Культура России 17 век Урок в 7 классе
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Рыбкина Любовь Ивановна

Конспект урока с презентацией и сопроводительным текстом

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура России XVII в. Литература Архитектура Живопись Театр

Слайд 2

Русская литература в XVII в. обретала новые черты, постепенно освобождаясь от груза отживших традиций. Авто- биографическая повесть Биографическая повесть Сатирическая повесть «Повесть об Улиании Осорьиной» «Житие Протопопа Аввакума» «Повесть о Шемякином Суде» Новые жанры литературы

Слайд 3

Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, названной современниками как «дивное узорочье». Теремной дворец царя Алексея Михайловича (архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов и др., 1635-1636 гг.)

Слайд 4

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском

Слайд 5

Церковь Троицы в Никитниках

Слайд 6

Церковь Троицы в Никитниках

Слайд 7

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Слайд 8

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Слайд 9

Жатва. Сцена из деяний пророка Елисея. Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1680 г.

Слайд 10

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Слайд 11

Спасская башня Московского Кремля (шатровый стиль)

Слайд 12

Стиль «Нарышкинское (Московское) барокко» Колокольня Новодевичьего монастыря Церковь Покрова в Филях Церковь Покрова в Филях

Слайд 13

Живопись XVII в. Появляются новые художественные идеалы, отражающие новые взгляды на мир человеческих отношений, науку, культуру. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686). На протяжении всего XVII в. очень медленно, но последовательно происходит освобождение от канона и превращение иконописца в живописца, а иконописи – в живопись. Творчество С. Ушакова позволяет проследить этот процесс.

Слайд 14

XVII в. – время зарождения русской светской живописи. Появляются первые портреты «с живства» (с натуры), которые стали называть парсуна (от лат. Persona – лицо, личность, персона) Один из самых ранних памятников портретного искусства – парсуна с изображением воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского – написана в иконописной манере на липовой доске. Но уже очевидно, что на смену лику, столь характерному для изображения святых, приходит лицо – узнаваемое, со своими неповторимыми чертами. М.В. Скопин-Шуйский. Первая половина XVII в. . Живопись XVII в.

Слайд 15

Иконописная условность постепенно преодолевается во второй половине XVII в. В 1680-90-е годы русские художники создают уже значительные произведения парсунной живописи. Царь Федор Алексеевич. Парсуна. 1686 г. Н.К. Нарышкина (мать Петра I ). Портрет. 1680-1690 гг. Н.К. Нарышкина (мать Петра Великого).

Слайд 16

Расширение связей с западноевропейскими государствами приводит к созданию профессионального театра в России. В 1672 г. В Москве был создан первый придворный театр. При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр. Широкое распространение получил бродячий театр. C:\2009-10\7г\РЫБКИНА\Придворный театр 17 века.jpg

Слайд 17

Рождение русского театра относят к 1672 г. Царь Алексей Михайлович разрешил завести при царском дворе «комедийную хоромину». Подготовка первого спектакля была поручена лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори. Сюжет пьесы – библейская история. В 1675 г. на русской театральной сцене был впервые показан балет, главным действующим лицом которого стал мифологический Орфей.

Слайд 18

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ: Каким же было главное направление развития русской культуры? С переходом от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от незыблемых канонов (установленных правил). Творения писателей и художников обрели индивидуальные, личностные черты. Так XVII век, внешне еще верный традиции, постепенно готовил культурный переворот Петровской эпохи.

Слайд 19

Автор: Рыбкина Любовь Ивановна, учитель истории Быковской СОШ № 14



Предварительный просмотр:

Сопроводительный текст к презентации урока по теме:

"Русская культура в XVII в. "

      Сл. 1. XVII век является переходным временем в развитии русской культуры. В нем тесно переплетается новое и старое, передовое и консервативное. В это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре нового времени.

