В заснеженных полях Подмосковья – решалась судьба Москвы
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Клепикова Светлана Анатольевна

Презентация посвящена 75-летию героической  обороны Москвы. Данная презентация может быть использована, как на уроках истории, так и для классного часа детей общеобразовательной  школы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья К данному событию ученики и учителя создали макет обороны столицы. Макет не отражает какое-либо конкретное историческое сражение под Москвой, а является собирательным образом, знакомящим с одной из трагических и героических страниц в истории нашей страны. Воссоздание событий того времени  знакомит учеников   с  техникой, обмундированием, фортификационными сооружениями военных лет. Слайды содержат большое количество характерных для военных событий иллюстраций и интересных исторических фактов,  позволяющих зрительно уловить информацию и усвоить её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл теория23.71 КБ
Файл презентация часть 11.46 МБ
Файл презентация часть 21.19 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель истории, классный руководитель 7 класса

Клепикова Светлана Анатольевна

Тема: «В заснеженных полях Подмосковья – решалась судьба Москвы….»

(К 75-летию битвы за Москву)

Цель: расширить знания  учащихся  о  историческом прошлом, о контрнаступлении под Москвой, о технике, обмундировании, фортификационных сооружениях.

Задачи:

Образовательные.

1.Знакомство учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, в битве за Москву 1941 г.-1942г.

2. Знакомство с героической обороной Москвы.  Значение битвы за Москву.

3. Познакомить  с  техникой, обмундированием, фортификационными сооружениями, представленными на макете.

Воспитательные.

1. Воспитывать чувство гордости  и патриотизма за героизм, мужество, за беззаветное служение своей Родины.

2.Способствовать развитию патриотических чувств – любви к малой Родине, чувства гордости за свою страну, свой город и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения.

Коррекционные.

1.Развивать умение, связно и развернуто излагать мысли.

2. Развивать умение поддержать беседу.

3. Развивать внимание, воображение, память.

Использование ИКТ на данном классном часе позволяет:

- разнообразить формы предъявления информации на уроке, увеличить эффективность подачи материала;                                                                                                                                                          - повысить интерес и мотивацию учащихся к теме урока;                                                               - увеличивать восприятие материала за счет увеличения количества наглядного материала; развивать произвольное внимание, память;                                                                                                     - организовать обратную связь «ученик – учитель».

Оборудование:

- Ноутбук, проектор, экран.

- Оборудование для практической работы.

- Макет обороны за Москву, созданный учащимися и учителями.

Ход.

Учитель:

2 слайд

Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу познакомить вас с нашей работой, макетом, к 75-летию битвы за Москву. К 75-летию кровопролитных боев  за Москву группа учителей и учащихся нашей школы подготовили макет битвы. Этот макет не отражает какое-либо конкретное историческое сражение под Москвой. Это собирательный образ, знакомящий с одной из трагических страниц  в истории нашей Родины. В работе над макетом принимали участие дети разного возраста и способностей. Учащиеся 8,9 класса владеют швейным и столярным делом. Они могут выпиливать, выжигать, шить. Дети 5-7 классов выполняли более простую работу: красили, склеивали.

3 слайд

Звучит музыка. (Гимн защиты Отечества). 22 июня  1941 года  на  рассвете войска фашисткой  Германии нарушили границы нашей Родины. Оккупанты  хотели лишить нас свободы, захватить земли и города. 
Началась Великая Отечественная война самая кровопролитная в истории человечества.
Враг напал на нашу мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. Весь советский народ от мала до велика, встал на защиту Отечества. Целью Гитлера была - Москва. 30 сентября 1941 г. немецко-фашистские войска приступили к операции «Тайфун». Ее задача— окружить и уничтожить советские войска под Москвой и овладеть столицей СССР. По замыслу фашистов столица должна быть разрушена, население уничтожено, а затем затоплено водами московских водохранилищ.

Сердце Москвы – Кремль - главная цель фашистских бомбардировок. Перед советским правительством встала задача «спрятать» Кремль. Больше месяца продолжались работы по маскировке Кремля. На месте Мавзолея возвели муляж трехэтажного здания. Трибуны перекрыли подвешенными полотнищами, раскрашенными под крыши домов. На кремлевских стенах нарисовали окна и двери. Зубцы покрыли фанерой, сымитировав крыши. Все старинные здания внутри Кремля стилизовали под обычные дома и густой краской закрасили древнюю позолоту куполов и крестов, закрыты чехлами красные звезды. Были прорисованы темной краской купола колокольни Ивана Великого, звонницы кремлевских соборов.  Каково было удивление летчиков Люфтваффе, когда они не обнаружили ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади!

