Технологическая карта урока по теме "Свержение монархии"(9 класс).
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Мишина Ольга Валентиновна

Технологическая карта урока в рамках городского семинара школы - проектной площадки "Личностно-смысловое включение учащихся в учабную деятельность на уроках гуманитарного цикла".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sverzhenie_monarhii.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(Городской семинар «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках гуманитарного цикла»)

Разработчик: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №63 г. Самары Мишина Ольга Валентиновна.

Учебный предмет: история.

Класс:  9.

Дата проведения: 22. 10. 2015 г.

Учебная тема «Россия в 1917-1927 гг.».

Тема урока: «Свержение монархии».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: развитие у учащихся УУД ценностно-смыслового включения в учебную деятельность на основе событий Февральской революции.

Задачи  урока:

Образовательные

  1. познакомить учащихся с причинами, задачами, характером, движущими силами и политическими итогами Февральской революции 1917 года;
  2. сообщить о событиях, повлекших за собой смену власти, значение свержения самодержавия;
  3. раскрыть причины падения монархии;
  4. выделить объективные и субъективные факторы,  повлиявшие на февральские события в 1917 году;

Развивающие

  1. содействовать развитию умения анализировать исторические источники, проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа и самостоятельно делать выводы;
  2. совершенствовать навык перевода текстовой информации в графическую (таблица «До-после», «Fishbone»);

Воспитательные

  1. содействовать воспитанию чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому нашей Родины.

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные с указанием содержания ориентировочной основы действия (ООД)

1

2

3

4

5

6

1

Оргмомент урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Помогает учащимся разделиться по рядам.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

В основе ООД – привычный образ действий на рабочем месте.

оммуникативный вид используемого УУД)

2

Мотивация учебной деятельности

Метод создания проблемной ситуации в сфере значимых для учащихся ориентиров

Обращается к учащимся со словами:

- Ребята, сегодня мы продолжаем работать  над развитие определенного личностного качества, которое вы сами себе определили ранее.

Но, сегодня, я опять вижу, что многие не поменяли группу, по сравнению с прошлыми уроками.

Почему опять ты выбрал работу над своей неуверенностью? (обращение к 1 ряду)

Обращается ко 2 ряду:

А ты почему находишься в данной группе, ведь ты так уверенно отвечал на прошлом уроку?

Как вам это умение может пригодится в будущем?

Обращается к 3 ряду:

- А, ты почему, ……, решил сегодня присоединится к этой группе?

Отчеты учеников носят предположительный характер.

Отмечают в качестве причины своего пребывания на 1 ряду:

- на прошлом уроке мне все было понятно, но я хочу убедится, что в этот раз у меня получится выполнить задание самостоятельно.

- в будущем в профессиональной сфере мне пригодится больше уверенности, т. к. сегодня востребованы уверенные в себе личности, а чтобы быть уверенным, необходимо обладать хорошим уровнем знаний ;

- В качестве домашнего задание у нас была работа по составлению таблицы «Культура Серебряного века», при ее составлении много трудностей возникло, особенно по выявлению значения, того или иного культурного достижения, поэтому хочу побольше поработать над умением выделять главное и второстепенное.

- научиться различать важное и второстепенное в тексте, т.к. в современном обществе требуется учение работать с большим объемом информации за короткий промежуток времени, поэтому важно больше информации переработать, но при этом не потерять важное.

- На прошлых уроках мы приводили агалогии, но хотелось бы уже без вашей помощи, без подсказок находить эти аналогии и хотелось бы научится проводить параллели с современностью, ведь история повторяется.

УУД ориентации в системе моральных норм и ценностей.

В основе ООД – осознание ценности (установка) традиционных норм организации учебного труда.

(Личностный вид используемого УУД)

Приступим к работе. Для решения смысловых задач воспользуемся материалами темы «Свержение монархии».

Разговор сегодня пойдет о событиях февральской революции.

