Путешествие по Древней Греции
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Афанасьева Катерина Валерьевна

Представленная методическая разработка соответствует курсу «История Древнего мира"   для 5 класса. Она может оказаться полезной учителям при подготовке ярких, познавательных уроков истории с доминантой развивающего обучения. Урок проходит в форме групповой работы учащихся с присвоением каждому определенной роли.  На уроке происходит повторение, обобщение и закрепление уже изученного материала, формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений - работа с исторической картой,изобразительной наглядностью. Урок проходит в игровой форме, ребята учатся не только работать в команде, но и анализировать в конце урока работу каждого участника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_5_klass.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева Катерина Валерьевна

к.и.н., учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования

ГБОУ гимназия № 205 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Путешествие по Древней Греции

Методическая разработка урока истории для 5 класса.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  •  образовательные: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции
  •  воспитательные: на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, а в ходе командной игры - чувство товарищества, уважения к своим друзьям.
  •  развивающие: на уроке продолжается формирование информационных и интеллектуальных умений:
  •  работать с исторической картой: показывать на карте исторические объекты
  •  работать с изобразительной наглядностью, используя ее как источник информации
  •  давать устный ответ на вопрос, формулировать свое мнение; давать характеристику отдельных исторических деятелей, развивать умение логически мыслить, делать несложные выводы, обобщать пройденный материал.

Оборудование к уроку:

  •  Мультимедиа презентация, содержащая исторические карты Древней Греции, иллюстрации и задания для учащихся
  •  раздаточный материал: задание для учащихся

Использованная литература

  1. Арсланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А. А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. - М., 2004
  2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М., 2001
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. - Ростов-н/Д., 2001
  4. Репин А.В. История Древнего мира. 5 класс. - Саратов, 2008
  5. Методические материалы сайта http://festival. 1 september.ru

План урока

Организационный модуль. Класс делится на 4 команды, в каждой команде происходит распределение ролей: капитан, летописец, жрец, воин, торговец, спортсмен и мастер. (В каждой команде 6-7 человек)

 Мотивационный модуль: вступительное слово учителя, объявление темы и плана урока.

 Информационный модуль.

 Троя. Ответ капитана команды по карточке.

  • Игра-путаница по теме «Боги и герои Троянской войны». Учащимся каждой команды дается одинаковое задание: правильно распределить карточки с изображением богов и героев, участников Троянской войны на две части. В первой поместить богов и героев, выступавших на стороне троянцев, а во второй - выступавших на стороне греков.
  • Задание командам: «объясни крылатое выражение».

 Олимпия. Ответ капитана команды по карточке.

  • Игра «Найди отличия». Командам предлагается за 2 минуты вспомнить и написать как можно больше отличий древних олимпийских игр от современных. Далее от каждой команды выходит отвечать ученик, играющий роль спортсмена. Команда, представитель которой назвал больше всего отличий, побеждает.

Афины. Ответ капитана команды по карточке.

  • Посещение Керамика. Мастера каждой команды отправляются в «Керамик», где им за 3-4 минуты предстоит «создать», а точнее раскрасить акварельными красками греческую амфору. Оценивается быстрота, замысел и качество рисунка. Художнику по окончании работы необходимо в нескольких словах “защитить” свое произведение искусства. Конкурс оценивается по 5-ти бальной шкале.
  •  Пока мастера трудятся в Керамике, остальные учащиеся отправляются на Агору. Два игрока от каждой команды (торговцы и воины) по очереди «выходят» на Агору. Задается ситуация: на прилавках перепутались товары. Задача учеников найти греческие и иностранные (необходимо назвать из какой сараны ) это товары.

 Спарта. Ответ капитана команды по карточке.

  •  Конкурс кроссвордов. Команды обмениваются приготовленными заранее (дома) кроссвордами. Каждая команда решает по два  кроссворда.

Команда «Троя» - кроссворды Афин, Олимпии или Спарты.

Команда «Олимпия» - кроссворды Трои, Спарты или Афин.

Команда «Афины» - кроссворды Трои, Олимпии или Спарты.

Команда «Спарта» - кроссворды Трои, Афин или Олимпии.

Подведение итогов. Рефлексия.

  • Выступление летописцев. Они подводят итоги работы команды в целом (называют сумму полученных баллов) и каждого участника в отдельности (ответил устно один, два три раза...)

Выставление оценок.


Команда «Троя»

        

Фамилия, Имя

роль

Ответы по карточке

Игра-

путаница
"Греки и

 тоянцы"

Объясни крылатое выражение

Решение кроссвордов

Работа в Керамике

Посещение Агоры

Интеллектуальный турнир

Оценка

1

 

капитан

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

летописец

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

жрец

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

мастер

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

торговец

 

 

 

 

 

 

 

 

        К

Команда «Олимпия»

Фамилия, Имя

роль

Ответы по карточке

Игра-

путаница
"Греки и

 тоянцы"

Объясни крылатое выражение

Решение кроссвордов

Работа в Керамике

Посещение Агоры

Интеллектуальный турнир

Оценка

1

 

капитан

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

летописец

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

жрец

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

мастер

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

торговец

 

 

 

 

 

 

 

 

К Команда «Спарта»

Фамилия, Имя

роль

Ответы по карточке

Игра-

путаница
"Греки и

 тоянцы"

Объясни крылатое выражение

Решение кроссвордов

Работа в Керамике

Посещение Агоры

Интеллектуальный турнир

Оценка

1

 

капитан

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

летописец

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

жрец

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

мастер

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

торговец

 

 

 

 

 

 

 

 

К Команда «Афины»»

Команда «Ф

Фамилия, Имя

роль

Ответы по карточке

Игра-

путаница
"Греки и

 тоянцы"

Объясни крылатое выражение

Решение кроссвордов

Работа в Керамике

Посещение Агоры

Интеллектуальный турнир

Оценка

1

 

капитан

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

летописец

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

жрец

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

мастер

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

торговец

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 1.  Впишите пропущенные в тексте слова.

