Конспект урока истории "Древняя Спарта"
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

Дыкова Елена Олеговна

Конспект урока истории "Древняя Спарта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_sparta.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ФГОС

История Древнего мира

5 класс

 «Древняя Спарта»

Автор разработки урока :  Ионова Раиса Александровна, учитель истории МОУ «Центральная школа» Милославского района.

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты.

Задачи:

Образовательные:

- охарактеризовать жизнь в Спарте.

-раскрыть черты общественно-политического устройства Спарты.

-познакомить с особенностями воспитания спартанских детей.

Развивающие:

-  продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);

-   продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

-  способствовать  реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-  продолжить формирование нравственных ориентиров и  умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.

Планируемые результаты:

Предметные: (знания, умения, представления)

- находить на карте и устно комментировать положение Спарты;

- характеризовать основные занятия населения, воспитание детей.

Личностные: (личностные УУД)

-понимать культурное многообразия мира,

уважение к истории других народов мира.

Метапредметные:

 (познавательные, регулятивные,

 коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- определять цель, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных предложений.

Ход урока:

1. Организационный момент.

 Учитель: «Добрый день дорогие ребята. Присаживайтесь поудобнее, начнем наш урок.

Слайд 1.

2. Актуализация знаний.

Учитель: сегодня мы продолжаем говорить о Древней Греции. Для начала мы с вами  поработаем с исторической картой, а потом ответим на вопросы.

Работа с картой.

1. Давайте вспомним,  где жили греческие племена?

2.  Какими морями омывается Греция?

   Греки были хорошими мореплавателями. Но боялись выходить далеко в море. Чем вы это    

   можете объяснить?

3. Северная, Средняя и Южная Греция.

4. Аттика.

5. Назовите главный город Аттики  (Афины )

6. Гора Олимп.

7. г. Олимпия.

8. Назовите город, с которым воевали греки 10 лет (Троя)

9. п-в Малая Азия.

Учитель: вы молодцы, все объекты показали верно.

Фронтальный опрос

  1. Как назывались небольшие государства, на которые была поделена Древняя Греция ?

    2. Что такое полис? Какие черты отличают его?

    3. С каким из полисов вы уже знакомы ? ( Афины.)

    4. Кто управлял полисом?

    5. Чем был недоволен народ?

    6. Что послужило причиной того, что к власти пришел Солон?

    7. Как он поступил с должниками? И как изменились права демоса?

   

Учитель: очень хорошо, на все вопросы домашнего задания вы мне дали ответы, но оценки мы с вами поставим в конце урока, и зависят они от того, как вы будете работать в течение урока.

3. Постановка учебной задачи

Учитель: Итак, мы познакомились с реформами, которые проводил Солон в Афинском государстве. Но мы знаем, что подобных полисов в Греции было много. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. Что нам нужно изучить?

Слайд 2.

Ответы учеников: Древнюю Спарту.

А теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке?

Ученики: ставят цель: познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты.

Учитель: Познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса. Кроме того,  мы с вами попытаемся сравнить Спарту с Афинами: чем  же отличаются эти два полиса друг от друга, а чем они похожи между собой, для этого в ходе урока  продолжим с вами заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты. Колонка Афины  у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте.

Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте?

Ученики отвечают. В Спарте детей сбрасывали с обрыва.

Учитель: Да. А почему? Ученики дают разные ответы.  

Учитель подводит итог: Вот это и многое другое мы с вами и попытаемся выяснить.

Учитель: перед началом изучения новой темы давайте определимся, по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства?

Ученики отвечают, что необходимо познакомиться с его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой..

 1)        Географическое положение Спартанского государства.

 2)        Спартанцы и илоты.

 3)        Управление Спартой.

 4)        Спартанское воспитание.

(Цель и план урока написаны на доске)

Слайд 3.

4. Усвоение новых знаний

  1)        Географическое положение Спартанского государства.

  Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелопса».

 Слайд 4.

Сообщение заранее подготовленного ученика - Миф о Пелопсе.

   Учитель: Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Пришедшие с севера греческие племена  постепенно подчинили себе области Мессению и Лаконику. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой.

Слайд 5.

  1. Спартанцы и илоты.

Чтобы  понять, как жили спартанцы, необходимо познакомиться с природными условиями Спарты. Область Лакония, где располагалась Спарта, представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Еврот. Гаваней, удобных для мореплавания, в Спарте не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. В Спарте имелись запасы железной руды.

Слайд 6.

Учитель:

 - Предположите, каким занятиям населения благоприятствовали природные условия Спарты?

 - Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством, ни ремеслом. У них не были развиты ни наука, ни искусство.

 - Почему они так организовали свою жизнь?

Чтобы ответить на эти вопросы вы поработаете с текстом (распечатка на столах).

5. Работа с текстом.

«Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

 Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты».

Учитель: какое занятие у спартанцев было самым главным?

(Слушает ответы детей)

6. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Сдайд 7.

Учитель: теперь вы поработаете с учебником и ответите на вопросы. У вас 5 минут.

а)Задание: прочитать п.1 § 31 с.147.

б) Выяснить:

- кого называли илотами?

- какие обязанности существовали у илотов?

- как обращались с илотами спартанцы. Слайд 8.

Ученики;

1. Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.

2. Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов

3. Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству.

7. Работа с таблицей.

Учитель: Вы обратили внимание, что на столах у вас лежат таблицы. Давайте сравним Афины и Спарту. Что из сказанного мы можем занести в таблицу?

    Линии  

сравнения

Афины

Спарта

Население

Раб

Занятия

 

       

8. Работа с иллюстрацией учебника. Слайд 9.

Учитель: Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою. Ученик описывает, как выглядит спартанец и строит свои догадки, почему он так одет: шлем, щит, копье, короткий меч, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса. Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему? спартанцы носили во время войны красную одежду. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем.

  1. Управление в Спарте.

Учитель: Во главе государства стояли два царя – полководца из разных родов и Совет из 28 старейшин, который решал все важные вопросы. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть царей была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству.

Главной задачей государства было держать в повиновении илотов.

Учитель объясняет систему управления, организует зарисовку в тетрадь схемы управления.

      Слайд 10.              

Схема управления в Древней Спарте

Совет старейшин

2 царя – военачальники, командовавшие войском

28 старейшин-

самые достойные не моложе 60 лет

Народное собрание

Мужчины - спартанцы, не моложе 30 лет

Учитель:  Управление в этом полисе находилось в руках немногих.

Слайд 11.

Государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие).

Учитель предлагает внести новые полученные данные в таблицу и записать определение в тетрадь.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Управление

Закладываются основы дем  аристократии.

Олигархия - власть немногих

Учитель- Считаете ли вы систему управления в Спарте справедливой?

-Давайте подведем итог проделанной работе. Сравнили ли мы Афины со Спартой, выявили отличия?  

9. Проведение физкультминутки.

Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Я буду называть имена и понятия. Если то, что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши.

Будьте внимательны!

Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Гомер, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

    4)        Воспитание спартанцев.

    Учитель: а сейчас предлагаю вам погостить в военном лагере Спарты и познакомиться со спартанским воспитанием. ( сценка или фрагмент видео «Воспитание в Спарте»)

- Понравилась ли вам жизнь в Спарте?

- Кто нес большую ответственность за воспитание? родители или государство?

-  Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

-  С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

-  Почему питание мальчиков было скудным?

-  Какой должна быть речь спартанцев?

Сделайте вывод, для чего нужна была такая система воспитания?  Что вам в ней нравится?

10. Закрепление знаний.

Предположите, чтобы вас могло удивить в Афинах и Спарте. Что могло разочаровать? Какое государственное устройство вам больше нравится – афинское или спартанское?

Где бы вам больше хотелось  жить в Спарте или в Афинах? Почему?

Учитель предлагает обсудить задание из рубрики «Подумайте» в учебнике. (стр. 150, в. № 20)

-Где бы вам больше хотелось  жить в Спарте или в Афинах? Почему?

11. Рефлексия.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

-  сегодня я узнал…

-было интересно…

-я научился…

-меня удивило…

-мне захотелось

Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание.

7.    Домашнее задание: § 31.

Слайд 12.

Приложение

Сравнительная таблица Афин и Спарты.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

Спартанцы и илоты (рабы)

Занятия

Садоводство, Мореплавание

 Виноградарство

 Скотоводство (овцы, козы)

Основные занятия ремесло и торговля.

 

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

Управление

Закладываются основы демократии.

Власть немногих (спартанцев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.

Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Древняя Спарта"

Разработанный конспект занятия в 5 классе по теме "Древняя Спарта"...

Конспект урока "Древняя Спарта"

Урок в 5 классе "Древняя Спарта"...

Конспект урока "Древняя Спарта"

Разработка урока по истории в 5 классе по теме: "Древняя Спарта"...

конспект Урока Древняя Спарта

разработка урока на тему:Древня Спарта 5 класс...

Конспект урока по истории в 5 классе на тему "Древняя Спарта"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....