4 слайд

Москва готовилась к обороне. На улицах Москвы и на подступах появились ряды заграждений: противотанковых ежей. Для макета противотанковые ежи изготавливали учащиеся 8 класса.

5 слайд

Суть заграждений состоит в том, чтобы задержать танки противника.  Чрезвычайно простые и удобные в производстве противотанковые ежи-звездочки  изготавливались из старых рельсов. Расставлялись звездочки через 4 метра в несколько рядов. Танк противника  застревал между рядами звездочек. Повреждал днище и выбывал из боя часов на 5. Однако, чем ближе к Москве, тем всё сложнее и  сложнее фашистам. Встречают всюду врагов заслоны. Женщины, старики, дети круглосуточно копают для обороны столицы траншеи, которые тянутся на много километров.  

6-7 слайд

Чем ближе к Москве, тем всё сложнее и  сложнее фашистам. Женщины, старики, дети круглосуточно копают для обороны столицы траншеи, которые тянутся на много километров, делают завалы из деревьев, чтобы не допустить врага в столицу. Траншея – это земляное сооружение, предназначенное для укрытия, перемещения  личного состава на поле боя, наблюдения и ведения огня, управление боем. По внешнему виду траншея представляла собой канаву, отрытую в земле. Траншея -это своеобразный, длинный коридор, по которому перемещались скрыто бойцы. Внутри траншеи хорошо  укреплялись. Траншеи на макете были изготовлены мальчиками 8 классов на уроках столярного дела.

8слайд

Было в траншее место, которое служило для командного пункта, укрытия, отдыха солдат. Это был блиндаж. В зависимости от материалов, блиндаж может быть построен из земли, дерева. В блиндаже отдыхали после изнурительных боев, писали письма домой родным и близким.

Продолжение . 2 часть презентации

1 слайд

Письма из дома - их так ждали на фронте, по многу, раз перечитывали, хранили. Фронтовое письмо имело вид треугольника, оно не запечатывались в конверт.

Ребята, я предлагаю Вам написать небольшое письмо в прошлое, обращенное к Вашим прадедам, ветеранам.

2 слайд

Приблизительный план письма деду  ветерану войны.

1. Приветствие.

2.Слова благодарности ветеранам.

3 слайд

Давайте научимся  их складывать  в «фронтовые треугольники» как показано на слайде по схеме. Пишем письмо ветерану, где благодарим его, рисуем радостные картинки.  Складываем справа налево вот так, чтобы получился треугольник. Складываем слева направо, деля тем самым полученный треугольник пополам. Загибаем углы прямоугольника. Закрываем письмо, вставляем «Зажим» в складки треугольника, чтобы крепко держалось. Я предлагаю положить готовые письма в командирский планшет.  Ваши письма мы передадим в Совет ветеранов. Каждое из них найдет своего адресата.

4 слайд

Ещё одно сооружение времен войны изображенное на нашем макете - ДОТ. (Долговременная огневая точка). Строительство ДОТа — дело трудное, долгое и затратное, требует квалифицированных строителей, может выполняться преимущественно в мирное время. Железобетонные сооружения, хорошо оборудованные с запасом продовольствия и вооружения. ДОТ защищает военнослужащих от пуль, осколков, авиабомб. Даёт возможность  вести огонь по противнику. Широко известен подвиг А. Матросова, который закрыл своим телом немецкую огневую точку. Таких подвигов в течение войны было зафиксировано более 270. Иногда в землю закапывались танки, которые служили Дотами.

5 слайд

Обращаю ваше внимание на плащ-палатку. Выполняет роль плаща и палатки, ею можно было укрыться от непогоды. При необходимости устройство плащ-палатки позволяет использовать ее для изготовления носилок или волокуш для транспортировки раненых или больных. Я предлагаю дети  опробовать нашу плащ-палатку. Дети могут одеть плащ-палатку. Попытаться использовать ее в качестве носилок.

6 слайд

На макете представлен легендарный  советский  танк  времен ВОВ  - танк Т-34 - конструктор Михаил Кошкин. Т- 34 средний танк, отличался повышенной маневренностью, развивал высокую скорость. Его броня располагалась не строго вертикально, а под некоторым углом,

 таким  образом, основная часть снарядов попадала в машину по касательной траектории и не могла ее пробить. Танк прост в управлении и в ремонте. «Тридцатьчетверки» были поистине танками-конструкторами: из двух не пригодных к восстановлению машин легко собиралась одна боеспособная машина. 