Сегодня на уроке вы должны:

  1. запомнить последовательность основных событий революции;
  2. уметь объяснять причины, называть предпосылки и повод в революции;
  3. уметь обосновывать отличия повода, причины и предпосылок революции.
  4. уметь выделять главные и второстепенные события революции.

Опережающее задание №1:

Отдельно в тетрадь выделите основные события Февральской революции на ваш взгляд.

Каждый раз при выполнении моих заданий не забывайте фиксировать себе основные события революции.

Задание №2.

Откроем параграф на стр.    и выполним следующее задание (на экране - задание).

Прочитайте пункт 1 параграфа 10 и назовите  причины февральской революции, ее предпосылки, повод и задачи. На выполнение задания отводится 3 минуты.

Подходит к каждому ряду и уточняет алгоритм работы ряда учащихся.

Подходит к 1 ряду и уточняет:

Готовы отвечать?

Что смущает?

Руку будете поднимать?

Способ различения причин и повода определили для себя?

Подходит ко второму ряду:

Выделили главное и второстепенное?

Составили возможный алгоритм или план решения задачи?

Подходит к третьему ряду:

Какими аналогиями будете пользоваться при выявлении причин и повода?

С какими событиями будете проводит аналогию?

Можно ли провести аналогии с современностью?

Проверка задания.

Вызывает представителя от 1 ряда, который отвечает за трибуной.

Диалог с учениками.

Почему забастовка на Путиловском заводе не является причиной революции?

Задание №»3.

Прочитайте пункт № 4

и ответьте на вопрос: «В чем состояли особенности новой формы власти, сложившейся в России после отречение Николая II от престола?»

Особенности:

  1. сложилась ситуация двоевластия, на доске схему смотрим (представитель 2 ряда ее рисует)

Петросовет  и Временное правительство

меньшивики       кадеты и октябристы

эсеры

Где впервые были созданы советы рабочих?

Были ли подобные ситуации в российской истории ранее? (к 3 ряду обращаюсь);

Задание №1.

Возвращаемся к опережающему заданию.

Восстановите последовательность событий

Обращается ко 2 ряду:

-«Какие события вы считаете ключевыми в революции?».

- Почему именно эти события а не …….?

- Были ли аналогичные события в других революциях?

В чем сходство и отличия революции от подобных ситуаций?

Осознают и принимают задачу обретения подобного опыта, как важнейшую задачу самовоспитания.

Выстраивают алгоритм действий, вносят коррективы в свои размышления и действия.

Представитель 1 ряда выходит к доске:

Предпосылки революции:

  • Слабость самодержавной власти;
  • продовольственные трудности;
  • продолжение войны;
  • бездействие правительства;
  • революционные настроения в армии;
  • усиление национальных противоречий на окраинах России; нерешенный вопрос о земле;
  • тяжелое положение рабочих;
  • неудачи в Первой мировой войне.

Представитель второго ряда выделяет предпосылки:

Повод к революции

  • начавшиеся во второй половине февраля 1917 г. перебои с хлебом в Петрограде (из-за транспортных трудностей и слухов о резком обострении продовольственного кризиса, которые привели к значительному росту спроса на хлеб);
  • начавшаяся 18 февраля 1917 г. забастовка рабочих на Путиловском заводе в Петрограде с требованием повышения заработной платы; 
  • 23 февраля 1917 г. — стихийные демонстрации работниц, приуроченные к Международному женскому дню, с требованиями решения продовольственных проблем, прекращения войны и возвращения их мужей с фронта.

Объективная причина: нерешенность задач буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг.

Причины:

  • Самодержавие;
  • Помещичье землевладение и малоземелье крестьян;
  • Эксплуатация рабочих;
  • Неравенство народов российской империи;
  • Ограниченность и нарушение демократических прав.

3 ряд должен ответить:

Февральская революция 1917 года в России была вызвана теми же причинами, носила тот же характер, решала те же задачи и имела такую же расстановку противоборствующих сил, что и революция 1905 - 1907 гг. После революции 1905 - 1907 гг. продолжали оставаться задачи демократизации страны - свержение самодержавия, введение демократических свобод, решение жгучих вопросов - аграрного, рабочего, национального. Это были задачи буржуазно-демократического преобразования страны, поэтому и Февральская, как и революция 1905 - 1907 гг., носила буржуазно-демократический характер.

