Восстание Спартака. 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Методическая разработка урока с применением элементов когнитивной технологии (КТО) (методики "Круги Эйлера", "вставьте пропущенное слово", "расставьте в нужном порядке", "исключите лишнее").

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия г. Гурьевска.

ВОССТАНИЕ СПАРТАКА.

5 класс.

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ КОГНИТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ (КТО).

Урок разработан учителем истории и обществознания

Бельской М.В.

г. Гурьевск.

Цель:

охарактеризовать  крупнейшее в древности  восстание рабов под предводительством Спартака.

Задачи:

Образовательные:  подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Развивающие: продолжить формирование умений делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты, работать с историческими источниками.

Воспитательные:  продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям.

Оборудование:

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. История Древнего мира: учебник для 5 кл. ОУ/– М.: Просвещение.

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2.  5 кл. –М.: Просвещение.

Мультимедиапроектор.

Ход урока:

I.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Рабство в древнем Риме»

1.Подготовка ответа по карточке. Методика «круги Эйлера».

Карточка.

Определите соотношения между понятиями, составьте логическую схему из заданных понятий и изобразите с помощью кругов Эйлера.

Круг №1. Население Рима.

Круг №2. Патриции.

Круг  №3. Плебеи.

Круг №4. Рабы.

Круг №5. Гладиаторы.

(Если учащиеся впервые знакомятся с методикой, то  круги необходимо подготовить заранее, при этом круг №1 будет самым большим  по размеру, а круг №5 - самым маленьким)

2.Дифференцированная работа с учащимися:

а) Беседа по вопросам:

-Кто такой раб?  (несвободный человек)

-Назовите источники рабства в Древнем Риме (долговое рабство, порабощение различных племен путем завоевания, захвата, прямого разбоя и грабежа)

б) Работа с историческими источниками.

Прочитайте  высказывания и ответьте  на вопрос:  

как римляне относились к рабству и рабам?

Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг. до н. э.) — римский учёный-энциклопедист и писатель:

«Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие — быки,  немые — повозки, лопаты, плуги».

 Марк Туллий Цицерон (106—43  гг. до н. э.) — известный римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель:

рабство «справедливо потому, что таким лицам рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно…  Господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т.п.). К рабам следует относиться как к наемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, что полагается».

Сенека ЛуцийАнней Младший( 4 г. до н.э. – 65 г.н.э.) – римский государственный деятель, философ и писатель.  Отрывок из  его  «Писем к Луцию»:

«Я с радостью узнаю от приезжающих из твоих мест, что ты обходишься со своими рабами, как с близкими. Так и подобает при твоем уме и образованности. Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья…Мне смешны те, кто гнушается сесть за стол с рабом…несчастным рабам нельзя раскрыть рот, даже чтобы сказать слово. Розга укрощает малейший шепот, даже случайно кашлянувший, чихнувший, икнувший не избавлен от порки: страданьем искупается малейшее нарушение тишины. Так и простаивают они целыми ночами, молча и не евши…Часто повторяют бесстыдную пословицу: "Сколько рабов, столько врагов". Они нам не враги – мы сами делаем их врагами. Я не говорю о жестокости и бесчеловечности, – но мы и так обращаемся с ними не как с людьми, а как со скотами».

II. Постановка целей и темы урока.

Сенека писал «Мы сами делаем их врагами»: бесчеловечное  отношение  римлян к рабам стало причиной  крупнейшего  в древности восстания, произошедшего в 74-71 гг. до н.э. в Италии.

Как проходило и чем закончилось восстание рабов? Изучением этого вопроса мы и займемся сегодня на уроке.

III. Изучение новой темы.

План.

1.Заговор гладиаторов.

2.Ход восстания.

3.Причины поражения рабов.

1.- Проверка задания  по карточке.

   - Работа учащихся с  текстом  с использованием методики "вставьте пропущенное слово" ( на месте  пропусков – ребусы, которые необходимо расшифровать )  Приложение 

2. - Рассказ учителя с использованием  интерактивной карты, заполнение учащимися  контурной карты  в рабочей тетради по ходу объяснения.

  - Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками «Последний бой Спартака». Ответ на вопрос: о  каких  личностных  качествах Спартака свидетельствуют описания?

Древнегреческий философ, биограф ПЛУТАРХ о восстании СПАРТАКА:

«Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы ему достанется много хороших коней от врагов, в случае же поражения он не будет нуждаться и в своем. С этими словами он устремился на самого Красса, пробиваясь сквозь оружие, и не замечал ран; однако он не добрался до Красса, хотя и убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец покинутый своими соратниками, бежавшими с поля, он стоял один, окруженный врагами, и, сражаясь, пал под их ударами».

Древнеримский историк  АППИАН о восстании СПАРТАКА:

«Произошла грандиозная битва, чрезвычайно ожесточенная вследствие отчаяния, охватившего такое большое количество людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено и выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его. Остальное его войско, находясь в полном беспорядке, было изрублено. Говорят, что число убитых и установить было нельзя... Тело Спартака не было найдено».

3. Обсуждение вопроса «Почему рабы потерпели поражение?»  

Причин  поражения фиксируются  в тетрадях учащихся.

а) войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян

б) у Спартака не было четкого плана действий

в) восставших обманули пираты

IV. Закрепление изученного на уроке.  Работа в парах.

- Расположите события в логической последовательности. Методика «расставьте в нужном порядке».

Восстание Спартака.

1.Заговор гладиаторов.

2.Поход армии рабов на  Сицилию.

3. Образование лагеря у горы Везувий.

4. Разгром отрядов  Спартака  римским  полководцем Крассом.

5. Поход армии рабов на север Италии.

6. Прорыв римских укреплений на перешейке.

-  Исключите лишнее понятие. Объясните, почему.   Методика «исключите лишнее».

 Красс, Ганнибал, Помпей, Лукулл.

V. Итог урока.

Домашнее задание: §51, письменный ответ  на вопрос «Произошло бы восстание рабов в Римской республике, если бы не было Спартака?»

Используемая литература.

  • Арсланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свеницкой и Ф.А. Михайловского. – М.: ВАКО.2009.
  • Бершадский М.Е. Когнитивная образовательная технология: построение когнитивной модели учащегося и ее использование для проектирования учебного процесса / Школьные технологии. - № 5, 2005.
  • Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2003.
  • Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. – М.: Издательство «Глобус». 2010.
  • Стробинская Г. История древнего мира. Рабочая тетрадь.5 класс. – М.: НПО «Школа»-издательство «Открытый мир».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вставьте пропущенное слово В гладиаторской школе города ( 1) возник заговор. Во главе его стоял (2 ) , родом из (3) - страны на севере Балканского полуострова. Некоторое время он воевал с римлянами, попал в плен и был продан в гладиаторы. Он подговорил рабов бежать. Семьдесят смельчаков, завладев кухонными ножами, напали на охрану и вырвались на свободу. Лагерь они устроили на вершине вулкана (4 ) . Капуи Спартак Фракии Везувий

Слайд 2

,,УЯ

Слайд 3

С К

Слайд 4

Ф ИЯ

Слайд 5

Е зувий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса на тему "Восстание Спартака"

Разработка содержит конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка урока по истории в 5 классе на тему "Восстание Спартака"

Данная разработка содержит в себе конспект урока и презентацию...

сценарий урока для 5 класса по истории "Положение рабов. Восстание Спартака"

План-сценарий урока в 5 классе по истории Древнего мира по теме "Положение рабов в Риме. Восстание Спартака" по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова....

Самостоятельная работа по истории в 5 классе тема: «Восстание Спартака»

Материал для проведения самостоятельной работы  по истории в 5 классе   тема: «Восстание Спартака»...

открытый урок истории в 5 классе по теме "Восстание Спартака"

Организация данного урока способствует формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории. Активизирует познавательные интересы учеников. Соответствует новым образоватеным стандартам....