      Город Троя расположен на полуострове         ,        на        берегу

        моря.        Около        г.        до н.э. против Троянского царства выступило объединенное войско _________.         Осада Трои продолжалась_______ лет и закончилась ее        ________.        Город был______         и

        .        Остатки        сожженного        города        много        веков спустя обнаружил археолог Генрих ____________. Мифы         о последнем годе Троянской войны легли в основу поэмы  ____________,  автором         которой был ________.  Существовала легенда, что поэт был         ________. Современные ученые

считают, что поэмы были созданы в        в. до н.э.

(на первое задание отвечает капитан)

Задание 2.

Вспомните и расскажите миф о начале Троянской войны.

(на вопросы второго задания могут ответить любые участники команды).


Задание 1. Впишите пропущенные в тексте слова.

      

Город Спарта расположен в          Греции в области         .

(показываем на карте). Природные условия позволяли выращивать          ,

         и        .        Местное население было превращено в         .

        были        рабами,        принадлежащими        спартанскому        государству.        

Главным занятием спартанцев было         .        Им запрещалось заниматься __________________, ездить ________и          дома____________        .

С  _________лет мальчиков разлучали с        и         распределяли         по         отрядам.

       Юных спартанцев учили говорить кратко - такая речь называлась________. Самым знаменитым спартанцем, чье имя осталось в веках, был        .        Он вместе с ________спартанцами в  __________г. до н.э. остался защищать        

____________________ущелье и преградил персам путь в _________        .

(на первое задание отвечает капитан)

Задание 2.  Ответьте на вопросы.

L Подумайте, чем отличались спартанский государственный строй и образ жизни спартанцев от афинского?

  1. Определите на основании документа “Разговор отца с сыном”, в каком греческом полисе он мог произойти: “Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, — сказал отец, оттолкнув сына. - Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только тебе, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!”

(на вопросы второго задания могут ответить любые участники команды).


Задание 1.  Впишите пропущенные в тексте слова.

      Город Афины расположен в          Греции        в области         .

(показать на карте). Природные условия позволяли выращивать         

и        .        Из          выдавливали        масло,        а         из ______________         сока

делали вино. В VII веке до н.э. власть в Афинах принадлежала знати, а демос -

        ,        в управлении не участвовал. В        г.        до. н.э. на должность архонта был избран _______. Он ввел новые законы: было отменено

        ,        архонтом        мог        стать

        ,        для решения

государственных дел стали созывать        ____________,        в

котором участвовали        .        Законы         

заложили в Афинах основы        (то        есть «власти народа»),

В начале V в. до н. э. персидский царь        задумал        подчинить себе Грецию. В          г. до н.э. греки одержали победу над ___________         в

Марафонском сражении. В наши дни в память о подвиге афинского юноши, принесшего весть о победе в Марафонской битве, проводят специальное соревнование        .

(на первое задание отвечает капитан)

Задание 2.  Ответьте на вопросы.

  1.  Почему город Афины получил такое название?
  2.  Афиняне очень гордились своим городом и говорили: “Да ты чурбан, если ты не видел Афин, если ты видел, но не восторгался - ты осел!”. Почему же афиняне так гордились Афинами?

(на вопросы второго задания могут ответить любые участники команды)


Задание 1. Впишите пропущенные в тексте слова.

      Город Олимпия расположен в          Греции,        (показываем        на        карте).        Один

раз в          года здесь проводились          игры.        Первые        игры

состоялись в ________        г.        до        н.э.        Согласно        мифу        игры        посвящались        богу _____

в память о его победе над отцом          .        Участвовать        в        играх        могли

только        , а        был        запрещен даже вход на стадион.

Олимпийские игры продолжались дней. Одним из главных состязаний было

пятиборье:        оно        состояло        из

1. __________________________        2. ___________________________

3. __________________4. _______________5. ______________________

Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были гонки на        

проводившиеся на          .

В последний день игр победители получали награды, это были __________.

Самыми известными победителями игр были _________________________.

(на первое задание отвечает капитан)

Задание 2. Ответьте на вопрос.

Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.

Чем это можно объяснить? Во скольких играх спартанцам не разрешили участвовать?

(на вопросы второго задания могут ответить любые участники команды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "Путешествие в древнюю Грецию"

урок-путешествие по древней Греции...

Путешествие по Древней Греции

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция". Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний Форма урока: урок-игра. Урок сопровождается презентацией....

"Путешествие по Древней Греции"

Коспект урока по истории в 5 классе "Путешествие по Древней Греции"...

методическая разработка интегрированного урока по истории и английскому языку"Путешествие в Древнюю Грецию"

Методическая разработка интегрированного урока в соответствии с ФГОС по истории и английскому языку в 5 классе....

Презентация "Путешествие по древней Греции"

Презентация содержит материал к уроку истрии древнего мира по теме "Древняя Греция"...

Презентация урока обобщения знаний по теме: "Путешествие по Древней Греции"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса, изучающих курс "История Древнего мира" по учебнику Михайловского...

"Путешествие в древнюю Грецию"

Игровой урок,проводится в форме "Своя игра"...