1ряд - выписывают особенности в тетрадь.

2 ряд – может составить схему, чтобы выявить особенности новой власти.

3 ряд - проводят аналогии с подобными явлениями в российской истории

3 ряд проводят аналогии советов в Иваново-Вознесенске и в годы Февральской революции,

проводит аналогии двоевластия в истории России.

Учащиеся отмечают отличия революции.

Предполагаемый ответ ученика:

«Но Февральская революция 1917 г. происходила уже в иной обстановке, нежели революция 1905 - 1907 гг. В преддверии Февральской революции резко обострились социальные и политические противоречия, усугубленные тяготами долгой и изнурительной войны, в которую была втянута Россия. Порожденная войной экономическая разруха и, как следствие ее, обострение нужды и бедствий народных масс, вызвали острую социальную напряженность в стране, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство не только левых и оппозиционных, но и значительной части правых сил политикой самодержавия. Заметно упал в глазах всех слоев общества авторитет самодержавной власти и ее носителя - царствовавшего императора. Невиданная по своим масштабам война серьезно потрясла нравственные устои общества, внесла небывалое ожесточение в сознание о поведение людей. Миллионные массы солдат-фронтовиков, ежедневно видевшие кровь и смерть, легко поддавались революционной пропаганде и готовы были пойти на самые крайние мер. Они жаждали мира, возвращения к земле, и лозунг "Долой войну!" в то время был особенно популярен. Прекращение войны неизбежно связывалось с ликвидацией политического режима, втянувшего народ в войну. Так монархия теряла опору в армии.

УУД реализации основ профессиональной  идентичности в поступках и деятельности.

В основе ООД – осознание ценности традиционных норм организации учебного труда.

(Личностный вид используемого УУД)

УУД формулирования собственного мнения и позиции.

В основе ООД – правила построения простых и сложных предложений.

(Коммуникативный вид используемого УУД)

УУД аргументирования своей точки зрения и построение плана предполагаемых действий

(Регулятивный вид используемого УУД)

Возврат к учебным задачам:

Итак, сегодня на уроке:

  1. Восстановили  и запомнили последовательность основных событий революции;
  2. Выявили  причины, называть предпосылки и повод в революции;
  3. Научились отличать причины от предпосылок и повода.
  4. научились выделять главные и второстепенные события революции.

Выполнение этих задач позволило нам решить смысловые задачи урока: «Какие конкретно были решены тобой задачи?».

Ответы учащихся:

-Я более уверенно стала чувствовать себя у доски, т.к. я знаю, что мне делать чтобы не растеряться у доски;

-Я научился выделять главное, схемы очень помогают в данном случае;

- Сегодня я для себя нашел много аналогий, что позволяет мне сделать вывод, что многие процессы и явления в истории имеют спиралевидный характер.

УУД осознания недостаточности имеющегося опыта по решению поставленной проблемы.

В основе ООД – инновационный образ (способ) действий в проблемной ситуации.

(Познавательный вид используемого УУД)

            Заместитель директора по НМР      ___________________________________   /Л. В. Тимошенко

Приложение.

Причина - это явление или обстоятельство, которое служит основанием чего-нибудь. Часто это основание обуславливает другое действие или явление.

ПРЕДПОСЫЛКА - то, что является условием другого. 

Повод - это обстоятельство или предлог, который может быть основанием для чего-нибудь (как для действия, так и для бездействия), это случай, который можно использовать с определенной целью.

Задачи - это то, что требует исполнения, разрешения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА в 4 классе. Тема урока: Что ты можешь узнать в зоопарке?

Технологическая карта урока английского языка в 4 классе по теме "Что ты можешь узнать в зоопарке?" по УМК Кузовлева. ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ТЕМА УРОКА: «Как быть здоровым»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний применение их на практике. Форма урока: защита проектов на тему «Здоровый образ жизни»....

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...