная война 1812 года" 8 класс

презентация темы: "Отечественная война 1812 года" 8 класс...

Презентация к уроку "Отечественная война 1812 года"

Презентация является сопровождением для урока. В ней используются картины знаменитых художников о событиях войны 1812 года. Презентация помогает создать настроение. На отдельных кадрах конкретные вопр...

разработка урока "Отечественная война 1812 года".

Данный разработку  урока можно применять на уроках истории в 8 и 10 классах. К уроку прилагается электронная презентация....

Конспект урока и презентация к уроку "Отечественная война 1812 года".

Конспект урока на тему " Война 1812 года". Презентация к уроку....