Метод проектов на уроках истории.
статья по истории на тему

Иванина Алёна Геннадьевна

Метод проектов на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.g.ivanina.metod_proektov_na_urokah_istorii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Иванина Алёна Геннадьевна,

учитель истории МАОУ СОШ №101 город Краснодар.

Метод проектов на уроках истории.

     Содержание исторического  образования постепенно меняется, следовательно, меняется и система наших отношений со школьниками (складываются отношения сотрудничества).  Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия с другими людьми. Способом реализации личностно - ориентированного обучения   может служить  метод проектов. Технология проектирования вырабатывает у учащихся навыки социального общения, что позволяет успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества. Ученик, а не учитель  становится центральной фигурой, так как, именно, его деятельность приобретает активный, познающий характер. Важен   сам процесс приобретения знаний, где ребёнок  учится умению адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Ученик чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и другим. В итоге развиваются творческие и интеллектуальные способности ученика, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Метод проектов  позволяет решить  и  проблему мотивации.

В курсе истории метод проектов может использоваться  практически на любом уроке, начиная с истории древнего мира в пятом классе (думается, даже в начальной школе). Поэтому ребята могут по-своему усмотрению, исходя из интереса, выбрать тему сами и представить защиту проекта на уроке.  Но, обычно, предлагается одна тема для параллели, в этом случае присутствует дух соревнования. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Чаще всего проект выполняется группой, хотя не возбраняется и индивидуальное выполнение. Надо сказать, что я стараюсь избавить ребят от мелочной опёки, исполняя роль, консультанта, а не контролёра.

Этапы работы над проектом.

  1. Выбор темы, чёткая формулировка целей и задач.
  2. Сбор  информации в различных источниках.
  3. Обработка материала и подготовка презентации.
  4. Презентация проекта.

 Ребята сами планируют свою деятельность: ищут материал в разных источниках информации, создают макеты, пишут сценарии, инсценируют, готовят  презентации.  Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой ребята учатся делать выбор и нести ответственность за общее дело, оценивать результаты своей деятельности, осваивать социально приемлемые формы поведения.

        Практика показала, что в среднем звене время на работу над проектом должно быть не более недели, иначе ребята «перегорают». В старшем звене время определяется тематикой и сложностью проекта.  Возможными формами защиты проекта могут быть: репортаж с места исторического события, проект реформы, программа, диалог исторических или вымышленных личностей, подборка иллюстраций и фотографий исторического события, инсценировка  исторического события, научная конференция, пресс-конференция, путешествие, реклама, игра,  ролевая игра, спектакль, экскурсия, выставка, газета,  журнал,   карта, коллекция, костюм, макет, мультимедийная  презентация, письмо, справочник, статья, сценарий, учебник для младших школьников и т.д. 

          Работа над проектом требует определённых усилий, поэтому результаты надо сделать доступными для широкого круга учащихся, учителей и родителей, что бы ученик ощутил значимость своего творчества. Естественно, что отметка должна быть высокой, даже если что-то и не получилось, так как  ребенок действовал самостоятельно и показал результат своего труда. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность и оценил её сам.


 Приложение.

Класс

Учебная тема

Тема и форма проекта

Цели и задачи

Время

Продол

житель

ность

Этапы проведения

Ожидаемый результат

Выход проекта

Форма презентации

проекта

6

Рыцарство

В рыцарском замке

Сформировать у учащихся представления об условиях жизни, обычаях и морали рыцарства в средние века;

об отражении быта и традиций в материальных и духовных памятниках эпохи

 

Октябрь

2 недели

1. Постановка задачи

2. Сбор информации

о замке, вооружении, турнирах, пище

 рыцаря, о рыцарской чести.

3.  Подготовка проекта

а) сценки с изготовлением костюмов на тему «Посвящение в рыцари»;

б) делают дома макет средневекового замка;

в) создают жанровую композицию «Условия жизни рыцарей» (пища, одежда и т.д.).

4. Подготовка докладов для зашиты проектов и заданий для учащихся.

5. Презентация проекта.

Каждый учащийся выбирает себе тему, и формируются группы. Осуществляют поисковую деятельность и оформляют результат в соответствии с требованиями

Костюм,

 Макет,

серия иллюстраций,

игра

Инсценировка,

экскурсия,

путешествие,

игра

9

 ОТ Февраля к Октябрю.

Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

Охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917 году; познакомиться с источниками проблемы; попытаться смоделировать варианты развития России в 1917 году;

выяснить причины победы большевиков.

 Ноябрь

2  недели

1.Постановка проблемы

 2. Сбор информации:

а) причины  и задачи Февральской революции;

б) двоевластие, расстановка политических сил;

в) альтернативы общественного развития и их реализация;

 г) приход большевиков к власти и решение задач революции.

4. Смоделировать варианты развития России в 1917 году (т.е. как могло бы быть, если…).

5. Жизнь человека в эпоху исторических перемен.

6. Презентация проекта.

Осуществляют поисковую деятельность и оформляют результат в соответствии с требованиями

 Репортаж с места событий,

речь на митинге представителей различных партий,

сценарий,

прогноз,

подборка документов,

фотографий,

репродукций,

статья.

Статья,

инсценировка,

ролевая игра,

научная конференция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроках истории

В работе представлен опыт организации работы учащихся по реализации учебного проекта "Все для фронта.Все для победы! Книга памяти."...

Эффективность использования метода проектов на уроках истории

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на  формирование у них умений исследовательской деятельности.Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой взгляд,...

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету

Метод проектов определяется как совокупность учебно-познавательных приёмов,которые позволяют вовлечь обучающихся в самостоятельную деятельность. Работа надпроектом способствует воспитанию у школьников...

Формирование толерантности учащихся средствами метода проекта на уроках истории и обществознания

В данной статья описывается процесс формирования толернтности у учащихся средствами метода проекта на урокх истории и обществознания. автор приводит примеры из собственной практической педагогической ...

Метод проектов на уроках истории

Метод проектов на уроках истории...

Метод проекта на уроке истории.

Из опыта работы учителя истории по новым ФГОС....

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной

Метод проектов на уроках истории и во внеклассной...