7 слайд

Сейчас мы с вами проведем небольшую игру.  На доске изображения танка Т -34, самолета, зенитки. Мы разделимся на 3 команды: первая команда будет зенитчиками, вторая команда танкистами, третья летчиками. Кто быстрее сложит пазлы своей техники и орудий. Победила команда……Молодцы!

8 слайд

Музей истории танка Т-34 . Уникальный музейно-мемориальный комплекс, целиком посвященный конкретному образцу вооружения, является данью уважения к легендарной боевой машине ХХ века – среднему танку Т-34 в Мытищах.

9 слайд

А теперь небольшая викторина, о том, что вы узнали сегодня на нашей встрече, тот, кто быстрее и точнее всех отвечает на вопрос, получает звездочку.

1.Фронтовые треугольники - что это?

2.Что такое Доты их применение.

3. Противотанковые ежи - это ежи, которые живут в танках?

4.Для чего нужны были на фронте траншеи?

5. Блиндажи – это …

6.Как использовалась  плащ-палатка?

7. Легендарный советский танк, часто использующийся  в компьютерных играх.

8. Конструктор танка Т-34

9. План по захвату Москвы Гитлером.

10. Для чего был замаскирован  Кремль  в годы войны.

Ребята, вы молодцы.

10 слайд

Рефлексия.

На доске изображен салют в честь разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.  Я предлагаю вам прикрепить  звездочки: тем кому было интересно – приклеивают красные звездочки; те, которые узнали новое приклеивают желтые  звездочки.

11 слайд

Спасибо всем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2016-2017 учебный год «В заснеженных полях Подмосковья – решалась судьба Москвы» ( к 75-летию битвы под Москвой) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

Макет битвы за Москву

Слайд 3

Фантастический проект по исчезновению с лица Москвы Кремля

Слайд 4

Линия обороны из противотанковых ежей.

Слайд 5

Наехав на противотанковый ёж - танк уже не мог продолжать скоростное движение - застревал, получая повреждения корпуса.

Слайд 6

Москвичи копают траншеи для обороны Москвы

Слайд 7

Траншеи на макете, мешки с песком, противотанковые ежи.

Слайд 8

Блиндаж предназначался для отдыха солдат, сна, приема пищи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фронтовые письма

Слайд 2

Приблизительный план письм о ветерану 1. Приветствие. 2 .Слова благодарности и пожелания ветеранам.

Слайд 3

Схема складывания фронтового письма 2 4 5 1 3

Слайд 4

ДОТ-долговременная огневая точка .

Слайд 5

Плащ-палатка —выполняет р оль плаща и палатки. При необходимости используется как носилки.

Слайд 6

Легендарный советский танк Т-34 на марше. Признан лучшим танком Второй мировой войны.

Слайд 7

На доске изображения танка Т -34, самолета, зенитки. Мы разделимся на 3 команды: первая команда будет танкистами, вторая команда летчиками, третья зенитчиками .

Слайд 8

Музей истории танка Т-34 . Уникальный музейно-мемориальный комплекс. Московская область.

Слайд 9

ВИКТОРИНА 1.Фронтовые треугольники- что это? 2.ДОТы их применение. 3. Противотанковые ежи- это ежи , которые живут в танках? 4.Для чего нужны были на фронте траншеи? 5. Блиндажи – это … 6.Для чего была предназначена плащ-палатка? 7. Легендарный советский танк, который часто используют в компьютерный играх. 8. Конструктор танка Т-34. 9. План по захвату Москвы Гитлером назывался – 10.Для чего был замаскирован Кремль в годы войны

Слайд 10

Рефлексия . Изображаем салют.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возникновение, развитие и выдвижение Москвы.Возникновение древних городов Подмосковья

Материал разработан по курсу "Родное Подмосковье" к учебнику Л.Ф.Греханкиной. Ко второй главе....

"Мы в битвах решаем судьбу поколений, мы к славе Отчизну свою поведем".

Рассказ о герое Великой Отечественной войны, участнике   Курской     битвы   Столярове Алексее Васильевиче...

"Судьба моя уж решена"

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"  Маранцман В.Г...

Судьба Земли решалась в Чернобыле...

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 8-11классов, посвященное памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС...

Тема проекта «Текут реки…» (Экология водной экосистемы Западного Подмосковья. Москва- река и река Вяземка)

Исследовательский проект «Текут реки…» - это результат командной работы учащихся 9 класса, которые не равнодушны к проблемам своего поселка, в частности  к экологическому состо...