                                             

                                                          Литература

    Сл. 2 Литература обретала новые черты, постепенно освобождаясь от груза отживших традиций, переставая быть только церковной. Появляются первые "светские" произведения, новые литературные жанры.. Появляются первые записи произведений устного народного творчества (исторических песен, былин, пословиц, поговорок).

Новые жанры литературы: бытовые повести, автобиографические и биографические повести, сатирические произведения. Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.

Архитектура

 Сл. 3    Не сразу Русь оправилась после потрясений Смутного времени. Москва и другие города долго лежали в развалинах. Только в 1619 г. возобновилась деятельность Каменного приказа, началось восстановление городов и новое строительство. В Кремле был возведен трехэтажный каменный Теремной дворец (1635-1636) для повседневной жизни царя. Архитектура дворца демонстрировала отступление от традиций древнерусского зодчества. Возросшее техническое мастерство позволило строителям стены дворца сделать тоньше, усовершенствовать отопление помещений, оконные рамы.  Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

  Сл. 4  В XVII в. продолжается строительство деревянных дворцов и храмов. "Восьмым чудом света" называли деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце насчитывалось 270 комнат. Затейливую кровлю покрывала деревянная черепица. Дворец казался поистине сказочным. Увы, жилые деревянные постройки, даже в хороших климатических условиях, редко сохраняются более 80 лет. В 1768 г. обветшалый дворец был разобран.

Сл. 5-6   Новые архитектурные решения особенно проявились в одном из наиболее совершенных произведений русского зодчества XVII в. - церкви Троицы в Никитниках, построенной в 1631-1634 гг. на средства купцов Никитниковых. Для украшения храма применялся специально формованный (штучный) кирпич. Белокаменные наличники окон и порталы церкви покрыты были растительным орнаментом и изображениями сказочных птиц. Стены церкви расписаны фресками. Храм производит впечатление увеличенной точеной игрушки.

Сл. 7     В 1652 г. завершилось строительство московской церкви Рождества Богородицы в Путинках. В облике этой церкви с наибольшей полнотой отразилось все новое, что привнес в архитектуру XVII век: многочисленные кокошники и наличники, провисающие "гирьки" шатрового крыльца, особая кирпичная кладка, наконец, храм венчают шесть шатров, три из которых - декоративные. Это придавало церкви дворцовый, светский облик. В 1652 г. ставший патриархом Никон, борясь с "обмирщением" в церковной архитектуре, запретил строить в столице каменные шатровые храмы.

Сл. 8-9  Церковь Ильи Порока в Ярославле.

 Сл. 10    Ради воплощения в камне идеи превосходства "священства" над "Царством" Никон повелел выстроить на берегах Истры единый православный центр - Новый Иерусалим. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (1656-1685) в плане точно повторяет храм Гроба Господня в Иерусалиме. Долгое строительство осуществлялось русскими мастерами по чертежам, моделям и описаниям, составленным паломниками, побывавшими в Святой земле. Никон хотел видеть храм суровым и аскетичным, а русские мастера создали "красоту неизглаголенную": в камне как бы претворились мечты о райской красоте, о светлой счастливой жизни.

   Сл. 11   Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624-1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Под руководством английского мастера Х. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне.  К концу века архитектурные украшения получили и другие башни Московского Кремля.

  Сл. 12        В конце XVII в. в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

     Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры. "Деревянные сказки" и "каменные песни" оставили нам в наследство наши предки, россияне семнадцатого столетия.

Живопись

Сл. 13     Живописные произведения в XVII в., как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усиливалось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей. На протяжении всего века очень медленно, но последовательно происходит освобождение от церковных канонов (установленных правил) и превращение иконописи  в живопись. Творчество одного из самых знаменитых живописцев - Симона Ушакова (1626-1686) - позволяет проследить этот процесс. Он писал фрески, иконы, миниатюры, резал гравюры. Художник был как бы укоренен в классической древнерусской традиции. Однако уже в иконе "Великий архиерей" (1656-1657), написанной для церкви Троицы в Никитниках, проступают элементы реализма (так, автор старается передать реальную форму глаз - со слезничками и даже ресницами - немыслимые в предшествующую эпоху детали!). Наиболее известным его произведением, неоднократно повторяемым автором, был "Спас Нерукотворный".

  Сл. 14.   Новым явлением в русской живописи в XVII в. стало возникновение и развитие портретной живописи. Первые портреты "с живства"(с натуры) стали называть парсунами. Одни из самых ранних - парсуны с изображением царя Федора Ивановича и воеводы князя  М.В. Скопина-Шуйского. Оба портрета написаны в иконописной манере. Однако, несмотря на традиционность, уже очевидно, что на смену лику, столь характерному для изображения святых, приходит лицо - узнаваемое, со своими неповторимыми чертами. Именно таким представляется на парсуне 1686 г. лицо юного царя Федора Алексеевича - не отстраненное от мира, а задумчивое, с едва заметной, робкой, глубоко затаенной улыбкой.

     В 1680-90-е годы русские художники создают уже значительные произведения парсунной живописи. Сохранились портреты матери Петра Великого и его дяди (Л.К. Нарышкина). В этих портретах художник отразил, уже без оглядки на старину, внутренний мир человека. Изменилась техника работы художника: тени получают реальный цвет. Глубже стало понимание самого живописного искусства.

Театр

Сл. 16-17.     Новым явлением для русской культуры стало открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России театра.  До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярморочные дни скоморохами и лицедеями для толпы.

     Царь Алексей Михайлович под влиянием своей  второй жены Натальи Нарышкиной и боярина А.С. Морозова разрешил завести при царском дворе "комедийную хоромину". Подготовка первого спектакля была поручена жившему в Немецкой слободе лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори. Первая труппа - 60 иностранцев, сюжет пьесы  - библейская история. Представления длились обычно несколько часов, зрители - царь, его семья и придворные.
    В 1675 г. на русской театральной сцене был впервые показан балет, главным действующим лицом которого стал мифологический Орфей. Благочестивый Алексей Михайлович смущался от того, что при дворе устраиваются соблазнительные пляски под музыку, но его переубедили: при всех европейских дворах это принято.

     Но после смерти сначала Г. Грегора, затем Алексея Михайловича в 1676 г.  его наследник сын Федор (ему еще не было 16 лет) большого интереса к театру не проявил, и никому другому до подобных увеселений дела не было. Театр снова возродится лишь спустя 30 лет при Петре 1.

Сл. 18.  Подведем итоги.  Главной отличительной чертой развития русской культуры XVII в. стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви. На смену средневековым представлениям пришло новое миропонимание. Достижения культуры XVII в. подготовили почву для последующего развития русской культуры в XVIII в.



Предварительный просмотр:

Урок «Культура России в XVII веке»    7 класс

Цели:

  • образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повседневной жизни людей в течение столетия.
  • развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков работы с текстом и предметным материалом.
  • воспитательная: воспитание уважительного отношения к традиционным ценностям.

Цель использования мультимедийных технологий на уроке: создание яркого, запоминающегося образа эпохи; формирование эмоционального отношения к предмету, развитие коммуникативной культуры.

Вступление (3 минуты)

Бытовая культура – это культура повседневности. Бытовая культура это дом, предметы обихода, одежда, кухня, то есть всё то, без чего не мыслимо человеческое существование. Знакомство с повседневной жизнью предков приближает далёкое прошлое, делает Великое более понятным и доступным. Дошедшие до нас предметы быта сохранили живое дыхание истории, прикосновение к ним – это приглашение в увлекательное путешествие. Пункт назначения нашего путешествия – XVII век.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (7 минут)

Историю и культуру творят люди: богатые и бедные, облечённые властью и совершенно бесправные, то есть, представители разных сословий. Повторим предыдущую тему «Сословия в XVII веке».

Слайд 2.

Тест 1. Найдите ошибки в тексте:

В XVII позиции дворян были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало боярство. Введение местничества окончательно лишило дворян возможности быстрого продвижения по службе.

Слайд 3.

Правильный текст: В XVII позиции бояр были серьёзно подорваны. Основным хозяином земель и крепостных стало дворянство. Отмена местничества в 1682 году дала дворянам возможность быстрого продвижения по службе.

Тест 2. Кто из представителей сословий является лишним в этом ряду?
Правильный ответ: лишний – крестьянин, так как все остальные – городские жители.

2. Изучение нового материала

  • Работа с инсталляцией (10 минут)

Крестьянский быт – это большая тема в истории культуры. Сегодня мы рассмотрим отдельные фрагменты повседневной жизни крестьян, используя возможности кабинета истории.

Каждая группа получает задание для работы с инсталляцией.

Инсталляция 1. Выберите предмет, который использовался для освещения жилища. Каким образом?

Решение задачи: это светец. Как правило, его вставляли в расщелину печи, а для предотвращения пожара на пол ставили корыто с водой.

Инсталляция 2. Какие продукты (из тех, что представлены в инсталляции) не могли быть на столе россиянина в XVII веке. Что готовили из оставшихся продуктов?

Решение задачи: картофель появляется в России только в XVIII веке. Остальные овощи чаще всего парили в печке. Такой способ приготовления не требовал большого труда, поэтому возникла поговорка: «проще пареной репы».

Инсталляция 3. Как называется предмет? Определите его назначение.

Решение задачи: это сельскохозяйственное орудие труда, которое называется цеп. Цеп использовался для обмолота зерна.

Инсталляция 4. Расположите друг против друга растения и продукты из них.

Решение задачи: колосья ржи – каравай чёрного хлеба; колосья пшеницы – каравай белого хлеба; стебли льна – волокно, из которого пряли нить, а затем ткали полотно.

  • Работа с презентацией (15 минут)

 Крестьянская жизнь текла медленно. Новое быстрее проникало в быт горожан. Отправимся в Москву вместе с иностранными послами.

Слайд. А. М. Васнецов. Мясницкие ворота (Москва XVII века)

В тот же день послы записали свои первые впечатления.

Задание.

В пяти-шести предложениях опишите, какой гости увидели Москву XVII века.

Примерный ответ: Русская столица – большой многолюдный город. Здесь живут люди разного звания и достатка. Богатый человек носит цветную одежду из дорогих тканей, а передвигается по городу в расписном возке, запряжённом несколькими парами лошадей. Каждый день через городские ворота в столицу въезжают сотни подвод с разными припасами и товарами. Церквей в Москве не счесть. Много богатых каменных палат, но большинство москвичей живут в деревянных хоромах, которых в столице более половины.

Действительно, даже состоятельные горожане предпочитали жить в деревянных домах, особенно зимой: тепло и привычно. Войдём в горницу традиционного русского дома.

Слайд. В горнице древнерусского дома

Удивительное впечатление тепла и уюта. Здесь очень много подробностей и непривычных предметов убранства. Остановим наше внимание на самом главном.

В слайде последовательно выделяются отдельные объекты и выслушиваются предположения учащихся по поводу их назначения и особенностей.

Объект 1.   «Печь с лежанкой изразцовой». Уточним: изразец – керамическая плитка, покрытая цветным узором, которую использовали для облицовки печей (кафель); лежанка – спальное место для детей и стариков;

Объект 2. Художественно-оформленный светец.

Объект 3. Окна, в которые вставлены разноцветные кусочки полупрозрачной цветной слюды. Одно из окон закрыто ставней. В XVII веке ещё не знали двойных рам, поэтому зимой приходилось часть окон закрывать наглухо.

Объект 4. Иконы в красном углу. В красный угол всегда сажали самого почётного гостя.

Объект 5. Обязательный предмет мебели – сундук. В этом сундуке хранится приданое, предназначенное для свадьбы дочери. В данный момент, видимо, происходит примерка нарядов и украшений.

Вопрос.

Имеются ли в горнице предметы, назначение которых вам непонятно? (Учащиеся по очереди с места лазерной указкой показывают заинтересовавший их предмет или деталь. Далее следуют комментарии учителя). 

Вопрос. Предположите, каким был уровень достатка людей, живших в этом доме?

Примерный ответ: Просторная горница, изразцовая печка, окна со вставками из цветной слюды, многочисленные и красивые предметы быта говорят нам о том, что в этом доме жили весьма состоятельные люди. Одежда богатых сословий, в отличие от простонародья, тоже была более разнообразной.

Слайд 4.

Льняная рубаха – основа женской одежды всех сословий.
Подол и оплечье рубахи украшались вышивкой. Внизу широкие рукава стягивались манжетом-запястьем.
Широкий сарафан надевали поверх рубахи. Голову незамужней девушки украшал кокошник, который оставлял открытой косу – девичью красу.

Летник - вид женской одежды, в зависимости от достатка его шили из разных материалов: от сукна до парчи.
Опашень с длинными рукавами и прорезями у плеч обычно надевали поверх летника в холодное время. Замужние женщины закрывали голову платком-убрусом, а зимой надевали шапку, напоминающую мужскую.
Кафтан-ферязь с очень длинными рукавами был основой мужской одежды. Рукава при необходимости подтягивали, собирая на руках в многочисленные складки. Ферязь была одеждой знати и подчёркивала пренебрежение к физическому труду. Недаром в народе возникла поговорка: «Работать спустя рукава».

Охабень – верхняя уличная одежда с широкими рукавами. Отличительной чертой боярского костюма была высокая (горлатая) шапка. Такие шапки шились из горлышек куниц или черно-бурых лис и служили знаком высокого боярского достоинства.
XVII век в истории России занимает пограничное положение между средневековьем и новым временем, которое начинается с Петра I. Поэтому в XVII веке уживаются традиции и те изменения, которые постепенно входят в жизнь людей.

Слайд. В горнице древнерусского дома 2

Вопрос. Что изменилось в убранстве древнерусского дома в XVII веке?

Предполагаемые ответы: кресло, скамейка-банкетка европейской работы; на стене картины; на столе привозная посуда.
Добавим, что в интерьере богатых домов можно было увидеть зеркала, часы, географические карты, шахматы. Постепенно новое проникало в быт богатого купечества.

Слайд. А. Рябушкин. Семья купца

(Закрепление изученного материала: в слайде последовательно выделяются те элементы мужского и женского костюма, о которых говорилось выше).

Вопрос. Какие изменения происходят в женском костюме?

Предполагаемый ответ: у младшей дочери купца платье необычного покроя.
Мужчины в XVII веке всё чаще бреют бороду и тоже облачаются в европейское платье, в основном, польского происхождения.

Слайд. 

Итог     Мы с вами совершили путешествие в XVII век. Вы познакомились с повседневной жизнью разных сословий. Из той далёкой эпохи в нашу жизнь пришли 2 пословицы. Кто запомнил из выступления экскурсовода?   «Работать спустя рукава»   т.е не прилагать усилий ведь длинные рукава  ферязя практически не позволяли что – либо делать.2 пословица пришла из крестьянского быта «Проще пареной репы» Что она означает сегодня? Овощи в то время парили в печке. Такой способ приготовления  не требовал большого труда.

8. Рефлексия

1. Что тебе дал этот урок?
2. Как оцениваешь свою работу?
3. Что вызвало наибольший интерес?
4. Были ли трудности?

Отметки за урок.     9. Домашнее задание: параграф 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России. Обощающий урок. 8 класс.

Итоговый урок по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России". Цели и задачи: 1) определить уровень знаний обучающихся основных понятий, закономерности размещения крупных равни...

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».

Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....

«Дидактический материал к учебнику «Духовно-нравственная культура России» для учащихся 3 класса»

Дидактические материалы адресованы учащимся 3 класса, изучающих курс «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы православной культуры».В представляем...

Конспект урока «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ». История России 8 класс. ФГОС.

Конспект урока «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ». История России 8 класс. ФГОС....